Глава 9. Выполнение спортсменом тренировочной и соревновательной деятельности
Разминка создает условия для работы на фоне мобилизованности функциональных систем. После разминки и небольшого периода врабатывания (после старта во время соревнований) вегетативные функции достигают необходимого или предельно возможного уровня. В первый период работы наблюдается даже «эффект перерегулирования», относящийся к возбуждению нервной системы и мобилизации энергоресурсов. Избыточное начальное возбуждение, необходимое на старте для преодоления инерции покоя, наблюдал Ю.И. Данько.
Характерно, что длительность периода высокой возбудимости короче, чем длительность периода врабатывания, следовательно, механизмы начального избыточного повышения возбуждения несколько иные, чем механизмы врабатываемости. Затем происходит стабилизация функциональных параметров деятельности, свидетельствующая об устойчивом состоянии организма.
Истинное и ложное устойчивое состояние |
Стабилизация вегетативных функций, наступающая вслед за врабатыванием, в зависимости от интенсивности работы может быть на разном уровне. В одном случае уровень функционирования вегетативных систем обеспечивает необходимое для окисления продуктов обмена количество кислорода. В другом случае интенсивность деятельности и расход энергии настолько велики, что поступающий в организм кислород не может обеспечить полное окисление промежуточных продуктов, возникающих при химических реакциях в мышцах. В связи с этим английский физиолог и биохимик А. Хилл выдвинул понятия об истинном и ложном устойчивом состояниях.
Истинное устойчивое состояние характеризуется равновесным состоянием обмена, т.е. когда во время работы поступает кислорода ровно столько, сколько необходимо для окисления. При этом организм далеко не использует своих возможностей: максимально возможное потребление кислорода — 5,5 л, а потребляется во время работы, например, всего 2 л. Устойчивое состояние возникает не с началом работы, а через 3—4 мин.
В первые же минуты имеется кислородный дефицит, т.е. часть промежуточных продуктов обмена не успевает окисляться. Этот дефицит должен быть ликвидирован. Возникающее явление задолженности (кислородный долг) может погашаться во время самой деятельности, если работа не слишком интенсивна, но может оставаться до окончания работы и погашаться только после ее прекращения.
Устойчивое состояние обеспечивается у разных людей разными механизмами. У одних наблюдается повышенная доставка кислорода за счет увеличения легочной вентиляции. У других при относительно небольшом увеличении этого показателя отмечается высокий коэффициент диффузии кислорода в легких и его повышенная утилизация. У третьих устойчивое состояние достигается в основном за счет повышения функции органов кровообращения, что сочетается с относительно умеренным усилением внешнего дыхания.
Большая по интенсивности работа протекает на фоне «ложного устойчивого состояния», во время которого потребление кислорода значительно уступает нужному количеству. Например в 1 мин требуется 6,5 л кислорода, а предел поступления равен 5,5 л. Некоторое время максимально потребляемое количество кислорода постоянно, поэтому создается впечатление устойчивого (оптимального) состояния, но эта устойчивость обманчива, так как баланс кислорода во время работы не достигается, организм не получает достаточного количества кислорода. Вследствие этого при ложном устойчивом состоянии образуется кислородный долг, который покрывается уже после работы. Естественно, что накопление большого количества промежуточных продуктов, в том числе и молочной кислоты, отрицательно влияет на работоспособность спортсмена. Устойчивое предельное потребление кислорода (на уровне «кислородного потолка») продолжается 6—10 мин, после чего оно снижается.
Факторы, влияющие на величину изменения вегетативных функций во время работы |
Изменение вегетативных функций во время работы зависит прежде всего от интенсивности деятельности. Чем интенсивнее работа, тем в большей степени изменяются физиологические функции и показатели, характеризующие работу вегетативных систем: пульс, артериальное давление, частота и глубина дыхания. Однако такое соответствие касается только внешних показателей, характеризующих состояние транспортных систем, снабжающих работающие органы кислородом, гликогеном и выводящих углекислый газ.
Внутренние процессы не находятся в соответствии с изменением интенсивности работы человека. Так, потребление кислорода при работе максимальной интенсивности ниже «кислородного потолка», а кислородный долг небольшой, так как за время работы вегетативные процессы не успевают развернуться до своего предела. Да и кровяное давление изменяется неоднозначно: максимальное давление увеличивается с увеличением интенсивности работы, а минимальное, поднявшись незначительно при работе средней интенсивности, начинает снижаться при работе субмаксимальной и максимальной интенсивности.
Изменения вегетативных функций и энерготраты зависят от уровня тренированности спортсмена. На одну и ту же нагрузку тренированный дает меньшую вегетативную реакцию и затрачивает меньше энергии, чем нетренированный или плохо тренированный.
Уменьшение энергозатрат на одну и ту же работу с повышением роста тренированности получило название эффекта экономизации. Рациональная техника, которой овладевает спортсмен, помогает снизить энерготраты на производимую работу, однако особой роли этот фактор, очевидно, не играет. Так, по данным итальянского физиолога Р. Маргариа, рациональная техника бега позволяет сэкономить не более 7% энергии.
Еще одним фактором, влияющим на энерготраты и величину вегетативных сдвигов, является индивидуальный, т. е. наиболее удобный стиль деятельности в частности такое его выражение, как способ раскладки сил во время работы. Например, велосипедисты, участвующие в гонках на шоссе, имеют следующие способы раскладки сил на дистанции: более быстрое начало и более медленный финиш; постепенное набирание
скорости и сильное финиширование; равномерный график
скорости на протяжении всей дистанции.
Г.Г. Илларионов отмечает, что если опытным велосипедистам предложить работать с раскладкой сил, противоположной привычной и удобной для них, то физиологическая «стоимость работы» возрастает и удлиняется период восстановления.
Наконец большое влияние на выраженность вегетативных реакций и на энерготраты при работе оказывают психофизиологические состояния. При эмоциональном возбуждении; вегетативные сдвиги выражены больше, хотя работа, которую человек выполняет, остается прежней. Так, при развитии в процессе работы скуки и апатии, которые сопровождают состояние монотонии, вегетативные сдвиги и энерготраты уменьшаются (при сохранении постоянной интенсивности работы и даже при ее некотором увеличении).
Таким образом, наблюдающиеся в процессе длительности изменения физиологических функций и биохимических процессов определяются двумя компонентами: физической (или умственной) работой и эмоциональным фоном, на котором протекает эта работа. Очевидно, изменение последнего и приводит к повышению или снижению физиологической стоимости работы, так как изменяется психическая регуляция этой работы: при психической напряженности (перед соревнованиями, экзаменами, при переходе на неудобный способ выполнения деятельности) возрастает, при психической приторможенности (монотонии) или комфортности (работа в удобном стиле) снижается.
При устойчивом состоянии вегетатики и даже при некоторой степени нарушения этой устойчивости спортсмен сохраняет высокую эффективность деятельности на заданном (или выбранном им самим) уровне. Однако часто внешний эффект: поддержание заданной скорости бега точности выполнения задания и т.п.— не раскрывает во многих случаях изменения внутреннего состояния, а иногда в значительной степени маскирует его. Различные психофизиологические состояния, появляющиеся на фоне устойчивой работоспособности, обусловлены непосредственным влиянием производимой работы и условиями деятельности спортсмена.
Остановимся на состояниях монотонии, психического пресыщения, утомления и операциональной напряженности.
Монотонная деятельность в тренировочном процессе и состояния, вызываемые ею |
Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Особенно характерна монотония для тренировочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Фактор монотонности уменьшает эффективность работы, лишает ее творческого элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит недостаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность, впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных занятий.
Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.
Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях, в одиночку, при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений, что имеет место при обучении методом «по частям»; к этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.
Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии следует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее развивается монотония, другие (и это больше отвечает действительности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в небольшом темпе.
Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотонность возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Вследствие этого происходит отдача с «суженным объемом внимания» (X. Бартенверфер).
Однако переживание монотонности не является обязательным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине отрицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости.
Наоборот, заинтересованность в работе и полнота обратной связи, идущей к спортсмену от тренажеров, не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировочной нагрузке. Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, неприятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно значимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.
Монотонность работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением психической сферы спортсмена и получило название монотонии. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере» в раздражительности спортсмена и получило название психического пресыщения.
Состояние монотонии. Монотония представляет собой качественно особое состояние, о котором можно судить по определенным критериям. Различают субъективные и объективные признаки, характеризующие состояние монотонии.
Субъективные переживания. Имеется целая гамма субъективных симптомов: падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности и т. д. Такое богатство переживаний монотонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает равнодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, затем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота). Эти переживания рождают такие явления, как ослабление внимания, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т. д. В возникновении этих субъективных переживаний большую роль играет мотивационная оценка осуществляемой деятельности. Если, например, после выполняемой тренировочной работы ожидается что-то важное и интересное, то работа кажется однообразной и слишком длительной.
Объективные симптомы состояния монотонии. При наступлении состояния монотонии возникает сложная картина психофизиологических изменений. Показатели, характеризующие состояние уровней регуляции, связанных со сложными функциями и прежде всего с функцией внимания, ухудшаются. Вследствие этого спортсмен чаще начинает реагировать на дифференцировочные сигналы (например, на ложные выпады противника в боксе и в фехтовании).
Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи с чем спортсмен может опоздать своевременно принять решение. На фоне ухудшения сложных функций обнаруживается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (когда спортсмен отвечает только на один сигнал), увеличиваются мышечная сила и темп произвольной деятельности. Все это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоционально-мотивационной сферы возбуждение двигательной системы увеличивается. Следовательно, о двигательном утомлении при развитии монотонии, по крайней мере, на первых стадиях, не может быть и речи.
Своеобразно изменяются вегетативные показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхательные функции, энерготраты снижаются. Создается картина сдвигов, соответствующих успокаиванию организма, перехода его из рабочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос, становится глухим, а речь вялой.
Все многообразие изменений функций при развитии состояния монотонии можно объяснить следующим образом. Тот факт, что в первую очередь при монотонии страдают творческие функции, связано с образованием «мотивационного вакуума», выражающегося в потере интереса к работе.
Торможение, возникающее на этом уровне, снижение активации имеет следствием усиление парасимпатических влияний, в результате чего снижаются пульс, газообмен, энерготраты и мышечный тонус. Однако поскольку работа должна быть продолжена, то возникает противоречие: с одной стороны, снижается психическая активность человека, направленная на регуляцию и контроль за деятельностью, с другой — работа должна продолжаться при оптимальном состоянии центров, непосредственно управляющих рабочими действиями. Выход из этого положения человек часто находит в том, что повышает свою двигательную активность: увеличивает темп деятельности, мышечные усилия и быстроту простого реагирования на сигнал. Все указанные изменения не результат продолжающегося врабатывания при двигательной деятельности, а отражение механизмов саморегуляции, порой даже неосознаваемых. Укорочение простой зрительно-моторной реакции и нарастание возбуждения на двигательном уровне регулирования было обнаружено Н.П. Фетискиным и при выполнении однообразной умственной деятельности. Увеличение двигательной активности может быть следствием и активирующего, возбуждающего влияния ретикулярной формации и приводит к повышению активации нервных структур, связанных с бодрствованием, к нейтрализации до некоторой степени развивающегося торможения. Очевидно, в этих сдвигах находят отражение механизмы саморегуляции энергетического потока в центральной нервной системе.