Бодрствование, сознание, сон
Исходным состоянием для любой формы активности и бодрствования вообще является сознание. Сознание — это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус и взаимосвязь с окружающим, способность адекватно воспринимать и перерабатывать информацию.
С позиций физиологии, сознание — это результат активности всех структур мозга, особенно ретикулярной формации и коры больших полушарий.
Сознание — необходимый фон для любой формы обучения.
Однако было бы неправильно пренебрегать сферой подсознательного. В отечественной литературе долгое время сфера подсознательного не признавалась существенной, в то время как на Западе уже много лет внимание невропатологов сосредоточено на представлениях Зигмунда Фрейда и предложенном им методе психоанализа. На основе психоанализа специалистам удается выявлять и диагностировать психические отклонения, а также получать хорошие лечебные результаты.
Фрейдовское представление о подсознательной сфере основано на допущении господства инстинктов над рассудочной деятельностью, на признании значительной роли сексуального начала, трансформации сексуальной энергии в различные формы твоческой деятельности. Человеческая природа такова, что каждая личность стремится вытеснить из сознания в сферу подсознательного все воспоминания об отрицательных сторонах жизни, недостойных поступках. Вытеснения приводят к нарастанию психического напряжения, к неврозам. Негативные события зашифрованы в человеческих снах, в некоторых поступках и оговорках. Специалисты по психоанализу ставят перед собой задачу выявить зафиксированные в подсознании негативные переживания и воспоминания и перевести их в сферу сознания, оценить должным образом. Такие врачебные приемы приводят к излечению. Несмотря на многие спорные моменты в концепциях Фрейда и его последователей, важно отметить, что именно эти работы послужили стимулом для изучения сферы подсознательного.
Специальные исследования показали значительную роль подсознательного в жизни человека. Возможности деятельности подсознательной сферы весьма значительны. Человек может неосознанно воспринимать информацию (напр, гипнопедия — обучение во сне), может перерабатывать информацию — решать задачи, которые не поддавались сознательному решению; люди могут бессознательно действовать (снохождение) и т. д. П.В. Симонов считает целесообразным выделить 2 сферы; подсознание и сверхсознание. К подсознанию следует относить интуицию — способность неосознанно использовать свой прошлый личный опыт. Например, видя больного, врач нередко может без данных обследования сделать вывод о тяжести его состояния и поставить диагноз на основе интуиции.
К сверхсознанию относятся неосознанная деятельность мозга творческого плана — решение принципиально новых задач. В этих случаях говорят: «Меня как будто осенило, я понял то, над разгадкой чего бился столько времени».
Одним из состояний подавления сознания является сон. Загадка сна занимала человечество с древних времен.
Существовало и существует множество гипотез и теорий, которые так или иначе объясняют механизмы сна.
Одни ученые придают значение гуморальным механизмам, полагая, что сон вызывается появлением в крови специальных гипнотоксинов, или «бромгормона», выделяемого гипофизом. Особая роль приписывалась и отдельным веществам (серотонину, дофамину и т. д.), выделяемым определенными структурами мозга.
Другая группа теорий выдвигала представление о наличии центра сна (Гесс), локализующемся в области третьего желудочка, что подтверждалось опытами с раздражением этой области, приводящим к засыпанию.
Особую роль, как показали Моруцци, Мегун, Бремер и др., играет ретикулярная формация (РФ). Включение той ее части, которая оказывает облегчающее восходящее влияние на кору, неизменно приводит к засыпанию.
Нельзя не принимать во внимание теорию И.П. Павлова, считающего сон результатом генерализованного торможения в коре, распространяющегося на подкорковые центры.
П.К. Анохин представил схематично объединение 3-х вышеупомянутых теорий. В соответствии с его схемой, бодрое состояние характеризуется торможением центра Гесса, возбужденным состоянием ретикулярной формации и бодрым состоянием коры. Сон начинается с устранения тормозящего влияния утомленной коры на центр Гесса. Последний возбуждается и тормозит РФ. Она перестает оказывать облегчающее влияние на кору.
Торможение развивается в коре, спускается на подкорковые структуры и т. д.
Бодрое состояние: центр сна заторможен. РФ активирует кору. Сон: центр сна возбужден. РФ заторможена, кора не активируется. |
Рис.41. Сом. А — схематическое изображение ортодоксального (медленного) и парадоксального (быстрого) сна. Б — схема соотношения процессов в коре, ретикулярной формации и центре сна Гесса (по представлениям П.К. Анохина). В — различные состояния в электроэнцефалографическом изображении. |
Различают разные вилы сна: физиологический, патологический, наркотический. По суточному ритму — полифазный или монофазный. По энцефалографической картине — медленный (ортодоксальный), характеризующийся дельта-волнами, и быстрый — парадоксальный, сопровождаемый а- и даже ^-волнами, связанный, как доказано, со сновидениями и быстрыми движениями глазных яблок при опущенных веках. Поскольку при этом трудно разбудить спящего, такая форма сна и называется парадоксальной. Ученые приписывают этой форме сна большую роль. В эти моменты, которые периодически возникают, чередуясь с «медленным сном», выделяются в различных структурах мозга нейропептиды, способствующие консолидации памяти и некоторым репаративным процессам.
Лишение сна — депривация — приводит к нервному истощению и различным видам расстройств.
ПАМЯТЬ
В широком смысле под этим термином понимают следовые процессы, остающиеся в данной системе после действия раздражителей.
Память является основой обучения, личного и коллективного опыта. Лишь на базе памяти человечество получило возможность развиваться, вступило в эру цивилизации и т. д.
Виды памяти. Различают разные виды памяти в зависимости от того, из каких анализаторных систем она исходит: например, зрительная память, слуховая, эмоциональная, локомоторная и др.
Последовательность связанных с памятью процессов такова: поступление информации, переработка, хранение, воспроизведение; возможная утеря — забывание. Выделяют три вида памяти в зависимости от их временных характеристик и механизмов: 1. мгновенная, 2. кратковременная и 3. долговременная память.
Мгновенная память представляет собой как бы отпечаток в пределах периферического конца зрительного анализатора. Длится она секунды.
Примечание. Кратковременная память — циркуляция импульсов; долговременная память — изменение в синаптических процессах и молекулярных структурах клетки. Рис. 42. Виды памяти (А) и этапы формирования кратковременной и долговременной памяти (Б). |
Кратковременная память — следовые явления, остающиеся в нейронах соответствующих центров. Полагают, что это есть циркуляция, т. е. реверберация импульсов в пределах определенных групп нейронов, что связано с облегчением в цепи этих нейронов и с активацией синаптической передачи. Пример: вам назвали номер телефона, по которому надлежит позвонить. После разговора вы забываете этот номер. Следовательно, этот вид памяти имеет ограниченную длительность — минуты, часы.
Особым свойством этого вида памяти является ее хрупкость. Если после получения информации, которую необходимо запомнить, на человека или животное подействует какой-то экстремальный раздражитель (например, человек попал в аварию или животное получило разряд тока), то обычно наступает «ретроградная амнезия» — забывается, как бы стирается все то, что предшествовало и сопровождало раздражитель. Например, человека спрашивают после автомобильной катастрофы: «Как это случилось?» — «Не помню», «Куда вы ехали?» — «Не помню». В то же время память на все предшествующие события у пострадавшего сохраняется.
Консолидация следов информации, долговременная память. В тех случаях, когда информация зафиксирована в форме кратковременной памяти в определенных структурах, в конкретных системах нейронов возможна консолидация памяти — переход ее в долговременную. Такой процесс происходит при ряде условий: а) если информация обладает определенной ценностью для данного субъекта; б) если информация часто повторяется; в) в связи с неосознанными обстоятельствами: «Почему-то это особенно врезалось в мою память».
Консолидация, как полагают исследователи, может протекать по такой схеме: синапти-ческая передача активируется, медиаторы вовлекают в процесс мембранный фермент аде-нилатциклазу, под действием последней из АТФ формируется «второй мессенджер» — цАМФ. В присутствии ионов Са2+, Mg2+ и др. цАМФ приводит в действие процессы фос-
форилирования, активизирует протеинкиназу — это приводит к синтезу белков, что, по-видимому, и составляет основу хранения кода информации в нейронах. Так представляется ряду ученых сущность формирования долговременной памяти.
Информация, по-видимому, хранится на протяжении жизни. Воспроизводится она в различных условиях: а) произвольно; б) непроизвольно — «случайно»; в) непроизвольно в связи с определенными ассоциациями.
Долговременная память не разрушается экстремальными раздражениями. В процессе консолидации играют роль многочисленные нейропептиды, модуляторы и медиаторы. Большую роль приписывают, например, АКТГ, вазопрессину, эндорфинам и др. Различные структуры мозга — гиппокамп, фронтальная кора, миндалины, ретикулярная формация — играют определенную роль в формировании памяти. Вероятно также, что с помощью правого полушария в большей степени фиксируется образная информация, с помощью левого — вербально-логическая.
В ходе изучения памяти часто пользуются условным рефлексом, например, помещают крысу в камеру с двумя отсеками: светлым и темным, с отверстием в перегородке между ними. Крысы стремятся в темноту, но перепрыгивая в темную камеру, они получают разряд тока. Формируется условный рефлекс: крыса не идет в темноту. На этой модели изучают многие механизмы памяти. В свое время на базе таких экспериментов из крови обученных животных было выделено вещество, названное «скотофобином», которое вызывало боязнь темноты, будучи введено в кровь необученных животных.
В поисках вещества — носителя памяти ученые экспериментировали с «обучением» простейших — планарий. В частности, один из вариантов таких опытов — скармливание необученным планариям массы, состоящей из тел обученных планарий (опыты Мак-Конне-ла). Планарии-«каннибалы» при этом обучались значительно быстрее контрольных. Огромное количество экспериментальных данных все же не позволяет назвать точно гуморальные факторы, имеющие конкретное отношение к определенным механизмам памяти, опыты продолжаются.
МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ
Электрофизиологические эксперименты с использованием вживленных электродов позволяли физиологам изучать процессы в мозгу, связанные с формированием мотиваций, потребностей и эмоций, т. е. субъективной оценки (по шкале: хорошо — плохо) поступающей извне информации, а также субъективного восприятия собственной внутренней среды и аис-церальных систем. И. М. Сеченов говорил о «темном чувстве», имея в виду подавленность человека на основе импульсов из пораженного органа, воспринимаемых подсознательно.
Особую роль в развитии представлений о мотивациях и эмоциях сыграли опыты Олдса с самораздражением (40—50-е годы). Американский физиолог вживлял крысам раздражающие электроды в область гипоталамуса, затем помещал животных в специальную камеру, в которой цепь тока подключалась к электродам, а замыкать цепь крыса могла, нажимая на педаль ключа в камере. Благодаря замыканию, крыса получала раздражение центра, в который были введены концы электродов. При определенной локализации крыса начинала самораздражение и нажимала на ключ с максимальной частотой и необыкновенным упорством, продолжая эту акцию до полного истощения. Так был обнаружен в гипоталамусе «центр удовольствия» или «поощрения». Если электроды вживлялись в другую зону — первое же нажатие крысой педали вызывало резко отрицательную реакцию. Животное убегало в дальний угол камеры, проявляя признаки страха. Экспериментатор обнаружил, таким образом, и «центр наказания».
Опыты такого рода стимулировали развитие представлений о центрах мотиваций и эмоций.
Опыты с раздражением разных подкорковых структур через вживленные электроды, которые с помощью стереотаксиса вводились точно в определенные подкорковые структу-
ры, сделали возможным расшифровку физиологических механизмов таких психических состояний, как мотивации и эмоции.
Рис. 43. Эмоции и мотивации. Вверху — опыт Олдса, доказывающий наличие в гипоталамусе крысы «центра удовольствия». Если с помощью точно вживленных электродов путем нажатия педали крыса раздражает данный центр, то, получая при этом положительные эмоции, она продолжает нажимать педаль до полного истощения. Внизу—соотношение между возбуждением, торможением, тонусом симпатической и парасимпатической систем при эмоциональных состояниях различной модальности. |
Мотивации.В опытах были обнаружены центры голода, жажды, сексуальной активности, центры страха, ярости и др. Раздражение этих центров приводило к организации соответствующих поведенческих реакций. Основным субстратом этих видов деятельности оказалась лимби-ческая система. В состав лимбической системы входят структуры: извилины коры, гиппокамп, свод, миндалины, ядра гипоталамуса и некоторые другие подкорковые образования. В различных структурах лимбической системы заложены центры упомянутых моти-вационных программ.
Мотивационное возбуждение формируется по типу доминанты. В определенных структурах устанавливается очаг возбуждения, подавляя возбуждение других центров.
Мотивации бывают биологические, основанные на изменениях внутренней среды или гормональной сферы (голод, жажда, половое влечение). К таковым относятся и мотивации защиты индивидуума и защиты вида, оборонительные и родительские инстинкты. У человека, кроме того, развились социальные мотивации. Последние представляют собой сложные психические явления (напр, стремление к власти, богатству, знаниям, фанатизм различного характера и т. д.).
Любая мотивация сопровождается напряжением, требует поведенческой реакции, достижения результатов, устраняющих мотивацию. Например, голод -> чувство неудовлетворения -> поиски пищи -> насыщение -> чувство удовлетворения. У человека мотивации могут носить социально позитивную и социально негативную окраску. Без мотиваций невозможна целенаправленная деятельность.
Эмоции. Жизнь, лишенная эмоций, была бы бессмысленной. Эмоции возникают в тесной связи с мотивациями, а, следовательно, кора и лимбическая система играют решающую роль в их реализации.
Эмоции могут быть отрицательные и положительные. По своей силе и значимости они распределяются таким образом: 1). отрицательные эмоции: недовольство — огорчение — отчаяние и 2). положительные: удовлетворение — радость — восторг. Отрицательные эмоции протекают с широким вовлечением висцеральных систем. Обычным гуморальным фо-
ном служат катехоламины. Отрицательные эмоции могут быть выражены в 2-х формах: астенической — шока, страха и стенической — злости, ярости. Обе формы сопровождаются сдвигами в деятельности внутренних органов, нарушением нейро-гу моральной регуляции деятельности той или иной системы (известно, что в результате стрессовых ситуаций возникают такие заболевания как гипертиреоз, язва-желудка, гипертония и др.).
Сдерживаемые проявления эмоций, особенно, стенического типа, сопровождаются нарушением гормонального статуса. В древние времена гнев и ярость немедленно разрешались в двигательной активности (набросился на противника — драка). В век цивилизации такая разрядка невозможна, и нарушения нейрогу морального статуса, не устраняемые двигательной активностью, могут привести к невротическим и висцеральным заболеваниям.
УПРАВЛЯЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Положительные эмоции в высшей степени благотворно влияют на висцеральные системы. Врачи говорят: «Оптимисты быстрее выздоравливают». Умение врача завоевать расположение больного, вселить в него надежду на выздоровление, бодрость — все это создает реальные позитивные сдвиги в течении заболевания.
4ентр ярости: юзбужденный заторможенный |
Центр торможения ярости: заторможенный возбужденный стимосивер |
Рис. 44. Опыт X. Дельгадо — управляемое поведение через дистантное раздражение центра торможения ярости у быка с помощью вживленного прибора. «Стимосивер» /стимулятор-ресивер/ с запуском по радио. Шар — центр ярости, прямоугольник — центр торможения ярости. Сверху — бык разъярен, тореадор начинает посылать радиоволну. Внизу — стимосивер возбуждает центр торможения ярости — бык успокаивается. |
Раздражение положительных эмоциогенных зон вживленными электродами в виде эксперимента применялось в клинике и оказывало помощь в извлечении депрессивных состояний у больных. Вживление электродов в центр ярости или центр торможения ярости применялось испанским ученым X. Дельгадо для управления поведением животных. Так, например, нескольким обезьянам вживлялись в мозг маленькие приборы, включающие в себя миниатюрный приемник радиоволн, запускающий стимулятор и подающий ток на электроды. Устройство помещалось в мозг так, что концы электродов совмещались с «центром ярости». Экспериментатор с помощью радиопередатчика дистантно посылал сигнал, приемное устройство в мозгу, воспринимая сигнал, запускало стимулятор, и ток раздражал центр ярости. В результате обезьяны, до того мирно игравшие, вступали в драку.
Поведение можно корректировать с помощью нейропепти-дов. Однако, это проблема будущего. Исследователи в экспериментах с введением микродоз изучаемых пептидов в различные структуры мозга наблюдали изменения определенных функций. Такие исследования открывают широкие возможности для управления поведением.
Глава 10
ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (ОБЩАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ)
Понятие о железах внутренней секреции сформулировано И. Мюллером (1830). Немецкий физиолог Адольф Бертольд в 1849 году впервые установил, что пересадка кастрированному петуху в брюшную полость семенников другого петуха приводит к восстановлению исходных свойств у кастрата. Эту дату считают датой рождения эндокринологии. В 1889 г. Броун-Секар сообщил об опытах, проведенных на самом себе — вытяжки из семенников животных оказали на старческий организм ученого (а ему было 72 года) «омолаживающее» действие. Однако эффект омоложения длился недолго — через 2—3 месяца он пропадал. Но главное, что дали эти опыты — это мощный импульс для развития эндокринологии.
В 1901 г. русский исследователь Соболев Л. В. доказал, что панкреатическая железа обладает способностью секретировать физиологически активное вещество, которое было идентифицировано в 1921 г. Ф. Бантингом и Ч. Бестом как инсулин. В 1902 г. Старлинг и Бейлис выдвинули идею о существовании секрета, способствующего выделению панкреатического сока. Именно Старлинг дал ему название «гормон» — побуждаю к действию, к активности. В дальнейшем эндокринология интенсивно развивалась и продолжает развиваться в наши дни. Все больше становится очевидным, что продукция физиологически активных веществ — это функция не только желез внутренней секреции, но и многих традиционно неэндокринных органов. Желудочно-кишечный тракт, почки, печень, сердце продуцируют гормоны и гормоноиды.
Еще в конце прошлого века в кишечнике были обнаружены хромаффинные клетки, которые интенсивно окрашивались хромом. В последующем подобные клетки были выявлены в пищеводе, бронхах и других отделах дыхательной системы. Австрийский патолог Фейр-тер, обнаруживший эти клетки, объединил их в паракринную систему, считая, что в них продуцируются вещества, подобные гормонам. Английский гистолог Пирс в 50-х годах нашего века обнаружил, что асе эти клетки способны поглощать вводимые извне аминокислоты — предшественники гормонов, и расщеплять их путем декарбоксилирования, а из их остатков синтезировать гормоны. Он назвал этот процесс «Амине Прекурсор Аптейк энд декарбоксилейшн». Первые буквы четырех этих слов составили аббревиатуру — АПУД (1968 г.). Клетки получили название — «апудоциты». Сейчас уже известно более 50 типов апудоцитов, синтезирующих около 50 гормонов, в том числе — серотонин, мелатонин, адреналин, гистамин, инсулин, гастрин, секретин, панкреозимин (холецистокинин), вазоак-тивный интестинальный гормон, бомбезин, энкефалины, эндорфины, инсулин и многие другие. В целом, системе АПУД уделяют большое внимание в связи с тем, что без апудоцитов нарушается нормальная деятельность организма.