Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала

Физиология с основами анатомии

Учебное пособие

Хабаровск

Год

Составитель:

Зав. каф. нормальной физиологии д.м.н. Е.Н.Сазонова

Рецензенты:

Доц. каф. анатомии человека Е.Ю.Животова

Доц. каф. патологической физиологии Г.Н.Дубинина

Учебное пособие «Физиология с основами анатомии» включает методические материалы для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов 1 курса, обучающихся по специальности 060301 – фармация (очное отделение).

Введение

За последние годы существенно изменились функции провизора аптечной сети. Производственная деятельность, связанная с приготовлением лекарственных форм, переместилась на промышленные предприятия. Одновременно с этим активизировалась совместная работа аптек со специалистами медицинских учреждений, установился тесный контакт с пациентами, нуждающимися в лекарственной терапии. Профессиональная деятельность провизоров потребовала достаточной медико-биологической подготовки.

Цельизучения физиологии с основами анатомии человека -научиться анализировать и использовать принципы и закономерности жизнедеятельности клеток, тканей, органов и целостного организма человека, обеспечивающих адаптацию, гомеостаз организма и сохранение его здоровья.

Изучение морфологии и физиологии человека является важным звеном в системе фармацевтического образования, при котором необходимо понимание изменений функции в условиях действия лекарственных веществ. Морфологические науки изучают строение организма и составляющих его систем и органов. Физиология исследует процессы жизнедеятельности организма на уровне его систем, органов, тканей и клеток. Физиология и морфология - дисциплины, тесно связанные между собой; так как функционирование и структура организма взаимообусловлены.

В учебном пособии представлены методические указания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов 1 курса фармацевтического факультета по 34 лабораторным занятиям учебного плана. В методических указаниях к каждому занятию приводятся цели занятия, контрольные вопросы для самостоятельного изучения, список рекомендуемой литературы, рекомендации к проведению лабораторной работы, ситуационные задачи. Методические указания к некоторым занятиям также имеют блок дополнительной информации, которая отсутствует в рекомендуемой литературе в концентрированном и доступном для студентов 1 курса виде. В структуре методических указаний к каждому занятию присутствует домашнее задание, которое должно быть выполнено письменно при подготовке к занятию. В конце учебного пособия представлены банк тестовых вопросов и контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология с основами анатомии».

Занятие № 1

Тема занятия: Предмет и задачи физиологии и анатомии.

Методологические подходы в физиологических и

Морфологических науках. Уровни организации живой материи

Цель занятия: определить роль морфологических наук и физиологии в системе фармацевтического образования; понять иерархический принцип организации живой материи.

Знать Уметь
1. Определения базовых понятий физиологии. 2. Виды регуляторных влияний в организме человека.   1. Выявлять на гистологических препаратах базофильные и эозинофильные структуры. Пояснять окраску гистологического препарата исходя из химического строения цитологических структур. 2. Пояснять основные этапы приготовления нервно-мышечного препарата лягушки, как объекта классической физиологии.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Предмет изучения анатомии, цитологии, гистологии, физиологии.

2. Общая характеристика морфологических (анатомических, гистологических, цитологических) и физиологических методов исследования.

3. Основные понятия физиологии: раздражимость, возбудимость, раздражитель, гомеостаз, адаптация. Классификация видов раздражителей.

4. Основные механизмы регуляции функций в организме человека.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала.

Под руководством преподавателя проанализировать основные этапы приготовления гистологического препарата. Оформить протокол по методам исследования в морфологии.

Провести микроскопирование препарата, окрашенного гематоксилином и эозином. Дать понятие базофилии и эозинофилии (оксифилии).

Наиболее распространенной окраской в гистологии является окраска двумя красителями – гематоксилином и эозином. Эта окраска позволяет по-разному окрасить структуры клетки, имеющие разную химическую реакцию. Структуры клетки, в которых преобладают кислотные ионы (например, нуклеиновые кислоты ДНК и РНК) окрашиваются основным (щелочным) красителем гематоксилином в синий цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются базофильными («базис» - основание; «филео» - любить). Структуры клетки, в которых преобладают основания (обычно это цитоплазма) окрашиваются кислым красителем эозином в розовый цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются эозинофильными (или оксифильными).

В выводе указать достоинства и недостатки морфологических методов исследования.

Работа № 2.

Наши рекомендации