Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала
Физиология с основами анатомии
Учебное пособие
Хабаровск
Год
Составитель:
Зав. каф. нормальной физиологии д.м.н. Е.Н.Сазонова
Рецензенты:
Доц. каф. анатомии человека Е.Ю.Животова
Доц. каф. патологической физиологии Г.Н.Дубинина
Учебное пособие «Физиология с основами анатомии» включает методические материалы для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов 1 курса, обучающихся по специальности 060301 – фармация (очное отделение).
Введение
За последние годы существенно изменились функции провизора аптечной сети. Производственная деятельность, связанная с приготовлением лекарственных форм, переместилась на промышленные предприятия. Одновременно с этим активизировалась совместная работа аптек со специалистами медицинских учреждений, установился тесный контакт с пациентами, нуждающимися в лекарственной терапии. Профессиональная деятельность провизоров потребовала достаточной медико-биологической подготовки.
Цельизучения физиологии с основами анатомии человека -научиться анализировать и использовать принципы и закономерности жизнедеятельности клеток, тканей, органов и целостного организма человека, обеспечивающих адаптацию, гомеостаз организма и сохранение его здоровья.
Изучение морфологии и физиологии человека является важным звеном в системе фармацевтического образования, при котором необходимо понимание изменений функции в условиях действия лекарственных веществ. Морфологические науки изучают строение организма и составляющих его систем и органов. Физиология исследует процессы жизнедеятельности организма на уровне его систем, органов, тканей и клеток. Физиология и морфология - дисциплины, тесно связанные между собой; так как функционирование и структура организма взаимообусловлены.
В учебном пособии представлены методические указания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов 1 курса фармацевтического факультета по 34 лабораторным занятиям учебного плана. В методических указаниях к каждому занятию приводятся цели занятия, контрольные вопросы для самостоятельного изучения, список рекомендуемой литературы, рекомендации к проведению лабораторной работы, ситуационные задачи. Методические указания к некоторым занятиям также имеют блок дополнительной информации, которая отсутствует в рекомендуемой литературе в концентрированном и доступном для студентов 1 курса виде. В структуре методических указаний к каждому занятию присутствует домашнее задание, которое должно быть выполнено письменно при подготовке к занятию. В конце учебного пособия представлены банк тестовых вопросов и контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Физиология с основами анатомии».
Занятие № 1
Тема занятия: Предмет и задачи физиологии и анатомии.
Методологические подходы в физиологических и
Морфологических науках. Уровни организации живой материи
Цель занятия: определить роль морфологических наук и физиологии в системе фармацевтического образования; понять иерархический принцип организации живой материи.
Знать | Уметь |
1. Определения базовых понятий физиологии. 2. Виды регуляторных влияний в организме человека. | 1. Выявлять на гистологических препаратах базофильные и эозинофильные структуры. Пояснять окраску гистологического препарата исходя из химического строения цитологических структур. 2. Пояснять основные этапы приготовления нервно-мышечного препарата лягушки, как объекта классической физиологии. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Предмет изучения анатомии, цитологии, гистологии, физиологии.
2. Общая характеристика морфологических (анатомических, гистологических, цитологических) и физиологических методов исследования.
3. Основные понятия физиологии: раздражимость, возбудимость, раздражитель, гомеостаз, адаптация. Классификация видов раздражителей.
4. Основные механизмы регуляции функций в организме человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала.
Под руководством преподавателя проанализировать основные этапы приготовления гистологического препарата. Оформить протокол по методам исследования в морфологии.
Провести микроскопирование препарата, окрашенного гематоксилином и эозином. Дать понятие базофилии и эозинофилии (оксифилии).
Наиболее распространенной окраской в гистологии является окраска двумя красителями – гематоксилином и эозином. Эта окраска позволяет по-разному окрасить структуры клетки, имеющие разную химическую реакцию. Структуры клетки, в которых преобладают кислотные ионы (например, нуклеиновые кислоты ДНК и РНК) окрашиваются основным (щелочным) красителем гематоксилином в синий цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются базофильными («базис» - основание; «филео» - любить). Структуры клетки, в которых преобладают основания (обычно это цитоплазма) окрашиваются кислым красителем эозином в розовый цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются эозинофильными (или оксифильными).
В выводе указать достоинства и недостатки морфологических методов исследования.
Работа № 2.