Критика идеалистических и метафизических теорий этиологии болезни
1. Монокаузализм (mono – один, causa – причина) – механистическое учение, признающее значимость только причин и отрицающее роль условий в возникновении заболевания. Его возникновение связано с бурным развитием микробиологии и разработкой представлений об инфекционном процессе. Сторонники этого направления в медицине утверждали, что для возникновения инфекционных болезней вполне достаточно проникновения инфекционного возбудителя в организм, а реактивность организма, его индивидуальная восприимчивость, условия жизни не имеют никакого значения. Это учение материалистическое, но механистическое, так как слишком упрощенно толкуется роль этиологического фактора. Сторонники этого направления в медицине считали причинную связь единственной связью, а она, как известно, является только частицей всеобщей связи. Они не признавали значимость условий, а саму каузальную связь превращали в простую механическую связь, утверждая, что то, что содержится в причинном факторе, то и содержится в следствии. Такого, как известно, не бывает: при воздействии на живой организм какого–либо причинного фактора на последствиях этого воздействия обязательно скажется и роль условий.
Сторонники это направления в понимании этиологии сводят на нет роль врача и возможность, улучшая условия жизни человека, влиять на возникновение и развитие заболевания.
2. Кондиционализм (лат. conditio – условие) – субъективно–идеалистическое направление в медицине, отрицающее объективную причинность возникновения болезней и подменяющее категорию причины понятием суммы равноценных по значению условий. Появление этого направления в медицине было связано с дальнейшим развитием естествознания, и в частности микробиологии, сторонники которого попытались опровергнуть монокаузализм. Их утверждения базировались на тех наблюдениях, когда проникновение патогенных микробов в организм человека не всегда сопровождалось развитием заболевания: нужны были определенные условия, которые, по их мнению, играли решающую роль. Ферворн и Ганземан утверждали, что принцип каузальности устарел. Они отвергали существование причины, выбросив таким образом из всеобщей связи причинный фактор и тем самым обезоружив практическую медицину. Кондиционалисты нивелируют значение конкретной причины той или иной болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям и игнорируют принцип причинности.
Это учение идеалистично (так как отрицает причину), антинаучно (всякое явление можно понять только на основе знания причины), реакционно (если болезнь случайное стечение обстоятельств, то, следовательно, нет радикального лечения и профилактики).
3. Конституционализм – направление в медицине, согласно которому решающее значение для возникновения и течения болезни имеют определенные особенности конституции организма, обусловленные неполноценностью его генотипа и передающиеся из поколения в поколение. Это учение базируется на формальной генетике: если есть дефект в генах, то болезнь проявится обязательно. С позиций формальной генетики признавалась фатальность – неизбежность заболевания при генных изменениях. Это учение антинаучно, реакционно. На этом учении базируется фашизм, расизм. Оно оправдывает многие неэтические действия врачей (стерилизацию неполноценных людей). Конституционалисты считали, что медицина сохраняет жизнь неполноценных людей и увеличивает банк патологических генов. Конституционалисты недооценивают роль окружающей среды в возникновении болезней.
Монокаузализм и кондиционализм в их первоначальном виде уже нигде не встречается. Однако, современные варианты кондиционализма в виде "полиэтиологизма", "теории факторов", "факторов риска" широко бытуют не только за рубежом, но и в отечественной медицине. Пропагандируются концепции "болезней цивилизации", "социальной дезадаптации", "холизм". Под предлогом социальных проблем медицины формируются субъективно–идеалистические и биологизаторские установки в понимании здоровья и болезни человека.
4. Полиэтиологизм, полиэтиология – направление в этиологии, согласно которому одна и та же болезнь может быть вызвана различными причинами. Это направление возникло в связи с тем, что некоторые болезни, патологические процессы могут возникать под действием различных по своему характеру факторов окружающей среды. Установлено, например, что причиной злокачественного роста может быть ионизирующее излучение, воздействие химических веществ, вирусов. Все эти разнообразные патогенные факторы повреждают генетический аппарат клетки – в итоге развивается неконтролируемая пролиферация.
Иногда разные причины могут вызвать один и тот же клинико-анатомический синдром, действуя на разные пусковые механизмы. Например, артериальная гипертензия может возникать как при различных поражениях почек, так и при опухолях мозгового слоя надпочечников. Пневмония может быть вызвана пневмококками, стафилококками, стрептококками, вирусами и т.д.
Однако в большинстве случаев за термином "полиэтиологичность" скрывается не действительное разнообразие причин, вызывающих болезнь, а незнание ее этиологии, подменяемое различными гипотезами, предположениями, рассуждениями о так называемых "факторах риска". Именно таким образом в настоящее время нередко объясняют причины атеросклероза, язвенной болезни, холецистита. Таким образом, к термину "полиэтиологичность" следует относиться критически и всегда искать действительную причину заболевания.
5.Разновидностью современного кондиционализма являетсятеория факторов, исходящая из признания множественности причин, условий и их взаимовлияния. Сторонники этой теории утверждают, что болезни человека возникают вследствие сочетанного действия на него многих равнозначных, равноценных факторов: плохого питания, отрицательных эмоций, плохих жилищных условий, перенесенных заболеваний. Теория факторов противоречит научным представлениям о причинно–следственных связях, поскольку заменяет причину следствием или подменяет главную причину группой многочисленных, но нередко второстепенных факторов и условий, пытается доказать равнозначность социальных и биологических факторов, подменить социальные факторы биологическими. Получается асинхронизм такого порядка: "люди болеют потому, что бедны, а бедны, потому что больны".
6. Болезни цивилизации. В современной зарубежной литературе встречается все больше публикаций, авторы которых придают универсальное значение в развитии патологических процессов, заболеваний социальным факторам, рассматривая цивилизацию как наиболее общую причину и условие возникновения и распространения сердечно–сосудистых, нервно–психических заболеваний, злокачественных новообразований, травматизма и других заболеваний, характерных для индустриально развитых стран. Говорят о социальной дезадаптации и утверждают, что болезнь – это результат нарушения приспособления организма к социальной среде.
7. Холизм (греч. holos – весь, целый) – направление в понимании человека, согласно которому его жизнь управляется неким духовным началом, непознаваемым "фактором целостности", от которого зависит здоровье человека, его заболевания.
8.В последние десятилетия как в отечественной, так и особенно в зарубежной медицине отчетливо выявились две группы ученых:
а) одни преувеличивают роль биологических факторов в этиологии и патогенезе заболеваний(биологизаторство) без учета социальных факторов;
б) другие преувеличивают роль социальных факторов в жизни человека и происхождении заболевания(социологизаторство).
Диалектико-материалистическая концепция исходит из принципа, что биологическое в этиологии опосредуется через социальное. Социальные факторы опосредуют наиболее ранние этапы развития болезни: предболезнь, начало болезни; они создают у людей особые, свойственные только человеку болезни: инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, психические заболевания, язвенная болезнь и др. Важнейшим аппаратом социального опосредования здорового и больного человека является нервная система и высшая нервная деятельность, а нервно–психический фактор является важнейшим в этиологии и патогенезе многих болезней человека: сердечно–сосудистых, эндокринных, аллергических и др.
9. Фактор риска – общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения.
10. Психосоматика (греч. hsyche – душа + soma – тело) –направление медицинских исследований, изучающее влияние психических факторов на возникновение и течение соматических болезней. Факт влияния состояния психики на процесс возникновения и характер развития соматических болезней сомнений у медиков не вызывает. Однако между отдельными направлениями психосоматики имеются существенные различия в объяснении патогенетических механизмов и избирательности (специфичности) влияния психогенного фактора на возникновение соматических расстройств.
Проблема психосоматических соотношений рассматривается главным образом на основе субъективно–идеалистических психодинамических концепций, согласно которым определяющее значение придается межличностным и внутри–личностным конфликтам, формирующимся обычно в раннем детском возрасте и впоследствии проявляющимся в виде различных соматических расстройств. Ряд сторонников этого направления пытается установить зависимость между характером соматического заболевания и специфическими чертами личности больного, типом эмоционального конфликта.
Недостаток этих психосоматических концепций заключается в том, что они строятся в основном на произвольных, обычно психоаналитических толкованиях. Так, гипертоническая болезнь якобы возникает у лиц с постоянным внутренним напряжением, вызываемым подавлением агрессивных реакций. Экзема в детском возрасте рассматривается как выражение нарушенных связей между ребенком и матерью. Язвенный колит нередко встречается якобы у лиц, страдающих комплексом неполноценности. Спекулятивный характер подобных толкований, невозможность их экспериментальной проверки и недостаточность клинического подтверждения ставит под сомнение научную состоятельность этих психодинамических концепций в психосоматике.