Исследование особенностей бинаурального слуха
Способность человека слышать двумя ушами получила название бинаурального слуха. Благодаря бинауральному слуху человек способен точно локализовать источник звука в пространстве. Один из механизмов локализации звука основан на разнице в силе звука в обоих ушах вследствие их различной удаленности от источника звука.
Для работы необходимы: фонендоскопы с одинаковыми и разными по длине трубками, спирт, ватные шарики.
Методика: Испытуемый сидит на стуле, закрыв глаза и не вращая головой. Убедитесь в способности испытуемого локализовать звук, хлопая в ладоши спереди, сзади, справа, слева от него. а) Вставьте в уши испытуемого трубки фонендоскопа одинаковой длины. Чашечку фонендоскопа поместите за спину испытуемого. Хлопните в ладоши перед фонендоскопом и предложите локализовать звук. б) Вставьте в уши разные по длине трубки другого фонендоскопа и также поместите его за спину испытуемого. Повторите исследование. Обычно испытуемый локализует звук со стороны короткой трубки.
Рекомендации к оформлению протокола: 1. Зарисуйте схему, поясняющую механизм локализации звука во втором случае. 2. Объясните выявленный в эксперименте механизм локализации звука. 3. В выводе укажите роль бинаурального слуха в жизнедеятельности человека и функциональное значение периферического отдела органа слуха. 4. Нарисуйте общую схему строения слуховой сенсорной системы, дайте характеристику свойств её основных отделов.
Ситуационные задачи:
1. Пациенту закапали в глаза раствор атропина, после чего он стал плохо видеть близко расположенные предметы, зрение вдаль не изменилось. Каков физиологический механизм этого нарушения?
2. У пациента наблюдается резкое ухудшение зрения в сумерках, днем острота зрения нормальная. Почему?
3. При исследовании полей зрения у человека обнаружено, что латеральные части изображения левого и правого глаза отсутствуют. В каком участке зрительного анализатора повреждение?
4. При исследовании полей зрения у человека обнаружено, что левые половины обоих глаз не видят. В каком участке зрительного анализатора повреждение?
5. Темной звездной ночью, рассматривая небо, в центре поля зрения мы видим небольшое количество ярких крупных звезд, а по периферии - множество звезд разной величины и яркости. Объясните это явление.
6. Как изменится функция зрительной сенсорной системы при полном повреждении затылочных долей коры больших полушарий?
7. После длительной поездки в автобусе у человека наблюдаются: головокружение, тошнота, частый пульс, бледность и потливость кожных покровов, неадекватная освещению ширина зрачков, тремор конечностей, нетвердая походка. Как объяснить такие симптомы?
8. На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. У него зарегистрировали ЭЭГ. Какой метод исследования использовался? Какие изменения ЭЭГ позволили опровергнуть ложное утверждение обследуемого?
Занятие № 33
Тема занятия: Высшая нервная деятельность.
Врожденные и приобретенные формы поведения.
Физиология условных рефлексов
Цель занятия: Изучить основные физиологические механизмы приобретенных форм поведения, закономерности условнорефлекторной деятельности организма человека.
Знать | Уметь |
1) Формы врожденных и приобретенных видов поведения. 2) Понятие «условный рефлекс», механизмы формирования условного рефлекса. 3) Виды торможения условного рефлекса. | 1) Использовать знания о правилах выработки условных рефлексов для процессов научения. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.
3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
Дополнительная информация:
Таблица 17
Сравнительная характеристика
Условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Врожденные, отражают видовые особенности организма | Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма |
Относительно постоянны в течение жизни особи | Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи |
Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически | Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям |
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) | Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих животных |
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители | Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители |
Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать | Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение |