Синхронизация биоритмов

Суточные ритмы биохимических процессов и физиологических функций строго организованы, т. е. биоритмы согласованы во времени, или синхронны. Например,

* Гелиобиология — раздел биофизики, исследующий влияние активности Солнца на зем­ные организмы.

ЦСС и частота дыхания соотносятся как 4 : 1 (72:18, 80:20). Именно это соот­ношение обеспечивает оптимальное снабжение тканей кислородом и согласуется с ритмами обмена веществ.

Согласно такой организованности биоритмов, существуют эндогенные (внут­ренние) и экзогенные (внешние) факторы, которые играют роль «датчиков време­ни». Так, у спелеологов (более 100 человек), которые находились в пещерах в усло­виях полной изоляции от внешних «датчиков времени» (смены освещения, трудо­вой деятельности, информации о событиях во,.внешнем мире и т. д.) изменялось субъективное ощущение времени и цикл сон'/- бодрствование. Например, у од­ного спелеолога длительность бодрствования продолжалась 45 ч, а сон — 20 ч, а он оценил бодрствование в 14 ч, сон — в 8-^fO ч. Такая десинхронизация ритмов объясняется наличием эндогенных и экзогенных механизмов, которые определя­ют ритмическую структуру функций живого организма.

Существует несколько теорий о природе эндогенных и внутренних факторах. В 1976 г. была разработана хрононгипотеза, согласно которой в структуре ДНК есть участок — «хронон», контролирующий биоритмы. Согласно же мультиосцил-пяторной модели биоритмов (лат. multi — много,;oscillatio — колебание), в организ­ме существует множество водителей ритма — пейсмейкеров (англ. рясе — скорость, темп, make — делать). Они генерируют колебания, т. е. являются осцилляторами. Пейсмейкеры могут находиться как в клетках органов, так и вне функционирую­щих клеток.

Общая синхронизация осуществляется внешними факторами. К ним отно­сятся геофизические факторы: фотопериоды (день-ночь), колебания геомагнит­ного поля Земли, значительные изменения температуры среды и др.

Для современного человека большое значение имеет изменение филогенети­чески сложившегося стереотипа. Человек — существо дневной активности, но в современных условиях он нередко вынужден работать в ночную смену. Из-за де­фицита времени у человека решение многих бытовых проблем переносится на ве­черние и ночные часы. Такие социальные факторы изменяют эволюционно свойст­венные человеку биоритмические процессы.

Таким образом, живым организмам свойственна наследственно закрепленная цикличность многих физиологических процессов, т. е. биоритмы имеют эндоген­ную природу. Однако в организации колебательных процессов в организме, в их интеграции, большую роль играют экзогенные факторы: геофизические (для жи­вотных и человека) и социальные (для человека).

Нервные и гуморальные механизмы ритмической организации физиологичес­ких функций

Впроцессе эволюции выработались сложные механизмы нервной и гумораль­ной регуляции биоритмов, их оптимальная синхронизация. Наиболее изучены механизмы регуляции циркадианных биологических ритмов, которые возника­ют в результате суточных колебаний освещенности и других геофизических фак­торов.





синхронизация биоритмов - student2.ru



               
    синхронизация биоритмов - student2.ru
      синхронизация биоритмов - student2.ru
      синхронизация биоритмов - student2.ru
  синхронизация биоритмов - student2.ru
 
 
 

синхронизация биоритмов - student2.ru

синхронизация биоритмов - student2.ru

Запуск циркадианных колебаний и их взаимосвязь осуществляется деятель­ностью центрального нервного механизма, который выполняет пейсмейкерную функцию. Для реализации действия центрального пейсмейкера, передачи его «ко­манд» к органам и тканям необходимо участие гуморального, прежде всего гормо­нального, звена регуляции.

Свет является основным фактором, который определяет деятельность суп-рахиазматических ядер (СХЯ) как биологических часов. Информация о свето­вом режиме поступает в СХЯ из сетчатки глаза. Они получают также сигналы от других отделов мозга (афферентные входы) и посылают импульсы к различным мозговым структурам (эфферентные входы). Через эфферентные пути СХЯ участ­вуют в регуляции ритмической деятельности эндокринной системы, кровообра­щения, пищевого поведения и других функций.

Другой структурой, важной для ритмической организации функций, являет­ся эпифиз, или шишковидная железа. Эпифиз — нейроэндокринный трансдуктор, т. е. орган, передающий информацию об освещенности среды от нервной систе­мы к эндокринной. В клетках эпифиза синтезируется биологически активное ве­щество — мелатонин. Активность синтеза мелатонина зависит от времени суток: в темную фазу суток он максимален, в светлую — минимален. Вырабатываемый эпифизом мелатонин поступает в гипоталамус. Таким образом, через мелатонин СХЯ связаны с гипоталамусом, в частности, с его нейросекреторными клетками, вырабатывающими нейрогормоны и регулирующими гормональную функцию пе­редней доли гипофиза. Мелатонин тормозит гипоталамическую нейросекрецию, что, в свою очередь, снижает выработку тройных гормонов гипофиза и вызывает уменьшение активности периферических желез внутренней секреции.

Наши рекомендации