Зарисовка схем основных прессорных и депрессорных рефлексов человека

С помощью преподавателя зарисуйте схемы депрессорного рефлекса Циона-Людвига и прессорного рефлекса Геринга. Обозначьте элементы рефлекторных дуг. Опишите физиологические эффекты, реализуемые при участии этих рефлексов. Обратите внимание на отделы вегетативной нервной системы, участвующие в реализации прессорных и депрессорных рефлексов.

Работа 2.

Аускультация тонов сердца человека в покое и при физической нагрузке.

Для работы необходимы фонендоскопы. Изучите на схеме места наилучшего прослушивания тонов. У испытуемого при помощи фонендоскопа прослушайте в указанных точках грудной клетки тоны сердца в покое и после физической нагрузки (15 приседаний за 15 с). Сравните звучность и длительность тонов сердца у испытуемого в разных состояниях.

В выводах объясните происхождение тонов, сопоставьте их с фазами сердечного цикла. Опишите возможные причины изменения тонов сердца при физической нагрузке, используя миогенные, нервные и гуморальные механизмы регуляции частоты и силы сокращения миокарда.

Ситуационные задачи:

1. Человеку с лечебной целью ввели атропин (холинолитик). Изменится ли работа сердца в этом случае?

2. У животного стимулируется периферический конец перерезанного в шейном отделе левого блуждающего нерва. Какие эффекты проявятся в этом случае?

3. У животного фармакологически блокировали альфа-адрено-рецепторы. Изменится ли работа сердца при стимуляции симпатических нервов сердца?

4. В вольер с собакой, у которой произведена аутотрансплантация сердца, пустили зайца. Собака побежала за ним. Изменится ли работа сердца у этой собаки? Ответ объясните.

5. У животного при неизменной частоте сердцебиений частично пережали аорту, что привело к увеличению сопротивления в ней. Венозный приток остался неизменным. Как измениться сила сокращений левого желудочка?

6. При интенсивной физической деятельности ЧСС значительно увеличивается. Однако МОК при этом может уменьшиться. Объясните этот результат.

7. У больного приступ тахикардии. Под рукой нет необходимых лекарств. Как можно попытаться оборвать приступ?

Занятие № 25

Тема занятия: Анатомия, гистология и физиология

Кровеносных сосудов. Регуляция тонуса сосудов

Цель занятия: Изучить морфологические и функциональные особенности кровеносных сосудов в малом и большом кругах кровообращения, основные законы гемодинамики. Познакомиться с общими клинико-физиологическими методами их исследования, видами и механизмами регуляции сосудистого тонуса.

Знать Уметь
1) Виды кровеносных сосудов, особенности строения сосудистой стенки. 2) Миогенные, нервные и гуморальные механизмы регуляции тонуса сосудов. 1) Рисовать схему эфферентной иннервации кровеносных сосудов. 2) Исследовать характеристики пульса человека (частоту, ритмичность, наполнение и напряжение). 3) Измерять артериальное давление у человека непрямым методом (по Рива-Роччи и по Короткову).

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Анатомическая и функциональная классификация кровеносных сосудов, особенности строения стенки артерии, вены, капилляра. Физиологическая роль сосудов амортизирующего типа, резистивных, обменных, шунтирующих и емкостных сосудов.

2. Основное уравнение гемодинамики, формула Пуазейля.

3. Характеристика механизмов регуляции тонуса кровеносных сосудов.

3.1. Роль сосудодвигательного центра, его расположение и функции.

3.2. Особенности вегетативной иннервации кровеносных сосудов и нервных механизмов регуляции их тонуса.

3.3. Гуморальные механизмы регуляции тонуса сосудов.

3.4. Периферические миогенные механизмы саморегуляции просвета кровеносных сосудов.

4. Гидродинамические закономерности движения крови по сосудам.

5. Принципы прямого и косвенного измерения артериального давления. Характеристику понятий систолического, диастолического, среднего артериального и пульсового давления.

6. Понятие артериального пульса. Принципы определения характеристик артериального пульса: частоты, ритмичности, наполнения и напряжения.

7. Строение и функции системы микроциркуляции, особенности регуляции кровотока в капиллярах. Механизмы транскапиллярного обмена веществ между кровью и межклеточной жидкостью. Роль лимфатической системы.

8. Диагностическое значение определения величины артериального давления и пульса для оценки состояния системы кровообращения.

9. В тетради для самоподготовки выполните следующие задания:

1) конспективно охарактеризуйте общий план строения стенки кровеносного сосуда;

2) зарисуйте схему эфферентной вегетативной иннервации кровеносного сосуда, да­йте функциональную характеристику медиаторов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа 1.

Наши рекомендации