Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система»
Дыхательная система – это совокупность органов, обеспечивающих процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Дыхание – это совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода и выделением энергии.
Цель: изучить строение и функции дыхательной системы.
Оборудование: муляжи сердца, таблицы, атласы [1, с. 42-45; 5, с.52-54], учебники [2, с. 324-330; 4, с. 236-243].
Задание 1. Рассмотрите рисунок 30 «Дыхательная система человека», сделайте подписи к рисунку. Какие функции выполняют разные отделы дыхательной системы?
Рисунок 30 – Дыхательная система человека
Задание 2. Рассмотрите рисунок 31 «Строение гортани», сделайте подписи к рисунку. Назовите функции гортани.
Рисунок 31 – Строение гортани
Задание 3. Рассмотрите рисунок 32 «Схематическое строение легких человека», сделайте подписи к рисунку.
Рисунок 32 – Схематическое строение легких человека
Задание 4. Выполните лабораторную работу «Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)»
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
Ход работы:
1) Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2) Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3) Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.
Оценка результатов
Оцените полученные результаты с помощью таблицы 16.
Таблица 16 – Время задержки дыхания в функциональной дыхательной пробе Серкина
Состояние здоровья | 1-й этап работы | 2-й этап работы | 3-й этап работы |
Здоров, тренирован | 50-70 с и более | более 50% 1-ого этапа | более 100% 1-ого этапа |
Здоров, нетренирован | 45-50 с | 30-50% 1-ого этапа | 70-100% 1-ого этапа |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30-45 с | менее 30% 1-ого этапа | менее 70% 1-ого этапа |
Сделайте вывод о функциональном состоянии дыхательной системы испытуемого.
Вывод:
Задание 5. Заполните таблицу 17 по функциональным показателям дыхательной системы.
Таблица 17 – Функциональные показатели дыхательной системы.
№ | Наименование должной величины | Цифровое значение должной величины |
Частота дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) у 4-х и 7-ми летних детей | ||
Минутный объем дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 6 лет | ||
Жизненная емкость легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 4-6 лет | ||
1.Дыхательный объем 2. Резервный объем 3. Дополнительный объем 4. Остаточный объем 5. Минимальный объем 6. Величина вредного пространства | ||
Состав вдыхаемого атмосферного воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот | ||
Состав выдыхаемого воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот | ||
Парциальное давление углекислого газа: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе | ||
Парциальное давление кислорода: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе | ||
Масса легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 1 год |