Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система»

Дыхательная система – это совокупность органов, обеспечивающих процесс газообмена между организмом и окружающей средой.

Дыхание – это совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода и выделением энергии.

Цель: изучить строение и функции дыхательной системы.

Оборудование: муляжи сердца, таблицы, атласы [1, с. 42-45; 5, с.52-54], учебники [2, с. 324-330; 4, с. 236-243].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 30 «Дыхательная система человека», сделайте подписи к рисунку. Какие функции выполняют разные отделы дыхательной системы?

Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система» - student2.ru

Рисунок 30 – Дыхательная система человека

Задание 2. Рассмотрите рисунок 31 «Строение гортани», сделайте подписи к рисунку. Назовите функции гортани.

Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система» - student2.ru

Рисунок 31 – Строение гортани

Задание 3. Рассмотрите рисунок 32 «Схематическое строение легких человека», сделайте подписи к рисунку.

Занятие №13. Лабораторная работа «Дыхательная система» - student2.ru

Рисунок 32 – Схематическое строение легких человека

Задание 4. Выполните лабораторную работу «Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)»

Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).

Ход работы:

1) Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.

2) Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.

3) Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

Оцените полученные результаты с помощью таблицы 16.

Таблица 16 – Время задержки дыхания в функциональной дыхательной пробе Серкина

Состояние здоровья 1-й этап работы 2-й этап работы 3-й этап работы
Здоров, тренирован 50-70 с и более более 50% 1-ого этапа более 100% 1-ого этапа
Здоров, нетренирован 45-50 с 30-50% 1-ого этапа 70-100% 1-ого этапа
Скрытая недостаточность кровообращения 30-45 с менее 30% 1-ого этапа менее 70% 1-ого этапа


Сделайте вывод о функциональном состоянии дыхательной системы испытуемого.

Вывод:

Задание 5. Заполните таблицу 17 по функциональным показателям дыхательной системы.

Таблица 17 – Функциональные показатели дыхательной системы.

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины
Частота дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) у 4-х и 7-ми летних детей  
Минутный объем дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 6 лет  
Жизненная емкость легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 4-6 лет  
1.Дыхательный объем 2. Резервный объем 3. Дополнительный объем 4. Остаточный объем 5. Минимальный объем 6. Величина вредного пространства  
Состав вдыхаемого атмосферного воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот  
Состав выдыхаемого воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот  
Парциальное давление углекислого газа: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе  
Парциальное давление кислорода: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе  
Масса легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 1 год  

Наши рекомендации