Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)
Занятие №6
Тема 2.4. Потребностно-мотивационная сфера личности.
В поведении человека есть две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.
Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации.
Психические процессы, явления и состояния ( ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, темперамент, характер, воля и эмоции) обеспечивают в основном регуляцию поведения.
А мотивация(стимулирование, направления и поддержания) связана с понятиями потребности , мотива, цели, стимула, интересов.
Среди всех понятий, используемых в области психологии мотивации, центральное место занимают понятия
МОТИВА и ПОТРЕБНОСТИ. С них мы и начнём.
За любым выбором человека стоит мотив или потребность.
Когда мы выбираем спутников жизни, профессию, учебное заведение и т.д.
Выбор есть всегда «Даже если Вас съели- у Вас есть два выхода».
ПОТРЕБНОСТЬ- испытываемая личностью нужда(необходимость) в чём либо, что необходимо для нормального существования, физического или психического развития.
В отличии от мотива поведения, который выполняет все мотивационные функции: побуждение, направление и поддержку поведения, п о т р е б н о с т ь реализует лишь лишь побудительную функцию (повышает уровень активности человека)
Потребности разделяют на :
Материальные- потребность в предметах человеческой материальной культуры; Их у человека столько, сколько разных предметов ему необходимо для обеспечения его жизни. Он нуждается для того, что бы поддерживать современный человеческий способ существования.( Пример-О.Н.-кроссовки плохие, дети в школе дразнят).
Социальные- потребности, связанные с общественным способом жизни человека, с взаимодействием людей друг с другом. Это потребность в общении, в поддержке, во внимании со стороны других людей, в авторитете, в признании, в установлении хороших взаимоотношениях с окружающими людьми.
Духовные- потребности, связанные с самосовершенствованием человека; получением знаний, творчеством, нравственным развитием
Часть своих потребностей человек получил генетическим путём.Это в основном органические потребности.
Формирование и развитие приобретаемых в процессе жизни потребностей начинается приблизительно с 1 года, когда ребенок овладеая речью, получает возможность общаться с взрослыми (материальные потребности- овладеть предметом).К 3-летнему возрасту у детей уже немало собственно человеческих, материальных потребностей.
Далее начинается процесс развития социальных потребностей- интерес к коллективным играм (приблизительно с 3-4 лет). Далее потребность в достижении успехов, потребность в установлении положительных взаимоотношениях, стремление быть лидером, стремление во внимании. Процесс формирования потребностей занимает период от 2-3 лет до 15-16 лет. Но процесс не завершается, он продолжается дальше.
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ
Абрахам Харольд Маслоу (1908 – 1970) родился в Бруклине, Нью-Йорк.
А.Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ по МАСЛОУ выглядит следующим образом:
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу).
* физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
* потребность в безопасности (стабильность, порядок);
* потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
* потребность в уважении (самоуважение, признание);
* потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.
Маслоу обобщает различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:
1. Высшие потребности генетически более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.д.
4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.
5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.
Гуманистический подход к классификации мотивов Маслоу явно исходит не только из наличного поведения, но и из того, каким оно должно быть. Поэтому вполне логично обосновать индивидуальные различия в поведении тем, что многие индивиды не достигли (или пока не достигли) высшего уровня потребностей и застряли на низших ступенях .Маслоу не ставил себе цели осуществить такое обоснование и создать необходимые измерительные процедуры, такие методики были, впрочем, разработаны другими авторами.
Маслоу считал, что подавление высших потребностей может быть источником невроза. Цель терапии - восстановление и развитие высших форм мотивации.
Маслоу дал характеристику самоактуализирующейся личности:
1. Объективное восприятие действительности. Критическое отношение к собственным знаниям (интуитивное и случайное)
2. Реалистичное, позитивное отношение к миру, в сочетании с позитивным отношением к себе.
3. Отсутствие эгоцентризма. Ориентация при решении проблемы на объект, с которым взаимодействует.
4. Потребность периодически быть в одиночестве.
5. Креативность.
6. Естественность поведения.
7. Доброта, открытость, дружелюбное отношение.
8. Отсутствие постоянной безусловной враждебности к кому-либо, в сочетании с глубокой привязанностью, часто, к немногим людям.
9. Нравственная определенность добра от зла.
10. Сознание различия между целью и средством
11. Отсутствие мелочности, поглощенности бытием.
12. Развитое чувство юмора как позитивное отношение к миру.
13. Склонность к перенесению вдохновений «пиковых переживаний» после которых личность чувствует себя обновленной.