Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей
И подростков
К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные.
Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить появление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка, и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений.
В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию, психастению.
Неврастения – характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиение, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.
Неврозы навязчивых состояний – характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.
Истерия – связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.
Психастения – характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию.
Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.
Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.
Литература
1. Кликс Ф. Пробуждающее мышление. – М.: Прогресс, 1983.
2. Воронин Л.Г. Физиология ВНД. – М.: Высшая школа, 1979.
3. Физиология человека / Под ред. Н.В. Зимкина. – 3-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1964.
4. Большая медицинская энциклопедия. Т. 6. – М., 1977.
5. Большая медицинская энциклопедия. Т. 11. – М., 1979.
6. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. – М., 1985.
7. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М., Высшая школа,1985
8. Анатомия человека. – В 2 томах / Под ред. Сапина М.Р. –– М.: Медицина, 1993. – Т.2. – С. 268-478.
9. Избранные главы по возрастной физиологии / Под ред. Ситдикова Ф.Г. – Казань, 1992.
10. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. – М.: Медицина, 1985.
11. Моренков Е.Д. Морфология мозга человека. – М.: Изд. МГУ, 1978. – 194 с.
12. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. – М.: Медицина, 1994. – С. 10-254.
13. Общий курс физиологии человека и животных. – В 2 томах / Под ред. Ноздрачева А.Д.– М.: Высшая школа, 1991. – Т.1, с. 32-370.
14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). – М.: Просвещение, 1986.
15. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста / Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. – М.: Педагогика, 1983.
16. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М.: Педагогика, 1983.
17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, – М., Мир, 1988. – 248 с.
18. Морфология человека / Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. – М.: Изд. МГУ, 1990. – С. 252-298.
19. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Агаджанян Н.А. – М.: Высшая школа, 1986. – 351 с.
20. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. – Л.: Изд. ЛГУ, 1975. – 160 с.
21. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. Батуева А.С. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 12-95, 303-327.
22. Под ред. Симонова П.В. Мозг. – М.: Мир, 1985. – 287 с.
23. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. – М.: Мир, 1987. – Т.1. – С. 78-264; Т.2. – С. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266.
24. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. – В 2 т. – М.: Мир, 1991-1992. – Т.1. – С. 186-375; Т.2. – С. 261-273.
25. Гистология / Под ред. Елисеева В.Г. – М.: Медицина, 1983. – 611 с.