Глава 4. Эмоциональная сфера в физическом воспитании и спорте
Понятие об эмоциях и их характеристика |
В психологии эмоции (от латинского «эмоцео» волную, потрясаю) определяют как переживание человеком своего личного отношения к окружающей действительности и к самому себе в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения потребностей.
Однако эмоции не сводятся только к внутреннему переживанию. Им сопутствуют и физиологические изменения в организме. Поэтому правомерно рассматривать эмоции как реакцию всей личности на те ситуации, к которым она (личность) не может адаптироваться.
В зависимости от трудностей и препятствий, которые спортсмен встречает на пути достижения цели, а также его психологических особенностей возникают различные эмоции. Эмоции принято характеризовать по трем параметрам:
- положительные и отрицательные, с наличием оттенков удовольствия или неудовольствия;
- по степени возбуждения или успокоения;
- напряжения или разрешения от напряжения.
Характеристика эмоций по первому параметру (удовольствие или неудовольствие) выражает положительное или отрицательное личное отношение человека к окружающей среде, своим поступкам, достижениям. П.В. Симонов выдвинул оригинальную теорию, названную им "информационной", в которой возникновение положительных или отрицательных эмоций связывается с недостатком или избытком информации при преодолении возникающих препятствий. Под информацией понимается наличие каких-то сведений, влияющих на вероятность достижения цели. Например, спортсмен, претендующий на победу в соревнованиях, может обрадоваться, если узнает, что его соперник выполнил попытку неудачно, - вероятность достижения цели (победы) увеличилась. Тот же спортсмен, получив информацию о высоком результате соперника, будет расстроен, так как вероятность его успеха снижается.
По мнению П.В. Симонова, эмоциональное состояние спортсмена зависит от недостатка или избыточности информации. Если информация для достижения успеха недостаточна (спортсмен не знает каким путем в изменившейся ситуации он превысит результат соперника), то возникает отрицательная эмоция. Если же спортсмен обладает избыточной информацией, с его точки зрения, то возникает положительная эмоция.
Неудовлетворение потребности, неудовольствие часто рождают мотив (стремление) избежать ситуации, вызвавшей неприятное чувство. Наряду с этим оно может служить сильным побудителем к проявлению активности, направленной на достижение цели на борьбу за победу или высокий результат. Положительная или отрицательная роль удовольствия или неудовольствия для деятельности и поведения спортсмена неоднозначна и зависит от морально-волевых черт его характера, особенностей темперамента и т.д. Проигрыш не вызовет положительных эмоций, но заставит волевого спортсмена тренироваться с еще большим усердием.
Характеристика эмоций по второму параметру (возбуждение -спокойствие) связана с различиями в уровне активации. На основании этого некоторые считали, что эмоции - это реакция, соответствующая очень сильной активации (У. Кеннон). Если рассматривать эмоции только с физиологических позиций, то такой подход правомерен, но он не отражает психологической характеристики эмоций, суть которой в том, что эмоции различаются по уровню возбуждения. Эмоции радости, горя, гнева, досады отличаются сильно выраженным возбуждением, однако те же эмоциональные состояния, могут переживаться без особого возбуждения и поэтому дают различные оттенки либо спокойного удовлетворения, либор печали, либо грусти и т.д.
Предсоревновательные и соревновательные эмоции спортсменов связаны с разной степенью возбуждения, которое помогает им быстрее включиться в деятельность, увеличивает скоростные и силовые возможности.
Третий параметр эмоций (напряжение или разрешение от напряжения) в значительной степени связан с эффективностью спортивной деятельности. Эмоции возникают:
- в ситуации ожидания значимой для спортсмена деятельности и действия;
- при избыточной мотивации, которая не может реализоваться;
- при задержке эмоциональной разрядки, которая приводит к состоянию напряжения и последующему разрешению от него.
Эмоциональная напряженность чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональной напряженности. Например, удачно выполненная попытка, удачно взятый мяч на соревнования нередко потрясает не только соперников, но и самого спортсмена.
Эмоциональная напряженность возникает и при конфликтах, наблюдающихся в процессе единоборства спортсменов.
Еще одной причиной возникновения психической напряженности является вынужденные перерыв в деятельности, незаконченное действие, отсрочка выполнения действия. Всякое прерывание деятельности, по К. Левину вызывает у человека состояние напряжения, так как он стремится закончить эту деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели. Особенно часто вынужденные отсрочки наблюдаются на соревнования по легкой атлетике, горным лыжам и т.д. Часто ритуал награждения победителей, сопровождаемый объявлением по радио и маршем, отвлекает спортсменов и вынуждает их отложить попытку на некоторое время.
Обилие причин, приводящих к напряженности во время спортивной деятельности, приводит к многообразию форм ее проявления, Можно, например, отметить такие эмоциональные состояния, как психическое пресыщение, утомление, «мертвая точка», фрустрация и т.д.
Физиологические механизмы эмоций |
Эмоции возникают рефлекторно под воздействием каких-либо раздражителей и ситуаций. Они связаны с возбуждением вегетативных центров, расположенных в различных отделах мозга.
В 50 годах прошлого столетия открытия, сделанные Дж. Олдсом, показали наличие специфических участков головного мозга, ответственных за вызов положительных и отрицательных реакций. Дж.Олдс назвал их центрами «удовольствия» и «неудовольствия».
Опыты Дж. Олдса подтвердили и дополнили также более ранние представления о существовании участков мозга, электрическое раздражение которых вызывают гнев, страх ил боль. Эти участки мозга были названы «центрами наказания». Центры «удовольствия» и «неудовольствия» занимают очень небольшую площадь и находятся рядом друг с другом. Эффект раздражения может быть резко изменен при смещении электрода всего на 0,5 мм.
По своему механизму эмоциональные реакции могут быть безусловнорефлекторными и условнорефлекторными.
Безусловнорефлекторное возникновение эмоций обеспечивается подкорковыми механизмами, с участием ретикулярной формации, толамуса и гипотоламуса, Высшей подкорковой инстанцией, куда стекаются все афферентные импульсы и с которой связаны эмоциональные проявления человека является зрительный бугор.
Условнеорефлекторноевозникновение эмоциональных реакций сопряжено с опытом человека Высшие эмоции человека, связанные с проявлением его нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств, обусловлены социальным опытом. Эти эмоции образуются благодаря тому, что нейтральный стимул приобретает эмоциональное значение благодаря своей связи с эмоциогенной ситуацией.
Известен опыт, года у человека искусственно был вызван страх на появление белой мыши. Поначалу испытуемые ее не боялся, но появление белой мыши каждый раз сопровождалось резким звуком, вызывающим страх и даже слезы. Затем это чувство распространилось на других животных с мягкой шестью и даже на се мягкие на ощупь предметы.
Установлением условных связей можно объяснить большинство диффузных тревожных эмоциональных реакций, которые человек наблюдает у себя, но причину их не может найти. Человек не заметил, как нейтральные по своему характеру стимуляции приобрели характер эмоциогенных условных раздражителей.
Заразительность эмоций. Часто бывает, что если в группе один человек испытывает какую-либо эмоцию, то она передается другим. В частности, на соревнованиях можно наблюдать, как неудачное выступление спортсмена приводит к тому, что и другие на этом элементе срывают упражнение. Крайним примером заразительности эмоции страха может быть паника. Большое социально-общественное значение церемоний, ритуалов, игр, соревнований основано на заразительности эмоций: совпадение одних и тех же эмоциональных реакций у многих людей способствует усилению сплоченности.
Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности спортсмена |
По поводу роли эмоций для поведения и деятельности человека, споры среди ученых ведутся уже на протяжении многих десятилетий. Суть этих споров: возникновение эмоций является дезорганизующим фактором или, наоборот, они выполняют организующую функцию.
Многие выдающиеся ученые, в том числе Ч. Дарвин, У. Кеннон, считали, что в целом эмоции полезны и представляют собой процесс приспособления человека к окружающему миру благодаря осуществляемой мобилизации энергии. Но существует и другая точка зрения у зарубежных психологов о том, что эмоции дезорганизуют поведение и деятельность человека.
С одной стороны, следует говорить о пользе эмоций в биологическом плане. Страх, например, вызывает гиперкомпенсаторные изменения вегетативных функций, которые могут оказаться чрезвычайно полезными при противодействии опасному объекту или отдалении от этого объекта. Но, с другой стороны, страх может вызвать дезорганизацию деятельности человека, т.е. действовать в направлении обратном достижению цели. Например гимнаст, боящийся выполнить упражнение, может не столько настраивать себя на безошибочное его выполнение, сколько заботиться о том, чтобы не получить травму. В этом случае возникающие у него защитные двигательные рефлексы нарушают всю схему целостного действия.
Могут ли эмоции способствовать повышению эффективности деятельности спортсмена, какова вообще их приспособительная роль?
Гиперкомпенсаторная функция эмоций связана с мобилизацией энергетических ресурсов организма, что приводит к повышению работоспособности. Однако повышение работоспособности может проявляться лишь по некоторым параметрам. Так, М.Я. Виленским установлено, что при эмоциональном возбуждении повышается скорость реагирования, увеличивается максимальная мышечная сила, но выносливость к работе максимальной интенсивности снижается. С другой стороны А.А. Виру обнаружил в соревновательной ситуации ускорение врабатывания, но замедление восстановления. Можно полагать, что эмоциональное возбуждение усиливает процессы расходования энергетических источников, однако не влияет таким же образом на процессы восстановления.
Необходимо также отметить, что некоторые эмоциональные переживания и связанные с ними состояния сопровождаются не мобилизацией вегетативных функций, а демобилизацией (уменьшением пульса, артериального давления, газообмена, энерготрат). Это происходит, например, при переживании человеком скуки и апатии.
П.В. Симонов, развивая свою "информационную" теорию эмоций, считает, что они выполняют компенсаторную функцию, служат механизмом экстренного замещения недостающих в данный момент знаний.
Это наблюдается, по крайней мере, в трех ситуациях:
1. При реагировании на сигналы, вероятность подкрепления которых мала; в этом случае человек переходит на предположительное реагирование в соответствии с переживаемой эмоцией. Например, испытывая страх, человек отвечает оборонительной реакцией на любое изменение внешней среды, в том числе и на такие стимулы, которые впервые встречаются в его жизни и которых, может быть, вовсе и не следует опасаться. Поведение человека становится при этом консервативным, рассчитанным лишь на такие действия, которые гарантируют выигрыш.
2. При эмоциональном возбуждении группы людей возникает подражательное эмоциональное реагирование. Например, спортсмен не располагает данными и временем для самостоятельного и вполне обоснованного собственного решения, ему остается положиться на пример других членов команды, своевременно заметивших надвигающуюся опасность. Так может возникнуть в команде паника. Выполняя биологически целесообразную функцию, подражательное поведение в социальном плане несет в себе порой не организацию, а дезорганизацию деятельности. Примером организующей роли подражательного эмоционального реагирования в спорте может служить вдохновение, охватывающее команду при удачной игре одного двух игроков в трудной ситуации.
3. При общении с другими людьми, особенно когда другие способы социального воздействия не оказываются эффективными. например, речь человека становится более эмоциональной, чем менее эффективны логические доводы, которые он приводит в споре.
Сигнальная роль эмоций связана с воздействием на другого человека. Эту функцию эмоций замечает уже ребенок и начинает использовать ее для достижения своих целей. Он очень быстро обнаруживает, что его эмоциональные реакции (плач, крик, мимика) обладают большой силой воздействия на родителей и поэтому использует их сначала в качестве пассивного средства (каприз), а потом и активного (гнев, реализуемый в действиях, направленных на родителей, сверстников и др.)
В спортивной деятельности эмоциональные реакции служат средством общения спортсменов (своеобразным эмоциональным языком) для одобрения, порицания действий партнеров. Это мимика, жесты, позы, вегетативные реакции, интонация голоса.