Занятие № 16. Практическая работа «Гигиена труда и учебной деятельности»
Задание 1. Формирование изгибов позвоночника.
Рассмотрите рисунок 35 «Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе». Ответьте на вопросы:
1) Что такое физиологические изгибы позвоночника? Искривления позвоночника? Что влияет на правильное формирование позвоночника?
2) В каком возрасте формируются физиологические изгибы позвоночника?
3) Какое значение имеют изгибы позвоночника человека? Какие функции они выполняют?
4) Что такое осанка? Как взаимосвязаны осанка человека, форма позвоночника и его здоровье?
Рисунок 35 – Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе:
1 – 6-10 недель, 2 – 5-6 месяцев, 3 – к концу 1-ого года жизни.
Задание 2.Гигиена рабочего места ребенка.
Рассмотрите рисунок 36 «Положение ребенка на рабочем месте». Ответьте на вопросы:
1) Какие факторы необходимо учитывать при организации рабочего места ребенка?
2) Какие параметры учитывают, чтобы правильно подобрать мебель для рабочего места ребенка?
3) Почему размер и форма учебной мебели имеют значение для формирования здоровья ребенка?
А Б
Рисунок 36 – Положение ребенка на рабочем месте:
А – неправильное; Б – правильное.
Задание 3.Гигиена зрения и слуха.
Вспомните основные правила гигиены зрения и слуха, которые необходимо соблюдать в работе и учебной деятельности. Как организовать правильное освещение и положение объекта (книги, тетради)? Что можно считать комфортной звуковой средой?
Основные понятия, используемые в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1. Клетка | |
2. Ткань | |
3. Орган | |
4. Система органов | |
5. Гомеостаз | |
6. Фагоцитоз | |
7. Гетерохрония | |
8. Акселерация | |
9. Ретардация | |
10. Скелет | |
11. Кость | |
12. Остеоцит | |
13. Сустав | |
14. Шов | |
15. Сухожилие | |
16. Нейрон | |
17. Нейроглия | |
18. Дендрит | |
19. Аксон | |
20. Шесть отделов головного мозга | |
21. Отделы спинного мозга | |
22. Серое вещество | |
23. Белое вещество | |
24. Спинномозго-вые нервы | |
25. Черепномозго-вые нервы | |
26. Соматическая нервная система | |
27. Вегетативная нервная система | |
28. Центральная нервная система | |
29. Перифери-ческая нервная система | |
30. Анализаторы | |
31. Три отдела в сенсорных системах | |
32. Склера | |
33. Сетчатка | |
34. Слепое пятно | |
35. Желтое пятно (центральная ямка) | |
36. Слуховая (евстахиева) труба | |
37. Кортиев орган | |
38. Слуховые косточки | |
39. Железы внешней секреции | |
40. Железы внутренней секреции | |
41. Железы смешанной секреции | |
42. Гормон | |
43. Гипофункция | |
44. Гиперфункция | |
45. Базедова болезнь | |
46. Микседема | |
47. Акромегалия | |
48. Фермент | |
49. Пульпа | |
50. Дентин | |
51. Цемент зуба | |
52. Два вида пищеварения | |
53. Питательные вещества | |
54. Пищевари-тельные железы | |
55. Аппендикс | |
56. Аппендицит | |
57. Гортань | |
58. Трахея | |
59. Бронхи | |
60. Альвеола | |
61. Ацинус | |
62. Сурфактант | |
63. Пневмония | |
64. Пневмоторакс | |
65. Плевральная полость | |
66. Экспирация | |
67. Инспирация | |
68. Диафрагма | |
69. ЖЕЛ (жизненная емкость легких) | |
70. Дыхательный объем | |
71. Нефрон | |
72. Почечная лоханка | |
73. Мочеточник | |
74. Мочевой пузырь | |
75. Энурез | |
76. Диурез | |
77. Первичная моча | |
78. Вторичная моча | |
79. Фильтрация | |
80. Реабсорбция | |
81. Перикард | |
82. Эпикард | |
83. Миокард | |
84. Эндокард | |
85. Проводящая система сердца | |
86. Створчатый клапан | |
87. Полулунный клапан | |
88. Артерии | |
89. Вены | |
90. Капилляры | |
91. Большой круг кровообращения | |
92. Малый круг кровообращения | |
93. Систола | |
94. Диастола | |
95. Сердечный цикл | |
96. Кровь | |
97. Гематокрит | |
98. Плазма крови | |
99. Эритроциты | |
100.Гемоглобин | |
101.Тромбоциты | |
102.Лейкоциты | |
103.Альбумины | |
104.Глобулины | |
105.Фибриноген | |
106.Агглютиногены | |
107.Агглютинины | |
108.Реакция агглютинации | |
109.Донор | |
110.Реципиент | |
111.Резус-фактор | |
112.Гемофилия | |
113.Тромбоцитопения | |
114. Семенники | |
115.Яичники | |
116. Оплодотворение | |
117.Половые гормоны | |
118.Пубертатный период | |
119.Яичники | |
120.Оплодотво-рение | |
121.Половые гормоны |
Список рекомендуемой литературы:
1. Атлас анатомии человека: Все органы человеческого тела / Пер. В.В. Серова. – М.: Белый город, 2001. – 103 с.: ил.
2. Курепина, М.М. Анатомия человека: Учеб. пос. для студентов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина – М.: ВЛАДОС, 2005. – 383 с.
3. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. пос. для студентов. В 2-х т. / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина – М.: ВЛАДОС, 2003. – Т.1. – 304 с.
4. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер – М.: Просвещение,1990. – 319 с.
5. Человек: Наглядный словарь / Пер. с англ. О. Лосевой. – Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; М.: Дарлинг Киндерсли, 1999. – 64 с.