Современное состояние психофизиологической проблемы(монизм, психофизиологический параллелизм, психофизиологическое взаимодействие)
Психофизиология как наука, изучающая физиологические основы психики
Психофизиология - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Огромный вклад в развитие психофизиологии внесли следующие ученые: Мюлер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Сеченов, Павлов.
Главная задача - объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.
Психофизиология включает несколько областей исследования.
Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов.
Психофизиология речи и мышления изучает роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов.
Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней.
Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания . Психофизиология произвольных действий описывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга.
К настоящему времени накоплен огромный фактический и экспериментальный материал по структурным и функциональным нейрофизиологическим механизмам, биохимии мозговых процессов, рефлекторным и сложным психическим реакциям, свойствам и функциям нейронов, прослежены качественные уровни усложнения нервной системы от простейших организмов до человека.
Этого материала настолько много, что такой избыток немало затрудняет выбор адекватного варианта из всего многообразия теорий. Поэтому до сих пор нет единого, общепризнанного представления.
Проблема соотношения мозга и психики
Суть основной проблемы психофизиологии — проблема соотношения мозга и психики, психического и физиологического.
Проблема соотношения психики и мозга имеет глубокие исторические традиции и традиции европейского мышления отличаются от восточных.
В европейской традиции термины "душа" и "тело" впервые стал рассматривать Декарт. Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции. Однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело в свою очередь способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Для объяснения этого взаимодействия Декарт предположил, что в мозгу человека имеется специальный орган — шишковидная железа — посредник между душой и телом.
Таким образом, Декарт, четко разделив тело и душу человека, впервые поставил проблему их соотношения и дал первый вариант ее решения, получивший название психофизиологического параллелизма.
Наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы:
психофизиологическая идентичность, при которой психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.
В дальнейших исследованиях, направленных на преодоление психофизиологического параллелизма, большую роль в этом сыграл Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса на всю работу головного мозга. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов.
Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.
В дальнейшем, в работах Павлова и его школы исследования рефлекторных основ поведения получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие.
современное состояние психофизиологической проблемы(монизм, психофизиологический параллелизм, психофизиологическое взаимодействие)
Декарт впервые поставил проблему их соотношения , четко разделив тело и душу человека, и дал первый вариант ее решения, получивший название психофизиологического параллелизма.
Несмотря на многие достижения психофизиологии, психофизиологический параллелизм не отошел в прошлое. Известно, что физиологи ХХ в. Шерингтон, Эдриан, придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг можно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого параллельна разным формам психической деятельности.
Психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния
Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, однако, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить самосознание человека, стереть личность. Сделать это можно химически, анатомически, прооперировав мозг. Все вышесказанное неопровержимо доказывает прямое подчинение психики внешним физико-химическим воздействиям.
С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Известно, что горе или сильная депрессия могут привести к телесным заболеваниям
В целом приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций физиологического параллелизма. Таким образом, между психикой и мозгом, по-видимому, существует причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.
Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:
Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности
Психическое — это особый класс нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе. Психическое — это такие особые процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются наличием внутренних образов и их переживанием.
Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.