Схема психологического изучения профессий. Типологии профессий
Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы,охватывающие весь профессиональный материал. Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов.
Первый пункт -технико-экономическое описание. Это технология, оборудование, нормы, оплата труда.
Второй пункт -организация труда и условия труда на данном конкретном производственном объекте. Имеются в виду и социальные и физические условия труда.
Третий пункт - это документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев. Это вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении работы.
Четвертый пункт - это подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что, в какой последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его работа.
Пятый пункт - это требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.
Шестой пункт - это психофизиологическая характеристика трудовой деятельности, в которой описываются профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в психограммы.
Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.):
"Человек-человек" Связанные+ с медицинским обслуживанием: врач, медсестра, санитар+с обучением и воспитанием: учитель, тренер, воспитатель+с бытовым обслуживанием: продавец, проводник, официант
"Человек-техника" Связанные+с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств: монтажник, сварщик, инженер-конструктор+с эксплуатацией технических средств: водитель, швея+с ремонтом техники: механик, электромонтер, слесарь-ремонтник
"Человек-знак"Связанные+с текстами: корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь)+с цифрами, формулами, таблицами: экономист, бухгалтер, кассир+с чертежами, картами, схемами: чертежник, штурман...(продолжи этот ряд)+со звуковыми сигналами: телефонист, радист
«Человек – художественный образ" Связанные+с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений: художник, журналист, модельер, композитор +с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, столяр, закройщик, актер, цветовод-декоратор
"Человек-природа" Связанные +с изучением живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик, геолог.+с уходом за растениями и животными: лесовод, овощевод, зоотехник+с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер.В последнее время появился новый тип - шестой - "Человек-бизнес".
22. Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная пригодность — не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (См.Профессиональная деформация).
Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.
Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
Под профессиональной ориентацией понимают научно-обоснованную систему форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, соответствующая современному привлечению их в общественное производство, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учета склонностей, способностей.
Организация проф. ориентации состоит из нескольких этапов:
– профессиональной информации;
– профессиональной консультации;
– профессионального отбора;
– профессиональной адаптации.
Управление системой профессиональной пригодности принято рассматривать в трех аспектах:
1. Социально-экономический аспект (предполагает процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществить социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении качественного состава рабочей силы).
2. Психолого-педагогический аспект (выявление и формирование интересов, склонностей и способностей учащихся).
3. Медико-биологический аспект (реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности.
Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности некоторые исследователи включают также удовлетворенность человеком в процессе его труда и при оценке его результатов.
Абсолютно профессионально пригодные (это профессии, где свойства нервной системы могут выступать препятствием в выполнение деятельности, например - операторы ЭВМ на больших системах, летчики, космонавты. Слабая нервная система препятствует возможности человека выполнять такие виды деятельности. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения собраться, не растеряться (реакция на аварийную ситуацию). Инертная нервная система - трудная задача быстрого реагирования, быстрого перехода от деятельности к другой.Менеджмент организации". Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М - 1995. - С. 45
Относительно профессионально пригодные - это профессии, где способны работать люди с различными свойствами нервной системы, при условии, если они сформируют адекватный своим психофизиологическим особенностям стиль деятельности. Пример, в труде токарей-наладчиков с инертной нервной системой тип индивидуального стиля деятельности обнаруживается в том, что в спокойной ситуации они предусматривают все возможные причины аварии и заранее проводят необходимые профилактические действия для устранения этих причин, при подвижной нервной системе - второй стиль индивидуальной деятельности оказывается наиболее эффективным - токарь-наладчик устанавливает причины неполадки преимущественно в процессе самой работы и тут же ее устраняет.
При конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека (в связи с данной профессией) полезно помнить, что профессионально важные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых.
Гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества.
Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности.
Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности.
Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их.
Навыки, знания, опыт.
23. Функции службы надежности деятельности и сохранения здоровья, а также лаборатории психофизиологического обеспечения (на примере энергопредприятий)
24. Методы и средства, используемые при организации и проведении психофизиологических обследований персонала
Для психофизиологических обследований работников основных
энергетических профессий привлекаются наиболее распространенные
методы, используемые в отечественной и мировой практике в интересах
профессионального отбора, аттестации персонала, оценки его
психофизиологического статуса. К ним в первую очередь следует отнести:
- Сбор анамнестических данных, изучение документов и профессиональных качеств работника- Методы анализа антропометрических данных.-Методы доврачебного обследования.-Индивидуальная беседа.-Психофизиологическое наблюдение.-Методы экспресс-оценки и классификации состояния психофизиологических возможностей (резервов) персонала. -Методы текущего психофизиологического мониторинга функционального состояния персонала.25. Психофизиологические и поведенческие характеристики работоспособности и ее стадий
Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения.
26. Психофизиологические основы организации режима труда и отдыха
Психофизиологическая характеристика труда – сопряжённая характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определённой трудовой деятельности.
Наибольшая эффективность производственной деятельности человека может быть достигнута при оптимальном чередовании труда и отдыха, а не при непрерывной работе.
Необходимость такого чередования объективно обусловлена психофизиологическими характеристиками организма человека. Таким образом, для продуктивной работы и предупреждения чрезмерного утомления в течение рабочего дня должны быть предусмотрены перерывы на отдых, длительность которых зависит от тяжести труда.
Режим труда и отдыха должен выбираться с учетом динамики работоспособности на протяжении рабочей смены, недели, года, а также трудовой деятельности человека.
Проектирование оптимальных жестких сменных режимов труда и отдыха для работников различных видов труда должно учитывать следующие принципы (Б.М. Генкин):
· рациональное чередование работы с отдыхом необходимо проводить на всех без исключения видах работ;
· необходимо придерживаться единых принципов и методологии определения количества и продолжительности перерывов на отдых, независимо от регламентированного периода работы;
· перерывы на отдых должны быть, как правило, регламентированы;
· отдых должен предоставляться в такой форме и такой продолжительности, чтобы он максимально ограничивал развитие утомления, обеспечивал высокую работоспособность на протяжении рабочего дня.
При нормировании времени отдыха учитываются такие элементы условий труда, как:
· физическая нагрузка;
· нервное напряжение;
· рабочая поза и перемещения в пространстве;
· монотонность работы, ее темп;
· метереологические условия (температура, влажность, подвижность воздуха и др.);
· вредные вещества;
· производственный шум, ультразвук, вибрация, освещение и т.д.
27.Монотония и пути ее преодоления.
«Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания» .
Выявлено, что состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со слабой нервной системой. Монотонная деятельность приводит к развитию такого состояния как психическое пресыщение, которое по своим характеристикам противоположно состоянию монотонии. Поэтому вместо апатии, скуки у рабочих появляется раздражение, отвращение к работе, даже агрессивность. Анализ таких случаев показал, что состояние психического пресыщения самостоятельно появляется у лиц со слабой нервной системой.
Пути предупреждения и преодоления монотонности в работе. Предлагает Н. Д. Левитов.
1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, - в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.
2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.
3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. (Этот путь допустим лишь при однообразных и очень простых видах работы).
4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.
5. Введение функциональной музыки.
Борьба с монотонностью на производстве. М. И. Виноградов предлагает: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;
2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций;
3) периодические изменения ритма работы;
4) введение дополнительного перерыва;
5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая в цехе во время работы).
28.Психологический стресс и его влияние на профессиональное поведение человека в экстремальных условиях. Признаки дезадаптации.
Стресс - состояние, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма. Причем мобилизация защитных сил происходит только на первой стадии стресса. Если стрессовое воздействие не прекращается, наступает стадия приспособления к трудной ситуации, а затем – стадия истощения. Доказано, что в ситуации хронического стресса «отключаются» (сводятся к минимуму) эндокринные программы удовольствия. С этим связано и формирование патогенных стереотипов поведения (к примеру, переедание, курение, избыточное употребление алкоголя), позволяющих кратковременно стимулировать выработку «гормонов удовольствия», но очень быстро приводящих к их полному истощению.
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. В отличие от животных, человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.
Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):
а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).
б) Информационный (от огромного объёма информации).
Дезадаптация личности формируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма, субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызвать различные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а также патологические нарушения функций организма человека.
На уровне субъекта причиной дезадаптации являются нарушения в области психических механизмов жизнедеятельности человека.
На личностном уровне причиной дезадаптации являются трудности приспособления субъекта к социальным нормам поведения, общественным ценностным ориентациям.
В научной литературе выделяют следующие формы дезадаптации личности в процессе трудовой деятельности:
· несформированность элементов и навыков профессиональной деятельности;
· несформированность трудовой мотивации;
· неспособность произвольной регуляции поведения;
· неумение приспособиться к темпу трудовой деятельности.
Понятие дезадаптации личности является вторичным по отношению к понятию адаптации и рассматривается многими авторами как ее самый низкий уровень или фаза.
Таким образом, к причинам, приводящим к дезадаптации личности, необходимо отнести биологические и социально-психо-логические факторы или несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (организм + психика) в значимой ситуации.
Признаки дезадаптации:
· Агрессия к людям и вещам
· Конфликтность
· Чрезмерная возбудимость
· Сверхчувствительность
· Неуверенность
· Пассивность
· Лживость
· Заметная уединенность
· Самооценка завышенная или заниженная
· Соматические и нервно – психические заболевания
· Нарушения сна
· Общее подавленное состояние.
29.Виды стрессов и их влияние на состояние и поведение человека.
Стресс – это состояние человека, возникшее при воздействии отрицательных и экстремальных условиях внешней среды.
Виды стресса:
1. Физиологический стресс (голод, холод, недостаток воздуха и т.д.).
2. Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):
а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).
б) Информационный (от огромного объёма информации).
3. Конструктивный стресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).
4. Деструктивный стресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).
- Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета. Страдает от бессонницы, беспокойного сна или лунатизма.
Человек, испытывающий стресс, обладает следующими свойствами поведения:
- Оставляет незаконченными важные дела до последнего момента, а потом паникует и не имеет возможности их доделать.
- Допускает работу и назначение важных встреч на неудобное время.
- Пытается делать одновременно две или более вещей и постоянно ощущает нехватку времени.
- Работает и читает во время еды.
- Говорит слишком быстро, громко и агрессивно, ругается, прерывает других или перебивает их, не слушает то, что говорят люди, и поэтому спорит.
- Не может долгое время спокойно сидеть на одном месте, напряженно и резко ерзая туда-сюда.
- Теряет чувство юмора.
- Нервно или раздраженно реагирует, теряет контроль над своими реакциями и не может успокоиться; демонстрирует слишком активное поведение.
- Склонен создавать аварийные ситуации на дороге.
30.Психофизиологические механизмы адаптации человека к разным факторам.
Психофизиологическая адаптация – приспособление работника к условиям труда, режимам работы и отдыха на рабочем месте. Она во многом зависит от состояния здоровья работника, защитных реакций организма на воздействие внешних факторов (температура, освещенность, загазованность, вибрация, шум и т.п.). Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, повышение уровня жизни населения не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д.
Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет. Скорость адаптации зависит от многих факторов:
Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные.
- Объективные – это факторы, которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.
- К субъективным (личностным) факторам относятся:
· социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);
· социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль, умение действовать рационально, коммуникабельность и т.д.);
· социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности труда, наличие установки на профессиональное развитие и т.д.).
В процессе трудовой адаптации работник проходит ряд стадий:
o стадию ознакомления, на которой получает информацию о новой ситуации, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе;
o стадию приспособления – на этом этапе работник переориентируется на новую систему ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки;
o стадию ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой;
o стадию идентификации, когда личные цели работника отождествляются с целями организации, предприятия, фирмы и т.д.
31.Механизмы обеспечения надежности субъекта профессиональной деятельности (понятие профессиональная надежность, саморегуляция и самоконтроль)
Профессиональная надежность является совокупным качеством, свойством человека, обусловленным его направленностью на профессиональную деятельность, профессиональной подготовленностью и опытом. На уровень профессиональной надежности специалиста оказывают влияние и степень развития его профессионально важных качеств, и состояние функциональных систем организма.
Саморегуляция - свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. При саморегуляции управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а возникают в ней самой. Процесс саморегуляции может носить циклический характер.
Самоконтроль — умеренность в действиях и проявлении эмоций, торможение внутренних побуждений. Является чертой характера (как привычка «владеть собой»), но термин также применяется к поведению групп людей и государств.
32.Роль и место функционального состояния в поведении человека. Классификация функциональных состояний человека.
Функциональное состояние человека — интегративная характеристика состояний человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности.
Рассматривая виды Ф. с. по отношению к деятельности, выделяют два класса Ф. с.: 1) состояние адекватности всей системы и каждого звена оптимальны и точно соответствуют требованиям деятельности; 2) состояние динамического рассогласования, при котором система или не полностью обеспечивает деятельность, или работает на излишне высоком уровне напряжения. Исходным эталоном оценки Ф. с. является состояние спокойного (пассивного) бодрствования (оперативного покоя). По критерию динамики состояния в процессе труда выделяют состояние работоспособности (мобилизации, первичной реакции, гиперкомпенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и срыва). По критерию оценочного отражения описывают эмоциональные состояния. При выраженном рассогласовании Ф. с. с условиями и требованиями деятельности говорят об экстремальных состояниях. При оценке степени отклонения Ф. с. от исходного выделяют реактивные, пограничные и патологические состояния. Различа
Эмоциональные состояния.
Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н. Д. Левитов (1964). Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин "состояние", как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни.
Даже те авторы, -- продолжает он, -- которые не считают нужным выделять психические состояния в качестве особой психологической категории, все же пользуются этим понятием, когда речь идет об эмоциях или чувствах» (с. 103).
Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.). Рассмотрим характеристики некоторых из них.
Стресс.
Стресс характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях -- в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.
Состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии. Их описание содержится в классических исследованиях Г. Селье, и они свойственны любому адаптационному процессу.
Основные черты психического стресса можно характеризовать следующим образом: стресс -- это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс -- это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Более подробно с явлением стресса и его стадиями вы познакомитесь в следующей лекции.
Утомление (усталость).
Утомление -- это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
Состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.
Обенность данного состояния заключается в том, что оно имеет различные уровни проявления:
- физиологический (проявляется в повышении инертности нервных процессов);
- психологический (происходит снижение чувствительности, возможности психических познавательных процессов, сдвиги в эмоциональной и мо-тивационной сферах);
- поведенческий (выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций);
Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. Например, нагрузка может быть информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач) и физической (в случае выполнения физической работы). Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление.
Как правило, утомление -- это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых был недостаточным, когда утомление становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.
33.Влияние эмоций на деятельность человека. Влияние эмоций на процесс и результат профессиональной деятельности
Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.
Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является восприятие и понимание людьми друг друга.
Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Итак, эмоции по воздействию на деятельность человека подразделяются на:
Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения.
Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.
Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние.
34.Характеристика процессов памяти и внимания. Значение памяти и внимания в профессиональной деятельности человека.
К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных действий К числу характеристик внимания, определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов принимается за величину объема внимания, который практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5—7 объектам. Распределение внимания исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения внимания.
35.Сущность сознания. Психофизиологические особенности сознания.
сущностью сознания - реальное и адекватное восприятие пространства и времени. в психофизиологии сознание понимается, в первую очередь, как особое состояние мозга, при котором только и возможна реализация высших психических функций. Выход из этого состояния приводит к выключению высших психических функций при сохранении механизмов жизнеобеспечения. В большинстве случаев сознание определяют через функции, которые оно выполняет. Например, нейрофизиолог X. Дельгадо, автор широко известной книги «Мозг и сознанием, представлял сознание как организованную группу процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, т. е. сознание воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.
Другие определения так или иначе повторяют данное выше, подчеркивая: системность сознания, комплексность выполняемых им функций, связь с памятью (прошлым и будущим человека), привязанность к мозговому субстрату.