В шейном, поясничном и крестцовом отделах спинного мозга серое вещество на поперечном разрезе имеет характерную форму. Назовите ее
1) квадрат 2) крест 3) бабочка
4) круг 5) овал (эллипс) 6) стрекоза
Для нервных клеток— нейронов— характерны некоторые особенности. Найдите эти особенности среди ответов и укажите свойство, которое нейронам НЕ характерно.
1) имеют отростки: дендриты и аксоны
2) образуют многочисленные контакты с другими нервными клетками
3) очень высокий уровень обмена веществ
4) накапливают большие количества питательных веществ
5) очень высокая потребность в глюкозе
6) очень высокая потребность в кислороде
Как меняется количество белого вещества спинного мозга от шейного отдела к поясничному?
1) уменьшается 2) увеличивается
Спинномозговые нервы отходят от спинного мозга, начинаясь так называемыми корешками. Сколько таких корешков у каждого спинномозгового нерва?
1) один 2) два 3) три 4) четыре
Как называется тот участок спинного и головного мозга, основным компонентом которого являются тела нервных клеток?
1) белое вещество 2) серое вещество
Сколько глубоких продольных борозд имеется на поверхности спинного мозга?
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
Для любой нервной клетки характерны определенные свойства. Укажите одно из этих свойств.
1) способность к размножению 2) способность синтезировать гормоны
3) проведение возбуждения 4) сократимость
Укажите нейроны, расположенные за пределами центральной нервной системы.
1) чувствительные 2) вставочные 3) двигательные
Лабораторно-практическая работа № 9
Раздел – Неврология
Тема – Строение стволовой части головного мозга, черепномозговые нервы.
Цель занятия – изучить строение и особенности функционирования стволовой части головного мозга, его развитие фило- и онтогенезе, черепно-мозговые нервы, их зоны иннервации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рис. 9.1. Детали строения головного мозга.
Рис. 9.2. Головной мозг, саггитальный разрез.
Рис. 9.3. Основание головного мозга.
Рис. 9.4. Ствол мозга
Рис. 9.5. Поперечный разрез продолговатого мозга (на двух уровнях).
Рис. 9.6. Поперечные разрезы среднего мозга на уровне нижних и верхних бугорков.
Рис. 9.7. Промежуточный мозг.
Рис. 9.8. Ядра гипоталамуса.
Рис. 9.9. Строение мозжечка.
Рис. 11.24. Кора мозжечка и ее нейронный состав
Таблица 9.1. Черепномозговые нервы и их функции
Номер пары | Наименование нерва | Функция |
I | Обонятельный | Сенсорный вход от обонятельного эпителия |
II | Зрительный | Сенсорный вход от ганглиозных клеток сетчатки |
III | Глазодвигательный | Моторный выход к четырем из шести наружных мышц глазного яблока |
IV | Блоковый | Моторный выход к верхней косой мышце глазного яблока |
V | Тройничный | Основной сенсорный вход от лица. Моторный выход к жевательным мышцам |
VI | Отводящий | Моторный выход к наружной прямой мышце глазного яблока |
VII | Лицевой | Основной моторный выход к мышцам лица. Сенсорный вход от некоторых вкусовых рецепторов |
VIII | Слуховой | Сенсорный вход от внутреннего уха и вестибулярного органа |
IX | Языкоглоточный | Сенсорный вход от рецепторов (в том числе вкусовых) языка и глотки |
X | Блуждающий | Главный парасимпатический моторный выход к мышцам многих внутренних органов: сердца, желудка, кишечника и др. Моторный выход к мышцам глотки. Сенсорный вход от некоторых вкусовых рецепторов |
XI | Добавочный | Моторный выход к грудино-ключично-сосковой и трапециевидной мышцам |
XII | Подъязычный | Моторный выход к мышцам языка |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ХОД РАБОТЫ
1. Зарисовать поперечный срез продолговатого мозга и сделать объяснительные надписи, указав пирамиды, их перекрест, нижние оливы, ядра тонкого и клиновидного пучков. По таблицам и атласам найти ядра продолговатого мозга и соответствующие им образования в области ромбовидной ямки, установить, что ромбовидная ямка представляет собой дорсальную поверхность мозгового моста и продолговатого мозга и служит дном 1У желудочка.
2. Зарисовать поперечный срез моста и сделать объяснительные надписи.
3. Рассмотреть особенности строения мозжечка, найти червь, его дольки соответственно дольки полушарий, обратить внимание на топографии серого и белого вещества, указав на наличие коры и ядер. Установить связи мозжечка через его ножки с продолговатым мозгом, мозговым мостом и четверохолмием.
4. Зарисовать поперечный срез среднего мозга.
5. Зарисовать промежуточный мозг. Найти зрительные бугры — парные образования, возникающие из боковых стенок III мозгового желудочка, шишковидную железу, поводки, треугольник и систему поводков, медиальное и латеральное коленчатые тела, сосцевидные тела, серый бугор, гипофиз, воронку, зрительный перекрест. Рассмотреть стенки III желудочка.
6. На анатомических препаратах и таблицах проследить периферические ветвей черепномозговых нервов. Записать классификацию черепномозговых нервов.
Контрольные вопросы
1. Развитие головного мозга в филогенезе
2. Развитие головного мозга в онтогенезе.
3. Понятие об относительном, абсолютном весе мозга, соотношение головного мозга к спинному,
квадратном указателе мозга.
4. Строение стволовой части головного мозга:
4.1. Строение и функции продолговатого мозга;
4.2. Строение и функции мозгового моста;
4.3. Строение и функции среднего мозга;
4.4. Строение и функции мозжечка.
4.5. Промежуточный мозг (вентральная поверхность).
4.6. Промежуточный мозг (дорзальная поверхность).
5. Черепномозговые нервы: чувствительные нервы, двигательные и смешанные по функциональной принадлежности.