Факторы, влияющие на устойчивость человека к монотонии
1. Характер и условия работы. Очевидно, напряженность
(высокий темп работы) и информационная «загрузка» замедляют наступление монотонии. Однако в исследовании В.А. Сальникова, проведенном на штангистах, показано, что возникновение состояния монотонии может наблюдаться и при большой интенсивности тренировочных нагрузок.
Им применялись два вида тренировочных нагрузок — объемная (большой интенсивности) и интенсивная (субмаксимальной интенсивности). Оказалось, что первый вид нагрузки чаще вызывает состояние монотонии, чем утомления. Интенсивная нагрузка, наоборот, реже вызывала состояние монотонии и чаще состояние утомления. При этом играли роль и типологические особенности: объемная нагрузка вызывала состояние монотонии чаще у лиц с сильной нервной системой, а интенсивная нагрузка приводила к утомлению лиц со слабой нервной системой. Развитие монотонии зависит от темпа работы — свободного или вынужденного: она наступает позже при свободном темпе работы. Тренировки, проводимые на открытой местности, менее монотонны, чем занятия в залах, гребных бассейнах, на дорожках стадиона.
2. Уровень физической подготовленности. У спортсменов монотония наступает позже, чем у не занимающихся спортом. В условиях тренировочной спортивной деятельности у спортсменов со стажем 3—4 года монотония появляется позже, чем у занимающихся спортом 1—2 года.
3. Отношение к работе. Отсутствие желания тренироваться приводит к быстрому развитию состояния монотонии. Поэтому при изучении спортсменов с разным стажем Н.П. Фетискиным был выявлен несколько неожиданный факт. У гребцов со стажем больше 5 лет устойчивость к монотонии уменьшалась: жалобы на апатию и скуку у них появлялись даже раньше, чем у спортсменов с небольшим стажем занятий греблей. Очевидно, у спортсменов с малым стажем (до 5 лет) наряду с ростом тренированности увеличивается и генерализованная устойчивость к любому виду деятельности, в том числе и содержащему элементы однообразия. Кроме того, в стремлении достичь спортивных вершин они с увлечением выполняют даже однообразную деятельность, У спортсменов с большим стажем (5 лет и выше) на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности, особенно в условиях бассейна (у гребцов) или зала (у велосипедистов), снижена, в результате чего они с нежеланием относятся к выполнению однообразных упражнений в течение продолжительного времени. При этом следует заметить, что опытные спортсмены в большинстве случаев испытывали состояние монотонии «в чистом виде», в то время как у новичков монотония появлялась чаще на фоне жалоб на усталость. Эти результаты можно объяснить тем, что большая «жажда» деятельности гребцов-новичков приводит к тому, что тренируются они увлеченно и замечают монотонию только тогда, когда устают. У мастеров же монотония чаще всего появляется на фоне еще высокой двигательной активности, так как уже в начале тренировки интерес к предстоящей деятельности снижен.
Любопытный факт, показывающий роль установки на деятельность, получен Н.П. Фетискиным на школьниках: в выходной день (воскресенье) монотонная деятельность приводила к развитию состояния монотонии в три-четыре раза быстрее, чем в учебные дни недели. Очевидно, большую роль играет общий тонус нервной системы, готовность к работе.
Интерес к монотонной работе зависит еще и от того, насколько эта работа соответствует направленности и уровню притязаний личности, а также потребности личности в определенном виде деятельности. Уместно в связи с этим привести высказывание С. Уайта, что лица, не умеющие видеть цели в своей работе, трудно переносят монотонность.
4. Функциональное состояние спортсмена и, в частности, наличие физического утомления. Время наступления монотонии по дням недели точно соответствует классической кривой работоспособности человека в течение недельного цикла. С повышением уровня врабатываемости (во вторник и среду) монотония появляется позже, чем в понедельник, при накоплении утомления в конце недели монотония появляется гораздо
раньше. Этот факт следует учитывать при планировании тренировочных нагрузок по многодневным циклам.
5. Личностные особенности человека, в частности типологические проявления основных свойств нервной системы. Еще
С. Уайт в 30-х годах отмечал, что люди живого темперамента более подвержены монотонии, чем лица флегматичные.
Н.П. Фетискиным установлено, что на скорость возникновения состояния монотонии оказывает влияние целый комплекс свойств нервной системы. Одно сочетание усиливает устойчивость к монотонности — монотонофильный типологический комплекс: инертность нервных процессов, слабая нервная система, преобладание торможения на эмоционально-мотивационном уровне и преобладание возбуждения на двигательном; другое сочетание ослабляет эту устойчивость — монотонофобный типологический комплекс: подвижность нервных процессов, сильная нервная система, преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне и преобладание торможения на двигательном уровне.
Меньшая подверженность монотонии лиц с инертностью нервных процессов по сравнению с подвижными обусловлена, очевидно, более стойкими очагами возбуждения, возникающими во время работы. В отличие от инертных, лица с подвижностью нервных процессов предпочитают работу, сочетающую в себе высокий темп, разнообразие рабочих действий, меньшую их повторяемость, поэтому однообразная работа быстро вызывает у них состояние монотонии, в то время как инертным монотонная деятельность даже импонирует.
Различия в типологии между монотонофильными и моното-нофобными людьми могут служить, вероятно, основой для отбора лиц в те виды спортивной деятельности, где постоянно имеет место монотония. При этом нужно заметить, что лица с монотонофильным типологическим комплексом имеют, как правило, более высокую мотивацию к монотонной работе. Н. П. Фетискин нашел, что и другие личностные особенности влияют на быстроту развития состояния монотонии: монотония быстрее появляется у лиц с высоким невротизмом, большой общительностью (экстравертированностью) и с высокой самооценкой, которая, вероятно, отражает в какой-то степени высокий уровень притязаний.
Меры борьбы с монотонней. Меры борьбы с монотонней должны быть разнообразными и многоплановыми. Основными, проверенными на практике являются: увлекательное оформление учебно-тренировочного* процесса с помощью организационных средств: расчленение тренировочного занятия на временные отрезки с помощью пауз; усиление мотивации благодаря объяснению цели деятельности; установление поэтапных целей вместо бесконечного количества повторений одних и тех же действий (например, лучше давать задание попасть мячом в корзину не 200 раз подряд, а сериями — 20 раз по 10 бросков и т. п.). Эти несложные меры обеспечивают целенаправленность и значимость работы на каждом этапе.
Целесообразно также использовать и объединение простых элементов разучиваемых упражнений в более сложные; увеличение темпа работы; смену работы, применение «активного отдыха» (по И.М. Сеченову). Способствует снятию монотонии введение элемента соревнования (например, бег или плавание за лидером на тренировочных занятиях).
Эффективным бывает отключение внимания от выполняемой деятельности и переключение его на другие объекты. Этот прием часто используют скороходы, деятельность которых весьма однообразна.
Использование раздражения органов чувств тоже дает хороший эффект. Например, американские и австралийские тренеры по плаванию борются с монотонней на тренировочных занятиях, используя подводную музыку или давая (пловцам на тренировку 6 пар очков со стеклами разного цвета, которые спортсмены время от времени меняют).
Однообразие условий деятельности может вызывать не только острое состояние монотонии, но и хроническое, когда каждая работа сама по себе этого состояния не вызывает, а повторение работы (тренировочных нагрузок) вызывает монотонию, проявляющуюся до работы, в состоянии покоя. Подобные состояния выявлены М.С. Фидаровым у борцов к концу тренировочных сборов. Очевидно, причина их в том, что для проведения контрольных встреч используется один и тот же соперник и спортсмены не испытывают чувства новизны, приподнятости. Следует периодически менять спарринг-партнеров.
Состояние психического пресыщения. Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому состоянию — психическому пресыщению. Психическое пресыщение описано как два типичных состояния автором осуществлено не было. Поэтому в современной психологии часто вместо состояния монотонии говорят о состоянии психического пресыщения. Происходит это вследствие того, что авторы подменяют понятие «насыщение» (по К. Левину) понятием «пресыщение». Насыщение может привести к монотонии, но оно недостаточно для возникновения пресыщения.
По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно состоянию монотонии. Так, спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По-иному изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее. Вегетативные показатели изменяются так же, как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются.
Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично. Последний случай чаще характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в большей мере склонных к быстродействию и к выполнению кратковременной интенсивной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне регулирования.
Это состояние еще плохо изучено, однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла.
Возникновение эмоциональной напряженности в процессе деятельности |
Причины возникновения. Эмоциональная напряженность в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональной напряженности. Например, удачно выполненная первая попытка на соревнованиях нередко потрясает не только соперников, но и самого спортсмена, выполнившего ее. Эмоциональная напряженность возникает и при конфликтах, наблюдающихся в процессе единоборства спортсменов.
Еще одной причиной возникновения психической напряженности является вынужденный перерыв в деятельности, например отсрочка выполнения попытки. Всякое прерывание деятельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряженности, так как он стремился закончить эту деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели. Особенно часто вынужденные отсрочки наблюдаются на соревнованиях по легкой атлетике: из-за дождя, ритуала награждения победителей, сопровождаемого объявлением по радио и маршем, что отвлекает участников и заставляет их отложить попытку на некоторое время.
Обилие причин, приводящих к напряженности во время деятельности, приводит к многообразию форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, как психическое пресыщение, утомление, «мертвая точка», фрустрация.
Несколько слов о стрессе. Это слово стало модным и широко употребимым. Многие склонны всякое напряжение относить к стрессу. Надо иметь в виду, что стресс — это всегда угроза для организма, и встречается такое состояние лишь на соревнованиях, имеющих огромную личную и общественную значимость для спорта, например на Олимпийских играх. Особенно показательны в этом отношении Олимпийские игры в Мехико, когда к психическому напряжению присоединялся фактор высокогорья. Некоторые гребцы, например, заканчивали дистанцию почти в обморочном состоянии.
Влияние психической напряженности на деятельность спортсмена. Состояние напряженности может выражаться в двух формах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов организма и в тормозных реакциях.
Е.А. Милерян наблюдал снижение сенсомоторной деятельности при воздействии сильных эмоциональных факторов. Ухудшение работоспособности было трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выполнения своих функций; 3) полная заторможенность действий.
Поведение в состоянии напряженности отличается не гибкостью: утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. Некоторые спортсмены отмечают, что при встрече с сильным противником из-за сильного волнения подсказанная тренером или товарищем комбинация становится настолько навязчивой, что в ходе борьбы спортсмены только о ней и думают, забывая обо всех других приемах. Это происходит потому, что спортсмен некритически воспринимает рекомендованную комбинацию как лучшую.
В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элементарных мыслительных операций. Один из известных волейболистов писал: «Напряжение порой бывает так велико, что потом не можешь вспомнить ход встречи, забываешь, что и как делал. В таком состоянии не мудрено проиграть, что угодно. Это как воздушная яма, куда проваливается самолет. Команда в такой ситуации полностью теряет управление».
Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мобилизации или реакции торможения) обусловлено многими факторами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности максимальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается (В. Лазарус). Если же задача трудная, но разрешимая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степени подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тренированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой ухудшают.
Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические высшей нервной деятельности. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстремальные условия, чем лица со слабой нервной системой (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, 3.И. Бирюкова, Б.А.Вяткин).
Зная, что эмоциональная напряженность может снижать эффективность деятельности, нередко соперник преднамеренно провоцирует спортсмена, чтобы вывести его из душевного равновесия, чтобы чувства «подавили» волю.
Как же относиться к состояниям психической напряженности? По мнению большинства ученых, часто повторяемая большая нервно-психическая напряженность — явление нежелательное. Однако имеется и другая точка зрения, что стресс полезен для развития человека, поэтому и предупреждать его возникновение нет смысла. Практика опровергает это. Как известно, в сезоне 1973 г. Федерация футбола отменила ничьи и ввела для определения победителя серию 11-метровых штрафных ударов. Это решение отразилось на психической устойчивости футболистов. Вот как высказался по поводу этого нововведения вратарь сборной команды страны В. Пильгуй: «Отмена ничьих и решение спора с помощью пенальти, на мой взгляд,— также, впрочем, думают и мои товарищи по команде,— не принесло ничего, кроме дополнительной нервной нагрузки. Может быть, она необходима для, так сказать, морально-волевой подготовки? Не думаю. Нервничая, не укрепишь нервную систему. Скорее наоборот».
Полевые игроки отказывались бить пенальти. Были случаи, когда их силой выталкивали из центрального круга. На удивление часто игроки не могли реализовать пенальти, даже те, кто прежде бил без промаха. Их упрекали, говорили: надо повышать мастерство. Сперва на тренировках рьяно этим занимались, но, когда поняли, что не мастерство решает, а нервы, прекратили... Нет, кажется, с помощью таких мер мастерство повысить нельзя».
Состояние утомления |
Период работы спортсмена можно разделить на два этапа. На протяжении первого этапа функциональные системы достигают нужного и устойчивого уровня деятельности, работа осуществляется при оптимальном способе регулирования, без существенного напряжения психических сил. На втором этапе появляется чувство усталости, функциональный потенциал спортсмена снижается, и, чтобы обеспечить прежнюю эффективность деятельности, ему нужно мобилизоваться прилагать большие волевые усилия. Наступает утомление. Под ним обычно понимают вызванное работой временное снижение работоспособности вследствие нарушения регуляторных процессов.
Однако, как справедливо считает Р.А. Шабунин, снижение работоспособности не является ни единственным, ни первым признаком утомления. Ведь имеется период, когда утомление уже наступило, а работоспособность еще не снижена (период «компенсированного утомления»). Поэтому утомление — это нормальное состояние, возникающее при длительной или интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать требуемые интенсивность и качество работы. Оно отражает перестройку регуляторных функций от оптимального режима работы к экстремальному для поддержания работоспособности на прежнем уровне.
Чувство усталости. Одним из ранних признаков утомления является чувство усталости. Чувство усталости сопровождается определенными ощущениями и является отражением субъективного мира человека, но основу его составляют физиологические сдвиги, и в этом смысле оно так же объективно, как любое физиологическое явление.
О физиологической природе ощущения усталости известно очень мало. Ощущение мышечного утомления вначале локализовано в области работающих мышц и часто сопровождается болевыми ощущениями. По мнению болгарского физиолога Д. Матеева, накопление неокисленных продуктов метаболизма, гипоксия и другие сдвиги, развивающиеся при утомлении во внутренней среде работающей мышцы, являются причиной того, что афферентные импульсы, порожденные мышечной работой, становятся при ее продолжении все более и более сильными. Эта увеличивающаяся по силе афферентация представляет собой физиологическую сторону субъективного чувства усталости, которое с течением работы становится все более выраженным и даже может перерасти в острую боль, заставляющую человека прекратить работу.
В.В. Розенблат выдвигает гипотезу, что в основе ощущения усталости лежит преимущественно процесс торможения в двигательных корковых клетках при начинающемся их истощении. Как бы то ни было, чувство усталости реально существует и достоверно сигнализирует нам о наступившем утомлении.
Объективные данные о чувстве усталости получены и в работе Э.А.Голубевой и В.И. Рождественской: дельта-ритм электроэнцефалограммы возрастал по мере увеличения усталости. Возможно, это является следствием усиливающейся волевой активности, направленной на преодоление возникшего состояния утомления и поддержание работоспособности на прежнем уровне.
Субъективное чувство усталости, по мнению ряда ученых, достаточно точно отражает тяжесть работы, поэтому чувство усталости можно рассматривать как субъективное отражение того усилия, которое необходимо для сохранения координации связанных с работой процессов.
Некоторые ученые отождествляют усталость в скуку, апатию при выполнении работы, считая, что усталость выражается в снижении интереса к работе и зависит от ее однообразия (монотонности). Однако в ряде работ (Н.П. Фетискин и др.) показано, что субъективным переживаниям апатии и усталости соответствуют различные изменения нервных процессов в центральной нервной системе. У испытуемых, жалующихся на апатию и скуку при монотонии, наблюдается усиление процесса торможения в эмоционально - мотивационном уровне регуляции, а в двигательном уровне возбуждение может даже увеличиваться. При усталости вследствие мышечной деятельности торможение в первую очередь усиливается в двигательных центрах и лишь потом может наступать в мотивационном уровне регуляции.
Р.А. Шабуниным доказано, что усталость является субъективным признаком уже наступившего утомления, так как оно появляется в момент изменения ряда физиологических функций, обеспечивающих работу. Эти изменения состоят в увеличении суммарной биоэлектрической активности мышц, в изменении глубины дыхания, учащения пульса. Сходные данные получены Г.И. Мызаном. При появлении чувства усталости у работавших наблюдалось кратковременное уменьшение частоты пульса и дыхания, вслед за которым оба эти показателя резко увеличивались. Увеличение напряженности в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем сопровождалось усилением потоотделения. Все эти признаки свидетельствуют о большой напряженности в работе организма, сопровождающей преодоление утомления.
В этих исследованиях появляющееся чувство усталости с объективными изменениями ряда функций совпадало не всегда. Одной из причин несовпадения субъективных переживаний с объективными признаками утомления является наличие или отсутствие у испытуемых опыта в анализе мышечных ощущений. Так, у спортсменов, хорошо умеющих анализировать мышечные ощущения, число этих совпадений было значительно выше, чем у неспортсменов; повторение эксперимента увеличивало число совпадений.
Причины утомления. Утомление изучается учеными уже второе столетие, но окончательный ответ на вопрос, что является причиной утомления, еще не получен. Выдвигались различные теории утомления, каждая из которых подчеркивала одну из сторон развивающихся изменений. Большое распространение получили в свое время гуморально-локалистические теории утомления. Одна из них — теория «истощения»— причину утомления видела в истощении энергетических ресурсов, расходуемых во время работы. По образному выражению академика А.А. Ухтомского, работающий орган уподобляется при этом печи, которую нечем топить.
Теория «задушения» связывала утомление с нарушением процессов окисления. А.А. Ухтомский по поводу этой теории говорил, что «дрова в печи есть, но нет кислорода для их сжигания».
Еще в середине прошлого века было обнаружено, что в работающей мышце накапливается молочная кислота. Поскольку промывание физиологическим раствором работающей мышцы восстанавливало ее работоспособность, Е. Пфлюгером была выдвинута теория «засорения», согласно которой причиной утомления является засорение крови продуктами распада энергетических веществ. Про эту теорию А.А. Ухтомский говорил, что выдвигаемая ею причина уподобляется случаю, когда «дрова есть, но они подмочены».
В. Вейхард выдвинул даже гипотезу, что при утомлении выделяется особый белковый яд утомления — кенотоксин. Эта точка зрения просуществовала удивительно долго, до 20-х годов нашего столетия.
Результаты, полученные на изолированных мышцах животных, стали переноситься на человека для объяснения утомления, наступающего в условиях целостной работы организма. Польская ученая И. Йотейко создала «периферическую» теорию утомления, по которой первоначально утомление возникает в работающем органе (мышце) и лишь вторично — в нервных центрах.
Получены данные, подтверждающие роль гуморальных факторов в развитии утомления. Показано, что искусственное «закисление» мышц во время работы ускоряет утомление: при добавлении кислых продуктов работоспособность мышц падает соответственно степени «закисления». С другой стороны, выключение кровотока в работающих мышцах (путем наложения на конечность манжеты) тоже ускоряет наступление утомления, а в период отдыха замедляет восстановление. Наоборот, усиление кровоснабжения мышц повышает работоспособность.
Гуморально-локалистические теории, отражая существенные изменения в организме, не объясняют, однако, все наблюдаемые явления.
Поэтому сторонники «периферической» теории утомления не отрицают в настоящее время и роль центральной нервной системы, но отстаивают ту точку зрения, что первично утомление возникает на периферии и лишь вторично — в центрах.
Сторонники центрально-нервной теории утомления считают, что причиной снижения работоспособности при утомлении являются нарушения нормальной работы нервных клеток, особенно корковых. Одним из первых указал на значение нервной системы в развитии утомления великий русский ученый И.М. Сеченов.
Известно, что при усталости, вызванной умственной работой, значительно снижается работоспособность мышц. Француз А. Моссо в конце прошлого века выявил очень интересный и важный для понимания причины утомления факт: если полностью утомленную от произвольной деятельности мышцу раздражать электрическим током, она вновь дает сокращения. Дело, следовательно, не в самой мышце, не в невозможности ее сокращения, а в отсутствии должных пусковых влияний со стороны нервной системы.
Опыты И.М. Сеченова по стимулирующему влиянию «активного отдыха», исследования В.В. Богуславского, показавшего влияние эмоционального состояния на работоспособность человека, и ряд других данных говорят в пользу того, что при утомлении изменения наступают и в центральной нервной системе, в первую очередь в коре головного мозга.
Интересная точка зрения на развитие и роль утомления высказана И.А. Кулаком. Он обнаружил, что с самого начала работы процесс расходования активных энергетических веществ идет с наибольшей интенсивностью, а интенсивность восстановительных процессов нарастает постепенно, становясь наибольшей лишь через некоторое время. Процессы расходования и восстановления, с точки зрения И.А. Кулака, регулируются различными отделами нервной системы: процесс расходования — соматической, а восстановления — вегетативной нервной системой. Утомление в его понимании становится посредником между процессами расходования и восстановления энергетических веществ, а главное — защитником целостности организма.
Кора головного мозга изменяет интенсивность процессов в работающем органе различными путями. Первый путь — прямой, через соматическую нервную систему — позволяет человеку произвольно менять интенсивность работы, а следовательно, изменять и процесс расходования энергетических веществ. Второй путь — косвенный, через вегетативную нервную систему, потому что восстановительный процесс не находится в прямом подчинении коре головного мозга (той части, которая связана с произвольным регулированием). Получается так, что человек по своему желанию может ускорить процесс расходования энергетических веществ (для этого ему необходимо только увеличить внешнюю работу органа), но он не может в такой же степени ускорить процесс восстановления этих веществ, не может сразу восстановить функции утомленного органа. Необходимо некоторое время, даже при волевом усилии, чтобы этот процесс завершился сам по себе.
Роль нервной системы при утомлении заключается в координации функций организма. Происходит взаимное замещение функционирующих систем, в которых развилось утомление, свежими системами и даже частичная их подмена. Когда начинает развиваться утомление в одной мышечной группе, в работу непроизвольно включаются другие мышечные группы. Координация функций организма при утомлении сначала не снижается, как принято считать, а наоборот, повышается.
Почти полвека назад А.А. Ухтомский ставил вопрос о том, что неправильно локализовать утомление в определенном рабочем звене, он рассматривал утомление как расстройство координации тех или иных процессов, участвующих в работе. Никаких, общих для всех, случаев механизмов утомления не существует. В различных условиях ведущее место принадлежит различным факторам. Это положение убедительно и сегодня. Различные теории утомления имеют право на существование и выделяют лишь отдельные возможные механизмы развития утомления. В каждой теории есть свои сильные и слабые стороны: сильные потому, что они верны для конкретных условий деятельности, слабые потому, что результаты, полученные в одних условиях, авторы теорий пытаются сделать закономерностью для других условий.
Причин, вызывающих утомление, много, и разные причины могут вызвать различные проявления утомления. С другой стороны, состояние утомления может быть связано с изменениями во многих органах и системах организма, но их роль при этом различна. Анализируя причины утомления, развивающегося при выполнении различной работы, необходимо выяснить, в каких именно физиологических системах раньше всего возникает утомление.
Картина утомления при динамической работе зависит, прежде всего, от ее мощности. При работе максимальной мощности (работа спринтера) утомление наступает быстро, в течение первых 10—20 с. Причины этого: особенности мышечного химизма — анаэробные химические процессы приводят к накоплению продуктов распада — и особенности работы нервных центров — большое возбуждение нервных центров, частая смена возбуждения на торможение и т. п.— приводят к быстрому развитию запредельного торможения.
При работе субмаксимальной мощности, продолжающейся от 45 с до 3—4 мин, вследствие ее длительности большое количество молочной кислоты переходит из мышц в кровь, вызывая значительное подкисление. Такая кровь создает неблагоприятные условия для работу нервных центров.
При работе большой мощности, длящейся от 10 мин до получаса, недостаточность дыхания и кровообращения являются решающими факторами в развитии утомления. Сердце, работающее на пределе своих возможностей, начинает снижать мощность, если работа длится многие минуты. Это приводит к уменьшению систолического объема и, следовательно, к уменьшению снабжения организма кислородом.
При работе умеренной мощности, которая может продолжаться часами, главным является снижение уровня сахара в крови, чего не наблюдалось при работе других мощностей. Это происходит из-за истощения углеводных запасов печени и мышц. Ухудшается ряд психических функций: объем памяти, внимания, острота зрения, «чувство времени» (А.Ц. Пуни). Изменяется качество запоминания: от логического запоминания спортсмен переходит к механическому запоминанию.
Особые механизмы утомления имеются при выполнении статических усилий. Во время большого статического усилия, носящего тетанический характер, значительно повышается внутримышечное давление. Напряженные мышечные волокна сдавливают кровеносные сосуды, в результате чего нарушаются кровоток и кровоснабжение мышц, вплоть до полной его остановки (вследствие сжатия артериол). Недостаточное кровоснабжение приводит к резкому уменьшению поступления кислорода — ишемии. Работа в этих условиях может совершаться за счет анаэробных процессов, не компенсируемых ресинтезом, которые приводят к накоплению продуктов распада. Вследствие отсутствия кровотока эти продукты не окисляются и не вымываются, химизм мышцы нарушается, что и приводит к снижению их работы. Эта теория утомления при статических усилиях, выдвинутая Линдгардом, дополнена представлениями Я.А.Шейдина и Н.К. Верещагина о запредельном торможении нервных центров вследствие большого потока нервных импульсов с проприорецепторов напрягающихся мышц.
Роль утомления. В свое время академик А.А. Ухтомский рассматривал утомление чуть ли не как патологическое или на грани его состояние. Другие исследователи считают, что утомление — это защитный механизм, предупреждающий полное истощение энергетических ресурсов и разлад в координационной работе центров. Л.Л. Васильев, признававший теорию отравления, писал в связи с этим, что мы утомляемся не оттого, что отравляемся кенотоксином, а для того, чтобы не отравляться им. Существует точка зрения на утомление как функцию организма, предохраняющую работающий орган от разрушения: утомление — это функция организма, которая снижает интенсивность внешней работы органов и систем в связи с возникновением дефицита активных энергетических веществ.
Состояние утомления, однако, не исключает деятельности человека. Наоборот, деятельность при небольшой или средней степени утомления является фактором, повышающим тренированность человека. Поэтому оценка значимости утомления должна быть индивидуальной для каждого конкретного случая.
Спортивная деятельность, как правило, протекает на фоне большого утомления, по некоторым данным, время, в течение которого спортсмен продолжает работать при развивающемся утомлении, составляет около 30% от всего периода работы. Это время, как уже говорилось, называется периодом компенсированного утомления. На длительность периода компенсированного утомления влияют, как показано М.Н. Ильиной, возраст, мотивация, уровень тренированности, психофизиологические особенности личности. У младших школьников период компенсированного утомления выражен слабо. При появлении жалоб на усталость они вскоре прекращают работу. Этот факт необходимо учитывать при дозировании нагрузок для младших школьников. С возрастом способность работать без снижения интенсивности на фоне усталости увеличивается. У старших школьников и студентов длительность периода компенсированного утомления становится больше, чем длительность работы до появления усталости, особенно при наличии соревновательного мотива.
Соревновательный мотив удлиняет период компенсированного утомления (терпеливости) в большей мере, чем период работы. Следовательно, соревновательный мотив, помимо общего влияния, связанного с нарастанием уровня эмоционального возбуждения, особенно усиливает проявление волевых качеств, в частности упорства (терпеливости). Особенно отчетливо это проявилось в исследовании, посвященном влиянию соревновательного мотива на выносливость школьников различного возраста: чем старше школьники, тем длиннее период работы при компенсированном утомлении при наличии соревновательного мотива.
Утомление и монотония. Состояние утомления часто смешивается с состоянием монотонии. Действительно, на основании жалоб спортсмена различить утомление и состояние монотонии довольно сложно, так как при утомлении любая работа может показаться однообразной и скучной, хотя объективно такой и не является. Очевидно, в ряде случаев утомление может сопровождаться монотонией, но утомление и монотония — не одно и то же состояние, и отличить их можно по следующим признакам:
1. утомление — не специфическое следствие монотонной работы, оно развивается при любой по характеру и длительности
работе;
2. утомление исчезает в период отдыха постепенно, монотония же исчезает быстро; перемена темпа деятельности (даже его увеличение) приводит к быстрому снятию монотонии, при
утомлении увеличение темпа еще больше снижает работоспособность;