Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы»

Мышечная система – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью.

Цель: изучить строение и функции мышечной системы.

Оборудование: муляжи, таблицы по «Мышечной системе», атласы [1, с.24-30; 5, с.22-29], учебник [3, с. 151-160], учебник [3, т. 2].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 7 «Форма мышц», запишите в тетрадь основные виды мышц.

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» - student2.ru

Рисунок 7 – Форма мышц

Задание 2. Рассмотрите рисунок 8 «Мышцы тела человека». Ответьте на следующие вопросы.

1.Что обеспечивает определенную форму тела?

2.Каким образом фиксируются мышцы?

3.Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга?

4.Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека?

5.Где находятся мышцы, сгибающие пальцы?

6.Какая мышца поднимает пятку?

7.В каком движении участвует дельтовидная мышца?

8.Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?

9.Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» - student2.ru

а

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» - student2.ru

б

Рисунок 8 – Мышцы тела человека, вид спереди (а) и вид сзади (б)

Занятие №4. Практическая работа «Нервная система»

Нервная система – совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Цель: изучить строение и функции нервной системы.

Оборудование: муляжи головного мозга, таблицы по «Нервной системе», атласы [1, с.53-58; 5, с.32-35]А. Астахова, атласы «Наглядный словарь», учебник [3, т. 1; 4, с. 14-39;].

Задание 1. Рассмотрите рисунок 9 «Рефлекторные дуги», подпишите все составляющие части. Приведите примеры 2-х-нейронных рефлексов и сложных рефлексов, рефлекторные дуги которых включают вставочные нейроны.

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» - student2.ru

Рисунок 9 – Рефлекторные дуги (справа – простая, слева – сложная)

Задание 2. Рассмотрите рисунок 10 «Спинной мозг», подпишите все составляющие части. Какие 2 утолщения есть в спинном мозге, с чем это связано? Сколько пар спинномозговых нервов вам известно? Чем образован спинномозговой нерв, какой он по функции?

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» - student2.ru

Рисунок 10 – Спинной мозг, вид спереди (а) и вид сзади (б)

Задание 3. Рассмотрите рисунок 11 «Головной мозг» и подпишите все части. Перечислите 6 отделов головного мозга, раскрасьте их разными цветами.

Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» - student2.ru

Рисунок 11 – Головной мозг

Задание 4. Заполните таблицу 2 «Действие вегетативной нервной системы».

Таблица 2 – Действие вегетативной нервной системы

Органы При возбуждении симпатической нервной системы При возбуждении парасимпатической нервной системы
Сердце      
Артерии      
Кишечник      
Печень      
Потовые железы      
Слюнные и слезные железы    
Зрачок      
Бронхи      
Мышцы, поднимающие волосы    

Наши рекомендации