Основные синдромы нарушений патологии пищеварительной системы
При нарушении пищеварения происходят изменения, получившие название копрологических синдромов.
Недостаточность жевания сопровождается увеличением в кале количества непереваренного корма. При недостаточности желудочного пищеварения в кале у травоядных животных находят перепариваемую клетчатку (пласты клеток, фрагменты картофеля и моркови), у плотоядных — соединительную и мышечную ткани (пластами, неизмененными волокнами).
При недостаточности желчеотделения цвет кала белесоватый, особенно у молодняка молочного возраста, реакция на билирубин и стеркобилин отрицательная или слабо положительная; в кале у телят-молочников появляются жирные кислоты; в небольшом количестве присутствуют мыла и нейтральный жир; содержание аммиака увеличивается до 2 раз при нормальном содержании органических кислот; консистенция кала мазевидная, рН кислый или щелочной вследствие гнилостных процессов.
В случае недостаточности панкреатического сокоотделения кал у телят-молочников не оформлен, мазевидной консистенции, запах гнилостный, рН щелочной. Увеличено количество нейтрального жира; жирных кислот и мыл немного, увеличено содержание аммиака при незначительном повышении органических кислот.
При недостаточности переваривания в тонком кишечнике консистенция кала у телят жидкая, цвет желтый, запах слабогнилостный, рН слабощелочной. В большом количестве в нем присутствует нейтральный жир, жирные кислоты и мыла. Содержание аммиака и органических кислот при диарее не увеличено, но соотношение между ними изменено в сторону щелочности. Если переваривание уменьшено в толстом кишечнике, усиливается брожение, консистенция кала при этом кашицеобразная, пенистая, цвет желтый, запах кислый, рН кислый. Содержание органических кислот увеличено, аммиака уменьшено. Реакция на растворимый белок чаще положительная, нейтральный жир отсутствует, содержание мыл и жирных кислот незначительно, много переваримой клетчатки, крахмала и йодофильной флоры. При преобладании процессов гниения кал жидкий, темно-коричневый, с гнилостным запахом, рН щелочной. Количество аммиака повышено, реакция на растворимый белок чаще положительная. Нейтральный жир обычно отсутствует, содержание мыл и жирных кислот незначительное, количество переваримой клетчатки значительное.
Воспаление кишечника сопровождается появлением в кале слизи, крови, гноя. При микроскопическом исследовании обнаруживают большое количество лейкоцитов, цилиндрический эпителий, в некоторых случаях эритроциты. Часто выявляют «скрытую» кровь, реакция Трибуле—Вишнякова положительная.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕЧЕНИ
Печень — орган пищеварения, кровообращения и обмена веществ, синтезирует желчь, депонирует кровь. Вся кровь, оттекающая от кишечника и селезенки, проходит через печень, где происходит нейтрализация вредных веществ, удаляется из нее избыток воды.
В печени образуется от 1/з до '/2 всей лимфы. Она участвует в поддержании динамического равновесия состава плазмы крови — белков, сахаров, холестерина, витамина А, некоторых минеральных веществ, воды, инактивирует избыток гормонов, синтезирует мочевину и ряд ферментов. В ней освобождается '/7 часть энергии организма.
Печень расположена в передней части брюшной полости непосредственно за диафрагмой, большей частью в правом подреберье. У жвачных — от уровня 8-го межреберья до позвоночного конца последнего ребра. Задняя верхняя часть печени выступает за край легкого, соприкасается с реберной стенкой и доступна исследованию с правой стороны. У верблюда печень выходит за пределы заднего края последнего ребра. У лошадей она находится в правом подреберье и достигает уровня середины длины 14—15-го ребер, в левом подреберье — 9-го ребра. У свиней печень расположена больше в правой стороне и доходит в правом подреберье до 12-го, в левом — до 10-го ребра. У плотоядных печень лежит почти в центре подреберной области, достигая справа и слева последних ребер.
При исследовании печени общими методами применяют осмотр, пальпацию и перкуссию.
Осмотром области печени при резком ее увеличении обнаруживают выпячивание правого подреберья.
Для выявления болезненности печени проводят баллотирующую пальпацию по межреберьям ипроникающую пальпацию за последним ребром справа в верхней части реберной стенки.
У верблюда печень пальпируют за последним ребром в верхней Части правой брюшной стенки, при увеличении ее можно прощупать, за нижней реберной стенкой почти в середине правой голодной ямки.
У плотоядных печень исследуют сначала в стоячем положении, подводя пальцы рук под реберные дуги, затем животное кладут на правый бок, пальцы правой руки подводят под правое предреберье, а левой рукой постепенно усиливают давление в области левой реберной дуги. Можно исследовать печень также в спинном положении, подводя пальцы под последние ребра. У собак печень недоступна пальпации, у кошек она пальпируется легко. При пальпации определяют болезненность, консистенцию, свойства поверхности выступающего за последнее ребро края печени. У здоровых животных край печени острый (при увеличении закруглен), поверхность гладкая, консистенция упругая. Бугристую поверхность и плотную консистенцию печени выявляют при пиррозе; при жировой дегенерации она, наоборот, приобретает мягкую или тестоватую консистенцию. При гепатите, абсцессах, иногда при гепатозе, кетозе и послеродовой гемоглобинурии чувствительность печени повышена. Чем быстрее увеличивается печень, тем она болезненнее вследствие растяжения глиссоновой
капсулы.
Перкуссией устанавливают увеличение или уменьшение области печеночного притупления, болезненность печени. У рогатого скота область печеночного притупления находится справа в мерхней части 10-, 11- и 12-го межреберий в виде неправильного четырехугольника, прилегающего к задней перкуссионной границе легких (рис. 54). Верхняя граница притупления сливается с почечным, а задняя проходит по линии, от латерального края поперечно-реберного отростка 1-го поясничного позвонка вниз и вперед до пересечения границы легкого с 10-м ребром. При отсут-
Рис. 54. Область почечного притупления у коров:
а-нормальная; б— увеличенная; 9, 11, 13 — ребра; пунктир — реберная дуга
ствии смещения печени вперед удобным для исследования ориентиром могут служить данные перкуссии по 12-му межреберью. В норме печеночное притупление в этом межреберье не доходит до линии седалищного бугра. При увеличении печени ее границы достигают этой линии и значительно ниже, при резком увеличении границы выходят за 13-е ребро; могут доходить до линии плечевого сустава.
На размер и расположение печеночного притупления влияют возраст, беременность, состояние легких (эмфизема), наполнение преджелудков и кишечника, поэтому иногда обнаруживают смещение печеночного притупления вперед, вниз или его уменьшение. При уменьшении объема рубца печень может отходить от грудной стенки и быть недоступной для исследования.
У крупного рогатого скота печень ректально пальпируется только при резком увеличении и каудовентральном смещении. У верблюда благодаря широким межреберным промежуткам и расположению печени за пределами последнего ребра перкуссией легко установить увеличение печени. Она доступна и для ректального исследования.
У лошадей печень не обнаруживают ни пальпацией, ни перкуссией вследствие сагиттального ее положения. При значительном увеличении, когда она подходит к реберной дуге или выходит из-под нижнего края легкого, печень становится доступной для перкуссии в области 14—16-го межреберий справа, а при выходе за последние ребро пальпируется и перкутируется по линии маклока. У свиней печень в правом подреберье доходит до 12-го, а в левом до 10-го ребра и доступна исследованию только у нежирных особей. У плотоядных печень исследуют в стоячем положении за задним краем легкого. У собак справа печеночное притупление создает полосу от 10-го до 13-го ребра, слева —в области 11-го межреберья.
Область печеночного притупления увеличена при гепатите, гипертрофическом циррозе, амилоидозе, абсцессах, иногда при токсической дистрофии, фасциолезе, эхинококкозе, лейкозе, кетозе, опухолях и туберкулезе (у собак). При эмфиземе легких, экссудативном плеврите и пневмотораксе зона печеночного притупления может быть увеличена за счет смещения печени назад.
Из специальных методов наиболее доступны лапароскопия и биопсия.
Лапароскопию применяют с целью визуального исследования печени и других органов брюшной полости. У крупного рогатого скота лапароскоп вводят в месте пересечения двух линий: горизонтальной на 2—3 см ниже выступа маклока и вертикальной — по заднему краю поперечного отростка 2-го поясничного позвонка. Вначале послойно анестезируют ткани, извлекают ман-дрен и вводят в брюшную полость шприцем Жанэ или резиновой грушей Юл профильтрованного через стерильную вату воздуха для создания пневмоперитонеума. Иглу извлекают и скальпелем делают разрез кожи длиной 2 см, через который вводят троакар с вентильной канюлей. Отодвинув клапан, через канюлю вставляют лапароскоп и осматривают печень и другие органы.
Биопсия позволяет проводить прижизненные морфологические и гистохимические исследования печени. Для пункцион-пой биопсии берут троакар Никонова.
У крупного рогатого скота место пункции находится в 11-м межреберье справа, на 2—3 см ниже линии маклока. У лошадей прокол делают справа в области 15-го межреберья, по линии маклока.
Иглу в печень вводят коротким толчком в направлении левого локтя через край правого легкого и диафрагму. При соприкосновении троакара с тканью печени создается заметное препятствие. После этого извлекают стилет, а канюлю продвигают в ткань печени на глубину 3—5 см, поворачивают вокруг оси и отрезают кусочек органа для гистологического и гистохимического исследования.
Для получения пунктата печени у крупного рогатого скота используют иглу длиной 7 см с муфтой (наружный диаметр — 2 мм, внутренний — 1,5 мм). В иглу вставляют мандрен, имеющий скос, равный скосу иглы. Большим пальцем левой руки кожу смещают вперед, нажимом ладони правой руки иглу вместе с мандреном вводят по переднему краю 12-го ребра, ориентируясь на левый локтевой бугор (рис. 55). Проколов брюшную стенку, иглу погружают в печень на глубину около 2 см, мандрен извлекают, присоединяют шприц, насасывают пунктат в шприц. Затем иглу вместе со шприцем извлекают, пунктат переносят на предметные стекла и делают мазки, которые окрашивают по Паппенгейму.
При микроскопии мазков о морфологических нарушениях в печени судят по изменению печеночных клеток.
Цитохимическими методами можно выявить содержание жира, холестерина, гликогена, диокси- и рибонуклеиновые кислоты, фосфатазы, железа. У здоровых животных в мазке находят группы клеток, реже отдельные клетки печени с хорошо выраженной структурой (рис. 56). Цитоплазма их красится в серовато-голубой, ядро — в фиолетовый цвет. Ядро содержит 1—2 светло-синих ядрышка. При дистрофии печени контуры клеток стерты, размыты. Вакуолизация клеток и слабое окрашивание цитоплазмы свидетельствуют о жировой дистрофии (рис. 57), а оксифилия, грубозернистая структура цитоплазмы — о белковой. Увеличение количества лейкоцитов, лимфо-
идных и ретикулоэндотелиальных клеток, пикноз и лизис ядер — признаки воспаления.
При циррозах (табл. VII, Б) пунктат насасывается с трудом (или отсутствует). Количество соединительнотканных волокон, фибробластов и измененных звездчатых клеток в мазке увеличено. Появление в нем многоядерных и гигантоядерных клеток, а также клеток с кариокинетическим делением в мазке увеличено.