Глава 8. Подготовка спортсмена к деятельности
Предстартовое возбуждение |
Механизмы возникновения предстартового возбуждения и его роль в подготовке к деятельности. У спортсменов, длительное время занимающихся спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разговор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется, независимо от воли и желания спортсмена, подготавливая организм к предстоящей двигательной деятельности. Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные рефлексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако возникая непосредственно перед стартом, они играют большую приспособительную роль.
Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, помимо условнорефлекторной, включают и психическую регуляцию состояний, волевые процессы. Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, характеризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигательных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т.д.
Например, при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, обычно называемым предстартовой лихорадкой, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний, что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец.
Спортсмен теряет аппетит, нередко наблюдаются расстройства деятельности кишечника, пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы.
У спортсмена, для которого предстоящая деятельность не представляет интереса и он в ней не хочет участвовать, наблюдается другое состояние: апатия, сопровождающаяся общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; урежением и неравномерностью пульса.
Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют его эффективности. За предстартовыми состояниями надо следить, знать факторы, приводящие к их возникновению, уметь их регулировать.
К сожалению, часто под «предстартовыми состояниями» объединяют все состояния, возникающие перед соревнованием, без учета их качества. Учитывается в основном интенсивность переживаний и сдвигов, что для практики тоже имеет ценность, но не дает полного представления о развивающемся состоянии. Предсоревновательные состояния предстоит еще изучать, но многое полезное для практики известно уже и сейчас.
Прежде всего, изменилось отношение к различным формам предстартового возбуждения. Сейчас уже нельзя подходить к их оценке с прежними мерками: состояние предстартовой лихорадки и апатии — неблагоприятные состояния, а состояние «боевой готовности»— благоприятное. Все оказалось сложнее.
У спортсменов возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа. Для первых порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше. То, что для лиц тормозного типа будет близко к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.
В ряде видов спортивной деятельности (например, в спринтерском беге) состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях. Вот что, например, говорит по этому поводу известная польская бегунья, экс-рекордсменка мира в беге на 100 и 200 м И. Киршенштейн (Шевиньская): «Предстартовая лихорадка непрерывно усиливается вплоть до того момента, когда я встаю на стартовые колодки, и исчезает лишь с выстрелом стартера». Стартовая лихорадка не мешала спортсменке показывать выдающиеся результаты, так как была для нее не случайным, а характерным состоянием. Вероятно, многое зависит от того, как долго длится это состояние. Вот еще одно интервью с выдающейся спортсменкой пловчихой Г. Степановой: «Я в Мюнхене за неделю до старта места себе не находила. Было огромное желание победить — не могу передать, как я этого хотела. А вылилось это в психологический сбой, 150 метров плыла прекрасно, а потом не выдержала» зачастила. Я на этом и раньше «горела» и вот опять».
Состояние апатии тоже сложное явление, и его нельзя объяснить однозначно, как следствие перевозбуждения. Нежелание выполнять работу также может привести к подавленному настроению и торможению нервных центров. Развивающееся во время апатии торможение касается не всей нервной системы. Сначала тормозятся наименее устойчивые нервно-психические функции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденными или даже усиливают свое возбуждение (К.М. Смирнов, Н.П. Фетискин).
Состояние «боевой готовности», характеризующееся оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения, также имеет свои «изъяны».
В последнее время О.В. Дашкевичем выявлено, что в состоянии боевой готовности наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться также некоторое ослабление активного внутреннего торможения (снижается произвольный контроль за действиями) и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В ряде видов спорта, например у стрелков, эти сдвиги нежелательны. Для них оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере, его явных признаков. Все же в большинстве видов спортивной деятельности наилучшие результаты достигаются при определенной степени возбуждения.
Факторы, влияющие на интенсивность предстартового возбуждения. Одним из важнейших факторов является уровень притязаний спортсмена. Именно он, а не официальная значимость предстоящих соревнований определяет качество и степень возникающих реакций. Важно, чтобы уровень притязаний был адекватным имеющимся возможностям, т.е. не превышал их, но был бы и не ниже, что наблюдается у лиц с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально стабильные спортсмены оценивают свои возможности выше среднего уровня.
Индивидуальные особенности проявления предстартового возбуждения.На одну и ту же ситуацию спортсмены реагируют перед соревнованиями различно. Одни уединяются, уходят в себя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивыми. Другие отвлекаются от предстоящих соревнований, третьи стараются не нарушать привычный ритм жизни. Исследователи Б.А. Душков, Ф.П. Космолинский и А.К. Попов по поведению в предстартовом состоянии выявили два типа людей: с высокой и пониженной степенью самоконтроля, что связано, вероятно, с ролью эмоционального и волевого компонентов. У лиц с высокой степенью самоконтроля наблюдается стремление к уточнению инструкций и заданий, к проверке и опробованию места деятельности и оборудования, у них нет скованности и повышенной ориентировочной реакции на обстановку. Качество выполнения заданий у этих лиц не снижается, а вегетативные показатели (кожно-гальваническая реакция, пульс, дыхание) не выходят за пределы верхних границ физиологической нормы.
У спортсменов с пониженной степенью самоконтроля наблюдается нервно-эмоциональное напряжение, что внешне проявляется в психическом возбуждении, или, наоборот, в депрессии, выражающейся в стремлении «свернуть» подготовку, обойти трудности. Это состояние сопровождается вегетативными сдвигами: тахикардией, гипергидрозом, спонтанными колебаниями кожно-гальванической реакции; нередко отмечается нарушение сна, вплоть до расстройства суточного цикла «сон — бодрствование».
Индивидуальные различия в предстартовых сдвигах выявлены и у представителей других видов спорта: у одних гимнасток более выраженными были изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (эти спортсменки имели сильную нервную систему) и в меньшей степени — со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касались двигательной системы и в меньшей степени — вегетативных систем (эти реакции характерны для спортсменок со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций делает более выраженным их вегетативный компонент. С такими особенностями реакций организма могут быть связаны неблагоприятные последствия отсутствия «мышечной разрядки». В этом случае эмоции скорее приобретают интенсивность и характер стресса, оказываются трудно переносимыми для человека.
Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. У опытных спортсменов наблюдается меньшая частота сердечных сокращении, чем у неопытных. Однако предстартовые сдвиги тремора, вариативность двигательного темпа и концентрации внимания выражены больше у опытных спортсменов. Такая разнонаправленность проявлений свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в выборе показателей при оценке предстартовых изменений с учетом уровня подготовленности спортсменов.
Возрастные особенности предстартового возбуждения. У юных спортсменов (14—18 лет), по данным С.А. Бакулина, предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых.
Время возникновения предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, пола и даже от развития интеллекта. Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образованием, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогностическому анализу.
Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности. Например, А; В. Родионовым выявлено, что у боксеров, проигравших бои, предстартовое волнение более ярко развивалось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставалось один-два дня. У победителей предстартовое возбуждение развивается более своевременно (в основном перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение — к «перегоранию» и проигрышу.
Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является возникновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований.
Следует, отметить, что выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у новичков (К. М. Смирнов).
Использование свободного времени накануне соревнований.Для успешного выступления спортсмена на соревнованиях важна организация досуга накануне соревнований. Необходимо заполнить свободное время делами, культурными мероприятиями, чтобы спортсмен не томился от безделья и не впадал в состояние тягостных раздумий и переживаний о предстоящем итоге выступления.
Можно успешно использовать зрелищные мероприятия (театр, кино, цирк), однако для лиц впечатлительных следует отбирать по содержанию спектакли и кинофильмы, чтобы не сорвать нормальный ночной сон.
Как методический прием можно использовать подмену членов команды незадолго до соревнований, когда спортсмен просто не успеет еще разволноваться. Такой факт известен из практики сборной страны по биатлону на первенстве мира. Спортсмен, которому неожиданно предложили стартовать, не только сумел мгновенным, резким рывком захватить магистральную лыжню, но и уйти вперед, стрелять без промахов, а по ходу показать абсолютно лучшее время дня.
Эти факты можно объяснить отсутствием предстартовой напряженности и сохранением нервной энергии.
В педагогическом плане важен и другой вопрос: следует ли спортсменам, участвующим, в вечерних соревнованиях, посещать место соревнований утром и следить за выступлением соперников до начала своего выступления. Бесспорно, ознакомление с местом будущих соревнований необходимо по возможности провести заранее, накануне или еще раньше. При попадании в новые и необычные условия у человека нередко возникает ориентировочная реакция, рефлекс «Что такое?» (по И. П. Павлову). Такая реакция может увеличить предстартовое возбуждение, но при повторении ситуации или обстановки ориентировочная реакция угасает. Именно из-за наличия ориентировочного рефлекса, как полагает К.М. Смирнов, сдвиги перед предварительными забегами могут быть выражены больше, чем перед финалами.
А вот наблюдать за выступлением соперника перед собственным выходом, очевидно, не следует, потому что это увеличивает психологическую нагрузку.
Непосредственная подготовка спортсмена к деятельности |
Непосредственная подготовка спортсмена к соревнованию заключается в разминке и сосредоточении на предстоящей деятельности. В реальных условиях спортивной деятельности отделить их друг от друга практически невозможно, так как во время разминки происходит актуализация двигательных представлений, составляющих основной момент сосредоточения, а сосредоточение можно рассматривать как разминку, но осуществляемую мысленно.
Разминка. Задачи разминки. Как метко заметил В.С. Фарфель, разминка — это врабатывание, вынесенное за линию старта. Поэтому, прежде чем говорить о разминке, нужно сказать несколько слов и об общих закономерностях врабатывания.
В начальном периоде любой деятельности человек, как правило, не показывает максимальных возможностей. Нужен некоторый срок, чтобы работоспособность достигла необходимого уровня. Процесс перехода системы из состояния покоя.
Прежде всего потому, что всякая система, находящаяся в каком-то состоянии, проявляет свойство инертности, стремление сохранить это состояние. Нужны новые силы, противоборствующие инертным силам, чтобы перевести интенсивность целого ряда функций на новый уровень. Например, интенсивность обмена веществ в работающей мышце в несколько сот раз выше, чем в мышце, находящейся в покое. Естественно, трудно надеяться, что характер обменных процессов сразу с началом деятельности установится на оптимальном, энергетически наиболее выгодном уровне. Поэтому начало всякой работы протекает в условиях недостатка кислорода (гипоксии), так как органы дыхания и сердечно-сосудистая система не достигли своей максимальной работоспособности и не могут обеспечить доставку к рабочим органам кислорода в нужном количестве. Возникает «кислородный долг».
Задерживается не только аэробное дыхание тканей. Анаэробные реакции также не сразу достигают максимума. Естественно, что в начале деятельности рабочие органы испытывают затруднения в главном энергетическом источнике — АТФ. Лишь когда начнется за счет окисления богатых фосфором соединений восстановление АТФ, работа будет осуществляться с нужной интенсивностью. От количества АТФ, имеющегося в распоряжении мышцы, зависит не только сила сокращения, но и полнота ее расслабления.
Нарастание идет и в нервно-психических процессах, поскольку работа нервных клеток связана также с расщеплением фосфорсодержащих веществ. Таким образом, разминка необходима, чтобы привести функциональные системы (вегетативную и двигательную) в состояние мобилизованности для выполнения работы.
Другим важным фактором, обусловливающим необходимость периода врабатывания, является налаживание координационных связей между нервными центрами и работающими системами. В результате улучшается коэффициент полезного действия затрачиваемых усилий - энергетические траты на единицу работы становятся по мере врабатывания все меньше и меньше.
В начальном периоде работы наблюдается выраженный гетерохронизм (разновременность) в мобилизации различных функций организма. Мобилизация вегетативных функций происходит медленнее, чем двигательных. Поэтому длительность периода врабатывания определяют в основном вегетативные системы.
Как правило, спортсмены не могут позволить себе врабатывание непосредственно в ходе соревновательной деятельности. В качестве средства, помогающего быстрее подготовить организм, используется разминка. В процессе ее выполнения анаэробная фаза химических превращений в основном заканчивается.
В результате основная часть длительной работы (например бег на средние и длинные дистанции) начинается в аэробных условиях, что снижает энергетические затраты и увеличивает эффективность работы. Для кратковременной физической деятельности механизм укорочения периода врабатываемости под влиянием разминки несколько иной. Здесь имеет значение увеличение количества раскрытых капилляров в работающем органе, перераспределение тока крови, повышение возбудимости нервных центров до оптимального уровня, налаживание взаимосвязи между ними.
Между разминкой и стартом проходит определенное время, в течение которого вегетативные функции (в частности, дыхание) успокаиваются. Однако, несмотря на это, достижение максимума этих функций после старта происходит быстрее за счет следовых процессов вдыхательных центрах (Б.С. Гиппенрейтер). Температура тела сохраняется повышенной после разминки в течение 20—30 мин. Именно поэтому разминка играет важную роль в предупреждении травматизма: «разогревание» мышцы (повышение их температуры в результате химических реакций) способствует снижению ее вязкости и повышению эластичности, благодаря чему она становится способной совершать движения большой амплитуды с большой скоростью.
Разминка играет также роль регулятора психического состояния спортсмена: она снижает чрезмерное возбуждение и повышает недостаточное, способствует повышению интенсивности и устойчивости внимания.
Виды разминки, используемые средства. Отмеченные сдвиги (в основном трофического характера, т. е. связанные с улучшением питания работающих органов) достигаются благодаря применению общей разминки с использованием общеразвивающих упражнений. Однако для обеспечения правильного воспроизведения навыка в предстоящей деятельности требуется и специальная разминка. Для этого спортсмен после общей разминки либо имитирует (без снарядов), либо выполняет несколько раз те движения, которые ему предстоит совершать во время соревнований. В результате такой разминки происходит оживление ранее выработанных условнорефлекторных связей, уточняются дифференцировки. Таким образом, одним из средств разминки являются физические упражнения.
Другим средством общей разминки является массаж. В зависимости от задачи предварительный массаж подразделяется на разминочный, тонизирующий, согревающий, мобилизующий и успокаивающий (А.А.Бирюков).
Разминочный массаж способствует врабатыванию за счет повышения возбудимости нервной системы и усиления кровообращения. Он может выполняться до специальной разминки, вместе с разминкой и после нее. В ряде видов спорта массаж может частично заменять физические упражнения, используемые для разминки. Продолжительность массажа от 10 до 35 мин. в зависимости от вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.
Тонизирующий массаж применяется при стартовой апатии, вялости, сонливости, нежелании участвовать в соревновании и делать разминку. На сеанс отводится 8-12 мин в зависимости от вида спорта и условий проведения соревнований или тренировки. Заканчивают массаж за 15-20 мин до старта. Используются разминание, выжимание мышц и ударные приемы.
Согревающий массаж делается перед тренировкой и соревнованием, между забегами, схватками, заплывами и т. п. Особенно необходим при деятельности, осуществляемой на воздухе или в холодном помещении, когда затягивается старт, увеличивается перерыв между попытками и т.п. Длительность массажа — 5—10 мин. Заканчивают его за 2—5 мин до выхода спортсмена на старт.
Мобилизующий массаж применяется для максимальной активизации спортсмена. Длительность — 5—15 мин. Этот вид массажа может сочетаться со словесным методом мобилизации.
Успокаивающий массаж применяется при стартовой лихорадке для снижения возбуждения спортсмена. Продолжительность— 7—10 мин, прекращается за 15—20 мин до старта. Используются поглаживание, потряхивание и встряхивание мышц. Предварительный массаж (успокаивающий) может применяться и накануне соревнования (за сутки), если спортсмен чрезмерно взволнован.
Еще одним средством специальной разминки является мысленное проговаривание и представление упражнения, которое предстоит выполнять на соревнованиях или на тренировке. Представление активизирует центры, регулирующие выполнение этого упражнения. Возбужденные центры посылают редкие импульсы (оказывают субординационное влияние) в те мышцы, которые обеспечивают необходимое движение. В результате на периферии, в мышечной системе, увеличивается тонус и возбудимость мышц, в точном соответствии с программой упражнения, которое представляет себе спортсмен. Это изменение мышечного тонуса при представлении движений получило название идеомоторного акта. Таким образом, идеомоторные акты являются одним из механизмов, повышающих готовность к деятельности.
Длительность разминки. Сложным является вопрос о времени, необходимом для разминки. Чем интенсивнее работа, тем период врабатываемости короче. Но разминку нельзя начинать сразу с большой интенсивностью из-за опасности травмировать мышцы. Поэтому бегуны даже на короткие дистанции предпочитают разминаться 20—30 мин, хотя продолжительность их выступления исчисляется секундами. С другой стороны, разминка может и не обеспечить полной стабилизации параметров двигательной деятельности. По данным М. Я. Горкина, стабилизация длины шага у бегунов на длинные дистанции наступала только после прохождения 1/5 части дистанции. Характерно, что при любой длине дистанции: и на 3000 м, и на 10 000 м требовалось пройти 1/5 часть. Надо следить за тем, чтобы разминка, длительная по времени, не приводила к утомлению.
Оптимальную длительность и интенсивность разминки трудно установить из-за разновременности достижения различными функциями своего максимума. Раньше всего, например, из вегетативных функций стабилизируется частота сердечных сокращений, затем легочная вентиляция, а потом уже количество потребляемого кислорода. В связи с этим трудно выбрать оптимальный момент окончания разминки. В большинстве случаев спортсмен ориентируется на косвенные признаки: выделение пота, разогревание и т.п.
Кроме того, вегетативные показатели в ряде видов спортивной деятельности не играют ведущей роли. Кратковременные мышечные напряжения — у спринтеров, метателей, тяжелоатлетов — проходят в основном в анаэробных условиях, и для этих спортсменов не имеет такого значения, как для стайеров, усиление дыхания и кровообращения. Следовательно, для каждого вида спортивной деятельности нужны свои критерии для определения эффективности разминки.
Большое влияние на длительность врабатываемости (а следовательно, и разминки) оказывает эмоциональное состояние человека. Положительные эмоции ускоряют процесс врабатывания, а отрицательные замедляют.
На длительность врабатывания перед соревнованием влияет также привычность или непривычность условий спортивной деятельности (стадион, спортивный зал и т.п.), а также привычная длительность разминки на тренировочных занятиях.
Наконец, продолжительность врабатывания зависит от возраста. В молодом возрасте она относительно короче, и это имеет
физиологическую основу: в молодом возрасте больше возбудимость нервных центров и подвижность нервных процессов; поверхность легких, участвующая в акте дыхания, тоже относительно больше, а суммарный просвет капилляров шире, что подкрепляется и большим за минуту обменом газами между кровью и тканями.
Казалось бы, что спортивную деятельность целесообразнее начинать сразу после окончания разминки. Однако на самом деле условия спортивных соревнований редко предоставляют такую возможность. Как правило, между разминкой и стартом имеется определенный перерыв, который таит в себе большую опасность: возбуждение, достигнутое во время разминки, может смениться торможением, но этот же перерыв при оптимальной длительности может принести и пользу, так как после интенсивной деятельности через определенное время работоспособность повышается еще больше — наступает фаза экзальтации или суперкомпенсации. Чем интенсивнее и длительнее была разминка, тем больший требуется перерыв между разминкой и стартом, чтобы получить, этот эффект.
Сосредоточение спортсмена перед стартом.Важным моментом подготовки к деятельности является сосредоточение спортсмена на ней. Сосредоточение — конечный этап психической подготовки, оно продолжает разминку, а часто и сочетается с ней. Сосредоточение начинается задолго до того, как спортсмен встает на старт, но самый важный этап сосредоточения на старте.
В.К. Петрович выделил в сосредоточении две фазы: воспроизведение образа действия и определение момента готовности к началу действия. Эти фазы отражают динамику предметно-пространственной направленности сознания спортсмена и находят отражение в изменении биоэлектрической активности коры больших полушарий головного мозга.
Сосредоточение помогает спортсмену решить несколько задач:
1. Саморегуляция состояния: например, борьба со страхом,
неуверенностью), рассеянным вниманием.
2. Повторение программы действия. Во время сосредоточения активизируется ранее сформированный образ действия, мышечно-двигательные ощущения.
3. Сосредоточение внимания на начале действия, волевая
мобилизация и определение момента готовности к началу действия.
Остановимся на способах реализации этих задач.
Самоорганизация внимания, связанная с повторением программы действия (мысленное воспроизведение упражнения). Каждый опытный спортсмен стремится на старте еще и еще раз повторить упражнение или его фрагменты хотя бы мысленно. При этом возникает «идеомоторный акт», т. е. изменение возбудимости нервных центров и мышц в точном соответствии с программой предстоящего действия.
Возникает ряд вопросов: в какой интервал времени до выполнения целесообразно сосредоточивать внимание на выполняемом упражнении, Сколько раз надо мысленно повторять его, следует ли выполнять упражнение целиком или только основные звенья, начальные?
В.И. Секун, изучая поведение гимнастов во время соревнований, установил, что кратковременные упражнения следует мысленно представлять многократно до четырех раз, а длительные упражнения проговаривать один раз.
Многое зависит и от типологических особенностей нервной системы спортсмена: гимнасты со слабой нервной системой начинали готовиться к выполнению упражнения на следующем снаряде сразу после окончания выступления на предыдущем, затем делали перерыв и вновь мысленно повторяли упражнение лишь за одного спортсмена до вызова. Лица с сильной нервной системой представляли упражнения в большей дозировке.
Выбор момента начала деятельности. Идеомоторный акт или установка имеет значение и для создания у спортсмена состояния готовности (бдительности) к внешним сигналам, к выбору момента начала деятельности. Известно, что предварительная команда укорачивает латентный период. Напротив, внезапно появившийся сигнал приводит к увеличению латентного периода.
Это обусловлено тем, что психологическая установка способствует более быстрому ответу на пусковой сигнал: чем больше латентное возбуждение, тем скорее оно достигнет порогового уровня под действием пускового раздражителя, тем короче латентные периоды соответствующих реакций. Именно поэтому при подаче звукового сигнала к старту судьи предварительно дают команду «Внимание!» В этих условиях момент начала деятельности строго регламентирован.
Другое дело в тех видах спорта, где начало выполнения действия строго не ограничено (у прыгунов, штангистов, гимнастов и т. д.). Здесь начало выполнения упражнения определяется субъективно, по чувству готовности. Это чувство имеется только у опытных спортсменов, так как новички не умеют еще анализировать и дифференцировать внешние и внутренние сигналы, на основании которых они судят о готовности к началу действия.
Чувство готовности. Необходимость чувства готовности к началу выполнения действия отмечается многими спортсменами. По данным Р.Инуфио Диас, при наличии этого чувства спортсмены выполняли действия успешно в 95,5% случаев, при отсутствии его или запаздывании выполнения были успешными только на 13,3%. Абсолютное большинство неуспешных действий протекало при отсутствии отражения в сознании спортсмена чувства готовности.
Психофизиологическая природа чувства готовности до конца еще не выяснена. Для большинства спортсменов оно является интегральным чувством, в котором отдельные признаки хотя и существуют, а при необходимости могут быть выделены путем анализа своих ощущений, но необязательно находят отражение в сознании. Больше того, как следует из результатов Р. Инуфио Диаса, успешность действий в большинстве случаев связана с наличием именно нерасчлененного чувства готовности, а неуспешность — с расчлененностью. Последнее может быть связано с тем, что вычленяемый спортсменом параметр (например, мышечное напряжение) выходит за рамки оптимальных значений, поэтому актуализируется в сознании. Очевидно, происходит своего рода деавтоматизация одного из компонентов навыка, связанного с анализом «обстановочной афферентации» (по П. К. Анохину).
Ведущим признаком готовности к действию является мышечное напряжение и повышение мышечного тонуса, хотя не исключено участие и вегетативных показателей (пульса, температуры, тела, особенно лица, и дыхания).
Р. Инуфио Диас показал участие и мозговых процессов в концентрации внимания при подготовке к действию. Вначале происходит иррадиированное возбуждение различных участков коры головного мозга, затем площадь возбуждения сужается до моторных полей, которые начинают обнаруживать интегральные связи с лобными долями.
Время определения готовности к началу действия зависит и от психологических особенностей человека, от проявления у него волевых качеств решительности, а в опасной ситуации и от смелости. Играют роль типологические особенности свойств нервной системы (М.Н. Ильина, И.П.Петяйкин, В.И. Ржевский). Так, время сосредоточения перед выполнением баскетболистами штрафных бросков, перед прыжками у прыгунов в воду, перед броском биты у городошников меньше у лиц с сильной нервной системой (при психическом напряжении), с преобладанием возбуждения и с подвижностью возбуждения.
Произвольная организация внимания в фазе сосредоточения позволяет отвлечься от раздражителей, не имеющих прямого отношения к деятельности за счет повышения порогов (снижения чувствительности) к неадекватным (посторонним) раздражителям. По этому поводу академик А.А. Ухтомский писал, что организму выгодно ограничить свою индифферентную, безразличную впечатлительность к разнообразнейшим раздражителям среды, чтобы обеспечить специальную избирательную возбудимость от определенного разряда внешних факторов.
Информация, поступающая к спортсмену в результате установки на предстоящую деятельность и сосредоточения, получает упорядоченность, а выбор информации определяется силой этой установки. Это приводит к тому, что в результате выбора увеличивается адекватность поступающей к спортсмену информации.
Это обстоятельство очень важно, так как при попадании в незнакомую обстановку может возникать ориентировочный рефлекс, мешающий сосредоточиться на предстоящей деятельности. По мере привыкания к этой обстановке ориентировочный рефлекс угасает. Противоречивость ориентировочного рефлекса состоит в том, что он способствует сбору информации и в то же время препятствует проявлению доминанты, направленной на достижение цели («рассеивает» внимание). Угасание этого рефлекса у спортсмена — явление целесообразное, ускорение этого процесса достигается при предварительном ознакомлении с обстановкой будущей деятельности.
Опытные спортсмены способны поддерживать интенсивное внимание в течение большого времени, у спортсменов низших разрядов интенсивность внимания быстро снижается (Г.И. Савенков). Зато у новичков лучше показатели объема внимания. Очевидно, опытные спортсмены лучше настраиваются на конкретные задачи, а новички настраиваются на предстоящую деятельность более диффузно (Н.А.Худадов).
Длительность фазы сосредоточения обусловлена сложностью и ответственностью предстоящей деятельности. Однако при стабилизированном действии для каждого спортсмена имеется характерно относительное постоянство времени сосредоточения. По данным ряда авторов (А.Л. Вайнштейн, В.К. Петрович), малое или слишком долгое сосредоточение отрицательно влияет на спортивный результат.
В практической деятельности следует бережно относиться к моменту сосредоточения. Во-первых, следует учить спортсменов сосредоточивать внимание на предстоящей деятельности и в ходе ее - на отдельных действиях даже в неблагоприятных условиях. Во-вторых, тренер не должен мешать сосредоточению спортсмена. Учитывая важность сосредоточения для эффективного выполнения действия, часто соперники пытаются во время соревнований нарушить этот процесс.
Так, в баскетболе тренеры берут тайм-аут между пробитием соперниками первого и второго штрафного бросков либо производят в этот момент замену игрока. Очевидно, это имеет целью нарушить сосредоточенность баскетболиста после первого броска, отвлечь его внимание от выполняемого действия и тем самым снизить результативность. Однако, как показал анализ таких действий (М.Н. Ильина), процент реализации штрафных при искусственных затяжках времени лишь немного меньше, чем при выполнении бросков без задержек, хотя после вынужденного перерыва игроки дольше сосредоточиваются перед выполнением второго броска (в среднем 2,8 с вместо 2,1 с), компенсируя тем самым некоторое ослабление внимания, вызванное перерывом.
Другой пример. Тренеры по ходу игры берут положенные правилами перерывы, чтобы переломить ход матча, дать игрокам «спасительные» указания. Это большей частью требует активизации внимания и переключения его на новую ситуацию (тактику игры, выполнение технического приема). Исследование, проведенное в лаборатории Е.П. Ильина, показало, что эффективность взятия перерывов в командах мастеров на первенство страны по волейболу в классе «А» составляет примерно 60%, однако в подавляющем большинстве случаев выигрывается после перерыва только один розыгрыш мяча. Выигрыш двух и трех розыгрышей мяча подряд после перерыва встречается очень редко. Это может свидетельствовать о том, что переориентировать внимание и установку игроков на новый тактический вариант в ходе матча сложно.