Исследование слуха с помощью речи

Наиболее простым методом предварительного иссле­дования остроты слуха служит проверка восприятия человеком шепотной (разговорной речи). Поставив исследуемого боком к себе, врач просит закрыть проти­воположное ухо пальцем и, произнося шепотом слова, содержащие шипящие и гласные буквы, отмечает, с ка­кого расстояния больной четко повторяет эти слова, учитывая, что нормально слышащий человек в обычных условиях способен различить шепот на расстоянии 6—7 м (рис.189,190). В ряде случаев больной вообще не воспринимает шепота, а воспринимает лишь разговорную речь, которую в норме человек улавливает на расстоянии 20—25 м.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.189. Исследование остроты слуха шепотной речью.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.190. Исследование слуха шепотной речью.

4.6.2. Исследование слуха камертонами.

Более информативно исследование остроты слуха и выявление характера тугоухости с помощью камертонов. Камертон изобретен более 250 лет на­зад Д. Шором и применялся для настройки музыкальных инструментов и в певческой практике. В конце прошлого столетия камертоны стали использовать для исследования слуховой функции. Для практиче­ских целей используют в основном два камертона 128 и 2048 Гц. Исследование камертонами дает возможность судить как о количественных, так и о качественных изме­нениях в слуховом анализаторе, т. е. выявить поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата и определить, в какой степени эти нарушения отличаются от нормы.

Исследование камертонамипроводят в определенной последовательности, представленной на схеме. Используют несколько опытов с одним камертоном (128 гц). Опыт Вебера (рис.191) — выявление «латерализации» звука в одном или другом ухе. Нож­ку звучащего камертона C128 устанавливают на сере­дину темени больного и спрашивают, каким ухом (здоро­вым или больным) он воспринимает звук камертона гром­че. Если больной отмечает, что звук камертона восприни­мается громче больным ухом, то это свидетельствует о нарушении звукопроводящего отдела этого уха, если лучше слышит здоровое ухо — о поражении звуковоспри­нимающего отдела в больном ухе. В норме «латерализации» не происходит и человек одинаково воспринимает звук камертона установленного на темени, обоими уша­ми; звук он слышит в области темени.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

а б в

Рис.191. Опыт Вебера (а – латерализация отсутствует; б – латерализация в здоровое ухо; в – латерализация в больное ухо).

Опыт Ринне (рис. 192) — сравнение длительности восприятия звука камертона C 128 через воздух (иссле­дующий держит камертон у слухового прохода) и через кость (в этом случае ножка камертона установлена на сосцевидном отростке). По секундомеру замечают вре­мя, в течение которого воспринимается звук камертона, поднесенного к наружному слуховому проходу и при­ставленного к кости сосцевидного отростка. В норме воздушная проводимость должна превышать тканевую приблизительно в 2 раза. В таких случаях говорят о «по­ложительном» опыте Ринне. При нарушении звукопрово­дящего аппарата на любом его участке опыт Ринне бы­вает «отрицательным», т. е. воздушная проводимость может быть короче тканевой или равной ей.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.192. Опыт Ринне.

Опыт Швабаха — изучение состояния звуко­воспринимающего аппарата. Сначала врач устанавлива­ет камертон C 128 на лоб больного и просит сказать, когда он перестает воспринимать звук камертона. После этого врач переносит ножку камертона на свой лоб и если звук продолжает слышаться, это означает, что у боль­ного укорочение тканевой проводимости, что свидетельст­вует о нарушении звуковоспринимающего аппарата уха.

Опыт Желле — выявление фиксации стремени в окне преддверия при отосклерозе.

Тот же камертон C128 приставляют к сосцевидному отростку больного и, закрыв указательным пальцем вход в наружный слуховой проход, создают сгущение и раз­ряжение воздуха в нем; можно использовать для этой цели баллон для продувания ушей. Спрашивают боль­ного, как он воспринимает звук камертона — прерывис­тым или постоянным. Если звук прерывистый, то фик­сация стремени отсутствует и опыт Желле считается положительным. При фиксации стремени в окне пред­дверия звук камертона воспринимается как постоянный и опыт Желле считается отрицательным.

Исследуя слух камертоном С 2048, отмечают лишь вре­мя восприятия звука через воздух и судят о способности различать высокие тоны, т.е. оценивают состояние рецепторного аппарата. Все данные заносят в специальную таблицу, которая наглядно показывает врачу характер и степень нарушения слуха.

Аудиометрия

Более детальное исследование слуховой функции про­изводится с помощью специальных электронных при­боров - аудиометров (рис. 193). Исследование слуха должно проводиться в звукоизолированной камере. Аудиометрия позволяет получить характерные кривые, аудиограммы, типичные для поражения звукопроводящей системы уха, его звуковоспринимающего отдела, или при комбини­рованном поражении. Тональная аудиометрия бывает пороговая и надпороговая.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.193. Аудиометрия.

Тональную пороговую аудиометрию выполняют с целью определения порогов восприятия звуков различных частот при воздушном и костном проведении. Посредством воздушного и костного телефонов определяют пороговую чувствительность органа слуха к восприятию звуков различных частот. Результаты исследования заносятся на специальную бланк-сетку, получившую название «аудиограмма». Аудиограмма является графическим изображением порогового слуха. Аудиометр сконструирован так, что он показывает потерю слуха в децибелах по сравнению с нормой. Нормальные пороги слуха для звуков всех частот как по воздушной, так и по костной проводимости отмечены нулевой линией. Таким образом, тональная пороговая аудиограмма, прежде всего, дает возможность определить остроту слуха. По характеру пороговых кривых воздушной и костной проводимости можно получить и качественную характеристику слуха больного, т.е. установить, имеется ли нарушение звукопроведения, звуковосприятия или смешанное (комбинированное) поражение (рис.194).

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.194. Аудиограммы.

Тональная пороговая аудиометрия позволяет определить поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата в самом общем виде, без более конкретной локализации. Уточнение формы тугоухости проводится с помощью дополнительных методов – надпороговой и речевой аудиометрии.

Тональная надпороговая аудиометрия. Предназначена для выявления феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Наличие этого феномена свидетельствует о поражении рецепторных клеток спирального органа.

Речевая аудиометрия в отличие от тональной позволяет определить социальную пригодность слуха. Метод является особо ценным в диагностике центральных поражений слуха (рис.195).

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.195. Речевая аудиометрия.Рисунок заменить.

Объективная аудиометрия. Объективные методы исследования слуха основаны на регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП). Метод основан на регистрации вызванных в коре головного мозга звуковыми сигналами потенциалов на электроэнцефалограмме (рис.196).

Рис.196. Слуховые вызванные потенциалы (СВП).

Импедансная аудиометрия – один из методов объективной оценки слуха, основанный на измерении акустического сопротивления звукопроводящего аппарата (рис.197). В клинической практике используют два вида импедансной аудиометрии – тимпанометрию и акустическую рефлексометрию.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.197. Импедансометрия.

Исследование слуха с помощью речи - student2.ru

Рис.198. Типы тимпанограмм. Тип А (норма). Тип В (экссудат в барабанной полости).

Наши рекомендации