Исследование слуха с помощью речи
Наиболее простым методом предварительного исследования остроты слуха служит проверка восприятия человеком шепотной (разговорной речи). Поставив исследуемого боком к себе, врач просит закрыть противоположное ухо пальцем и, произнося шепотом слова, содержащие шипящие и гласные буквы, отмечает, с какого расстояния больной четко повторяет эти слова, учитывая, что нормально слышащий человек в обычных условиях способен различить шепот на расстоянии 6—7 м (рис.189,190). В ряде случаев больной вообще не воспринимает шепота, а воспринимает лишь разговорную речь, которую в норме человек улавливает на расстоянии 20—25 м.
Рис.189. Исследование остроты слуха шепотной речью.
Рис.190. Исследование слуха шепотной речью.
4.6.2. Исследование слуха камертонами.
Более информативно исследование остроты слуха и выявление характера тугоухости с помощью камертонов. Камертон изобретен более 250 лет назад Д. Шором и применялся для настройки музыкальных инструментов и в певческой практике. В конце прошлого столетия камертоны стали использовать для исследования слуховой функции. Для практических целей используют в основном два камертона 128 и 2048 Гц. Исследование камертонами дает возможность судить как о количественных, так и о качественных изменениях в слуховом анализаторе, т. е. выявить поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата и определить, в какой степени эти нарушения отличаются от нормы.
Исследование камертонамипроводят в определенной последовательности, представленной на схеме. Используют несколько опытов с одним камертоном (128 гц). Опыт Вебера (рис.191) — выявление «латерализации» звука в одном или другом ухе. Ножку звучащего камертона C128 устанавливают на середину темени больного и спрашивают, каким ухом (здоровым или больным) он воспринимает звук камертона громче. Если больной отмечает, что звук камертона воспринимается громче больным ухом, то это свидетельствует о нарушении звукопроводящего отдела этого уха, если лучше слышит здоровое ухо — о поражении звуковоспринимающего отдела в больном ухе. В норме «латерализации» не происходит и человек одинаково воспринимает звук камертона установленного на темени, обоими ушами; звук он слышит в области темени.
а б в
Рис.191. Опыт Вебера (а – латерализация отсутствует; б – латерализация в здоровое ухо; в – латерализация в больное ухо).
Опыт Ринне (рис. 192) — сравнение длительности восприятия звука камертона C 128 через воздух (исследующий держит камертон у слухового прохода) и через кость (в этом случае ножка камертона установлена на сосцевидном отростке). По секундомеру замечают время, в течение которого воспринимается звук камертона, поднесенного к наружному слуховому проходу и приставленного к кости сосцевидного отростка. В норме воздушная проводимость должна превышать тканевую приблизительно в 2 раза. В таких случаях говорят о «положительном» опыте Ринне. При нарушении звукопроводящего аппарата на любом его участке опыт Ринне бывает «отрицательным», т. е. воздушная проводимость может быть короче тканевой или равной ей.
Рис.192. Опыт Ринне.
Опыт Швабаха — изучение состояния звуковоспринимающего аппарата. Сначала врач устанавливает камертон C 128 на лоб больного и просит сказать, когда он перестает воспринимать звук камертона. После этого врач переносит ножку камертона на свой лоб и если звук продолжает слышаться, это означает, что у больного укорочение тканевой проводимости, что свидетельствует о нарушении звуковоспринимающего аппарата уха.
Опыт Желле — выявление фиксации стремени в окне преддверия при отосклерозе.
Тот же камертон C128 приставляют к сосцевидному отростку больного и, закрыв указательным пальцем вход в наружный слуховой проход, создают сгущение и разряжение воздуха в нем; можно использовать для этой цели баллон для продувания ушей. Спрашивают больного, как он воспринимает звук камертона — прерывистым или постоянным. Если звук прерывистый, то фиксация стремени отсутствует и опыт Желле считается положительным. При фиксации стремени в окне преддверия звук камертона воспринимается как постоянный и опыт Желле считается отрицательным.
Исследуя слух камертоном С 2048, отмечают лишь время восприятия звука через воздух и судят о способности различать высокие тоны, т.е. оценивают состояние рецепторного аппарата. Все данные заносят в специальную таблицу, которая наглядно показывает врачу характер и степень нарушения слуха.
Аудиометрия
Более детальное исследование слуховой функции производится с помощью специальных электронных приборов - аудиометров (рис. 193). Исследование слуха должно проводиться в звукоизолированной камере. Аудиометрия позволяет получить характерные кривые, аудиограммы, типичные для поражения звукопроводящей системы уха, его звуковоспринимающего отдела, или при комбинированном поражении. Тональная аудиометрия бывает пороговая и надпороговая.
Рис.193. Аудиометрия.
Тональную пороговую аудиометрию выполняют с целью определения порогов восприятия звуков различных частот при воздушном и костном проведении. Посредством воздушного и костного телефонов определяют пороговую чувствительность органа слуха к восприятию звуков различных частот. Результаты исследования заносятся на специальную бланк-сетку, получившую название «аудиограмма». Аудиограмма является графическим изображением порогового слуха. Аудиометр сконструирован так, что он показывает потерю слуха в децибелах по сравнению с нормой. Нормальные пороги слуха для звуков всех частот как по воздушной, так и по костной проводимости отмечены нулевой линией. Таким образом, тональная пороговая аудиограмма, прежде всего, дает возможность определить остроту слуха. По характеру пороговых кривых воздушной и костной проводимости можно получить и качественную характеристику слуха больного, т.е. установить, имеется ли нарушение звукопроведения, звуковосприятия или смешанное (комбинированное) поражение (рис.194).
Рис.194. Аудиограммы.
Тональная пороговая аудиометрия позволяет определить поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата в самом общем виде, без более конкретной локализации. Уточнение формы тугоухости проводится с помощью дополнительных методов – надпороговой и речевой аудиометрии.
Тональная надпороговая аудиометрия. Предназначена для выявления феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Наличие этого феномена свидетельствует о поражении рецепторных клеток спирального органа.
Речевая аудиометрия в отличие от тональной позволяет определить социальную пригодность слуха. Метод является особо ценным в диагностике центральных поражений слуха (рис.195).
Рис.195. Речевая аудиометрия.Рисунок заменить.
Объективная аудиометрия. Объективные методы исследования слуха основаны на регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП). Метод основан на регистрации вызванных в коре головного мозга звуковыми сигналами потенциалов на электроэнцефалограмме (рис.196).
Рис.196. Слуховые вызванные потенциалы (СВП).
Импедансная аудиометрия – один из методов объективной оценки слуха, основанный на измерении акустического сопротивления звукопроводящего аппарата (рис.197). В клинической практике используют два вида импедансной аудиометрии – тимпанометрию и акустическую рефлексометрию.
Рис.197. Импедансометрия.
Рис.198. Типы тимпанограмм. Тип А (норма). Тип В (экссудат в барабанной полости).