Введение. Роль дисциплины психофизиология физической культуры и спорта в формировании спортивного педагога
УНИВЕРСИТЕТ им. Л.Н. Толстого
Психофизиология физической культуры и спорта
Учебное пособие
Автор-составитель Шувалов Ю.Н.
Тула, 2012
Рецензенты:
кафедра психологии образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого;
кандидат психологический наук Хвалина Н.А.
Составитель: Шувалов Ю.Н.
Психофизиология физической культуры и спорта: учебное пособие – Тула: издательство Тульского государственного педагогического университета 2012. – 107с.
Пособие предназначено для магистрантов, которые проходят дисциплину «Психофизиология физической культуры и спорта» на 2 курсе и спортивных педагогов, повышающих квалификацию. В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а также описание методик психодиагностики, которые помогут студентам и учителям физической культуры выявить психофизиологические особенности у спортсменов для осуществления принципа индивидуализации.
Оглавление
Введение.Роль дисциплины психофизиология физической культуры и
спорта в формировании спортивного педагога……………………5
Глава 1. Мотивационные основы спортивной деятельности…...…………..8
· Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом…………………………………………..8
· Цели спортивной деятельности и уровень притязаний спортсменов….9
· Мотивы занятий спортом………………………………………………...11
· Структура спортивной деятельности……………………………………15
Глава 2. Функциональные системы и управление деятельностью
спортсмена……………………………………………………………..17
· Формирование функциональных систем в процессе деятельности…...17
· Принципы взаимодействия блоков в функциональной системе………18
· Принцип доминанты и управление деятельностью…………………….22
Глава 3. Произвольная регуляция спортивной деятельности………………...24
· Общее представление о воли и произвольном управлении……………24
· Физиологическая характеристика произвольного управления и регуляции………………………………………………………………….26
· Сознательный характер произвольно управления в спорте……………27
· Волевые компоненты произвольного управления……………………...28
Глава 4. Эмоциональная сфера в физическом воспитании и спорте…………31
· Понятие об эмоциях и их характеристика………………………………31
· Физиологические механизмы эмоций…………………………………..33
· Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности спортсмена……34
Глава 5. Вегетативное обеспечение физкультурно-спортивной
деятельности и ее регуляция…………………………………………..36
· Энергетическое обеспечение работы……………………………………37
· Деятельность дыхательной системы во время работы…………………40
· Деятельность сердечно-сосудистой системы во время работы………..41
· Поддержание «внутреннего» гомеостаза в организме во время работы……………………………………………………………………..46
· Регуляция вегетативного обеспечения деятельности…………………51
Глава 6. Работоспособность спортсмена и ее зависимость от особенностей
стимулирующих воздействий………………………………………..56
· Определение понятия «работоспособность» и уровни
работоспособности спортсмена………………………………………...56
· Значение силы и длительности стимулирующих воздействий
для проявления работоспособности……………………………………59
· Парабиотические стадии и их проявление в спортивной
деятельности…………………………………………………………….64
· Значение стимулирующих воздействий и исходного фона для
проявлении работоспособности………………………………………..66
Глава 7.Психофизиологические состояния как системная реакция
личности спортсмена в процессе деятельности……………………71
· Понятие «состояние» и причины возникновения
психофизиологических состояний спортсмена………………………71
· Психофизиологические состояния как системные реакции…………73
· Характеристика и развитие состояний………………………………..74
· Роль психофизиологических состояний в деятельности
спортсмена и пути их сознательной регуляции………………………78
Глава 8. Подготовка спортсмена к деятельности……………………………80
· Предстартовое возбуждение……………………………………………80
· Непосредственная подготовка спортсмена к деятельности………….85
Введение. Роль дисциплины психофизиология физической культуры и спорта в формировании спортивного педагога
Физическое воспитание школьников и занятия спортом — это процесс взаимодействия ученика или спортсмена, с одной стороны, с учителем или тренером, а с другой — с внешнесредовыми факторами: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде, противника, зрителей и т.п. Воздействуя на человека, эти факторы заставляют его реагировать на них, т.е. управляют его поведением, поступками, действиями, вызывают изменение состояния.
Однако ученик или спортсмен не является пассивным объектом этих воздействий. Во-первых, как отмечал С.Л. Рубинштейн, «внешние причины действуют через внутренние особенности», т.е. побудительные стимулы вызывают те или иные реакции человека не иначе как преобразуясь в мотивы деятельности и поступков. Во-вторых, сам ученик или спортсмен с помощью своего сознания, разума, воли управляет своей деятельностью и поведением, являясь не только и не столько объектом, сколько субъектом управления. Самоуправление (саморегуляция), сознательно осуществляемое человеком, — важная особенность спортивной деятельности. Собственно говоря, важнейшая задача физического воспитания и спортивной тренировки как педагогического процесса — научить ученика или спортсмена управлять собой (своими действиями, чувствами, мыслями, поступками). Рассмотрению психологических и физиологических закономерностей управления спортивной деятельностью ее активизации и посвящена данная дисциплина.
Основная задача этой дисциплины - помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических, физиологических, гигиенических, педагогических сторон деятельности в физическом воспитании и спорте. В процессе физического воспитания и спорта человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний.
Хорошие возможности для рассмотрения с единых позиций физиологических и психологических явлений и процессов деятельности человека открывает системный подход и «теория функциональной системы», развитые П.К. Анохиным. Изучение общих принципов целостной деятельности организма требует иного понимания детерминации психических и физиологических явлений, нахождения между ними причинно-следственных связей в рамках единой функциональной системы, все элементы которой подчинены решению одной и той же задачи.
Искусственное разделение изучения закономерностей физического воспитания между научными дисциплинами приводит к множеству дублирований (например, утомление рассматривается в физиологии, психологии, гигиене, врачебном контроле), к противоречиям в трактовке ряда положений, упускаются из вида многие факты, добытые в смежных научных дисциплинах.
Между тем, как отмечает Б. Ф. Ломов, в объяснении поведения в целом любая психологическая теория, не включающая нейрофизиологические механизмы, точно так же, как любая физиологическая теория, игнорирующая психическое, остаются односторонними. Не случайно на всех этапах развития эти науки были тесно связаны, однако и в настоящее время процесс их взаимопроникновения идет еще медленно, и это объясняется, с одной стороны, боязнью, что физиология поглотит психологию, а с другой — тем, что физиология с привнесением психологи субъективного потеряет объективный подход в изучении поведения человека.
По мнению Е.П. Ильина, это мнимые опасности. Высказывается и другая точка зрения, что физиология высшей нервной деятельности изучает то же самое, что психология, только делает это лучше — глубже и полнее. Такой взгляд на «второсортность» психологии освобождает исследователя от необходимости вникать в детали смежной науки, а на деле приводит к игнорированию важнейших фактов и ценных методических приемов, которые при изучении ряда явлений весьма полезны физиологу.
От этого проигрывает и наука и базирующееся на ней обучение студентов, которые часто оказываются в положении слепых из индусской притчи: когда дали задание узнать на ощупь слона, один из слепых, схватившись за хобот, сказал, что это шланг; другой, держась за ногу, сказал, что это дерево, и т. д., но никто не узнал слона. Естественно, что фрагментарность в освещении ряда вопросов в курсе физиологии и психологии не создает у студентов целостного понимания проблемы.
Стремление рассматривать проблему с различных сторон и с единых позиций нашло отражение и возникновении в конце 40-х гг. прошлого столетия новой научной дисциплины — эргономики, которая изучает деятельность человека не только в профессионально-трудовой, но и в других сферах, в том числе и спортивной сфере. Комплексный подход в рассмотрении проблем не означает умаление роли физиологии и психологии.
Данная дисциплина не представляет собою какую-то часть этих дисциплин, так же как неправомерно искать в ней примат психологического или физиологического начала. Психологический и физиологический материал выступают как равноценный и используются по мере надобности в связи с логикой изложения.
Данный курс имеет преимущества следующего рода.
Во-первых, он позволяет преодолеть многочисленное дублирование ряда вопросов, вызванное искусственным разделением изучения закономерностей физического воспитания и занятий спортом между научными дисциплинами. Достаточно сказать, что вопрос об утомлении, например, до сих пор излагается студентам в курсах физиологии, психологии, гигиены и врачебного контроля. Это нельзя признать нормальным, даже памятуя, что «повторение — мать учения».
Во-вторых, ряд вопросов с учетом данных из смежных наук можно изложить более полно, не односторонне. Сопоставление психологического и физиологического аспектов (где это возможно) открывает путь для системного рассмотрения ряда вопросов, устранения во многих случаях противоречий в трактовке одних и тех же фактов.
В-третьих, появляется возможность излагать психологический и физиологический материал (в случаях, когда из-за специфики вопроса синтезированное его объединение невозможно, например, при описании вегетативных сдвигов во время мышечной работы) в логической последовательности, которая обеспечиваетпонимание места того или иного вопроса в общем контексте курса психофизиологии.
В-четвертых, совместное и синтезированное психофизиологическое описание закономерностей деятельности человека в процессе физического воспитания и занятий спортом формирует новый образ мышления у будущих преподавателей и тренеров, понимание необходимости решения насущных практических вопросов совместными усилиями психологов, физиологов и врачей, которые пока, к сожалению, работают в научных бригадах по обеспечению спортивных команд в отрыве друг от друга.
Основной трудностью при создании синтезированного курса явилось определение логического стержня, который позволил бы излагать психологический и физиологический материал в необходимой последовательности. Без такого стержня существует опасность превратить весь курс в «эклектическую похлебку», по выражению выдающегося советского психолога А.Н. Леонтьева. Главным в физическом воспитании и при занятиях спортом является деятельность человека, она и явилась стержнем, организующим весь материал.
Учение о деятельности является одним из главных в советской психологии. Единство сознания и деятельности, психики и деятельности, этот важнейший принцип советской психологии, впервые выдвинутый выдающимся советским психологом С.Л. Рубинштейном и развитый затем его последователями, прежде всего Л.С. Выготским и А Н. Леонтьевым, подчеркивает ведущую роль психики в спортивной деятельности, сознательного и волевого контроля ее. В то же время представления о деятельности не просто как совокупности реакций на стимулы, а как системы, позволяет рассматривать управление деятельностью и с нейрофизиологических позиций, с позиций физиологии активности Н.А. Бернштейна и теории функциональных систем П.К. Анохина.
Преобразования деятельности неизбежно ведут к перестройке ансамблей мозговых физиологических функций и к изменению вегетативных процессов, обеспечивающих выполнение действий и операций, включенных в программу деятельности.
Поэтому при рассмотрении деятельности в процессе физического воспитания и занятий спортом в круг рассматриваемых вопросов, влияющих на эффективность деятельности, неизбежно включаются и психологические и физиологические данные, характеризующие работу различных отделов системы.
Данный курс тоже нельзя рассматривать как целостный охват спортивной деятельности человека. Это лишь попытка рассмотреть эту деятельность с некоторой части окружности, а не с одной какой-то точки. Охват же спортивной деятельности «полной окружностью»— дело будущего, к которому должна стремиться спортивная наука.