Тема 2.4. Прикладная психофизиология. Дифференциальная психофизиология

Основные направления прикладной психофизиологии. Системная психофизиология. Психофизиология индивидуальных различий.

Дифференциальная психофизиология изучает физиологические основы различий между людьми. Физиологический подход к проблеме темпераментов предложен И.П. Павловым, который положил в основу классификации типов высшей нервной деятельности свойства нервной системы – силу, подвижность, уравновешенность. Дальнейшее развитие это направление получило в психофизиологической школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и Е.П. Ильина.

Возрастная психофизиология. Научное направление, возникшее на стыке психологи развития и возрастной физиологии. Изучает возрастные преобразования физиологических основ психики и поведения в ходе онтогенеза, особенно не ранних и поздних этапах (развития и старения). Задачи заключаются в том, чтобы установить, как возрастные изменения сказываются на психике, выявить последовательность формирования высших психических функций мозга в онтогенезе, показать, каким образом морфофункциональное созревание организма сказывается на психическом развитие ребенка. Исследуются также процессы, которые идут в мозге при старении, выявляется их связь с возрастными изменениями психики.

Педагогическая психофизиология занимается проблемами оптимизации обучения, функциональных состояний учащихся в процессе обучения (поиском оптимальных состояний для обучения), снижения тревожности и реактивности во время обучения и экзаменов и др.

Социальная психофизиология изучает поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Проблемами являются исследование психофизиологических механизмов социальных потребностей (потребность в привязанности, отношения матери и ребенка), изучение критических периодов социализации, факторов, влияющих на процесс социализации. В область интересов социальных психофизиологов входит исследование механизмов иерархического поведения, влияния социальных факторов на различные физиологические функции, здоровье, функциональное состояние человека. Еще одним направлением социальной психофизиологии является связи индивидуальных различий и социальных процессов.

Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека.

Психофизиология профессиональной деятельности занимается психофизиологическим анализом деятельности человека, оптимизацией его состояний, решает задачи профпригодности и профессионального отбора. Это направление, в частности, связано с изучением состояний, характерных для трудовой деятельности – монотонии, утомлении, напряженности, исследованием психофизиологических компонентов работоспособности, изучением адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Клиническая психофизиология- направление, возникшее на стыке психиатрии и психофизиологии. Изучает особенности психофизиологических показателей (функциональных состояний, ЭЭГ, изменение активности структур мозга, выявляемое с помощью ПЭТ и др.) у больных психическими заболеваниями. Цель – выявление патогенетических механизмов.

Литература

Основная:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2007.

2. Психофизиология: Учеб. /Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – СПб, Питер, 2008.

2. Батуев А.С. Что такое психофизиология. – СПб., ГИПСР, 2001.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб, Питер, 2000.

4. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., Медицина, 1999.

5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., Мир, 1988.

6. Бойко Е.И. Время реакции человека. М., Медицина, 1964.

7. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. Из-во МГУ, 1985

8. Лурия А.Р. Язык и сознание. Феникс, Ростов- на Дону, 1998.

9. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. М., Модэк, 1999.

10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1992.

11. Соколов Е.Н. Теоретическая психофизиология М., МГУ, 1986.

12. Фресс П.. Пиаже Ж.. Экспериментальная психология. Вып. Ш. М.. 970.

13. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М. Просвещение, 1995.

14. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М.,1995.

Блок самопроверки

Предложите решение следующим ситуационным задачам:

§ Клиент учит иностранный язык. Проблема – очень плохо запоминает слова. Разработайте стратегию решения проблемы если клиент:

А) «правополушарник»;

Б) «левополушарник».

§ К вам на консультацию пришли родители с ребенком 8 лет. У ребенка проблемы в школе, он с трудом высиживает уроки, не может сосредоточиться на задании, крайне подвижен и плохо управляем. Учителя жалуются на невнимательность. Какую проблему вы можете предположить? Какой тест проведете? В каком случае совершенно необходимо отправить ребенка к невропатологу?

§ Какого рода проблемы в школе можно ожидать у ребенка – левши? В чем данный ребенок может быть успешнее своих сверстников? Какие рекомендации по организации обучения, развитию мышления и памяти вы можете дать родителям?

Глоссарий

1. Аффекты - сильные кратковременные переживания, которые сопровождаются выраженными вегетативными и двигательными реакциями

2. Ассоциативная память – память, связанная с запоминанием информации на основании цепи ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основании самых разных аналогий, сравнений, элементов сходства или отличий

3. Безусловные рефлексы – непосредственные реакции организма на различные раздражители, имеющие врожденный характер

4. Бессознательное - совокупность психических процессов, действий, состояний, не представленных в данный момент в сознании

5. Биологические потребности – потребности, возникающие под влиянием определенного отклонения констант внутренней среды организма и направленные на сохранение целостности индивида и вида

6. Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, образе, событии, рассуждении и т.п.)

7. Восприятие - процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств, совокупность процессов, посредством которых формируется субъективный образ реально существующей действительности

8. Внушение - прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу, при котором осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом воздействии информации

9. Вторая сигнальная система (по И.П.Павлову) – свойственная только человеку система речевых (словесных) сигналов

10. Долговременная память - память, для которой характерен устойчивый след информации

11. Доминанта - принцип ведущего действия данного момента, это действие, которое подчиняет себе деятельности всего организма

12. Доминирующая мотивация – мотивационное возбуждение, которое в настоящий момент реализуется в деятельности организма, определяя целенаправленный характер поведения

13. Знание - совокупность чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которое с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям

14. Инстинктивное поведение – генетически закрепленный сложный комплекс двигательных актов, включающий специфическую временную последовательность нескольких компонентов

15. Интуиция – один из типов мышления, особенностью которого является способность человека мгновенно, не прибегая к развернутому плану логического рассуждения, найти путь решения или внезапно осознать результат той или иной сложной задачи

16. Кодирование информации – процесс выделения и анализа определенного параметра действующего раздражителя на уровне структурных или функциональных элементов мозга и создания определенной нервной модели стимула, изоморфной внешнему воздействия

17. Кратковременная память - память, при которой существует первоначальный неустойчивый след информации, характеризующийся ограниченным объемом и быстрым угасанием.

18. Мотивация - состояние, направленное на удовлетворение потребности; физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению

19. Образ – результат восприятия окружающей действительности, выражающийся в создании субъективной картины мира и его фрагментов

20. Обучение – процесс, в результате которого происходит приобретение организмом новых форм индивидуального поведения, усвоении знаний, умений, навыков деятельности

21. Оперативная память - вид памяти, которая связана с хранением информации для решения конкретной задачи и которая длится в течение времени, которое требуется для ее решения.

22. Память - механизм, позволяющий сохранять информацию в течение длительного времени

23. Поведение - внешне наблюдаемое взаимодействие организма с окружающей средой, опосредованное как внешней двигательной активностью, так и внутренней психической деятельностью

24. Потребность - специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития

25. Приобретенное поведение – формирование в течение индивидуальной жизни навыков приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды, реализуемое в рамках обучения

26. Промежуточная (лабильная) память – вид памяти, характеризующийся периодом сохранения информации до 30 минут и обеспечивающий избирательное удержание информации на время, необходимое для выполнения текущей деятельности

27. Психика - скрытое от непосредственного наблюдения субъективное и активное отражение в мозгу образа объективного мира и самого себя в этом мире

28. Психофизиология - наука о физиологических основах психической деятельности человека

29. Речь – психофизиологическая функция человека, обеспечивающая возможность общения посредством звуков, знаков и символов

30. Сознание - это высшая форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний, то есть совокупности чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которые с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям

31. Социальные потребности – потребности, возникающие в ходе общения людей друг с другом и реализуемые через их взаимодействие

32. Тип высшей нервной деятельности – система взаимодействия возбудительных и тормозных процессов, определяющая возможности психики и поведения человека, его темпераменту

33. Условные рефлексы – приобретенные в процессе обучения приспособительные реакции организма, возникающие на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловно-рефлекторным актом

34. Функциональная система – комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата

35. Чувства – эмоции, связанные с субъективным представлением человека о предмете или явлении и выражающие устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся у субъекта в процессе его деятельности

36. Эмоции - это отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и индивидуально приобретенного опыта

37. Эмоциональное состояние - субъективное переживание, отражающее отношение данного индивида к окружающему миру и к самому себе

38. Эмоциональное выражение - изменение в соматической и висцеральной сфере, сопровождающее эмоциональное состояние

39. Эмпатия - способность сочувствовать, то есть понимать эмоциональное состояние другого человека

40. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения и являющийся основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих событий

Наши рекомендации