Социальная природа сознания

Сознание

Сознание — это связанная с речью форма психической деятельности, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности и её переживании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результа­тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет самосознания.

Сознание играет роль как самоосознающего самого себя инструмента, так и способа осмысления окружающей действительности. При этом самосознание выступает неким центром этого «я», который делает возможным формирование цельного «я» человека и направляет развитие личности: выстраивает его внутреннее содержание и в какой-то мере внешнюю оболочку (гармонизирует внешний образ, выстраивает свои стратегии и тактики поведения, свои роли в тех или иных ситуациях).

Будучи осмыслением реальности, сознание реализу­ется в виде различного рода практической и теоретической деятель­ности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают харак­тер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности.

Уникальной особенностью сознания является то, что его мысли способны не просто отражать внешние объекты и не только осмыслять их роль для человека, но и выстраивать такие связи между мыслями, которые бы позволили предвосхищать дальнейший ход событий, а в некоторых случаях и указывать способ изменения такого хода. Сознание человека способно постигать сущностный мир, улавливать глубинные взаимосвязи действительности, обобщать среди них важные тенденции и закономерности, что позволяет человеку вести успешную практическую деятельность и быть дальновидным.

Цели человека формируются не только исходя из его биологических потребностей, но и чем более человек превзошёл в себе обезьяну, чем более он духовно развит и просвещён, тем более его цели учитывают совокупный опыт человечества, его удачи и провалы, его периоды процветания и упадка, его знания и мудрость, отточенные в веках. Высшие формы этих целей выступают в виде идеалов: индивидуальных, общественных, нравственных, экономических, правовых и эстетических и т.д. Ценности и приоритеты выступают для человека своеобразной системой координат, своеобразными маячками на пути к достижению этих идеалов. В основе целеполагающей деятель­ности человека лежит потребность изменить мир к лучшему, усовершенствовать его, придать ему формы, наиболее благоприятные для развития и самочувствия людей.

Хитрость человеческого разума состоит в том, что человек с помощью технических изобретений заставляет предметы природы таким образом взаимодействовать, что при этом осуществляются его цели. Силы природы он присоединяет к собственным силам и превращает в средства реализации своей цели. Таким образом, человек способен создавать то, что природа до него не производила, он использует те её возможности, которые не реализованы ей самой. Преобразованные человеком вещи, их конструкция, формы и свойства продиктованы потребностями людей, их целями: в них воплощены идеи людей, они несут в себе назначение, функции и смысл, понятные лишь человеку, созданные в отношении только его потребностей и целей. Таким образом, все вместе они образуют особую, отличную от природной, социальную реальность.

Структура сознания

Сознание предполагает, прежде всего, такие моменты, как осознание окружающего мира и переживание происходящего, т.е. определенное отноше­ние к тому, что отражается, связанное с приданием ему смыслов. Другой важный компонент сознания – самосознание, т.е. осознание самого себя как единой и цельной личности, стремящейся найти своё место в окружающем мире.

Развитие сознания связано, с одной стороны, с обогащением его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке, а с другой – с оптимизацией этих знаний, их рационального обобщения и анализа, выстраивания стройной и эффективной картины миропонимания. Простое накопление знаний ещё не является показателем ума, даже если все эти знания верны. В современном обществе, наполненном противоречивыми знаниями и представлениями, сами по себе знания не позволяют человеку стать мудрым и дальновидным, для этого они должны быть ещё и рационализированы, выстроены в эффективную систему. Однако показателем этой эффективности будет служить не польза «здесь и сейчас», а все последствия, вплоть до самых отдалённых и опосредованных. Сложный и противоречивый путь развития научного знания показал, что отражение мира – это не просто очищение сознания от предрассудков, предвзятости, стереотипов и случайных ошибок в восприятии, но и способность заглянуть «в самый корень», осознать глубинные взаимосвязи действительности, которые определяют ход событий. Мудрость связана не просто в обретении богатого опыта и знаний, но и умения извлечь из них самые рациональные зёрна, сделать из них наиболее дальновидные практические выводы.

Так, познание, осознание вещей и явлений имеет различные уровни, которые отличаются степенью яс­ности осознания, его многогранностью и глубиной понимания процесса. Более того, в силу многогранности человеческой природы, многообразия отношений, в которые вступает с окружающим миром человек, можно выделить и различные стороны осмысления и переживания людьми мира. Отсюда выделяют обыденное, научное, философское, эсте­тическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.

Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, отношение к миру составляют каркас сознания, на который упорядочиваются все конкретные ощущения, восприятия, представления и понятия, т.е. при помощи такого каркаса упорядочиваются и формируются все новые знания, выстраиваются суждения и идеи. По сути, этот процесс упорядочивания и есть мышление в целом, в нём мы приводим в соответствие новую информацию с нашим прошлым опытом, со спецификой нашего «я». В этом процессе большую роль играет акт внимания. Именно бла­годаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе нашего сознания. Однако наше внимание избирательно, мы отбираем из всего хаоса наших ощущений то, что считаем наиболее важным для нас в данный момент. От понимания важности зависит степень нашего внимания.

Сознание можно также разделить на сознательный уровень и подсознательный. Подсознательный включает в себя: 1. инстинкты (хотя в человеке, в отличие от животных, инстинкты подчинены социальным интересам, он способен преодолевать эти инстинкты, например, жертвовать собой, своими потребностями ради близких людей и высоких идеалов. Поэтому некоторые учёные считают, что в человеке животных инстинктов нет), 2. отложившийся в процессе жизни опыт (память в её широком смысле, не только то, что мы способны вспомнить сознательно, а всё то, что в ней хранится) 3. и рассудок (интеллект), который направляет мысль посредством определённых структур, т. е. рассуждает по определённым логическим схемам. Рассудок строит мысль не творчески, а автоматически, исходя из прошлого опыта, сформировавшихся ранее оборотов мышления. Именно он тяготеет нас к предвзятости, предубеждениям и некритично воспринимает распространённые стереотипы.

Подсознательное способно переходить в сознательное в процессе актуализации тех или иных функций и структур (перенаправления внимания). Сознательный уровень связан с разумом, волей и высшими чувствами. Разум осознаёт результаты деятельности рассудка и способен вмешиваться в неё, преодолевать в человеке автоматизм животной природы, мысля более творчески и критично (как и самокритично). Так, разум выполняет по отношению к рассудку критическую и креативную функции, что позволяет человеку возвышаться над своей чувственной природой, обладать способностью творческого воображения и быть относительно свободным в своём выборе. Если животные лишены возможности сопротивляться своим желаниям и сложившимся рефлексам, то человек тем от них и отличается, что у него появляется выбор между ними и более разумным, дальновидным решением. С этой способностью человека связана воля. Воля – это способность подчинять свои мысли, действия и чувства разуму, т.е. осознанно принятым решениям. Слабовольный человек не способен сопротивляться своим желаниям, обычное его состояние – это самопотакание себе, даже если это ведёт к негативным последствиям (ослаблению здоровья и привязанностям от курения, сладостей, алкоголя, наркотиков). Человек сильной воли волевым решением определяет, что для него более важно и полезно, и в соответствии с этим направляет свои действия, мысли, а значит, в конечном счёте и чувства. Он сам способен формировать в себе потребности и желания, корректировать их в связи с пониманием полезного. Например, для человека изначально мало занимающегося физической культурой, эти занятия даются с трудом и неохотой (бег, поднятие большого веса), но человек сильной воли превозмогает трудности на начальной этапе и в конце концов его организм и он сам начинает испытывать приятные ощущения от этих занятий и они становятся для него желанны. Именно поэтому такой человек (сильной воли) рано или поздно оказывается более удачлив по жизни.

Однако деятельность разума далеко не всегда безупречна, ему свойственны свои недостатки. Например, стоит учитывать ещё и то, что творческое воображение склонно к фантазиям и домыслам. Поэтому в некоторых случаях рассудок в роли здравого смысла опускает разыгравшееся воображение «на землю», указывает на тот факт, что исходя из накопленного опыта «так не бывает» или заставляет не торопиться с выводами. Гармоничное взаимодействие рассудка и разума является важным показателем умственных способностей человека. Рассудок автоматически отражает поверхностную логику событий окружающего мира и строит мышление на её основе, а разум, проникая в более глубинные и осмысляя более тонкие взаимосвязи действительности, стремится усовершенствовать уже сложившуюся логику мышления и скорректировать ход мышления с учётом новых нюансов в понимании.

Необходимо отличать высшие чувства от ощущений. Высшие чувства – это сложные, комплексные явления, отражающие определённым образом структурированные прошлые мысли и чувства человека. К ним относятся: чувство гармонии, прекрасного, возвышенного, меры, справедливости, чувство совести, любви, долга, ненависти, счастья и т.д. Эти чувства возникают как результат того как именно человек осмысляет весь свой жизненный опыт (события, информацию, речь других), т.е. они зависят от особенностей восприятия человеком мира. От того каковы прошлые мысли и чувства, связанные с определённой тематикой, зависит и будущая эмоциональная реакция. В том числе наши конкретные желания – это результат прошлых мыслей и чувств. Большую роль в этом играют психологические ассоциации (+ или -), во многом от которых зависит формирование вкуса человека (он меняется в зависимости от эмоционального опыта).

Поэтому человек как личность создаёт себя сам своим отношением к тем или иным событиям, действиям, словам и т.д. Наше отношение формирует определённый образ мыслей, а образ мыслей создаёт нашу систему ценностей, приоритетов, которые сказываются на наших поступках и решениях.

Каждая наша мысль, каждая наша эмоция, каждый наш манёвр в поведении откладываются у нас в подсознании. И если они были неадекватны ситуации (допустим под влиянием эмоций), то это может негативно сказаться на нашем будущем. Дело в том, что в схожей ситуации у нас возникнут ассоциации с прошлым опытом и он будет влиять на наше самочувствие, наше отношение к событиям, на принятие решений. В новой ситуации нам проще повести себя также, как мы себя вели раньше в этой ситуации (если опыт такого поведения для нас был удачным), а наша мысль по инерции пойдёт в том же направлении, что и тогда, поскольку для неё уже сформировался мостик их нейронных связей. И чем чаще мы будем повторять этот ошибочный ход мыслей, тем прочней этот мостик будет становиться. Таким образом и формируются наши негативные черты характера, которые с каждым новым повторением ситуации и связанных с ней мыслей будут всё больше и больше закрепляться в подсознании. И в возрасте 30-40 лет искоренить эти черты уже бывает очень сложно, поскольку мысли всегда проще пройти по уже готовому и прочному мостику из нейронных связей, чем рядом создавать новый (никто не любит признавать свои ошибки, чтобы переосмыслить свои знания и отношения к жизни нужна сила воли, необходимо затратить энергию на формирование новых нейронных связей).

Так, то, какие мы сейчас во многом есть результат наших прошлых мыслей, чувств, целей, устремлений, установок, эмоциональных реакций и поступков. И в большей степени от этих заложенных нами же самими качеств, от нашего характера, образа мыслей и зависит наше будущее (отношения с другими людьми, успех в делах, карьере и т.д.).

Природа сознания

Сознание – это субъективный образ объективного мира, т.е. объективное содержание в нём выступает в субъективной форме. Действительный мир мы воспринимаем не как таковой, а в форме субъективных образов и ощущений. Роза красна не потому, что она обладает именно тем цветом, какой мы видим, а потому, что свойства поверхности её лепестков отражают световую волну той длины, которая вызывает у нас ощущение красного. Т.е. мы способны воспринимать информацию от отдалённых от нас предметов (например, об их очертаниях или влиянии на нас), но это происходит в форме тех ощущений, что производятся нашими органами чувств (получившими эту информацию). Эти ощущения не являются абсолютной копией внешних объектов и их свойств, а зависят от природы наших органов чувств и от их способности получать полноценную информацию о внешнем мире. Мы видим объекты в той форме, которая необходима для нашего выживания и важна для нашей координации в мире, но мы не видим всех их нюансов и деталей, всего их содержания, всех их свойств, видим только их форму. Так, мы не видим ни молекул, ни атомов, ни электронов, ни бактерий, ни гравитационного поля, ни различных видов излучений, но мы способны ориентироваться в мире и выживать, благодаря тому, что получаем информацию о них в качестве единых крупных комплексов, которые мы называем вещами или процессами. Природа сознания и заключается в том, что оно отражает жизненно важную для нас информацию об объектах внешнего мира в форме наших чувств, ощущений, образов и представлений.

Внешний образ действительности, который у нас возникает в результате восприятия, зависит от развития нервной систе­мы и мозга (дальтонизм), от состояния организма в целом (галлюцинации при белой горячке или алкогольном отравлении), в меньшей степени от интересов, мотивов, установок и потребностей людей, богатства их опыта и знаний (например, представление о красоте у различных народов в разные времена). Этот образ переживаемой нами действительности есть нечто субъектив­ное, идеальное (в смысле противоположное материальному), духовное. А потому он и зависит, в том числе, от развития внутреннего мира человека, от уровня культурного развития общества, в котором он живёт и откуда получает свои знания.

. Идеальность (нематериальность) этого образа позволяет проводить с ним различные мысленные эксперименты, мысленно помещать его в различные ситуации, помещать его в будущее или прошлое, например, пытаясь просчитать последствия от того или иного действия или предполагая что было бы, если бы поступил ранее иначе. Но подавляющее большинство людей, осознавая внешний мир, себя, свои мысли, при этом абсолютно не подозревает, что творится в это время в самом мозге.

Сознание и мозг

В науке остро стоит проблема как связаны сознание и мозг, психическое и физиологическое. Существует распространённое заблуждение, что сознание это функция мозга. В этом есть определённое рациональное зерно, тем не менее, это положение является упрощением. Мозг является биологическим образованием, а сознание социально, однако более сложное, развитое не может быть свойством более простого, менее развитого. Как мы уже знаем, объяснение сложноорганизованного, более развитого с помощью законов и причинности более простого, менее развитого, является серьёзной ошибкой и называется редукционизмом. Поэтому применяется формула, что «мыслит не мозг, а человек при помощи мозга». Мозг является инструментом мышления человека как целостного существа, обладающего универсальными способностями и сам по себе мозг мыслить не способен.

И.М. Сеченовым было выяснено что психическое осуществляется в тесной связи с физиологическими процессами мозга, которые являются материальной основой для мысли. Если быть точнее, то мысль осуществляется посредством рефлексов через нервные физиологические пути. И.П. Павлов углубил это учение, выяснив конкретные механизмы высшей нервной деятельности. А также он доказал что:

1.Психическое и физиологическое соотносятся как высший и низший уровни умственной деятельности. При этом психические процессы зависят от физиологических, но полностью не подчинены им. Законы психического имеют собственную специфику, отличную от физиологических законов. Т.е. мысль относительно самостоятельна, но в своей основе имеет физиологический эквивалент, как бы тень этой мысли, её материальный носитель. Некоторые учёные объясняет способность к телепатии как раз наличием этих материальных эквивалентов мысли, которые и телепатируются в качестве кодов или знаков этой мысли (модуляция электромагнитных либо неизвестных полей). Однако остаётся загадкой как они могут расшифровывать информацию, заложенную в электромагнитный сигнал от мозга, откуда они знают какая электромагнитная волна соответствует тем или иным импульсам мозга (активизации тех или иных нейронных связей или как мы говорим «напряжению извилин мозга»). Более того, как они узнают какой смысл соответствует активизации именно этих нейронных связей? Может эти сигналы, волны от мозга пробуждают в мозге телепата подобные процессы, а потому и схожие мысли? А может это объясняется тем, что телепаты чувствуют саму мысль в её духовной форме непосредственно, т.е. интуитивно? Ответы на эти вопросы пока остаются без ответа.

2.Психика оказывает обратное воздействие на физиологические процессы, направляет их, а в какой-то мере даже управляет ими. Например, мысль о необходимости определённого действия вызывает само это действие. Или существуют факты, когда человек читает письмо и, поняв его смысл, умирает от инфаркта или инсульта, т.е. в данном случае человека убивает мысль, которая приводит в действие определённые физиологические процессы. Это может быть связано с известью о гибели близких, о банкротстве и т.п. Неслучайно во время важных матчей по футболу с неожиданной развязкой резко увеличивается количество инфарктов. Это называется психосоматикой (от психо – душа и сома – тело) и в современной медицине считается, что 70 % всех известных болезней, так или иначе связаны с психическим состоянием человека (стрессом, нервными расстройствами, беспокойствами из-за проблем, страхами за что-либо, негативным мышлением и т.д. из-за чего ослабляется иммунитет или организм перестаёт функционировать слаженно и эффективно). Точно также состояние тела человека, согласованность всех процессов в нём, оказывает значительное влияние на самочувствие человека.

Из интересных фактов можно отметить то, что при среднем мозге человека 1,4 килограмма, средний мозг женщины меньше, чем средний мозг мужчины на 250 грамм. Однако это объясняется тем, что вес среднего мужчины больше, чем вес женщины. Более того, стоит отметить, что вес мозга не является однозначным показателем ума. Так, вес мозга Эйнштейна всего один килограмм, при том, что он оказал колоссальное влияние на развитие науки. Кроме того, часто большой размер мозга сопровождается умственными отклонениями. Интересен также факт, приводимый одним из ведущих европейских специалистов в области изучения мозга – Катрин Видаль, что в результате болезни у одного из пациентов мозг вообще представлял собой тонкую плёночку (скорей всего имеется в виду кора больших полушарий, а не весь мозг в целом), при том, что этот человек долгое время не испытывал никаких неудобств до тех пор, пока не стали отказывать органы тела.

Распространённая же версия, что левая часть мозга отвечает за аналитику, решение логических задач, речь, а правая – за интуицию, творчество, пространственную ориентацию, координацию, контроль эмоций и руководство к действию, такая версия несколько упрощает ситуацию. Дело в том, что любая часть мозга при определённых условиях (например, после травмы и переобучения) может приспособиться выполнять функции любой другой.

Другим интересным фактом является то, что связь нейронов синапсами на 90% формируется при жизни, а значит, именно формирование синапсов (более тонких и неустойчивых образований, чем нейроны), как правило, отвечает за накопление опыта и за формирование навыков человека. Поэтому из-за нестабильности синапсов, если, например, виртуоз музыкант или футболист перестаёт тренироваться, то в течение нескольких лет он в значительной мере утрачивает свои способности. Синапсы же формируются в результате взаимодействия нейронов посредством миниразряда электрического тока. Это напоминает образование мостика для прохождения мысли по определённому пути.

Однако современная наука окончательно ещё не решила проблему связи мышления с мозгом, т.е. как мысль возникает из химических, физических и нейрофизиологических процессов в мозге. В особенности трудности возникают в объяснении того, как и почему происходит осознание, осмысление бытия. Это может быть связано с тем, что ключ к её решению лежит в том, что недооценивается духовная природа мысли.

Сознание и язык

Необходимость для сознания удерживать информацию в памяти и оперировать ей привела к выработке системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка.

Язык – специфически человеческий способ бытия сознания, он служит для хранения, фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей и информации.

Язык – материальное средство возникновения и существования мышления, духовной культуры вообще. Язык – непосредственная действительность мысли. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Человек свои мысли может также выражать с помощью, так называемой, внутренней речи. Сознание, таким образом, существует в структурированной оболочке языка, в языке происходит его объективация, опредмечивание, выражение в конкретной форме. Хотя мысли иногда возникают до их языкового выражения, свою чёткость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку, казалось бы, не нужны речевые структуры для выражения мысли, тем не менее, он вынужден использовать их. Однако исключением здесь является интуитивное схватывание мысли, озарение.

Язык также выполняет и коммуникативную функцию – то есть служит средством передачи информации в социальном пространстве. Благодаря языку, его устойчивым структурам происходит также трансляция знаний во времени – от поколения к поколению. При этом знания фиксируются, объективируются в книгах, фильмах, в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры. Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Сам язык мог возникнуть только в обществе, следовательно, он социально обусловлен, детерминирован (определён) формами общения, отношениями между людьми. Язык, как средство общения, играет важнейшую роль в общественно-трудовой деятельности людей.

Язык – это продукт мышления человека, результат эволюции в понимании человеком мира. Он не «стоит на месте» как что-то отшлифованное до совершенства, а постоянно развивается по мере познания всё более тонких взаимосвязей действительности. Каждое принципиально новое научное открытие обогащает наш язык новыми понятиями и смыслами.

Любое бытие мы понимаем в виде языка, человеческой речи, поэтому наше бытие можно рассматривать как текст, который выражен на языке. Язык, таким образом, –это особая реальность, в которой мы переживаем бытие, понимаем его. Внутри этой языковой реальности мы рождаемся, и именно она нас воспитывает, делает теми, кем мы затем становимся, из неё мы черпаем уже готовые смыслы, а затем оперируем ими, общаемся при помощи них. Поэтому любое понимание, даже понимание самого себя происходит внутри этой языковой реальности.

Структура языка определяет тип культуры, структуру мышления и способ познания внешнего мира. Язык, которым мы пользуемся, на котором думаем и говорим, и сами речевые структуры влияют на человеческое мышление и создаваемую им картину мира. Так, существенное различие в формировании принципов языка на Западе и таких восточных цивилизаций как Китай и Япония (иероглифы, обозначающие сразу целые смыслы вместо побуквенного письма) приводит к принципиальным различиям в способе мышления, на востоке он более образный. А относительная простота английского языка приводит и к специфике «английского юмора». Таким образом, языковые структуры навязывают человеку определённый образ мысли, определённые стереотипы понимания реальности. И это хорошо в случае, когда они направляют мышление в сторону осознания тех или иных нюансов бытия, но это плохо когда человек мыслит некритично, поддаётся искушению мыслить стандартно, стереотипно, предвзято, т.е. в том направлении, что уже изначально заложено в речевых структурах, особенно если эти структуры не совершенны, далеко не мудры. В этом случае человек за словами может не увидеть самой реальности. Неслучайно многие мыслители замечают, что часто самые принципиальные споры оказываются лишь спорами «о словах», в то время как все убеждены, что различия в позициях несовместимы. Недопонимание часто связано с различным толкованием этих слов, при том, что реальные позиции дискутирующих могут не сильно отличаться друг от друга.

Язык, речь сами по себе не способны передать истину. Реальность всегда сложней языка её выражающего, сами слова без живого диалога или вдумчивого восприятия не смогут передать всей тонкости истины.Истина не в словах и высказанных формулировках, а в нашем понимании, в смыслах, которые мы вкладываем в эти слова и формулировки. Но эти смыслы находятся в нашем сознании и другой не может заглянуть в нашу голову какой именно смысл мы вкладываем в эти формулировки. Каждый привносит собственные нюансы смысла в одни и те же формулировки. Даже одно и то же понятие каждый воспринимает с разными акцентами, для каждого в понятии важно что-то своё. Для кого-то свобода – это «делание того, что хочу без всяких преград», для кого-то – это большая ответственность самому, независимо ни от кого принимать решения (например, для президента), а для кого-то – это возможности, открываемые знанием того как чего-то достичь. Таким образом, передать всю тонкость смысла, связанного с истинностью невозможно при пассивном, не вдумчивом восприятии информации. Это возможно сделать только если собеседник творчески, непредвзято подходит к общению, пытается вникать не только в формулировки, не понимать буквально, а стремиться понять то, что вы хотите до него донести, какие смыслы вы в эти формулировки вкладываете. Такой подход к общению помог бы избежать недопонимания (достичь качественного взаимопонимания), избежать многих конфликтных ситуаций.

Однако язык, речь способны играть и очень важную, конструктивную роль в понимании мира. Чем наш, человеческий язык полней и точней отражает язык действительности, язык существующих в ней взаимосвязей, тем большая мощь природных процессов и социальных сил человеческим мышлением будет затрагиваться, тем легче человек будет достигать своих целей и решать проблемы.

Язык, система понятий, сформировавшиеся речевые обороты и призваны задавать определённые рамки того, что может быть сказано, чтобы не отрываться от реальности, а хранить знания и мудрость, накопленную в веках, передавать смысл действительно происходящих процессов, явлений, передавать их суть, их взаимосвязь, в частности их причинно-следственные связи, а значит и в чём-то предостерегать, и в целом – способствовать пониманию мира, дальновидности людей. Другое дело, что такие ограничения не должны становится абсолютными, догматизироваться. Язык должен быть средством отражения действительности, а не самостоятельной реальностью, навязывающей человеку определённые штампы, предубеждения и стереотипы. Он должен постоянно совершенствоваться в соответствии с познаваемой действительностью, отражать объективные взаимосвязи в нём.

Социальная природа сознания

Сознание – это социальное явление, его формирование возможно только в обществе, через приобщение человека к культуре, освоения им опыта и знаний общества. Так, сознание имеет социальную природу, зависит от социальных условий и выполняет социальные функции.

Разум может существовать и развиваться только в связи с практическим освоением мира. По мере специфически человеческой деятельности происходит закрепление навыков, способов, и норм этой деятельности. Однако они имеют общественную природу,т.е.возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной деятельности людей.Так, для того чтобы сознание сформировалось,этот опыт и знания человечествадолжны быть освоены индивидами в процессе их воспитания, приобщения к достигнутому уровню культуры. Известны случаи, когда ребёнок с самого рождения оказывался один в лесу и рос среди диких животных. Впоследствии, когда этого ребёнка находили и старались обучить, то из него уже не выходил полноценный человек с полноценным сознанием. Видимо в своём сознании он уже сформировался как животное. Этот факт показывает, что личностью не рождаются, личностью становятся в результате социализации. Зачатки сознания в каждом человеке ещё необходимо раскрыть, воспитать его как личность.

В то же время приобщение индивида к опыту человечества состоит не в простом пассивном его усвоении, а в активном его включении в коллективную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Вне этой общественной деятельности, вне вовлечённости человека в общественную жизнь полноценное формирование сознания становится невозможно. Индивид, в свою очередь, овладевая уровнем развития культуры общества, способен вносить в неё свой вклад. Направление развития культуры определяется именно через сознание отдельных индивидов, хотя и зависит от общественных условий.

Наши рекомендации