Психофизиологическая теория цветовой гармонии
Цветоведение и колористика. Методическое пособие. Г. В. Копаева.
СОДЕРЖАНИЕ
Систематика цветов.
1.1.Хроматические и ахроматические цвета. Спектральные цвета.
Собственные свойства цвета (Физические характеристики).
1.2.Цветовые ряды. Цветовой круг.
1.3. Практические задания
Цветовая гармония.
2.1.Психофизиологическая теория цветовой гармонии.
2.2. Классификация цветовых гармоний. Принципы гармонизации цветов.
2.3. Практические задания
Восприятие цвета.
3.1.Физиологическое и психологическое воздействие цвета.
3.2.Несобственные свойства цвета. Синестезия. Цветовые ассоциации.
3.3. Практические задания
Введение
Методическое пособие предназначено для китайских студентов художественных специальностей для ознакомления с основными положениями науки о цвете и путями их практического использования.
Основные задачи: развитие цветоощущения, получение навыков обращения с красками, приобретение определенной графической культуры и умения свободно выражать свой замысел в цвете.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что большое внимание уделяется развивающим аспектам обучения. В программу включены специально разработанные упражнения, направленные на развитие полисенсорного восприятия и чувства цветового баланса.
Систематика цветов.
Хроматические и ахроматические цвета. Спектральные цвета.
Собственные свойства цвета (Физические характеристики).
Все цвета подразделяются на: ахроматические и хроматические, к которым относятся и спектральные цвета.
Ахроматические- белый, черный, и все оттенки серого. В состав такого цвета входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.
Спектральные –цвета, образующиеся при прохождении белого светового луча сквозь стеклянную призму, или другую прозрачную среду (явление радуги на небе).
Хроматические цвета - все спектральные и сложные цвета, в состав которых могут входить как спектральные, так и ахроматические цвета. В этот состав входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.
Физические характеристики цвета:
1) Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом и дать ему название.
2) Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота.
3) Насыщенность. Это степень цветности данного хроматического цвета, определяемая количеством спектрального цвета в его составе.
Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности и отличаются друг от друга только светлотой.
Цветовые ряды. Цветовой круг.
Цветовые ряды.
Цветовой ряд - это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Цветовые ряды имеют свои названия, в зависимости от того, какие характеристики в них изменяются.
1) Ряд убывающей насыщенности и возрастающей светлоты. Этот ряд делается разбеливанием, т.е. добавлением белого цвета к спектральному.
2) Ряд убывающей светлоты и убывающей насыщенности (зачернение). т.е. добавлением черного цвета к спектральному.
3) Ряд изменения цветового тона. Это смешение двух соседних спектральных цветов с постепенным переходом от одного цветового тона к другому
4) Ряд убывающей насыщенности (приглушение постепенным добавлением дополнительного цвета)
Рис.1
Цветовой круг
Самой распространенной, но далеко не единственной цветовой моделью является цветовой круг. Принято выделять две группы цветовых кругов: физические (за основу взят 7-ступенчатый цветовой круг Ньютона) и физиологические (за основу взят цветовой круг 6-ступенчатый круг Гете).
Рис.3) Цветовой 7-ступенчатый круг Ньютона. Рис.4) Цветовой 6-ступенчатый круг Гете.
В круге Гете. Содержится 6 цветов: Красный, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. В этом круге цвета, расположенные друг против друга контрастны
Рис.5) Восьмеричный круг. В XIX веке был получен Грассмоном. Чтобы сделать четным количество цветов, он вводит пурпурный цвет.
Рис.6) 10-ступенчатый круг. Американский ученый Максвел добавляет к восьмеричному кругу еще два цвета: Желто-Зеленый и Зелено-Голубой. Цвета расположенные друг против друга в этом круге являются взаимодополняемыми. В круг входят: Красный, Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Зелено-Голубой, Голубой, Синий, Фиолетовый, Пурпурный.
Рис.7) На основе 6-ступенчатого круга был создан 12-ступенчатый Иттена путем добавления промежуточных цветов. В круг входят следующие цвета: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый, Пурпурный.
Практические задания
Задание 1.Для изучения физических свойств цвета выполним на листе формата А-3построение нескольких цветовых рядов:
а) с зачернением цветового тона, б) с разбелом цветового тона, в) с переходом цветового тона в дополнительный. г) с постепенным переходом цветового тона в соседний спектральный цвет .
Задание 2
Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичстный цветовой круг, опираясь на основные цвета - желтый, красный и синий (рис. 8).
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. На листе формата А-3 чертим чертим две концентрические окружности и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, Три основных цвета первого порядка размещаются в каждой четвертой ячейке этого кольца. Затем, смешивая попарно основные цвета,
получаем три цвета второго порядка и размещаем их в средние пустующие ячейки между цветами, из которых они смешаны.Таким образом мы получили: красный +желтый = оранжевый, желтый + синий = зеленый, синий + красный = фиолетовый. Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком желтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим.
В оставшиеся пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем: желтый + оранжевый = желто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зеленый = сине-зеленый; желтый + зеленый = желто-зеленый.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре. Такой круг позволяет выявить ряд закономерностей взаимодействия цветов. Например, цвета, лежащие напротив друг друга по диаметру, будучи смешаны в равной пропорции дают ахроматический цвет, как бы дополняя друг друга до абсолютной полноты. Поэтому они называются взаимодополнительными. Чтобы убедиться в этом, на некотором расстоянии (внутри) от первого кольца мы чертим другое и также делим его на двенадцать частей. Смешивая попарно взаимодополнительные цвета, получаем цвета, близкие к ахроматическим и помещаем их в сектора внутреннего кольца напротив цветов, из которых они были смешены. Чем тщательнее найдены цвета второго и третьего порядка, тем ровнее и ближе к серому цвету будет окрашено внутреннее кольцо. Это своеобразная проверка точности построения цветового круга.
Эта система дает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.
Кроме того, она дает ключ к пониманию сущности цветовой гармонии и принципам построения гармоничных цветовых сочетаний.
Рис.8
Цветовая гармония.
Психофизиологическая теория цветовой гармонии.
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Психофизиологическая теория цветовой гармонии. Классификация цветовых гармоний. Принципы гармонизации цветов.
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. Гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия. Физиолог Эвальд Геринг считал, что нейтральному серому цвету соответствует то состояние зрительного аппарата, в котором расход сил, затраченных на восприятие цвета, и их восстановление уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия, необходимое нашему зрению. Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом
случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Получить один и тот же серый цвет можно из черного и белого или из двух дополнительных .Каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета: красный — зеленый = красный — (желтый и синий); синий — оранжевый = синий — (желтый и красный}; желтый - фиолетовый = желтый - (красный и синий).
Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.
С другой стоны, гармоничными считаются сочетания сближенных цветов, создающих впечатление цельности и некой определенности при разнообразии нюансов.
Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим красный квадрат на нейтральном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим зеленый квадрат. Если мы будем смотреть на зеленый квадрат, то остаточное изображение окажется красным. Наш мозг, стремясь к восстановлению состояния равновесия продуцирует в зрительном аппарате ощущение дополнительного цвета. Такая внутренняя работа ему, явно, не противна, иначе мы не любовались бы отдельными цветами, не говорили о «любимом» цвете.
Гете писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности .
…В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».
2.1.Классификация цветовых гармоний.
Классификация возможных типов гармонии является одной из важных проблем цветоведения. Мы взяли за основу классификацию Б.М. Теплова и П.А. Шеварова и дополнили ее, а точнее, раскрыли с помощью модели Иттена, который считал, что важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов.
Б.М. Теплов и П.А. Шеваров выделили в своей классификации четыре типа цветовой гармонии.
1. Однотонная (монохромия), построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов.
2.Полярная, построенная на противопоставлении двух противоположных (взаимодополнительных) цветов.
3. Трехцветная, построенная на сочетании трех основных цветов, или любых других, расположенных в круге под углом 120 градусов, что соответствует вершинам равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг –рис.9
Рис.9
Желтый, красный и синий — самое определенное и самое сильное гармоничное созвучие, которое можно считать основным. Гармоничным трезвучием обладают и дополнительные цвета этого триединстве — фиолетовый, зеленый и оранжевый.
Желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый представляют собой другие трезвучия, каждое из которых внутри цветового круга образует равносторонний треугольник. Такое трезвучие называют классическим.
Если мы в созвучии пары дополнительных цветов, например, желтого и фиолетового, возьмем два соседних от фиолетового цвета: сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, или наоборот, лежащие рядом с желтым: желто-зеленый и желто-оранжевый, то и эти созвучия также будут гармоничными по своему характеру, хотя в этом случае геометрической фигурой, связывающей их, будет теперь равнобедренный треугольник, как это показано на рис.9.
Рис.10
Если фигуры треугольников, и равнобедренного, и равностороннего, представить себе вписанными в цветовой круг, то, перемещая их вершины внутри круга по своему желанию, можно точно определить о или иное гармоничное трезвучие.
4.Многоцветная (полихромия), в которой при большом разнообразии цветов трудно выделить главные.
Ключ к построению полихромной гармонии можно найти в модели Иттена (рис.10,11. )
Рис.11
Рис.10
Созвучие четырех цветов.
Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата, как это показано на рисунке 55. При этом возникает три четверозвучия: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый; желто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый. зеленый; оранжевый, красно-фиолетовый, синий, желто-зеленый.
Другие четырехцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как, например: желто-зеленый, красно-фиолетовый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый, или: желтый, фиолетовый, оранжевый, синий.
Третья фигура для получения четырехзвучия - трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов.
Созвучие шести цветов.
Шестиугольники могут быть получены двумя различны-
ми путями.
В двенадцатичастный цветовой круг можно два равносторонних треугольника. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трех парах дополнительных цветов. В него можно вписать два таких шестиугольника, состоящих из желтого, фиолетового, оранжевого, синего, красного, зеленого и желто-оранжевого, сине-фиолетового, красно-оранжевого, красно-фиолетового, желто-зеленого и сине-зеленого.
Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета.
Предложенный алгоритм поиска цветовой гармонии не является догмой, это база, на которой строится бесконечное количество вариантов цветовой композиции с использованием разбела и зачернения цветов, включением в композицию ахроматического ряда.
Теория цветовой гармонии совсем не стремится ограничить воображение, а скорее открывает более широкие возможности для достижения различных выразительных проявлений цвета.
Практические задания
Задание1.Выполнение рядя декоративных композиций на базе стилизованного натюрморта с использованием определенного типа цветовой гармонии: монохромии, малого интервала, контрастной, трехцветной и полихромной (2 варианта). Формат А-3
Рис.13
Восприятие цвета.