Как вести себя в экстренных ситуациях

Как только вы покинули зону непосредственной опасности, необходимо заняться следующими вещами

- Найдите себе убежище, где можно посидеть и подумать.

- Посмотрите, что вас окружает. Любое место в мире имеет свою природу, ритм и устроение. Уясните для себя, ка­кова окружающая вас среда

- Оцените свое физическое состояние есть ли ранения, нужна ли дополнительная одежда, пропитание, вода ?

- Подумайте о дополнительном снаряжении, которое вам может быть доступно есть ли в обломках что-то, что может вам пригодиться, и в каком это состоянии ?

- Не спешите, спешка может привести к потере ориентировки, кроме того, вы можете забыть или потерять что-ни­будь из вашего снаряжения.

ПОМНИТЕ ЧТО Г0РАЗДО ПРОЩЕ ТОЧНО И ПРА­ВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ СУ­ТОК ЧЕМ В ТЕМНОЕ

Стандартная процедура, выпол­няемая в случае аварии самолета

Британская САС рекомендует людям, попавшим в авиационную катастрофу, непосредственно после падения само­лета выполнить следующее:

- He покидать место катастрофы сразу же, несмотря на опасность.

- Немедленно оказать первую помощь нуждающимся в ней.

- Отделить живых от погибших.

- Спасти из обломков все, что можно спасти - снаряжение, припасы, одежду, воду.

- Составить примерное представление о географическом месте катастрофы.

- НЕ ДВИГАТЬСЯ ночью без крайней необходимости.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА ВЫЖИВАНИЯ

Теперь вам необходимо продумать план вашего персональ­ного выживания Хороший план и предварительная подготов­ка позволят человеку, терпящему бедствие, преодолеть труд­ности и опасности и в конечном итоге остаться в живых

При составлении плана выживания помните, что, если вы попали в авиакатастрофу или кораблекрушение, ваше геогра­фическое положение почти наверняка было передано в эфир непосредственно перед катастрофой.

Таким образом, спасательным службам примерно извест­но, где искать выживших. Скорее всего, спасатели сразу же или почти сразу приступят к поискам. Но вам все же необхо­димо принять некоторые решения. Нельзя просто сидеть и пассивно ожидать спасения - в проблеме выживания уповай­те только на себя, а не на других людей. Для многих приня­тие решения является большой проблемой, но это единствен­ный путь взять ситуацию под контроль.

Демонстрируемые вами спокойствие и уверенность в себе помогут обрести эти чувства и вашим товарищам по несчас­тью, что сделает составление плана более легким - люди все­гда идут за лидером.

Оценка ситуации - наиболее важный фактор при состав­лении плана выживания. Вы должны быть насколько воз­можно объективны и взвешивать все положительные и отри­цательные аспекты ситуации, в которой оказались. К примеру, вы оказались в Арктике, в условиях низких температур, что представляет собой главную угрозу, но при этом вы не буде­те испытывать недостатка воды — ее в избытке в виде снега и льда. В тропиках же у вас будет множество источников про­питания, но главными вашими врагами будут жара и влаж­ность.

Основными приоритетами в пиковой ситуации являют­ся: убежище, огонь и вода. Если у вас есть доступ к воде и топливу для костра (дереву), значит, у вас есть доступ и к ма­териалу для строительства убежища. При наличии всех трех приоритетных факторов вы обживетесь в том месте, куда вас забросили обстоятельства, в кратчайшие сроки.

Еще раз отметим, что крайне важно хорошо обдумать все аспекты ситуации, в которой вы оказались. К примеру, если вы попали в авиационную катастрофу, то могли бы набрать среди обломков самолета материал для строительства убежи­ща, предварительно убедившись, что не существует риска взрывов или возникновения пожара. Пенополиуретановый наполнитель самолетных кресел годится для растопки или в качестве утеплителя, например, для ног. Аккумуляторные ба­тареи самолета можно использовать для разжигания костра. Шины самолетных колес могут служить для разведения пре­красного сигнального костра - черный густой дым от горя­щей резины заметен на много километров. Но если после ка­тастрофы вы покинете обломки, то лишитесь всех этих по­лезных вещей и материалов.

Трогаться в путь или оставаться на месте является трудным решением для попавших в беду Выше перечислены серь­езные аргументы в пользу того, чтобы оставаться на месте Во-первых, предупрежденные о катастрофе по радио поис­ково-спасательные группы будут знать, где вас искать Во-вторых, двигаясь, вы станете сжигать слишком много кало­рий, подвергаться воздействию новых внешних факторов, зачастую враждебных, будете не в состоянии наладить эф­фективную систему подачи сигналов - ваша уверенность в себе будет подвергнута серьезному испытанию, если вы уви­дите спасательный самолет но не сможете ему просигна­лить - и, наконец, вы рискуете буквально загнать себя до смерти Но, если по каким-либо причинам вы решили все же тронуться в путь, ваш план спасения должен включать в се­бя следующие пункты:

- Направление вашего движения.

- Способ держаться выбранного направления.

- График движения на каждый день.

- Способ подачи сигналов.

Помните, что вы должны в конце каждого дня оставить себе достаточно времени для того, чтобы разбить лагерь и подготовить сигнальные средства на случай пролета над ва­ми спасательного самолета

Если же вы решили оставаться на месте, ваш план спасе­ния должен включать в себя следующие пункты

- Разработка системы подачи сигналов.

- Расположение и структуру вашего лагеря.

- Поиск ближайшего источника воды.

- Определение вашего пищевого рациона.

Исключительно важно с самого начала разработать систе­му подачи сигналов, так как поисковый самолет может про­лететь над вами в любое время и вам надо быть готовым к подаче сигналов в любой момент Поэтому разбейте лагерь в непосредственной близости от сигнальной системы Для поддержания жизни и последующего возвращения к цивили­зации вам понадобятся также навыки в области медицины. Они будут раскрыты в следующих главах.

Наши рекомендации