Обратная связь в регуляции функциональных состояний

Теоретические и экспериментальные исследования в области фи­зиологии представляют биологическую обратную связь как про­цесс саморегуляции поведенческих и физиологических функций.

Гомеостаз. Термин «гомеостаз» был предложен В.Кенноиом в 1932 году. Он обозначает координацию физиологических процессов, под­держивающих большинство устойчивых состояний организма и пред­полагает наличие равновесия, устойчивого состояния и стабильности большинства физиологических систем. Таким образом, гомеостаз оп­ределяет динамическое постоянство внутренней среды и ее колебания в допустимых пределах. Хорошо известны биологические константы, при которых возможно полноценное существование организма: тем­пература тела, кровяное давление, концентрация глюкозы и кислоро­да в крови и другие. Организм человека — открытая система, при­чем внешние воздействия постоянно дестабилизируют внутреннюю

112

\

среду, нарушая ее постоянство, столь необходимое для полноценной жизнедеятельности. Тем не менее гомеостаз поддерживается благо­даря сложным скоординированным механизмам саморегуляции, сре­ди которых важную роль играет обратная связь.

Биологическая обратная связь.В живых организмах саморе­гуляция опосредуется механизмами обратной связи. Термин «об­ратная связь» впервые был использован в технике для описания ав­томатического управления машинами и механизмами. Любая сис­тема, поведение которой основано на принципе обратной связи об­ладает тремя основными свойствами: 1) генерирует движение к це­ли по определенному пути, 2) обнаруживает ошибку путем сравне­ния реального действия с правильным путем, 3) использует сиг­нал об ошибке для изменения направления действия.

В здоровом организме информация о результатах деятельно­сти какого-либо органа (нервного центра, железы, мышцы) всегда тем или иным способом возвращается к нему обратно. На основе этого производятся изменения и корректировки первоначальной де­ятельности. Тем самым создается петля «обратной связи». Этот механизм действует практически на всех уровнях организации жи­вого организма, начиная от петель обратной связи, ответственных за изменение скорости протекания самых элементарных биохими­ческих реакций, до крайне сложных видов поведенческой деятель­ности. Причем самым существенным моментом в структурной ор­ганизации обратной связи является наличие определенной инфор­мации о результате или характеристиках протекания того или ино­го процесса, с тем, чтобы иметь возможность изменить его в по­лезном для организма направлении.

Обратная связь (афферентация) является важнейшим звеном функциональных систем всех уровней организации. Другими сло­вами, ее значение далеко выходит за рамки регуляции гомеостаза. Она выступает как важнейший механизм саморегуляции поведения и деятельности животных и человека (Анохин, 1978). При этом ос­новной интерес представляют собой те реципрокные, регулятор-ные, опосредованные мозгом взаимодействия между моторным ме­ханизмом и рецептором, в которых обратная связь от рецептора уп­равляет моторным ответом и сама регулируется им. Фундаменталь­ные свойства этого взаимодействия для живых организмов — ди-

113

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru намичность, замкнутость контура управления и непрерывность дей­ствия. Однако, анализ обратной связи в таком плане в значитель­ной степени — предмет будущих исследований.

Искусственная обратная связь.Важная особенность обратной связи заключается в том, что ее можно рассматривать как метод ре­гуляции функциональных состояний организма и управления дея­тельностью человека, причем первый из аспектов больше связан с психофизиологией, второй — с психологией труда и эргономикой. Суть в том, что при помощи специально сконструированных приборов информация о функциональном состоянии человека или результа­тах его деятельности регистрируется, преобразуется в доступную для восприятия форму и посылается обратно. Анализируя «вернувшую­ся» информацию, человек принимает решение о дальнейших шагах в своем поведении, будь это управление состоянием организма или вы­полнение производственной задачи. Иными словами, при помощи специальной аппаратуры создается искусственная петля «обратной свя­зи», с помощью которой человек способен сознательно регулировать многие функции своего организма, начиная от изменения скорости протекания элементарных психофизиологических реакций до крайне сложных видов деятельности. Самым существенным при организации аппаратурной обратной связи является обеспечение конкретной, дос­тупной человеку информации о результате или характеристиках про­текания того или иного процесса, чтобы у человека была возможность изменить его в любом, но лучше в полезном организму, направлении.

Имеются многочисленные данные, говорящие о том, что при на­личии соответствующей информации, на основе обратной связи че­ловек может науч7<1ться изменять такие функции своего организ­ма, которые ранее считались недоступными для произвольной ре­гуляции и осознанного контроля.

!." ч 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии

Электромиографическая(ЭМГ) обратная связь. Этот тип свя­зи основан на использовании миографа — прибора, улавливающего и усиливающего электрические импульсы, возникающие при мышеч­ном напряжении. Миограф регистрирует уровень мышечной актив­ности и преобразует эту активность в сигналы, доступные для вос-

114

приятия человека, пропорционально силе мышечного напряжения. В зависимости от типа прибора обратная связь с человеком осуществ­ляется при помощи световых или звуковых сигналов. В первых ис­следованиях, например, изменялась освещенность комнаты: чем боль­ше человек напрягал свои мышцы, тем ярче светили лампочки, и на­оборот. Задавшись целью снизить уровень мышечного напряжения, человек в оценке результатов своих усилий ориентируется на изме­нения освещенности. Таким образом, он воспринимает эти сенсор­ные раздражители как информацию, необходимую ему для измене­ния степени мышечного напряжения, для релаксации.

Температурная обратная связь. Использование температур­ной связи основано на том факте, что периферическая температу­ра кожи отражает степень сужения или расширения кровеносных сосудов. Когда периферические кровеносные сосуды расширены, ток крови через них увеличивается и кожа становится более теп­лой. Измеряя температуру в конечностях, можно определить сте­пень сужения кровеносных сосудов и так как их сужение и расши­рение регулируется симпатическим отделом автономной нервной системы, можно тем самым косвенно оценить степень симпатиче­ской активности.

Аппаратура для температурной обратной связи состоит из дат­чика и обрабатывающего устройства. Как и при регистрации мы­шечного напряжения, доступные для восприятия стимулы говорят человеку о температуре кожи пропорционально ее изменениям.

Электроэнцефалографическая (ЭЭГ) обратная связь. Описа­ние метода регистрации ЭЭГ дано в главе 2. При изучении обратной связи такого типа, ЭЭГ записывается обычным способом, однако предварительно определяются частотные и амплитудные харак­теристики контролируемых показателей испытуемого (как пра­вило, альфа-ритма или тета-ритма) и по их величине настраивает­ся «окно» звуковой обратной связи. Человек получает обратную связь в виде звука, когда амплитуда и частота соответствующих ритмов находятся в пределах установленного индивидуального ди­апазона. Как показывают многочисленные опыты, человек может относительно быстро овладеть умением настраивать собствен­ную электрическую активность в соответствии с заданными пара­метрами.

115

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Было показано также, что биологическая обратная связь мо­жет быть использована не только для поддержания и увеличения альф а-активности на ЭЭГ по всей поверхности головного мозга, но и при изменении межполушарных соотношений по показате­лям альфа-ритма. Так, испытуемым предлагалось попытаться оп­ределить наличие асимметрии в собственной биоэлектрической активности мозга и добиться усиления ее выраженности с помо­щью биологической обратной связи. Испытуемые, ориентиру­ясь на звуковой сигнал, информирующий их о степени преобла­дания альфа-ритма в правом полушарии, по инструкции произ­вольно поддерживали то или иное состояние ЭЭГ-асимметрии. У большинства испытуемых асимметрия менялась только за счет относительного увеличения или уменьшения альфа-ритма при со­хранении исходной тенденции к доминированию альфа-ритма спра­ва. Есть данные, что некоторые люди способны различать хара­ктер и степень выраженности собственной ЭЭГ-асимметрии.

Благоприятным фактором для регуляции альфа-ритма оказа­лось отсутствие критико-аналитического отношения к среде и к се­бе. Было также отмечено, что те испытуемые, которые хорошо представляют себе, что такое образы и сновидения, т.е. чьи образ­ные компоненты мышления выражены достаточно ярко, обучают­ся особенно эффективно усиливать альфа-ритм. Именно эти субъ­екты обнаруживают большие способности к медитации и интуитив­ному постижению проблемы.

Электрокожная(ЭК) обратная связь. Основу для этого вари­анта обратной связи составляет электрическая активность кожи (см. гл.2). Наиболее часто встречающимся индикатором обратной связи служат преобразованные в доступную для восприятия форму сопротивление и проводимость кожи. Поскольку изменение элек­трических характеристик кожи является функцией симпатической нервной системы, то с помощью ЭК человек обучается регулиро­вать уровень активации симпатического отдела вегетативной нер­вной системы.

Комплексная обратная связь основана на сочетании двух или бо­лее видов обратной связи из числа описанных выше, например, од­новременно с ЭЭГ-обратной связью можно применять ЭМГ-об-ратную связь. Последнее позволяет человеку более дифференци-

1J6

рованно и эффективно осуществлять регуляцию соответствующих психофизиологических показателей и функциональных состояний организма.

3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения «

Значение обратной связи особенно ярко иллюстрируют иссле­дования с отставлением информации о результатах выполнения дей­ствия.

Задержка обратной связи.Впервые этот экспериментальный прием использовал американский исследователь В.Ли. С помощью двойного звукозаписывающего устройства он фиксировал речь ис­пытуемого и подавал ее обратно с помощью электрического пре­образователя через наушники, которые препятствовали непосред­ственному восприятию испытуемым своей речи. Такая система по­зволяла создавать задержки между речевыми движениями испыту­емого и звуковой обратной связью от этих движений. Задержки око­ло 0,2 с вызывали у испытуемых радикальное нарушение речи — заикание, паузы, ошибки и в ряде случаев полное ее прекращение. Эти факты убедительно свидетельствуют, насколько важно чело­веку для правильного проговаривания слышать свою собственную речь.

Описаны эффекты задержек обратной связи и для других ви­дов деятельности человека, таких как письмо, рисование, пение, уп­равление позой и движениями головы и др. Показано, что задержка сенсорной обратной связи снижает организацию и эффективность всех движений тела, при этом наблюдается ухудшение точностных, временных и интегративных характеристик всех сенсомоторных ме­ханизмов. Так, в частности, уже после нескольких минут участия в экспериментах с звуковой задержкой профессиональные музы­канты (пианисты, скрипачи, виолончелисты, флейтисты) полно­стью отказывались от участия в дальнейших экспериментах, по­скольку они сразу обнаруживали, что подобный эксперимент раз­рушает навыки игры. В различных экспериментах с применением компьютера было показано, что задержка зрительной обратной свя­зи от движений глаз ухудшает все виды глазодвигательной актив­ности при прослеживании.

117

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru V

Значение обратной связи в организации движения.Можно утверждать, следовательно, что независимо от того, какие ней­ронные механизмы участвуют в процессах формирования двигатель­ного навыка, тот факт, что даже небольшие нарушения нормаль­ных временных и/или пространственных параметров обратной свя­зи вызывают существенное ухудшение двигательных навыков, мо­торной деятельности и обучения, позволяет предположить наличие тесных взаимосвязей между периферическим мотосенсорным и центральными механизмами регуляции динамики движений, (см. раздел 3 глава 10).

Терапевтическое значение искусственной обратной связи.Проблема биологической обратной связи является одной из наи­более важных при изучении взаимодействия психики и тела. Как экспериментальный метод искусственная обратная связь позволя­ет изучать, какими способами мозг человека «дирижирует» раз­личными функциями системы «психика-тело». Существуют и те­рапевтические аспекты применения искусственной обратной связи, когда, опираясь на получаемую информацию, человек стремится улучшить свое функциональное состояние.

Одним из условий успешности применения обратной связи в кли­нике является степень когнитивного пере структурирования воспри­нимаемой человеком внешней и внутренней информации, в резуль­тате которого он начинает более дифференцированно оценивать способы взаимодействия мозга и тела.

Имеются многочисленные данные, говорящие о том, что при на­личии соответствующей информации на основе обратной связи че­ловек может научиться изменять такие функции своего организ­ма, которые ранее считались недоступными для сознательного кон­троля, например, степень мышечного напряжения, величину аль­фа-ритма, температуру кожного покрова, сердечную деятельность и др. Практическое применение обратной связи непосредственно связано с регуляцией состояния избыточного напряжения симпа­тического отдела вегетативной нервной системы с целью снижения его нежелательных для организма последствий.

*н\ку> ' . ■-■■■ •'■'■ ■■':■■ '■' г> Глава четвертая '''■■'■■!-'- '■-■- <■ ■''''■■ ■• 1 '■'■'

1j ■'] 4. Психофизиология > ' :

эмоционально-потребностной сферы

В целостной поведенческой реакции любого живого организма потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном един­стве, однако и содержательно, и экспериментально их можно раз­делить, так как они отражают активность, хотя и тесно взаимо­действующих, но специализированных отделов ЦНС, с одной сто­роны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой.

4.1. Психофизиология потребностей i - о

- ■'* : 4.1.1. Определение и классификация потребностей - ''■'■'> '*

Потребности — форма связи организма с внешним миром и ис­точник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и разви­тия индивида и рода в целом. Потребности живых существ чрез­вычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их класси­фикации, однако большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности. В своих первичных биологиче­ских формах потребность выступает как нужда, испытываемая ор­ганизмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обуслов­лены необходимостью поддерживать постоянство внутренней сре­ды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, на достижение полезного, приспособитель­ного результата (Анохин, 1968). Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Биологические потребности (в пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны как человеку, так и животным. Однако большинство

119

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru потребностей у животных носит инстинктивный характер. Инстин­кты можно рассматривать как функциональные системы, в кото­рых генетически «предопределены» не только свойства внешних предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти по­требности, но и основные последовательности (схемы, програм­мы) поведенческих актов, приводящих к достижению полезного ре­зультата.

Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, кото­рые могут существенно видоизменяться под влиянием социокуль­турных факторов. Так, например, социализация пищевой потребно­сти породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации про­цесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (пище­вую, половую и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, хорошо известны — это потребности в пище, воде, оп­тимальных экологических условиях (содержание кислорода в воз­духе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.

Социальные и идеальные потребности.Физиология высшей нер­вной деятельности подходит к определению природы и состава со­циальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной, безусловнорефлекторной основы пове­дения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведе­нии как высших животных, так и человека (Симонов, 1973).

Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в каче­стве первоосновы включают следующие их виды: 1) потребность принадлежать к определенной социальной группе; 2) потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы; 3) потребность следовать поведенческим образцам, принятым в дан­ной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия ин­дивида с другими представителями своего вида.

120

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Идеальные потребности составляют биологически обусловлен­ную основу для саморазвития индивида. В эту группу включают­ся: 1) потребность в новизне; 2) потребность в компетентности; 3) потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-иссле­довательской деятельности индивида и обеспечивает ему возмож­ность активного познания окружающего мира. Две группы факто­ров имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых), и дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.

При описании потребностной сферы человека иногда как осо­бый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельно­сти его организма.

Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоля­ции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зритель­ных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого че­ловека оно различно) люди начинают испытывать психический дис­комфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошма­ры), который может привести к нервному срыву.

Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, моно­тонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Одна­ко, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке, самочувствие человека улучшается. При неизменности па­раметров стимула вводится момент неопределенности и с ним воз­можность прогноза, несущего определенный смысл или информа­цию. Это способствует нормализации психического состояния че­ловека. Таким образом, информационная потребность, хотя и от­носится к идеальным потребностям, у человека приобретает виталь­ную или жизненную значимость.

121

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru . Одной из природных предпосылок обучения является потребность в компетентности, тонкие физиологические механизмы которой по­ка неизвестны. Она проявляется в стремлении повторять одио и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптив­ный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает ос­нову для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обу­чения в самом широком смысле этого слова.

Потребность преодоления («рефлекс свободы» по определению И. П. Павлова) возникает при наличии реального препятствия и де­терминирована стремлением живого существа преодолеть это пре­пятствие. Рефлекс свободы ярче всего выражен у диких живот­ных, стимулом для его актуализации служит какое-либо ограни­чение (препятствие), а безусловным подкреплением является пре­одоление этого препятствия. Адаптивное значение этой потреб­ности в первую очередь связано с побуждением животного к рас­ширению среды обитания, и, в конечном счете, к улучшению усло­вий для выживания вида.

Сточки зрения эволюционной физиологии, перечисленные со­циальные и идеальные потребности должны иметь свое пред­ставительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социа­лизируются, включаются в личностный контекст и приобретают ка­чественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

■ 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей

'' Физиологические условия возникновения потребностей — про­блема недостаточно разработанная, и некоторая определенность в настоящее время существует только в отношении таких витальных потребностей, как потребность в пище и воде. С точки зрения пси­хологии, голод и жажда — это гомеостатические влечения — драй­вы, направленные на получение организмом достаточного для обес­печения выживания количества воды и пищи. Эти драйвы относят­ся к врожденным и не требуют специального научения, однако в те­чение жизни могут модифицироваться разнообразными влияниями среды.

122

Природа чувстваголода. Энергетический баланс у людей поддер­живается при условии соответствия поступления энергии ее расхо­ду на мышечную работу, химические процессы (рост и восстанов­ление тканей) и потерю тепла. Отсутствие пищи вызывает чувство голода, которое инициирует поведение, направленное на поиск пищи. При каких физиологических условиях возникает чувство голода? Первоначально предполагалось, что чувство голода возникает в ре­зультате сокращений пустого желудка, которые могут воспринимать­ся механорецепторами, находящимися в стенках желудка.

По современным представлениям решающую роль в этом иг­рает растворенная в крови глюкоза. В норме, независимо от ка­чества потребляемой пищи, концентрация глюкозы в крови поддер­живается в пределах от 0,8 до 1,0 г/л. В промежуточном мозге, пе­чени, стенках сосудов кровеносной системы находятся хеморе-цепторы, реагирующие на концентрацию глюкозы в крови, так на­зываемые — глюкорецепторы. Реагируя на снижение содержания глюкозы в крови, они способствуют возникновению чувства го­лода. Предполагается, что чувство голода может также возни­кать в результате нехватки в организме продуктов обмена белков и жиров.

Кроме этого, определенную роль в возникновении голода мо­гут играть текущие условия жизнедеятельности. Известно, что при снижении температуры окружающей среды, у теплокровных жи­вотных возрастает потребление нищи, причем в количестве обрат­но пропорциональном имеющейся температуре. Таким образом, внутренние терморецепторы могут служить источником стиму­ляции, который способствует возникновению ощущения голода.

Наряду с физиологическими существуют и психологические фа­кторы, регулирующие возникновение чувства голода. Режим пи­тания, включающий ритмичность потребления пищи, длительность интервалов между приемами пищи, ее качественный состав и ко­личество, безусловно, влияют на возникновение ощущения голода.

Стремление к определенной пище называют аппетитом. Он мо­жет возникать при ощущении голода и вне его (например, при ви­де или описании особо вкусного блюда). Специфический аппетит может отражать реальный дефицит какого-либо компонента в со­ставе пищи, например, тяга к соленой пище может возникать в ре-

123

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru зультате потери организмом значительного количества соли. Од­нако подобная связь прослеживается не всегда. Предпочтение од­них видов пищи и отвращение к другим определяются индивидуаль­ным опытом воспитания человека и культурными традициями.

Процесс поглощения пищи обычно прекращается задолго до то­го, как в результате ее переваривания исчезает дефицит энергии, вызвавший чувство голода и побудивший начать поглощение пищи. Сумма процессов, заставляющих завершить этот акт, называется насыщением. Ощущение сытости всегда сопровождается снятием напряжения (поскольку сопряжено с активацией парасимпатиче­ской системы) и положительными эмоциями, следовательно, оно представляет собой нечто большее, нежели простое исчезновение голода.

Природа чувства жажды.Тело взрослого человека содержит при­близительно 75% воды. При потере количества воды, превышаю­щей 0,5% массы тела (около 350 мл у человека, имеющего вес тела 70 кг) возникает чувство жажды. Жажда — общее ощущение, осно­ванное на комбинированном действии рецепторов многих типов, рас­положенных как на периферии, так и в головном мозге. Основные нервные структуры, ответственные за регуляцию водно-солевого ба­ланса, находятся в промежуточном мозге, главным образом в гипо­таламусе. В его передних отделах расположены так называемые ос-морецепторы, которые активируются при повышении внутриклеточ­ной концентрации солей, т.е. когда клетки теряют воду. Осморецеп-торы называют рецепторами жажды, вызываемой дефицитом воды в клетках. Кроме них, в формировании ощущения жажды могут при­нимать участие и другие факторы, например, рецепторы полости рта и глотки (создающие ощущение сухости), рецепторы растяже­ния в стенках крупных вен и другие. Важно подчеркнуть, что адапта­ция к ощущению жажды отсутствует, поэтому единственное средст­во ее устранения — потребление воды.

Биохимические корреляты потребности в ощущениях.По не­которым данным, потребность в дополнительной стимуляции мо­жет определяться некоторыми биохимическими особенностями человека. Так, например, в известных исследованиях американско­го психолога М. Закермана (Zuckerman, 1984) изучалась тенден­ция человека к поиску новых переживаний, стремление к физиче-

124

скому и социальному риску. Эту склонность определяют как «по­иск ощущений». С помощью специального опросника можно оце­нить потребности человека в новизне, сильных и острых ощуще­ниях. Установлено, что индивидуальный уровень потребности в ощущениях имеет свои биохимические предпосылки. Степень по­требности в ощущениях отрицательно связана с уровнем следу­ющих биохимических показателей: моноаминооксидазы (МАО), эндорфинов и половых гормонов.

Функция моноаминооксидазы состоит в контроле и ограниче­нии уровня некоторых медиаторов, в частности, норадреналина и дофамина. Эти медиаторы обеспечивают функционирование ней­ронов катехоламиноэргической системы, имеющей отношение к ре­гуляции эмоциональных состояний индивида. Если содержание МАО в нейронах оказывается сниженным (по сравнению с нормой), ос­лабляется биохимический контроль за действием указанных ме­диаторов. Эндорфины, продуцируемые в мозге биологически ак­тивные вещества, снижают болевую чувствительность и успокаи­вающе влияют на психику человека. Половые гормоны (андроге-ны и эстрогены) связаны с процессами маскулинизации и фемини­зации.

Другими словами, индивиды, у которых меньше продуцируется в организме МАО, эндорфинов и половых гормонов, с большей ве­роятностью будут склонны' к формированию поведения, выража­ющегося в поиске сильной дополнительной стимуляции. Закер-ман высказал предположение, что поиск ощущений связан с необ­ходимостью обеспечить оптимальный уровень активации в кате­холаминоэргической системе. Поэтому индивиды с низким уров­нем продукции катехоламинов будут, по-видимому, искать сильных ощущений, чтобы поднять активность этой системы до оптималь­ного уровня.

Этот пример дает основания полагать, что со временем могут быть обнаружены биохимические особенности, создающие усло­вия для формирования некоторых не только витальных, но и иде­альных потребностей человека. Однако нельзя упускать из виду, что корреляция как метод анализа не дает основания для оценки причинно-следственных отношений. В принципе нельзя исклю­чить того, что перечисленные биохимические особенности сами

125

Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru Обратная связь в регуляции функциональных состояний - student2.ru возникают как следствие поведения, направленного на поиск ощу­щений, которое формируется в результате действия каких-либо других, неизвестных в настоящее время (может быть и соци­альных) факторов.

Наши рекомендации