Методология клинического диагноза
Уша Б. В., Беляков И. М., Пушкарев Р. П.
У 93 Клйническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: — М.: КолосС, 487с., [8] л. ил.: ил. — (Учебники и учеб, пособия для высш. учеб, заведений).
ISBN 5-9532-0049-8.
Рассмотрены вопросы пропедевтики внутренних незаразных болезней, порядок и методы исследования основных систем организма. Изложены основы клинической энзимологии, эндокринологии, рентгенодиагностики и возрастной патологии.
Для студентов вузов по специальности «Ветеринария».
УДК 619 (075.8)
ББК 48я73
ISBN 5-9532-0049-8
© Издательство «КолосС», 2003
© Издательство «КолосС», 2004
Глава 1
ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКОГО
ДИАГНОЗА И ПРОГНОЗА БОЛЕЗНИ
●
ПРЕДМЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ,
ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Клиническая диагностика (от греч. diagnosticon — способный распознавать) — важнейший раздел клинической ветеринарии, изучающий современные методы и последовательные этапы распознавания болезней и состояния больного животного с целью планирования и осуществления лечебно - профилактических мероприятий. Термином «диагностика» обозначают также процесс целенаправленного ветеринарного обследования больного животного, обобщение и истолкование полученных результатов исследования.
Клиническая диагностика как наука с особыми, присущими ей методами составляет методическую основу клинической ветеринарии и является важнейшей пропедевтической дисциплиной в системе подготовки ветеринарного врача. Пропедевтикой (от греч. propaideuo — предварительно обучаю, подготовляю) клиническую диагностику называют потому, что она служит основой, вводным курсом, дающим основополагающие сведения для дальнейшего изучения внутренних болезней, хирургии, акушерства, эпизоотологии и др.
Диагностика базируется на данных биофизики, анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, микробиологии и других наук.
Рост продуктивности животных требует постоянного контроля за состоянием здоровья животных. В этих условиях основу деятельности ветеринарного врача составляет профилактика болезней, а диагностическая работа приобретает творческий, исследовательский характер, особенно при распознавании ранних, субклинических стадий заболевания.
Изучение ветеринарии студенты ветеринарных факультетов начинают с клинической диагностики. В соответствии с требованиями квалификационной характеристики по этой дисциплине они должны освоить:
общие, инструментальные, лабораторные и функциональные методы исследования в объеме, необходимом для выполнения профессиональных и исследовательских задач;
порядок клинического исследования животного, его отдельных органов и методологию распознавания болезни;
правила взятия, хранения и пересылки крови, мочи, другого биологического материала для лабораторного анализа;
методику диспансеризации животных;
правила ведения клинической документации;
технику безопасности и правила личной гигиены при исследовании животных и при работе в лаборатории.
Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — совокупность правовых и нравственных норм поведения при исполнении служебных и профессиональных обязанностей. К профессиональной этике относятся не только нормы поведения специалиста в производственной сфере, но и в быту, по отношению к членам коллектива, коллегам, врачебному долгу, достоинству и другим нравственным качествам.
Деонтология (от греч. deontos — нужное, logos — учение) — наука о профессиональном долге человека. Это раздел профессиональной этики, регламентирующий вопросы морали, долга и обязанностей специалиста.
МЕТОДОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Врачебный диагноз (от греч. diagnosis — распознавание) следует рассматривать как заключение о сущности болезни и состоянии больного животного. Следует отметить, что проблема клинической теории болезни представляет собой аренду длительной борьбы различных концепций. Понимание болезни как реакции организма на его повреждения, в основе правильно отражающее процесс опосредования этиопатогенетических факторов, их места и роли в реализации морфо-функциональных нарушений под влиянием внутренних и внешних причин, находит теоретическое и экспериментальное подтверждение, но не охватывает всего многообразия диалектического единства сущности здоровья и болезни.
Диагностика как наука предполагает изучение трех основных ее разделов: 1) методов исследования больного животного — диагностической техники; 2) патогенеза, симптомов и признаков болезни — семиология и 3) особенностей врачебного мышления при идентификации болезни — общей методики диагноза. Следовательно, диагностика есть раздел ветеринарной науки и практики, изучающий методы и средства распознавания болезни и состояния больных животных как безусловного этапа для обоснования и проведения лечебно-профилактических мероприятий. Она призвана изучать структурно-функциональные особенности больного животного в связи с его взаимодействием с окружающей средой.
Принято выделять нозологический диагноз (diagnosis morbi) — по существующей классификации болезней и индивидуальный диагноз (diagnosis aegroti), поставленный на основе идентификации специфических особенностей конкретного больного животного.
Диагноз должен основываться как на симптоматической, так и синдромной характеристике болезни, учитывать патологоанатомические, функциональные, наследственные, видовые, возрастные, индивидуальные, этиологические, конституциональные, этиологические факторы, состояние резистентности и реактивности организма, без которых нельзя представить полную внутреннюю картину болезни. Основоположники отечественной клинической науки М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов, Д. Д. Плетнев, В. И. Образцов, Ф. Г. Яновский, М. М. Губергриц, А. Л. Мясников, М. В. Черноруцкий и др. в развитие современных принципов общей диагностики внесли неоценимый вклад и предпосылки, которые успешно развиваются дальше их учениками и исследователями. Они учат, что болезнь надо рассматривать как местную и общую реакцию организма на повреждение (первичное или вторичное), учитывать, что эти реакции осуществляются опосредованно. Организм больного надо рассматривать как единое целое в единстве с внешней средой.
Общий план диагностического исследования предполагает два пути его реализации: 1) анализ «предлежащих» (демонстративных) симптомов, когда решается вопрос о наиболее вероятной или действительной причине проявления признаков болезни и 2) методический (синтетический) путь на основе всесторонних исследований и анализа результатов. Диагностика должна служить обоснованию комплексных лечебно-профилактических мероприятий. При этом надо помнить, что диагноз всегда динамичен.
Клиницист, как указывает В. X. Василенко (1985), прежде всего, чтобы легче ориентироваться в вопросах диагностики, должен иметь в виду несколько разновидностей патологических реакций организма: 1) воспаление как наиболее частая форма проявления патологии: 2) гиповитаминозы; 3) дегенеративные процессы; 4) нарушения метаболизма; 5) интоксикации (экзо- и эндогенные); 6) гормональные и нейровегетативные нарушения; 7) аутоиммунные процессы; 8) конституционные и наследственные аномалии; 9) аллергические реакции и анафилаксию; 10) адаптационные болезни по Селье (стрессы) и другие общие неспецифические реакции — кома, шок, лихорадка, проявления которых часто сходны или неразличимы между собой, особенно в начальный период болезни.
По способу построения различают следующие виды диагноза: 1) по аналогии (diagnosis morbi); 2) полный или синтетический (diagnosis aegroti et morbi); 3) дифференциальный (diagnosis differencialis), составной частью которого является диагноз путем исключения (diagnosis per exclusionem); 4) диагноз посредством наблюдения (diagnosis per observation); 5) по лечебному эффекту (diagnosis ех juvatibus); 6) по неблагоприятному эффекту лечения (diagnosis ех nonentibus) и 7) операционный (diagnosis sub operatione).
По времени выявления диагноз бывает: 1) доклинический (субклинический, донозологический) на границе адаптационных возможностей организма; 2) ранний; 3) поздний, запоздалый; 4) ретроспективный и 5) посмертный.
По степени обоснования выделяют следующие виды диагноза: 1) предварительный; 2) окончательный (обоснованный); 3) под вопросом (гипотетический); 4) неопределенный, неполный; 5) ошибочный и 6) неизвестный (неустановленный). Для более всестороннего обоснования лечебно-профилактических мероприятий выделяют также симптоматический, анатомический, этиологический (патогенетический), топографический, индивидуальный, интуитивный и сопутствующий диагнозы.
Обеспечение научного подхода к постановке диагноза состоит в постоянной разработке и развитии определенного плана исследования и последовательного его осуществления; интерпретации симптомов, их взаимосвязи, взаимообусловленности; наблюдениях и сравнении их в динамике и изучении происхождения.
Фактическую основу диагноза составляют симптомы (признаки) болезни, выявляемые при обследовании. Различают рефлекторные, функциональные и структурные симптомы.
Всесторонний клинический анализ состояния отдельного больного животного проводится на основе сбора, отбора и группирования симптомов, анализа и синтеза клинических феноменов. Роль анамнеза весьма велика, многообразна и неоспорима. Прижизненный анамнез (anamnesis vitae) и анамнез болезни (anamnesis morbi) должны быть собраны методически верно, последовательно и объективно расценены.
Большое диагностическое значение имеет систематическое наблюдение за больным животным. Необходимо не только распознать те или иные морфо-функциональные изменения, но и установить динамику их внутренней этиопатогенетической связи в организме в его единстве с внешней средой. Непременными условиями рассматриваемого метода клинического исследования должны быть анализ и синтез основных элементов проявлений болезни, объективная достоверность и точность, полнота и всесторонность, методичность проведения. Вместе с тем восприятие даже элементарных явлений или признаков зависит от апперцепции (предшествующего опыта), а также от целевой установки и направленности внимания врача. Отклонение от этих установок может стать источником диагностических ошибок вследствие стереотипного подхода к конкретному больному животному, недооценки одних и переоценки других клинических признаков болезни.
Разнообразие нозологической таксономии иногда приводит к тому, что клиницист невольно сосредоточивается только на одном органе, одной ткани, одном симптоме, забывая о том, что организм — единое целое, т. е. лечить надо не больной орган или больную ткань, а весь организм в целом, исходя из предпосылки, что болезнь одна из форм более или менее адекватной адаптации организма к повреждающим факторам.
Таким образом, узкая специализация не всегда плодотворна для науки и практики. Вот почему все более важное значение приобретают исследования «на стыке наук» (физика и химия, биология и математика и т. д.).
Несмотря на сложность и напряженность метаболических (биохимических, энзиматических, гормональных и т. д.) процессов в организме животных, врачу важно представить себе в этом многообразии ведущий патогенетический комплекс изменения здоровья, его гомеостатический компонент, которые определяют как зримые, так и незримые отклонения здоровья.
Случайный характер, бессистемность исследований без достаточного предварительного обоснования рабочей гипотезы, ошибочная оценка данных или их игнорирование, непонимание клинического значения, недооценка или пристрастное отношение к отдельным методам исследования, неспособность синтезировать накопленные данные в структурно-логическую последовательность нередко бывают причиной бесполезности и даже порочности многочисленных исследований. Критериями полезности диагностических методов исследования должны быть безопасность, доступность, простота, чувствительность, достоверность, точность, однозначность и экономичность.
Исходным моментом дифференциального диагноза является выбор наиболее демонстративного, «предлежащего» симптома. После чего восстанавливают в памяти заболевания, при которых он может быть (например, лихорадка отмечается при более чем сотне заболеваний). В дальнейшем выявляют различия между рассматриваемым и сходным заболеванием. На основе различий и противоречий сужают круг возможных причин заболевания, пока не придут к конкретному заключению на основе наибольшего сходства и наименьших различий.
Дифференциальный диагноз строится пофазно. В первой фазе выбирается ведущий симптом для дифференциального анализа, чтобы он был свойственен меньшему числу болезней. Выбор наиболее выраженного и существенного симптома, его детализация, установление патогенетической связи с другими проявлениями, отличительных и индивидуальных особенностей — основная задача аналитической деятельности врача в этот период.
Важнейшее условие второй фазы — дальнейшее изучение максимального количества возможных в данном конкретном случае симптомов с целью повышения достоверности диагностического заключения.
Третья фаза — сравнение рассматриваемого заболевания с другими аналогичными как по количеству, так и по характеру проявления.
Четвертая фаза — исключение первоначально предполагавшегося заболевания на основе установленных противоречий и различий.
Различают пять принципов дифференциации диагноза. Первый — принцип существенного различия, на основании которого рассматриваемый случай исключается из числа сравниваемых и анализируемых из-за отсутствия существенного, постоянного признака рассматриваемой болезни. При этом важно помнить, что отсутствие патогномоничного признака еще не гарантирует, что болезнь протекает, например, в латентной стадии или атипично. Он может быть завуалирован каким-либо осложнением или другой (сопутствующей) болезнью. В некоторых случаях обнаруживается такой симптом, которого при предполагаемом заболевании никогда не бывает, что очень важно учитывать при сложных случаях болезней.
Второй принцип — исключения через противоположность. Он выражается в заключении, что рассматриваемый случай не относится к тому, с которым мы его сравнивали, так как в последнем случае всегда имеется симптом, прямо противоположный ожидаемому.
Третий принцип — несовпадения признаков. Оценивая интенсивность, демонстративность, особенности рассматриваемого симптома, аналогичного со сравниваемым заболеванием, убеждаются в их несовпадении, неидентичности, причем стараются установить степень различия между одними и другими (например, различия паренхиматозной, обтурационной и гемолитической желтухи).
Четвертый принцип — сравнение полной симптоматологии болезни с картиной предполагаемого заболевания. Он требует постоянного изучения динамики болезни и ее признаков, что позволяет уточнять, детализировать, дополнять симптомокомплекс и патогенез болезни.
Пятый принцип — установление сходства рассматриваемого случая болезни с определяемым и его отличие от других возможных и сходных болезней, что позволяет окончательно поставить диагноз.
Дифференциальная диагностика, таким образом, не столько прямо ведет к постановке диагноза, сколько позволяет считать, что рассматриваемое заболевание более вероятно, чем другие, т. е. утверждает диагноз путем исключения других возможностей (diagnosis per exclusionis). Определяя сходное в различном, врач должен установить различия в сходном.
Распознаванием заболевания диагностика не ограничивается, но мере течения болезни диагноз изменяется, дополняется, детализируется, что и служит, вместе с тем, проверкой первоначального диагноза. Кроме того, диагноз не может быть, полным без прогноза. Диагноз должен строиться в ходе логических мыслительных процессов анализа и синтеза, индукции и дедукции, ставя целью раскрыть внутренние присущие болезни противоречия в изучаемом больном организме или явлении, единство их противоположностей. Трудности диагностики могут быть обусловлены как недостаточностью клинических проявлений болезни, так и их обилием, особенно при вовлечении в патологический процесс различных органов и тканей, как это бывает, например, при коллагенозах. К числу таких случаев чаще относятся такие, например, как лихорадка не выявленной этиологии, неинфекционные и инфекционные перикардиты, плевриты, перитониты, артральгии и артриты, кожные поражения (эритемы, петехии, экхимозы, сыпь, дерматиты и т.п.), антибиотико-резистентные пневмонии, невыясненные невралгии, миозиты, гломерулонефриты, лимфангиты, лейкопении, анемии (особенно гемолитические), ацидоз, кетоз (первичный, вторичный) и многие другие, характеризующиеся множественной локализацией нарушений и, соответственно, многообразием клинических проявлений.
Основы синдроматики.В постановке диагноза важное значение имеет всестороннее изучение синдромов болезни. Синдром (греч. — вместе бежать) как врачебный термин впервые применил К. Гален для обозначения повторяющихся симптомов (признаков) заболевания. Синдром надо отличать от симптомокомплекса — не объединенное общей связью или происхождением сочетание симптомов. Синдромом принято считать не случайное, а только патогенетически связанное сочетание признаков, представляющих собой первый результат синтеза и вторую ступень построения диагноза. Выделяют анатомические (сочетание симптомов или признаков структурных нарушений в органах и тканях), функциональные (физиологические), а также простые и сложные синдромы, т. е. сочетание у больных животных не только морфологических и функциональных нарушений одного или нескольких органов (систем), но и поражение организма в целом (большие синдромы).
Отличительной особенностью синдромов (синдроматики стад) является их динамичность, изменчивость, сочетаемость друг с другом и патогенетическая преемственность. Следует иметь в виду, что один и тот же синдром может быть следствием различных этиологических воздействий, возможен при различных заболеваниях. Проявление и динамика синдромов, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов, в первую очередь отражают особенности реакции на них организма животных. Установление того или иного синдрома основывается, во-первых, на профессиональном опыте и глубине знаний частной патологии, во-вторых, на изучении состояния больного животного в конкретный момент клинического и лабораторного исследования и, в-третьих, на изучении конкретных обстоятельств возникновения болезни, ее динамики и состояния больного животного. Следует также помнить, что, во-первых, немало заболеваний полиэтиологичных, но монопатогеничных, во-вторых, при ряде заболеваний наблюдаются только последствия воздействия этиологического фактора (лучевая болезнь и др.) и, в-третьих, существуют болезни с еще невыясненной этиологией.
Диагноз методически основывается на выявлении симптомов, их группировке в малые анатомические или функциональные синдромы, сочетание которых позволяет установить большие синдромы как предварительную стадию нозологического диагноза, базирующегося на полном клинико-лабораторном исследовании больного животного.
Общие методы диагностики. Наиболее доступными и употребительными методами диагностики являются:
метод аналогии, который позволяет составить абстрактный, без учета индивидуальных проявлений болезни диагноз. Он приближает к верному полному диагнозу, не позволяет выходить за пределы вероятного;
индивидуальный метод, основывающийся на первичном гипотетическом обобщении и последующей проверке заключения о проявлении болезни. Осуществляется в четыре стадии: предварительного наблюдения, гипотезы, дедукции и проверки. Врач рассуждает при этом, что если гипотетически диагноз верен, то у данного животного должны быть еще и другие характерные для болезни симптомы, которые предстоит установить. Такая гипотеза заставляет искать новые признаки болезни. Этим методом устанавливают не индивидуальный, а абстрактный диагноз (например, нефрит, рак, туберкулез). Этот метод не требует полноты и системности исследования, не дает понятия о стадии болезни, целостном организме, что может привести к неустановлению других поражений, особенно при отсутствии систематического, всестороннего исследования.
Каждая диагностическая гипотеза как элемент любого научного исследования должна быть всесторонне проверена, но когда она проверена и доказана, она становится доказанным фактором, теорией или вовсе отклоняется.
Первое условие применения гипотез — критическое отношение к ним, исходя из предпосылки, что гипотеза — всего лишь предположение, а не проверенный факт. Второе условие — руководствование действительными фактами, а не кажущимися явлениями. Третье условие — отсутствие в гипотезе противоречий с фактическими данными, четвертое — доступность проверки и пятое — сведение гипотез к возможно меньшему их числу. Суть этих условий — требование максимальной ясности и целостности объяснения.
В последнее время находят применение кибернетические методы диагностики, содержание которых в общих чертах предполагает сбор, анализ и хранение информации о больном животном; оценку данных и определение диагноза. Однако проблема создания диагностических алгоритмов еще ждет своего решения. Пока еще особого внимания заслуживает полный, плановый, последовательный синтетический метод диагностики, базирующийся на рациональной группировке симптомов, их синтезе, анализе, установлении локализации болезненного процесса, этиологии и патогенеза с учетом индивидуальных особенностей животного (вид, пол, возраст, физиологическое состояние, уровень и характер продуктивности и т. д.). Дополнительные методы и способы изучения клинико-физиологического статуса животных (diagnosis ex juvantibus) выбирает врач, курирующий животное. Синтетический способ постановки диагноза наиболее соответствует содержанию изучаемых явлений, врачебным целям, так как включает последовательные и повторяющиеся фазы анализа и синтеза от симптома к синдрому, когда единичное (симптом) становится частью целого (синдром — малый и большой). В методичном переходе с низшей ступени познания болезни на все более высокую, в поиске и установлении связей, взаимообусловленности и взаимодействия между ними, их сравнении и проверке заключается наиболее рациональный путь клинического мышления при постановке диагноза и прогноза. Главная задача при этом состоит в распознании характера и степени повреждения, ответных реакций на него организма больного животного, развития и результата их взаимодействия. Индивидуальный диагноз (диагноз конкретного больного животного) является составляющей частью синтетического диагноза, определения названия болезни. Практически важно знать совокупность данных о ветеринарно-санитарных и зоогигиенических условиях содержания и эксплуатации животных; видовые, возрастные, породные особенности; физиологическое состояние; уровень и характер продуктивности; предрасполагающие к болезни предпосылки; наследственные аномалии; тип нервной деятельности и т. д. Еще И. П. Павлов доказал, что собаки со слабой не-рнной системой чаще других страдают неврозами. О роли стресс-реакций в развитии массовых болезней животных, особенно в условиях промышленных животноводческих комплексов и ферм, в настоящее время известно практически всем работникам животноводства (снижение удоя после взятия крови для диагностических исследований, туберкулинизации, вследствие технологических шумов и т. п.).
Проверка диагноза — один из важнейших элементов совершенствования знаний и практического опыта ветеринарного врача. Анатомически диагноз проверяется при хирургической операции, а посмертно — при вскрытии трупа. Следует помнить, что понятие «диагностическая ошибка» (falsch positiver) весьма относительно, так как четкую границу между состоянием болезни и здоровья часто практически невозможно установить. Это же относится и к ошибочно отрицаемому диагнозу (falsch negativer). Частота и степень тяжести диагностических ошибок обычно зависят от условий идентификации состояния здоровья животных; планомерности, методичности, целенаправленности исследований; сроков диагностики; технических и лабораторных возможностей и в решающей степени от квалификации врача. Наиболее частой причиной ошибочности диагноза или нераспознания болезни является недостаток современных технических возможностей или их неиспользование при скрыто, латентно протекающей болезни. Ошибкой диагностики можно считать случаи невыявления болезни в условиях, возможных для распознания. Проблема тесно связана с соотношением знания и незнания.
Наиболее частыми причинами ошибочности диагноза на практике бывают неумелый сбор анамнеза; его неверная интерпретация; недостаточное клинико-лабораторное исследование; неправильное использование его результатов; технические ошибки; длительность бессимптомного (субклинического, латентного) течения болезни, атипичность ее и, наоборот, тяжелое ее течение; неумение использовать полученные при исследовании данные применительно к конкретному случаю. Надо также отметить, что симптоматология болезни в реальных условиях никогда не бывает столь полной и ясной, как описывается в справочной и учебной литературе. К ошибочным диагностическим заключениям на разных этапах диагностирования могут приводить поспешность при его постановке; переоценка или недооценка отдельных методов и результатов исследования; незнание симптоматологии некоторых, особенно редких, болезней; принятие частичной истины за полную; длительная лихорадка неясной этиологии; недостаточность патогенетических, клинических проявлений; наличие двух и более болезней; индивидуальные особенности животных; влияние ремиссии на течение болезни; неполное излечение предшествовавших заболеваний и др.
Диагностические ошибки следует рассматривать также как частный случай проблемы заблуждений — неумышленного, непреднамеренного несоответствия знания его предмету. Еще Аристотель по этому поводу писал, что «действительное знание тождественно с предметом узнаваемым». Эта проблема несоответствия субъективного образа объективной действительности волновала врачей древности и не теряет своей актуальности в настоящее время.
Следует отметить, что до последнего времени в терминологии и интерпретации общих концепций ветеринарии остается много неточностей и «свободы выбора» нозологических определений.
Достаточно сказать, что дефицит поступления в организм животных кобальта в разных странах определяется как «гипокобальтоз», «акобальтоз», «авитаминоз-гиповитаминоз В12», «сухотка», «болотная», «кустарниковая» болезнь и т. д. Аналогичным образом использование различных метрических систем вносит путаницу в клиническую практику (например, обозначение количества гемоглобина в единицах Сали, г/%, г/л), делающих необходимым иногда трудоемкие перерасчеты, особенно неодновалентных и органических соединений. Ежегодно в мире, по данным ВОЗ, принимают до 150 новых нозологических форм. Некоторые ученые сейчас выделяют до 300 разделов медико-биологических наук (А. Ф. Билибин, Г. Н. Царегородцев, 1970). Исходя из этого точная терминология (claritas defitionis), отражая уровень развития науки, должна обеспечивать основу для более правильного понимания сущности болезни.