Методология клинического диагноза

Уша Б. В., Беляков И. М., Пушкарев Р. П.

У 93 Клйническая диагностика внутренних незаразных болез­ней животных: — М.: КолосС, 487с., [8] л. ил.: ил. — (Учебники и учеб, пособия для высш. учеб, заведений).

ISBN 5-9532-0049-8.

Рассмотрены вопросы пропедевтики внутренних незаразных болезней, порядок и методы исследования основных систем организма. Изложены ос­новы клинической энзимологии, эндокринологии, рентгенодиагностики и возрастной патологии.

Для студентов вузов по специальности «Ветеринария».

УДК 619 (075.8)

ББК 48я73

ISBN 5-9532-0049-8

© Издательство «КолосС», 2003

© Издательство «КолосС», 2004

Глава 1

ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКОГО

ДИАГНОЗА И ПРОГНОЗА БОЛЕЗНИ

ПРЕДМЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ,

ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Клиническая диагностика (от греч. diagnosticon — способный распознавать) — важнейший раздел клинической ветеринарии, изучающий современные методы и последовательные этапы рас­познавания болезней и состояния больного животного с целью планирования и осуществления лечебно - профилактических ме­роприятий. Термином «диагностика» обозначают также процесс целенаправленного ветеринарного обследования больного живот­ного, обобщение и истолкование полученных результатов иссле­дования.

Клиническая диагностика как наука с особыми, присущими ей методами составляет методическую основу клинической ветери­нарии и является важнейшей пропедевтической дисциплиной в системе подготовки ветеринарного врача. Пропедевтикой (от греч. propaideuo — предварительно обучаю, подготовляю) клини­ческую диагностику называют потому, что она служит основой, вводным курсом, дающим основополагающие сведения для даль­нейшего изучения внутренних болезней, хирургии, акушерства, эпизоотологии и др.

Диагностика базируется на данных биофизики, анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, микробиологии и других наук.

Рост продуктивности животных требует постоянного контроля за состоянием здоровья животных. В этих условиях основу дея­тельности ветеринарного врача составляет профилактика болез­ней, а диагностическая работа приобретает творческий, исследо­вательский характер, особенно при распознавании ранних, суб­клинических стадий заболевания.

Изучение ветеринарии студенты ветеринарных факультетов на­чинают с клинической диагностики. В соответствии с требования­ми квалификационной характеристики по этой дисциплине они должны освоить:

общие, инструментальные, лабораторные и функциональные методы исследования в объеме, необходимом для выполнения профессиональных и исследовательских задач;

порядок клинического исследования животного, его отдельных органов и методологию распознавания болезни;

правила взятия, хранения и пересылки крови, мочи, другого биологического материала для лабораторного анализа;

методику диспансеризации животных;

правила ведения клинической документации;

технику безопасности и правила личной гигиены при исследо­вании животных и при работе в лаборатории.

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — совокупность пра­вовых и нравственных норм поведения при исполнении служеб­ных и профессиональных обязанностей. К профессиональной этике относятся не только нормы поведения специалиста в произ­водственной сфере, но и в быту, по отношению к членам коллек­тива, коллегам, врачебному долгу, достоинству и другим нрав­ственным качествам.

Деонтология (от греч. deontos — нужное, logos — учение) — на­ука о профессиональном долге человека. Это раздел профессио­нальной этики, регламентирующий вопросы морали, долга и обя­занностей специалиста.

МЕТОДОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

Врачебный диагноз (от греч. diagnosis — распознавание) сле­дует рассматривать как заключение о сущности болезни и состо­янии больного животного. Следует отметить, что проблема кли­нической теории болезни представляет собой аренду длительной борьбы различных концепций. Понимание болезни как реакции организма на его повреждения, в основе правильно отражающее процесс опосредования этиопатогенетических факторов, их мес­та и роли в реализации морфо-функциональных нарушений под влиянием внутренних и внешних причин, находит теоретическое и экспериментальное подтверждение, но не охватывает всего многообразия диалектического единства сущности здоровья и болезни.

Диагностика как наука предполагает изучение трех основных ее разделов: 1) методов исследования больного животного — ди­агностической техники; 2) патогенеза, симптомов и признаков болезни — семиология и 3) особенностей врачебного мышления при идентификации болезни — общей методики диагноза. Сле­довательно, диагностика есть раздел ветеринарной науки и прак­тики, изучающий методы и средства распознавания болезни и состояния больных животных как безусловного этапа для обо­снования и проведения лечебно-профилактических мероприя­тий. Она призвана изучать структурно-функциональные особен­ности больного животного в связи с его взаимодействием с окру­жающей средой.

Принято выделять нозологический диагноз (diagnosis morbi) — по существующей классификации болезней и индивидуальный диагноз (diagnosis aegroti), поставлен­ный на основе идентификации специфических особенностей кон­кретного больного животного.

Диагноз должен основываться как на симптоматической, так и синдромной характеристике болезни, учитывать патологоанатомические, функциональные, наслед­ственные, видовые, возрастные, индивидуальные, этиологичес­кие, конституциональные, этиологические факторы, состояние резистентности и реактивности организма, без которых нельзя представить полную внутреннюю картину болезни. Основополож­ники отечественной клинической науки М. Я. Мудров, Н. И. Пи­рогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов, Д. Д. Плет­нев, В. И. Образцов, Ф. Г. Яновский, М. М. Губергриц, А. Л. Мяс­ников, М. В. Черноруцкий и др. в развитие современных принци­пов общей диагностики внесли неоценимый вклад и предпосылки, которые успешно развиваются дальше их ученика­ми и исследователями. Они учат, что болезнь надо рассматривать как местную и общую реакцию организма на повреждение (пер­вичное или вторичное), учитывать, что эти реакции осуществля­ются опосредованно. Организм больного надо рассматривать как единое целое в единстве с внешней средой.

Общий план диагностического исследования предполагает два пути его реализации: 1) анализ «предлежащих» (демонстративных) симптомов, когда решается вопрос о наиболее вероятной или дей­ствительной причине проявления признаков болезни и 2) методи­ческий (синтетический) путь на основе всесторонних исследова­ний и анализа результатов. Диагностика должна служить обосно­ванию комплексных лечебно-профилактических мероприятий. При этом надо помнить, что диагноз всегда динамичен.

Клиницист, как указывает В. X. Василенко (1985), прежде все­го, чтобы легче ориентироваться в вопросах диагностики, должен иметь в виду несколько разновидностей патологических реакций организма: 1) воспаление как наиболее частая форма проявления патологии: 2) гиповитаминозы; 3) дегенеративные процессы; 4) нарушения метаболизма; 5) интоксикации (экзо- и эндоген­ные); 6) гормональные и нейровегетативные нарушения; 7) ауто­иммунные процессы; 8) конституционные и наследственные ано­малии; 9) аллергические реакции и анафилаксию; 10) адаптацион­ные болезни по Селье (стрессы) и другие общие неспецифические реакции — кома, шок, лихорадка, проявления которых часто сход­ны или неразличимы между собой, особенно в начальный период болезни.

По способу построения различают следующие виды диагноза: 1) по аналогии (diagnosis morbi); 2) полный или синтетический (diagnosis aegroti et morbi); 3) дифференциальный (diagnosis differencialis), составной частью которого является диагноз путем исключения (diagnosis per exclusionem); 4) диагноз посредством наблюдения (diagnosis per observation); 5) по лечебному эффекту (diagnosis ех juvatibus); 6) по неблагоприятному эффекту лечения (diagnosis ех nonentibus) и 7) операционный (diagnosis sub operatione).

По времени выявления диагноз бывает: 1) доклинический (суб­клинический, донозологический) на границе адаптационных воз­можностей организма; 2) ранний; 3) поздний, запоздалый; 4) рет­роспективный и 5) посмертный.

По степени обоснования выделяют следующие виды диагноза: 1) предварительный; 2) окончательный (обоснованный); 3) под вопросом (гипотетический); 4) неопределенный, неполный; 5) ошибочный и 6) неизвестный (неустановленный). Для более всестороннего обоснования лечебно-профилактических меропри­ятий выделяют также симптоматический, анатомический, этиоло­гический (патогенетический), топографический, индивидуаль­ный, интуитивный и сопутствующий диагнозы.

Обеспечение научного подхода к постановке диагноза состоит в постоянной разработке и развитии определенного плана иссле­дования и последовательного его осуществления; интерпретации симптомов, их взаимосвязи, взаимообусловленности; наблюдени­ях и сравнении их в динамике и изучении происхождения.

Фактическую основу диагноза составляют симптомы (призна­ки) болезни, выявляемые при обследовании. Различают рефлек­торные, функциональные и структурные симптомы.

Всесторонний клинический анализ состояния отдельного боль­ного животного проводится на основе сбора, отбора и группиро­вания симптомов, анализа и синтеза клинических феноменов. Роль анамнеза весьма велика, многообразна и неоспорима. При­жизненный анамнез (anamnesis vitae) и анамнез болезни (anamnesis morbi) должны быть собраны методически верно, пос­ледовательно и объективно расценены.

Большое диагностическое значение имеет систематическое на­блюдение за больным животным. Необходимо не только распоз­нать те или иные морфо-функциональные изменения, но и уста­новить динамику их внутренней этиопатогенетической связи в организме в его единстве с внешней средой. Непременными усло­виями рассматриваемого метода клинического исследования дол­жны быть анализ и синтез основных элементов проявлений болез­ни, объективная достоверность и точность, полнота и всесторон­ность, методичность проведения. Вместе с тем восприятие даже элементарных явлений или признаков зависит от апперцепции (предшествующего опыта), а также от целевой установки и на­правленности внимания врача. Отклонение от этих установок может стать источником диагностических ошибок вследствие стереотипного подхода к конкретному больному животному, не­дооценки одних и переоценки других клинических признаков болезни.

Разнообразие нозологической таксономии иногда приводит к тому, что клиницист невольно сосредоточивается только на одном органе, одной ткани, одном симптоме, забывая о том, что орга­низм — единое целое, т. е. лечить надо не больной орган или боль­ную ткань, а весь организм в целом, исходя из предпосылки, что болезнь одна из форм более или менее адекватной адаптации организма к повреждающим факторам.

Таким образом, узкая специализация не всегда плодотворна для науки и практики. Вот почему все более важное значение при­обретают исследования «на стыке наук» (физика и химия, биоло­гия и математика и т. д.).

Несмотря на сложность и напряженность метаболических (биохимических, энзиматических, гормональных и т. д.) процес­сов в организме животных, врачу важно представить себе в этом многообразии ведущий патогенетический комплекс изменения здоровья, его гомеостатический компонент, которые определяют как зримые, так и незримые отклонения здоровья.

Случайный характер, бессистемность исследований без доста­точного предварительного обоснования рабочей гипотезы, оши­бочная оценка данных или их игнорирование, непонимание кли­нического значения, недооценка или пристрастное отношение к отдельным методам исследования, неспособность синтезировать накопленные данные в структурно-логическую последователь­ность нередко бывают причиной бесполезности и даже порочнос­ти многочисленных исследований. Критериями полезности диаг­ностических методов исследования должны быть безопасность, доступность, простота, чувствительность, достоверность, точ­ность, однозначность и экономичность.

Исходным моментом дифференциального диагноза является выбор наиболее демонстративного, «предлежащего» симптома. После чего восстанавливают в памяти заболевания, при которых он может быть (например, лихорадка отмечается при более чем сотне заболеваний). В дальнейшем выявляют различия между рас­сматриваемым и сходным заболеванием. На основе различий и противоречий сужают круг возможных причин заболевания, пока не придут к конкретному заключению на основе наибольшего сходства и наименьших различий.

Дифференциальный диагноз строится пофазно. В первой фазе выбирается ведущий симптом для дифференциального анализа, чтобы он был свойственен меньшему числу болезней. Выбор наи­более выраженного и существенного симптома, его детализация, установление патогенетической связи с другими проявлениями, отличительных и индивидуальных особенностей — основная зада­ча аналитической деятельности врача в этот период.

Важнейшее условие второй фазы — дальнейшее изучение мак­симального количества возможных в данном конкретном случае симптомов с целью повышения достоверности диагностического заключения.

Третья фаза — сравнение рассматриваемого заболевания с дру­гими аналогичными как по количеству, так и по характеру прояв­ления.

Четвертая фаза — исключение первоначально предполагавше­гося заболевания на основе установленных противоречий и разли­чий.

Различают пять принципов дифференциации диагноза. Пер­вый — принцип существенного различия, на основании которого рассматриваемый случай исключается из числа сравниваемых и анализируемых из-за отсутствия существенного, постоянного признака рассматриваемой болезни. При этом важно помнить, что отсутствие патогномоничного признака еще не гарантирует, что болезнь протекает, например, в латентной стадии или атипич­но. Он может быть завуалирован каким-либо осложнением или другой (сопутствующей) болезнью. В некоторых случаях обнару­живается такой симптом, которого при предполагаемом заболева­нии никогда не бывает, что очень важно учитывать при сложных случаях болезней.

Второй принцип — исключения через противоположность. Он выражается в заключении, что рассматриваемый случай не отно­сится к тому, с которым мы его сравнивали, так как в последнем случае всегда имеется симптом, прямо противоположный ожидае­мому.

Третий принцип — несовпадения признаков. Оценивая интен­сивность, демонстративность, особенности рассматриваемого симптома, аналогичного со сравниваемым заболеванием, убежда­ются в их несовпадении, неидентичности, причем стараются уста­новить степень различия между одними и другими (например, различия паренхиматозной, обтурационной и гемолитической желтухи).

Четвертый принцип — сравнение полной симптоматологии бо­лезни с картиной предполагаемого заболевания. Он требует по­стоянного изучения динамики болезни и ее признаков, что позво­ляет уточнять, детализировать, дополнять симптомокомплекс и патогенез болезни.

Пятый принцип — установление сходства рассматриваемого случая болезни с определяемым и его отличие от других возмож­ных и сходных болезней, что позволяет окончательно поставить диагноз.

Дифференциальная диагностика, таким образом, не столько прямо ведет к постановке диагноза, сколько позволяет считать, что рассматриваемое заболевание более вероятно, чем другие, т. е. утверждает диагноз путем исключения других возможностей (diagnosis per exclusionis). Определяя сходное в различном, врач должен установить различия в сходном.

Распознаванием заболевания диагностика не ограничивается, но мере течения болезни диагноз изменяется, дополняется, дета­лизируется, что и служит, вместе с тем, проверкой первоначально­го диагноза. Кроме того, диагноз не может быть, полным без про­гноза. Диагноз должен строиться в ходе логических мыслительных процессов анализа и синтеза, индукции и дедукции, ставя целью раскрыть внутренние присущие болезни противоречия в изучае­мом больном организме или явлении, единство их противополож­ностей. Трудности диагностики могут быть обусловлены как недо­статочностью клинических проявлений болезни, так и их обили­ем, особенно при вовлечении в патологический процесс различ­ных органов и тканей, как это бывает, например, при коллагенозах. К числу таких случаев чаще относятся такие, напри­мер, как лихорадка не выявленной этиологии, неинфекционные и инфекционные перикардиты, плевриты, перитониты, артральгии и артриты, кожные поражения (эритемы, петехии, экхимозы, сыпь, дерматиты и т.п.), антибиотико-резистентные пневмонии, невыясненные невралгии, миозиты, гломерулонефриты, лимфан­гиты, лейкопении, анемии (особенно гемолитические), ацидоз, кетоз (первичный, вторичный) и многие другие, характеризующи­еся множественной локализацией нарушений и, соответственно, многообразием клинических проявлений.

Основы синдроматики.В постановке диагноза важное значение имеет всестороннее изучение синдромов болезни. Синдром (греч. — вместе бежать) как врачебный термин впервые применил К. Гален для обозначения повторяющихся симптомов (признаков) заболевания. Синдром надо отличать от симптомокомплекса — не объединенное общей связью или происхождением сочетание симптомов. Синдромом принято считать не случайное, а только патогенетически связанное сочетание признаков, представляю­щих собой первый результат синтеза и вторую ступень построения диагноза. Выделяют анатомические (сочетание симптомов или признаков структурных нарушений в органах и тканях), функцио­нальные (физиологические), а также простые и сложные синдро­мы, т. е. сочетание у больных животных не только морфологичес­ких и функциональных нарушений одного или нескольких орга­нов (систем), но и поражение организма в целом (большие синд­ромы).

Отличительной особенностью синдромов (синдроматики стад) является их динамичность, изменчивость, сочетаемость друг с другом и патогенетическая преемственность. Следует иметь в виду, что один и тот же синдром может быть следствием различ­ных этиологических воздействий, возможен при различных заболеваниях. Проявление и динамика синдромов, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов, в первую очередь отражают особенности реакции на них организма животных. Установление того или иного синдрома основывается, во-первых, на профессиональном опыте и глубине знаний частной патологии, во-вторых, на изучении состояния больного животного в конкретный момент клинического и лабораторного исследования и, в-третьих, на изу­чении конкретных обстоятельств возникновения болезни, ее ди­намики и состояния больного животного. Следует также помнить, что, во-первых, немало заболеваний полиэтиологичных, но монопатогеничных, во-вторых, при ряде заболеваний наблюдаются только последствия воздействия этиологического фактора (луче­вая болезнь и др.) и, в-третьих, существуют болезни с еще невыяс­ненной этиологией.

Диагноз методически основывается на выявлении симптомов, их группировке в малые анатомические или функциональные синдромы, сочетание которых позволяет установить большие син­дромы как предварительную стадию нозологического диагноза, базирующегося на полном клинико-лабораторном исследовании больного животного.

Общие методы диагностики. Наиболее доступными и употреби­тельными методами диагностики являются:

метод аналогии, который позволяет составить абстрактный, без учета индивидуальных проявлений болезни диагноз. Он прибли­жает к верному полному диагнозу, не позволяет выходить за пре­делы вероятного;

индивидуальный метод, основывающийся на первичном гипо­тетическом обобщении и последующей проверке заключения о проявлении болезни. Осуществляется в четыре стадии: предвари­тельного наблюдения, гипотезы, дедукции и проверки. Врач рас­суждает при этом, что если гипотетически диагноз верен, то у дан­ного животного должны быть еще и другие характерные для бо­лезни симптомы, которые предстоит установить. Такая гипотеза заставляет искать новые признаки болезни. Этим методом уста­навливают не индивидуальный, а абстрактный диагноз (напри­мер, нефрит, рак, туберкулез). Этот метод не требует полноты и системности исследования, не дает понятия о стадии болезни, це­лостном организме, что может привести к неустановлению других поражений, особенно при отсутствии систематического, всесто­роннего исследования.

Каждая диагностическая гипотеза как элемент любого научно­го исследования должна быть всесторонне проверена, но когда она проверена и доказана, она становится доказанным фактором, теорией или вовсе отклоняется.

Первое условие применения гипотез — критическое отноше­ние к ним, исходя из предпосылки, что гипотеза — всего лишь предположение, а не проверенный факт. Второе условие — руководствование действительными фактами, а не кажущимися явле­ниями. Третье условие — отсутствие в гипотезе противоречий с фактическими данными, четвертое — доступность проверки и пя­тое — сведение гипотез к возможно меньшему их числу. Суть этих условий — требование максимальной ясности и целостности объяснения.

В последнее время находят применение кибернетические мето­ды диагностики, содержание которых в общих чертах предполага­ет сбор, анализ и хранение информации о больном животном; оценку данных и определение диагноза. Однако проблема созда­ния диагностических алгоритмов еще ждет своего решения. Пока еще особого внимания заслуживает полный, плановый, последо­вательный синтетический метод диагностики, базирующийся на рациональной группировке симптомов, их синтезе, анализе, уста­новлении локализации болезненного процесса, этиологии и пато­генеза с учетом индивидуальных особенностей животного (вид, пол, возраст, физиологическое состояние, уровень и характер продуктивности и т. д.). Дополнительные методы и способы изу­чения клинико-физиологического статуса животных (diagnosis ex juvantibus) выбирает врач, курирующий животное. Синтетический способ постановки диагноза наиболее соответствует содержанию изучаемых явлений, врачебным целям, так как включает последо­вательные и повторяющиеся фазы анализа и синтеза от симптома к синдрому, когда единичное (симптом) становится частью целого (синдром — малый и большой). В методичном переходе с низшей ступени познания болезни на все более высокую, в поиске и уста­новлении связей, взаимообусловленности и взаимодействия меж­ду ними, их сравнении и проверке заключается наиболее рацио­нальный путь клинического мышления при постановке диагноза и прогноза. Главная задача при этом состоит в распознании харак­тера и степени повреждения, ответных реакций на него организма больного животного, развития и результата их взаимодействия. Индивидуальный диагноз (диагноз конкретного больного живот­ного) является составляющей частью синтетического диагноза, определения названия болезни. Практически важно знать сово­купность данных о ветеринарно-санитарных и зоогигиенических условиях содержания и эксплуатации животных; видовые, возрас­тные, породные особенности; физиологическое состояние; уровень и характер продуктивности; предрасполагающие к болезни предпосылки; наследственные аномалии; тип нервной деятельно­сти и т. д. Еще И. П. Павлов доказал, что собаки со слабой не-рнной системой чаще других страдают неврозами. О роли стресс-реакций в развитии массовых болезней животных, особенно в ус­ловиях промышленных животноводческих комплексов и ферм, в настоящее время известно практически всем работникам живот­новодства (снижение удоя после взятия крови для диагностичес­ких исследований, туберкулинизации, вследствие технологичес­ких шумов и т. п.).

Проверка диагноза — один из важнейших элементов совершен­ствования знаний и практического опыта ветеринарного врача. Анатомически диагноз проверяется при хирургической операции, а посмертно — при вскрытии трупа. Следует помнить, что понятие «диагностическая ошибка» (falsch positiver) весьма относительно, так как четкую границу между состоянием болезни и здоровья ча­сто практически невозможно установить. Это же относится и к ошибочно отрицаемому диагнозу (falsch negativer). Частота и сте­пень тяжести диагностических ошибок обычно зависят от условий идентификации состояния здоровья животных; планомерности, методичности, целенаправленности исследований; сроков диагно­стики; технических и лабораторных возможностей и в решающей степени от квалификации врача. Наиболее частой причиной оши­бочности диагноза или нераспознания болезни является недо­статок современных технических возможностей или их неисполь­зование при скрыто, латентно протекающей болезни. Ошибкой диагностики можно считать случаи невыявления болезни в усло­виях, возможных для распознания. Проблема тесно связана с со­отношением знания и незнания.

Наиболее частыми причинами ошибочности диагноза на прак­тике бывают неумелый сбор анамнеза; его неверная интерпрета­ция; недостаточное клинико-лабораторное исследование; непра­вильное использование его результатов; технические ошибки; длительность бессимптомного (субклинического, латентного) те­чения болезни, атипичность ее и, наоборот, тяжелое ее течение; неумение использовать полученные при исследовании данные применительно к конкретному случаю. Надо также отметить, что симптоматология болезни в реальных условиях никогда не бывает столь полной и ясной, как описывается в справочной и учебной литературе. К ошибочным диагностическим заключениям на раз­ных этапах диагностирования могут приводить поспешность при его постановке; переоценка или недооценка отдельных методов и результатов исследования; незнание симптоматологии некоторых, особенно редких, болезней; принятие частичной истины за пол­ную; длительная лихорадка неясной этиологии; недостаточность патогенетических, клинических проявлений; наличие двух и более болезней; индивидуальные особенности животных; влияние ре­миссии на течение болезни; неполное излечение предшествовав­ших заболеваний и др.

Диагностические ошибки следует рассматривать также как ча­стный случай проблемы заблуждений — неумышленного, не­преднамеренного несоответствия знания его предмету. Еще Ари­стотель по этому поводу писал, что «действительное знание тож­дественно с предметом узнаваемым». Эта проблема несоответ­ствия субъективного образа объективной действительности волновала врачей древности и не теряет своей актуальности в на­стоящее время.

Следует отметить, что до последнего времени в терминологии и интерпретации общих концепций ветеринарии остается много неточностей и «свободы выбора» нозологических определений.

Достаточно сказать, что дефицит поступления в организм животных кобальта в разных странах определяется как «гипокобальтоз», «акобальтоз», «авитаминоз-гиповитаминоз В12», «сухотка», «болотная», «кустарниковая» болезнь и т. д. Аналогичным образом использование различных метрических систем вносит путаницу в клиническую практику (например, обозначение количества гемог­лобина в единицах Сали, г/%, г/л), делающих необходимым иног­да трудоемкие перерасчеты, особенно неодновалентных и орга­нических соединений. Ежегодно в мире, по данным ВОЗ, прини­мают до 150 новых нозологических форм. Некоторые ученые сейчас выделяют до 300 разделов медико-биологических наук (А. Ф. Билибин, Г. Н. Царегородцев, 1970). Исходя из этого точ­ная терминология (claritas defitionis), отражая уровень развития науки, должна обеспечивать основу для более правильного пони­мания сущности болезни.

Наши рекомендации