Iv. уровни бодрствования
Каждый человек в условиях повседневной жизнедеятельности имеет возможность на себе и на окружающих наблюдать изменения уровня активности, бодрствования. При этом всем хорошо известна периодика таких состояний: цикл бодрствование — сон, но изменения уровня бодрствования могут быть обусловлены не только такой суточной (циркадианной) динамикой, но и другими причинами, в том числе и патологическими. Можно выделить достаточно много специфических состояний, которые отличаются в первую очередь по уровню бодрствования. С некоторой степенью условности различают следующие формы.
1. Функциональный покой. Человек находится в полностью расслабленном физическом состоянии, максимальном психо-эмоциональном покое, изолирован от воздействия всяких внешних раздражителей, глаза закрыты, но не спит. Очень характерным для такого состояния является выраженность на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) альфа-ритма.
2. Пассивное бодрствование. Физический покой, глаза открыты, воздействуют сигналы низкой семантической значимости, произвольная активность отсутствует, спокойный психоэмоциональный фон. На ЭЭГ преобладание бета-диапазона. Соматическая и вегетативная среда на низком уровне активности.
3. Активное бодрствование. Наличие произвольной физической или интеллектуальной деятельности, но на весьма низком психо-эмоциональном фоне. При этом отмечается заметная активация двигательной и вегетативной сфер, на ЭЭГ преимущественно быстрые колебания.
4. Психо-эмоциональное напряжение. Произвольная физическая или интеллектуальная активность повышен-
49ной интенсивности, требующей мобилизации функциональных резервов. Высокая степень ответственности или уровня притязаний. Это состояние характеризуется значительной, но адекватной активацией всей сомато-веге-тативной сферы, адекватным усилением продукции ряда гормонов (адренокортикотропного, глюкокортикоидов, катехоламинов).
5. Психо-эмоциональная напряженность, что связано главным образом с чрезвычайно высокой ответственностью, жестким лимитом времени или очень высоким уровнем притязаний. Такой уровень характеризуется неадекватными изменениями в двигательной и вегетативной системах, сужением внимания, снижением производительности. Это состояние уже относят к категории «запрещенных», т. е. неблагоприятно отражающихся на состоянии человека и успешности деятельности.
6. Психо-эмоциональный стресс. Развивается, как правило, в чрезвычайных условиях — при авариях, катастрофах и т. д., часто связан с витальной угрозой (угроза для жизни) для самого себя или для близких людей. При этом развивается своеобразный, так называемый адаптационный синдром Селье. Очень выраженный или полный срыв деятельности. Поведение неадекватно ситуации: от полного отрешения от действительности и «застывания» до совершенно неоправданной агрессии, в том числе и аутоагрессии (суицидные попытки).
Помимо перечисленных уровней бодрствования в сторону его повышения в повседневной жизни людей ежедневно достаточно строго периодично развивается состояние снижения уровня бодрствования — сон, о котором пойдет речь несколько ниже. Кроме того, в рамках данного состояния не рассматриваются патологические формы: стопор, супор, кома, судорожная активность и другие.
Среди физиологических механизмов, определяющих уровень бодрствования, решающая роль принадлежит влияниям ретикулярной формации (РФ) стволовой части мозга, которая простирается от верхних шейных
сегментов до промежуточного мозга. Название это было дано на основании гистологической структуры в середине XIX века немецким анатомом О. Дейтерсом, хотя функции ее длительное время оставались непонятными. И лишь только в конце 40-х годов XX столетия американский нейрофизиолог X. Мегоун и итальянский исследователь Дж. Моруцци показали активирующие и тормозные влияния РФ на другие структуры ЦНС. В настоящее время сформировалась концепция ретикулярной формации, основа которой заключается в следующем. 1. РФ продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга, а также неспецифические ядра зрительного бугра, обладая определенной морфо-функциональ-ной спецификой, должны рассматриваться как единое целое. 2. РФ имеет обширные связи с выше- и нижележащими отделами ЦНС. 3. РФ на структуры ЦНС оказывает неспецифические тонические, активирующие и тормозные влияния, т. е. повышает или понижает уровень их возбудимости. 4. Активность РФ и, соответственно, характер ее влияний поддерживается афферентными сигналами, приходящими сюда по соответствующим коллатералям от всех анализаторов. 5. РФ обладает высокой химической чувствительностью, в частности к углекислому газу и катехоламинам, которые активируют ее. 6. Химическая чувствительность РФ проявляется к очень широкому ряду фармакологических веществ, как активирующих, так и тормозящих ее (транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и т. д.). 7. Кора головного мозга, а также некоторые подкорковые структуры оказывают контролирующее влияние на РФ, составляя в целом так называемую неспецифическую активирующую систему мозга.
Таким образом, ретикулярная формация вместе с неспецифическими ядрами зрительного бугра и некоторыми другими структурами представляет собой центральное образование, определяющее уровень бодрствования человека.
В значительной степени с функционированием ретикулярной формации связано и такое специфическое
51состояние, каковым является сон. Для человека сон является абсолютной жизненной необходимостью. Через 60—80 часов лишения сна у человека возникает произвольно непреодолимое желание заснуть, и лишь только интенсивные болевые раздражители могут продлить бодрствование, но при этом уже развиваются существенные нарушения психических функций, которые лишают его самоконтроля и самосознания.
Естественная продолжительность сна у здорового человека молодого и среднего возраста подвержена индивидуальным колебаниям, составляя в среднем около 8 часов, однако описаны многочисленные примеры резких отклонений в ту или другую сторону. У детей продолжительность сна больше, у пожилых людей он становится полифазным. Вместе с тем сон представляет собой явление весьма неоднородное, как это показано в таблице 4.
і
Естественный сон протекает циклами, продолжительность каждого из которых составляет около 1,5 часа, как это представлено на рис. 6.
Показанные стадии сна группируют в три функциональных вида. Во-первых, засыпание, или дремота; она характеризуется своеобразным реагированием на раздражители, что позволяет относить ее к измененным состояним сознания. Во-вторых, медленный сон — это легкий сон, средней глубины и глубокий. Так его называют потому, что на ЭЭГ превалируют медленные волны. Эти стадии сна характеризуются ослаблением мышечного тонуса, снижением уровня активности, деятельности внутренних органов. В-третьих, парадоксальный, или «быстрый», сон. На ЭЭГ — быстрые волны, десин-хронизация. Очень специфический признак — появление нистагмоидных движений глаз, отсюда название БДГ-сон (БДГ — быстрые движения глаз), или REM-coh (REM — rapid eyes movement), эрекция полового члена, сновидения, движения в связи с сюжетом сновидений, активация вегетативных функций.
К настоящему времени еще не сформировалась единая точка зрения на природу сна, однако достаточно очевидно выступает роль структур стволовой части мозга, циркадианной ритмики, генератор которой, очевидно, находится в ядре над зрительным перекрестом, интенсивности афферентных потоков, состояния мотивацион-но-эмоциональной сферы, а также многих факторов окружающей среды.
На схеме (рис. 7) показано, что благодаря «биологическим часам» с достаточно точной ритмикой периоди-
53чески активизируются стволовые структуры (ядра шва, голубое пятно, ретикулярная формация) с участием определенных медиаторных систем — серотонина и норадреналина.
Совершенно однозначным является мнение, что сон представляет абсолютную жизненную необходимость, однако весьма разноречивы представления о его конкретной физиологической значимости. Прежде всего следует отметить, что сон — это не пассивное состояние мозга, а видоизмененная его деятельность. Во время сна кровоснабжение и энергетика головного мозга не
уменьшаются. Принято считать, что «медленный» сон, эволюционно более древний, весьма существен для отдыха и восстановления соматических функций. А «быстрый» — эволюционно более молодой. Эту стадию сна связывают с восстановлением мозгового метаболизма, переработкой информации, полученной в период бодрствования, закреплением ее в долговременной памяти, стимуляцией нервного роста и развития. Лишение человека парадоксального сна неблагоприятно отражается на его психическом состоянии.
Очень привычным, но до сегодняшнего дня загадочным является феномен сновидений. Сновидения чаще возникают во время «быстрого» сна. Сюжеты сновидений бывают порой чрезвычайно фантастичны, но они состоят из элементов, с которыми человек встречался раньше. Частота сновидений в известной степени зависит от характера деятельности человека (табл. 5).
Есть основание полагать, что сновидения имеют определенную физиологическую значимость. По мнению 3. Фрейда, а с его мнением считаются многие, сновидение приносит эмоциональную разрядку человеку пу-
55тем удовлетворения неудовлетворенных во время бодрствования потребностей. Наверное, в определенной части случаев это так, но далеко не всегда. Нет пока достаточно убедительных объяснений «вещим» сновидениям, однако этим никто из естествоиспытателей серьезно не занимался. Нередко можно встретить отождествление сна и гипноза. Доказано, что это не соответствует действительности. Имеются также существенные различия между сном естественным и фармакологическим.
V. ВНИМАНИЕ
Внимание, согласно словарю «Психология» (1990), — «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и так далее). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи)».
Выдающийся отечественный психолог А. Р. Лурия полагал, что «вниманием в психологии принято называть избирательность (селективность) психологических процессов, понимая под этим фактор, который обеспечивает выделение существенных для психической деятельности элементов, и тот процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности».
По К. К. Платонову, внимание характеризуют и классифицируют по следующим показателям.
1. Активность — произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание по своему существу и биологической значимости представляет ориентировочный рефлекс, т. е. оценку характера какого-либо нового раздражителя (по И. П. Павлову, «рефлекс, что такое?»). Произвольное внимание — исключительно человеческое свойство. У ребенка до 10 месяцев имеет место только непроизвольное внимание. Произвольное же внимание является по своему происхождению не биологическим, а социальным свойством, и формируется оно у ребенка только при его общении со взрослыми к 12 —15-летнему возрасту. По С. Л. Рубинштейну, важным моментом организации произвольного внимания яв-
57ляется непрерывное раскрытие нового содержания в излагаемом материале, новых его сторон и связей.
2. Направленность — внешнее и внутреннее.
3. Широта — объем и распределение.
4. Переключение — легкое и трудное.
5. Интенсивность — высокая и низкая.
6. Устойчивость — устойчивое и неустойчивое. Внимание характеризуется определенными четкими
физиологическими сдвигами в организме человека. Происходит изменение сердечной деятельности и дыхания, отмечаются сосудистые реакции, кожно-гальвани-ческая реакция. На электроэнцефалограмме наблюдается депрессия альфа-ритма, появление так называемой «волны ожидания». Все эти явления носят генерализованный характер. Объективным индикатором интенсивности внимания может служить амплитуда вызванных потенциалов. При отвлечении внимания амплитуда снижается, при привлечении внимания к сигналу происходит возрастание амплитуды, особенно поздних компонентов.
При поражении лобных долей головного мозга происходит нарушение сложных, вызываемых с помощью речи форм активации, составляющих психофизиологическую основу произвольного внимания. Этот отдел мозга и особенно его медиально-базальные отделы являются корковым аппаратом, регулирующим состояние активности. Они играют решающую роль в обеспечении одного из важнейших условий сознательной деятельности человека — создания необходимого тонуса коры и модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом.
Образования древней коры, лимбической области (гиппокамп, миндалины) и связанные с ними структуры хвостатого ядра обладают нейронами, отвечающими не на модально-специфические раздражители, а производящими как бы сличение старых и новых раздражителей и обеспечивающими реакцию на новые сигналы с угашением реакций на старые. Поэтому гиппокамп,
обеспечивающий торможение посторонних раздражителей и привыкание к длительно повторяющимся, считают основным фильтрующим аппаратом, который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители, входящие в систему врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Таким образом, внимание — не только индикатор уровня бодрствования, но и отражение аналитико-синтетичес-ких процессов интегративной деятельности головного мозга человека.
58VI. НАУЧЕНИЕ
Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с которыми человек вообще раньше не сталкивался. Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Следует иметь в виду, что это термин комплексный, объединяющий два понятия: обучение — обучающий и формы обучения, а также учение — обучаемый и условия обучения.
С точки зрения психофизиологии, т. е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также явление комплексное, включающее потребность к научению, т. е. мотивационно-эмоциональную сферу; внимание, как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.
С эволюционной точки зрения научение проявилось на самом начальном этапе существования живых существ. Можно даже полагать, что научение явилось одним из механизмов, двигателей эволюции. На уровне целостного человеческого организма это положение находит отражение в том, что какие-то сравнительно простые формы научения (на клеточном уровне, например) сохранились и у людей, но они также трансформировались, усложнились до организменного уровня.
Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение, 2) оперантное пове-
дение (или научение в результате оперантного обусловливания) и 3) когнитивное научение (которое требует участия мыслительных процессов в обработке информации).
Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают а) привыкание, б) сенсибилизацию, в) имп-ринтинг, г) условные рефлексы и д) артифициальные стабильные функциональные связи.
Привыкание (или габитуация) заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется.
Сенсибилизация представляет собой процесс противоположный. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу.
Импринтинг (запечатление) — наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования. Например, привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадет в его поле зрения в первые часы жизни.
Условные рефлексы (классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание). Этой форме ниже отдельно будет уделено особое внимание, поскольку с ней связано возникновение физиологии высшей нервной деятельности, создателем которой явился выдающийся отечественный ученый академик И. П. Павлов.
Артифициальные стабильные функциональные связи (АСФС) представляют собой закрепление в долговременной памяти связи между фармакологическим и физическим (фотостимуляция) эффектами, после одноразового их сочетания.
61Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого типа научения: а) метод проб и ошибок, б) формирование автоматизированных реакций и в) подражание.
Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных и в конце концов находит решение задачи. Такой способ был впервые описан американским исследователем Торндайком в конце XIX в. и достаточно детально изучен американским бихевиористом Скиннером.
Формирование реакций, т. е. создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). На этой основе Скиннер выдвинул концепцию программированного обучения, первоначальное увлечение которой сменилось разочарованием вследствие низкой эффективности этого метода обучения.
Подражание представляет собой научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы: чистое подража- ние и викарное научение, т. е. с пониманием.
Когнитивное научение в эволюционном отношении — наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы когнитивного научения: а) латентное научение, б) обучение сложным психомоторным навыкам, в) инсайт и г) научение путем рассуждений.
Латентное научение — аналитическая обработка поступающей информации и уже имеющейся (хранящей-
ся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции.
Обучение сложным психомоторным навыкам, которыми человек на протяжении своей жизни овладевает в громаднейшем количестве в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т. п. Это обучение проходит через стадии когнитивной стратегии (выбор программы), ассоциативную (проверка и совершенствование этой программы) и автономную, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания.
Инсайт (от англ. insight — прозрение, проникновение; во французской литературе идентичный ему термин — интуиция), сущность которого заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объединяется и используется в новой интеграции. Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на самом деле, конечно, это не так, а скорее всего результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности.
Научение путем рассуждений, т. е. посредством мыслительного процесса. Фундаментом для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение).
Для отдельных форм научения в процессе развития существуют критические периоды, когда организм наиболее чувствителен к этим формам. Один из наиболее ярких примеров — первичное усвоение языка. Некоторые виды поведения, информация, усвоенные в каком-то особом состоянии сознания, могут не проявляться в состоянии активного бодрствования, но проявляются вновь, когда организм возвращается в это специфическое состояние (например, сомнамбулизм, гипноз, под воздействием некоторых психотропных веществ). В процессе обучения могут развиваться различные формы взаимодействия с ранее усвоенными знаниями и навыками. В частности,'явление переноса — облегчение
обучения на основе ранее приобретенных опыта и знаний и противоположное ему затруднение при перестройке, переделке очень прочно усвоенных стереотипов.
Механизмы научения весьма разнообразны по характеру физиологических процессов и вовлекаемых структур нервной системы. На уровне нейрона это проявляется в изменении уровня поляризации мембран — длительная деполяризация или гиперполяризация. На уровне межнейронального взаимодействия — изменение активности кальциевых каналов, что приводит к изменению медиаторной активности; рост синаптических термина-лий; изменение состояния синаптических структур и происходящих в них процессов, особенно касающихся ацетилхолина и глутамата.
Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), в первую очередь следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. У правшей усвоение абстрактно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образная, эмоциональная окраска — с правым. Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).
Как отмечалось выше, среди форм и механизмов научения заслуживает особого внимания условный рефлекс. Термин этот впервые был введен И. П. Павловым, им, его многочисленными сотрудниками и учениками дана всесторонняя характеристика этого явления, вскрыты нейрофизиологические механизмы. По мнению И. П. Павлова, условный рефлекс является основным механизмом психической деятельности (в его терминологии — высшей нервной деятельности) и основным методом ее изучения. Вместе с тем необходимо заметить,
что сама фактология этого явления не была принципиально новой, что и обусловило существование иных терминов, указанных выше, но используемых гораздо реже, особенно в отечественной учебной и научной литературе.
Условный рефлекс — это выработанная в процессе индивидуальной жизнедеятельности нервно-рефлекторная реакция на воздействие факторов внешней или внутренней среды с обязательным участием коры головного мозга.
Биологическая значимость условного рефлекса заключается в его пластичности, позволяющей вырабатывать не имеющие генетической предопределенности формы реагирования на факторы, имеющие временную (иногда достаточно кратковременную, иногда очень длительную) физиологическую значимость для конкретного индивида. Принципиальное отличие условного рефлекса от безусловного заключается в том, что он не является врожденным, а возникает при определенных условиях (рассматриваемых ниже) и исчезает, когда в такой форме реагирования отпадает физиологическая необходимость, т. е. представляет собой не видовую, а индивидуальную форму реагирования.
Образование условного рефлекса требует соблюдения следующих условий. 1. Условный рефлекс может сформироваться только на базе конкретного безусловного рефлекса, имеющего достаточно высокую физиологическую значимость. 2. Наличие относительно индифферентного раздражителя, находящегося в определенных временных и силовых отношениях с безусловным раздражителем, имеющим по отношению к нему сигнальное значение, и для таких условий обозначаемого как условный раздражитель. 3. Условный раздражитель по началу действия должен несколько предшествовать безусловному, но по физиологической силе быть слабее его. 4. Должно быть реализовано необходимое количество сочетаний действия условного и безусловного раздражителей. 5. Организм, в частности его нервная система, должен находиться в состоянии достаточ-
3 Физиология
65ного уровня бодрствования, т. е. в состоянии функционального покоя или пассивного бодрствования. 6. В ситуации, при которой вырабатывается условный рефлекс, должны быть исключены всякие посторонние раздражители, исходящие из окружающей или внутренней среды.
При соблюдении таких условий и формируется условный рефлекс, структурно-функциональная схема которого показана на рис. 8.
На данной схеме в качестве основы выбран оборонительный (защитный) безусловный рефлекс — укол кисти (безусловный раздражитель) вызывает сокращение определенных мышц (эффектор), что координируется и контролируется соответствующим участком коры головного мозга (корковое представительство безусловного рефлекса). Это врожденный механизм. На несколько
долей секунды раньше укола действует звуковой сигнал (условный раздражитель), информация о котором достигает соответствующего коркового представительства. Эта система также врожденная. При соблюдении вышеперечисленных условий происходит замыкание между этими участками коры, возникает временная связь, что и знаменует образование условного рефлекса. Это проявляется в том, что звуковой сигнал (без укола) вызывает отдергивание руки. В этой схеме только временная связь является вырабатываемым элементом.
Условные рефлексы принято классифицировать по ряду признаков. Наиболее часто используемые из них следующие.
A. По биологической значимости: 1) пищевые, 2) половые, 3) оборонительные.
Б. По виду рецепторов, воспринимающих условный раздражитель: 1) экстероцептивные, 2) интероцептивные, 3) проприоцептивные.
B. По характеру ответной реакции: 1) двигательные, 2) сокоотделительные, 3) дыхательные, 4) сосудистые, 5) сердечные и многие, многие другие, так как условный рефлекс можно выработать практически в связи с любым (осознаваемым и неосознаваемым, соматическим и вегетативным) актом жизнедеятельности.
Г. По степени естественности связи условного и безусловного раздражителей: 1) натуральные, например, слюноотделение на запах мяса, ведь запах — естественный признак мяса, но здесь он выступает в качестве условного раздражителя, 2) искусственные, например, слюноотделение на звонок, где искусственность сигналь-ности звонка по отношению к пище достаточно очевидна. Примечательно, что натуральные условные рефлексы вырабатываются порой с одного сочетания в отличие от искусственных, когда требуется иногда не один десяток сочетаний. Существует точка зрения, что натуральные условные рефлексы являются переходной формой от безусловных к условным рефлексам.
Д. По качественной характеристике ответной реакции: 1) положительные — появление или усиление ка-
67кой-либо физиологической активности, 2) отрицательные — ослабление или полное прекращение такой активности в ответ на действие условного раздражителя.
Существуют и другие признаки классификации условных рефлексов: обстоятельства образования, род сигнала, состав сигнала, род подкрепления, отношение во времени условного раздражителя и подкрепления и некоторые другие.
Замечательным свойством условных рефлексов, имеющим чрезвычайное значение в обеспечении приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды, является торможение условных рефлексов. Различают безусловное (внешнее), условное (внутреннее) и охранительное торможение.
Безусловное (внешнее) торможение условных рефлексов характеризуется ослаблением, замедлением или полным прекращением условнорефлекторной деятельности при появлении какого-то нового раздражителя, вызывающего ориентировочную реакцию. Выделяют постоянный тормоз, когда новый раздражитель настолько силен, что всегда подавляет условный рефлекс, и гаснущий тормоз, когда этот тормозной эффект постепенно ослабевает и исчезает полностью. Сравните, как влияет на протекание пищеварительного условного рефлекса у женщины-матери какой-либо звук средней интенсивности (индифферентный по своей значимости) и крик о помощи ее ребенка.
Условное (внутреннее) торможение условных рефлексов характеризуется необходимостью его выработки. Различают следующие его виды. Угасательное — когда условный раздражитель перестают подкреплять безусловным. По способу выработки различают острое и хроническое угашение. Дифференцировочное — выработка способности различать очень сходные раздражители с реакцией только на один из них. Условный тормоз — выработка нового рефлекса, проявляющегося в торможении какого-то определенного, ранее сформированного условного рефлекса. Торможение запаздывания — постепенное увеличение промежутка време-
ни между началом действия условного и безусловного раздражителей.
Охранительное (запредельное) торможение. Занимает промежуточное положение между условным и безусловными видами торможения. Оно проявляется тогда, когда условный раздражитель (но это свойство распространяется и на безусловные раздражители) достигает чрезвычайной интенсивности, что приводит не к развитию условнорефлекторного ответа, а наоборот — к ослаблению или исчезновению его. Сравните с известным в психологии феноменом, описанным американскими исследователями Р. Иерксом и Дж. Додсоном.
Механизм условного рефлекса является универсальным для очень многих представителей животного вида, но с естественными видовыми отклонениями. Условно-рефлекторную деятельность человека характеризуют следующие особенности. 1. Скорость выработки (количество необходимых сочетаний) в зависимости от социально-психологической значимости ситуации может существенно колебаться в ту или другую сторону. 2. По этой же причине хорошо выработанный условный рефлекс может временно или необратимо исчезнуть или быть ослабленным. 3. В качестве условного раздражителя может выступать слово, заменяя действия какого-либо конкретного материального фактора. 4. У человека несравненно гораздо более высокая способность к выработке сложных, очень сложных и чрезвычайно сложных условных рефлексов.
Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии вообще и психофизиологии в частности, поскольку она дает возможности для понимания психической адаптации человека к условиям существования, сколь бы они ни были необычными, своеобразными, чрезвычайными.
В непосредственной связи с научением находится проблема памяти. В поведенческой активности они, безусловно, составляют единое целое. Но вместе с тем отождествлять их нельзя, а в дидактическом отношении память тем более требует самостоятельного рассмотрения.
VII. ПАМЯТЬ
Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации. Поскольку последний компонент нередко выступает как критерий памяти, то к рассматриваемой совокупности следует отнести и забывание, под которым понимается то ли безвозвратная утрата информации, то ли невозможность при обычных условиях ее извлечения. Существует много подходов в классификации видов памяти.
В частности, принято различать социальную память, то есть способ сохранения и передачи информации через фольклор, технические средства, имея в виду литературу, электронные носители памяти; генетическую память, закодированную в молекулах нуклеиновых кислот и передаваемых от поколения к поколению, а также фенотипическую память, то есть индивидуальный механизм запечатления и хранения памяти на протяжении конкретного отрезка времени, соизмеримого с продолжительностью жизни индивида. В последующем пойдет речь только о такой, индивидуальной, феноти-пической памяти.
По модальности запечатлеваемой информации выделяют сенсорную, или образную; абстрактно-логическую (к которой можно отнести и вербальную); двигательную, эмоциональную и условно-рефлекторную память. Вместе с тем при анализе запечатленной человеком информации достаточно отчетливо выявляются все эти компоненты, то есть реально всякая информация имеет комплексную информацию.
По степени активности психических процессов говорят о произвольной и непроизвольной, или механической (правильнее было бы сказать автоматической), памяти.
Для нас наиболее существенное значение представляет временная характеристика сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации. С этой точки зрения различают следующие виды.
Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды. Кратковременная (первичная) память — позволяет удерживать воспринятую информацию на протяжении около 20 секунд. Долговременная {вторичная) память — простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяют еще оперативную память, т. е., по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 секунд. Так, например, студент, не занимавшийся регулярно на протяжении семестра, за 2—3 дня до экзамена «штурмует» предмет. И он действительно за этот промежуток времени усваивает громадное количество информации, которую порой даже с блеском воспроизводит на экзамене. Но после свершения этого события большая часть воспринятой информации утрачивается, что характерно для кратковременной памяти.
Выделяют еще так называемую вечную, или третичную, память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни. Например, свое имя и имена ближайших родственников и т. п. И только в ситуациях патопсихологических разрушается и этот вид памяти.
Каждую из перечисленных форм памяти характеризуют также по объему запечатлеваемой информации. И по этому показателю колебания оказываются очень