Iv. уровни бодрствования

Каждый человек в условиях повседневной жизнеде­ятельности имеет возможность на себе и на окружаю­щих наблюдать изменения уровня активности, бодрство­вания. При этом всем хорошо известна периодика та­ких состояний: цикл бодрствование — сон, но изменения уровня бодрствования могут быть обусловлены не только такой суточной (циркадианной) динамикой, но и други­ми причинами, в том числе и патологическими. Можно выделить достаточно много специфических состояний, которые отличаются в первую очередь по уровню бод­рствования. С некоторой степенью условности различа­ют следующие формы.

1. Функциональный покой. Человек находится в пол­ностью расслабленном физическом состоянии, макси­мальном психо-эмоциональном покое, изолирован от воздействия всяких внешних раздражителей, глаза за­крыты, но не спит. Очень характерным для такого со­стояния является выраженность на электроэнцефало­грамме (ЭЭГ) альфа-ритма.

2. Пассивное бодрствование. Физический покой, глаза открыты, воздействуют сигналы низкой семанти­ческой значимости, произвольная активность отсутству­ет, спокойный психоэмоциональный фон. На ЭЭГ пре­обладание бета-диапазона. Соматическая и вегетатив­ная среда на низком уровне активности.

3. Активное бодрствование. Наличие произвольной физической или интеллектуальной деятельности, но на весьма низком психо-эмоциональном фоне. При этом отмечается заметная активация двигательной и вегетатив­ной сфер, на ЭЭГ преимущественно быстрые колебания.

4. Психо-эмоциональное напряжение. Произвольная физическая или интеллектуальная активность повышен-

49ной интенсивности, требующей мобилизации функцио­нальных резервов. Высокая степень ответственности или уровня притязаний. Это состояние характеризуется зна­чительной, но адекватной активацией всей сомато-веге-тативной сферы, адекватным усилением продукции ряда гормонов (адренокортикотропного, глюкокортикоидов, катехоламинов).

5. Психо-эмоциональная напряженность, что связа­но главным образом с чрезвычайно высокой ответствен­ностью, жестким лимитом времени или очень высоким уровнем притязаний. Такой уровень характеризуется неадекватными изменениями в двигательной и вегетатив­ной системах, сужением внимания, снижением произво­дительности. Это состояние уже относят к категории «запрещенных», т. е. неблагоприятно отражающихся на состоянии человека и успешности деятельности.

6. Психо-эмоциональный стресс. Развивается, как правило, в чрезвычайных условиях — при авариях, ка­тастрофах и т. д., часто связан с витальной угрозой (угроза для жизни) для самого себя или для близких людей. При этом развивается своеобразный, так назы­ваемый адаптационный синдром Селье. Очень выражен­ный или полный срыв деятельности. Поведение неадек­ватно ситуации: от полного отрешения от действитель­ности и «застывания» до совершенно неоправданной агрессии, в том числе и аутоагрессии (суицидные по­пытки).

Помимо перечисленных уровней бодрствования в сторону его повышения в повседневной жизни людей ежедневно достаточно строго периодично развивается состояние снижения уровня бодрствования — сон, о котором пойдет речь несколько ниже. Кроме того, в рамках данного состояния не рассматриваются патоло­гические формы: стопор, супор, кома, судорожная ак­тивность и другие.

Среди физиологических механизмов, определяющих уровень бодрствования, решающая роль принадлежит влияниям ретикулярной формации (РФ) стволовой час­ти мозга, которая простирается от верхних шейных

сегментов до промежуточного мозга. Название это было дано на основании гистологической структуры в сере­дине XIX века немецким анатомом О. Дейтерсом, хотя функции ее длительное время оставались непонятными. И лишь только в конце 40-х годов XX столетия амери­канский нейрофизиолог X. Мегоун и итальянский ис­следователь Дж. Моруцци показали активирующие и тормозные влияния РФ на другие структуры ЦНС. В настоящее время сформировалась концепция ретикуляр­ной формации, основа которой заключается в следую­щем. 1. РФ продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга, а также неспецифические ядра зритель­ного бугра, обладая определенной морфо-функциональ-ной спецификой, должны рассматриваться как единое целое. 2. РФ имеет обширные связи с выше- и ниже­лежащими отделами ЦНС. 3. РФ на структуры ЦНС оказывает неспецифические тонические, активирующие и тормозные влияния, т. е. повышает или понижает уровень их возбудимости. 4. Активность РФ и, соответ­ственно, характер ее влияний поддерживается аффе­рентными сигналами, приходящими сюда по соответству­ющим коллатералям от всех анализаторов. 5. РФ обла­дает высокой химической чувствительностью, в частности к углекислому газу и катехоламинам, которые активи­руют ее. 6. Химическая чувствительность РФ проявля­ется к очень широкому ряду фармакологических ве­ществ, как активирующих, так и тормозящих ее (тран­квилизаторы, снотворные, стимуляторы и т. д.). 7. Кора головного мозга, а также некоторые подкорковые струк­туры оказывают контролирующее влияние на РФ, со­ставляя в целом так называемую неспецифическую ак­тивирующую систему мозга.

Таким образом, ретикулярная формация вместе с неспецифическими ядрами зрительного бугра и некото­рыми другими структурами представляет собой централь­ное образование, определяющее уровень бодрствова­ния человека.

В значительной степени с функционированием рети­кулярной формации связано и такое специфическое

51состояние, каковым является сон. Для человека сон является абсолютной жизненной необходимостью. Че­рез 60—80 часов лишения сна у человека возникает произвольно непреодолимое желание заснуть, и лишь только интенсивные болевые раздражители могут про­длить бодрствование, но при этом уже развиваются су­щественные нарушения психических функций, которые лишают его самоконтроля и самосознания.

Естественная продолжительность сна у здорового че­ловека молодого и среднего возраста подвержена инди­видуальным колебаниям, составляя в среднем около 8 часов, однако описаны многочисленные примеры резких отклонений в ту или другую сторону. У детей продолжи­тельность сна больше, у пожилых людей он становится полифазным. Вместе с тем сон представляет собой явле­ние весьма неоднородное, как это показано в таблице 4.

Iv. уровни бодрствования - student2.ru

і

Естественный сон протекает циклами, продолжитель­ность каждого из которых составляет около 1,5 часа, как это представлено на рис. 6.

Iv. уровни бодрствования - student2.ru

Показанные стадии сна группируют в три функцио­нальных вида. Во-первых, засыпание, или дремота; она характеризуется своеобразным реагированием на раз­дражители, что позволяет относить ее к измененным состояним сознания. Во-вторых, медленный сон — это легкий сон, средней глубины и глубокий. Так его назы­вают потому, что на ЭЭГ превалируют медленные вол­ны. Эти стадии сна характеризуются ослаблением мы­шечного тонуса, снижением уровня активности, деятель­ности внутренних органов. В-третьих, парадоксальный, или «быстрый», сон. На ЭЭГ — быстрые волны, десин-хронизация. Очень специфический признак — появле­ние нистагмоидных движений глаз, отсюда название БДГ-сон (БДГ — быстрые движения глаз), или REM-coh (REM — rapid eyes movement), эрекция полового члена, сновидения, движения в связи с сюжетом сновидений, активация вегетативных функций.

К настоящему времени еще не сформировалась еди­ная точка зрения на природу сна, однако достаточно очевидно выступает роль структур стволовой части мозга, циркадианной ритмики, генератор которой, очевидно, находится в ядре над зрительным перекрестом, интен­сивности афферентных потоков, состояния мотивацион-но-эмоциональной сферы, а также многих факторов окружающей среды.

На схеме (рис. 7) показано, что благодаря «биологи­ческим часам» с достаточно точной ритмикой периоди-

53чески активизируются стволовые структуры (ядра шва, голубое пятно, ретикулярная формация) с участием определенных медиаторных систем — серотонина и норадреналина.

Совершенно однозначным является мнение, что сон представляет абсолютную жизненную необходимость, однако весьма разноречивы представления о его кон­кретной физиологической значимости. Прежде всего следует отметить, что сон — это не пассивное состоя­ние мозга, а видоизмененная его деятельность. Во время сна кровоснабжение и энергетика головного мозга не

Iv. уровни бодрствования - student2.ru

уменьшаются. Принято считать, что «медленный» сон, эволюционно более древний, весьма существен для отдыха и восстановления соматических функций. А «быстрый» — эволюционно более молодой. Эту стадию сна связывают с восстановлением мозгового метаболиз­ма, переработкой информации, полученной в период бодрствования, закреплением ее в долговременной памяти, стимуляцией нервного роста и развития. Лише­ние человека парадоксального сна неблагоприятно от­ражается на его психическом состоянии.

Очень привычным, но до сегодняшнего дня зага­дочным является феномен сновидений. Сновидения чаще возникают во время «быстрого» сна. Сюжеты сновиде­ний бывают порой чрезвычайно фантастичны, но они состоят из элементов, с которыми человек встречался раньше. Частота сновидений в известной степени зави­сит от характера деятельности человека (табл. 5).

Есть основание полагать, что сновидения имеют оп­ределенную физиологическую значимость. По мнению 3. Фрейда, а с его мнением считаются многие, снови­дение приносит эмоциональную разрядку человеку пу-

Iv. уровни бодрствования - student2.ru

55тем удовлетворения неудовлетворенных во время бод­рствования потребностей. Наверное, в определенной части случаев это так, но далеко не всегда. Нет пока достаточно убедительных объяснений «вещим» снови­дениям, однако этим никто из естествоиспытателей серьезно не занимался. Нередко можно встретить отож­дествление сна и гипноза. Доказано, что это не соот­ветствует действительности. Имеются также существен­ные различия между сном естественным и фармаколо­гическим.

V. ВНИМАНИЕ

Внимание, согласно словарю «Психология» (1990), — «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеаль­ном объекте (предмете, событии, образе, рассужде­нии и так далее). Внимание характеризует также со­гласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его вы­полнения (например, скорость и точность решения задачи)».

Выдающийся отечественный психолог А. Р. Лурия полагал, что «вниманием в психологии принято назы­вать избирательность (селективность) психологических процессов, понимая под этим фактор, который обеспе­чивает выделение существенных для психической дея­тельности элементов, и тот процесс, который поддер­живает контроль за четким и организованным протека­нием психической деятельности».

По К. К. Платонову, внимание характеризуют и клас­сифицируют по следующим показателям.

1. Активность — произвольное и непроизвольное вни­мание. Непроизвольное внимание по своему существу и биологической значимости представляет ориентировоч­ный рефлекс, т. е. оценку характера какого-либо ново­го раздражителя (по И. П. Павлову, «рефлекс, что та­кое?»). Произвольное внимание — исключительно чело­веческое свойство. У ребенка до 10 месяцев имеет место только непроизвольное внимание. Произвольное же внимание является по своему происхождению не био­логическим, а социальным свойством, и формируется оно у ребенка только при его общении со взрослыми к 12 —15-летнему возрасту. По С. Л. Рубинштейну, важ­ным моментом организации произвольного внимания яв-

57ляется непрерывное раскрытие нового содержания в из­лагаемом материале, новых его сторон и связей.

2. Направленность — внешнее и внутреннее.

3. Широта — объем и распределение.

4. Переключение — легкое и трудное.

5. Интенсивность — высокая и низкая.

6. Устойчивость — устойчивое и неустойчивое. Внимание характеризуется определенными четкими

физиологическими сдвигами в организме человека. Происходит изменение сердечной деятельности и дыха­ния, отмечаются сосудистые реакции, кожно-гальвани-ческая реакция. На электроэнцефалограмме наблюда­ется депрессия альфа-ритма, появление так называемой «волны ожидания». Все эти явления носят генерализо­ванный характер. Объективным индикатором интенсив­ности внимания может служить амплитуда вызванных потенциалов. При отвлечении внимания амплитуда сни­жается, при привлечении внимания к сигналу происхо­дит возрастание амплитуды, особенно поздних компо­нентов.

При поражении лобных долей головного мозга происходит нарушение сложных, вызываемых с помо­щью речи форм активации, составляющих психофизио­логическую основу произвольного внимания. Этот от­дел мозга и особенно его медиально-базальные отде­лы являются корковым аппаратом, регулирующим состояние активности. Они играют решающую роль в обеспечении одного из важнейших условий сознатель­ной деятельности человека — создания необходимого тонуса коры и модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом.

Образования древней коры, лимбической области (гиппокамп, миндалины) и связанные с ними структуры хвостатого ядра обладают нейронами, отвечающими не на модально-специфические раздражители, а произво­дящими как бы сличение старых и новых раздражите­лей и обеспечивающими реакцию на новые сигналы с угашением реакций на старые. Поэтому гиппокамп,

обеспечивающий торможение посторонних раздражите­лей и привыкание к длительно повторяющимся, счита­ют основным фильтрующим аппаратом, который необ­ходим для избирательных реакций на специфические раздражители, входящие в систему врожденных ориен­тировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Таким образом, внимание — не только индикатор уровня бодрствования, но и отражение аналитико-синтетичес-ких процессов интегративной деятельности головного мозга человека.

58VI. НАУЧЕНИЕ

Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с ко­торыми человек вообще раньше не сталкивался. Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обес­печивающих выработку и закрепление форм реагирова­ния, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Следует иметь в виду, что это термин комплексный, объединяющий два понятия: обучение — обучающий и формы обучения, а также учение — обучаемый и условия обучения.

С точки зрения психофизиологии, т. е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также яв­ление комплексное, включающее потребность к науче­нию, т. е. мотивационно-эмоциональную сферу; внима­ние, как непроизвольное, так и произвольное; воспри­ятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.

С эволюционной точки зрения научение проявилось на самом начальном этапе существования живых существ. Можно даже полагать, что научение явилось одним из механизмов, двигателей эволюции. На уровне целост­ного человеческого организма это положение находит отражение в том, что какие-то сравнительно простые формы научения (на клеточном уровне, например) со­хранились и у людей, но они также трансформирова­лись, усложнились до организменного уровня.

Принято различать три группы способов (механиз­мов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение, 2) оперантное пове-

дение (или научение в результате оперантного обус­ловливания) и 3) когнитивное научение (которое тре­бует участия мыслительных процессов в обработке ин­формации).

Реактивное поведение проявляется в том, что орга­низм реагирует пассивно, но при этом трансформиру­ются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают а) привыкание, б) сенсибилизацию, в) имп-ринтинг, г) условные рефлексы и д) артифициальные стабильные функциональные связи.

Привыкание (или габитуация) заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецеп­торов или ретикулярной формации «научается» игнори­ровать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный мо­мент осуществляется.

Сенсибилизация представляет собой процесс проти­воположный. Повторение стимула ведет к более силь­ной активации организма, который становится все бо­лее и более чувствительным к данному стимулу.

Импринтинг (запечатление) — наследственно запрог­раммированное и необратимое формирование опреде­ленной специфической формы реагирования. Например, привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадет в его поле зрения в первые часы жизни.

Условные рефлексы (классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание). Этой форме ниже от­дельно будет уделено особое внимание, поскольку с ней связано возникновение физиологии высшей нервной деятельности, создателем которой явился выдающийся отечественный ученый академик И. П. Павлов.

Артифициальные стабильные функциональные свя­зи (АСФС) представляют собой закрепление в долго­временной памяти связи между фармакологическим и физическим (фотостимуляция) эффектами, после одно­разового их сочетания.

61Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой за­крепление тех действий, последствия которых для орга­низма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновид­ности этого типа научения: а) метод проб и ошибок, б) формирование автоматизированных реакций и в) под­ражание.

Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодо­ления препятствий), человек отказывается от неэффек­тивных и в конце концов находит решение задачи. Такой способ был впервые описан американским исследова­телем Торндайком в конце XIX в. и достаточно деталь­но изучен американским бихевиористом Скиннером.

Формирование реакций, т. е. создание очень слож­ных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализа­ция). На этой основе Скиннер выдвинул концепцию программированного обучения, первоначальное увлече­ние которой сменилось разочарованием вследствие низкой эффективности этого метода обучения.

Подражание представляет собой научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основ­ном приматам. Различают две формы: чистое подража- ние и викарное научение, т. е. с пониманием.

Когнитивное научение в эволюционном отношении — наиболее поздний и наиболее эффективный тип науче­ния. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшествен­ники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы ког­нитивного научения: а) латентное научение, б) обучение сложным психомоторным навыкам, в) инсайт и г) на­учение путем рассуждений.

Латентное научение — аналитическая обработка поступающей информации и уже имеющейся (хранящей-

ся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реак­ции.

Обучение сложным психомоторным навыкам, ко­торыми человек на протяжении своей жизни овладева­ет в громаднейшем количестве в зависимости от инди­видуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т. п. Это обу­чение проходит через стадии когнитивной стратегии (выбор программы), ассоциативную (проверка и совер­шенствование этой программы) и автономную, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматиз­ма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания.

Инсайт (от англ. insight — прозрение, проникнове­ние; во французской литературе идентичный ему тер­мин — интуиция), сущность которого заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объе­диняется и используется в новой интеграции. Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на са­мом деле, конечно, это не так, а скорее всего резуль­тат подсознательной аналитико-синтетической деятель­ности.

Научение путем рассуждений, т. е. посредством мыс­лительного процесса. Фундаментом для мышления слу­жит перцептивное научение (опознание образа) и кон­цептуальное научение (абстрагирование и обобщение).

Для отдельных форм научения в процессе развития существуют критические периоды, когда организм наи­более чувствителен к этим формам. Один из наиболее ярких примеров — первичное усвоение языка. Некото­рые виды поведения, информация, усвоенные в каком-то особом состоянии сознания, могут не проявляться в состоянии активного бодрствования, но проявляются вновь, когда организм возвращается в это специфичес­кое состояние (например, сомнамбулизм, гипноз, под воздействием некоторых психотропных веществ). В про­цессе обучения могут развиваться различные формы взаимодействия с ранее усвоенными знаниями и навы­ками. В частности,'явление переноса — облегчение

обучения на основе ранее приобретенных опыта и зна­ний и противоположное ему затруднение при перестрой­ке, переделке очень прочно усвоенных стереотипов.

Механизмы научения весьма разнообразны по харак­теру физиологических процессов и вовлекаемых струк­тур нервной системы. На уровне нейрона это проявля­ется в изменении уровня поляризации мембран — дли­тельная деполяризация или гиперполяризация. На уровне межнейронального взаимодействия — изменение актив­ности кальциевых каналов, что приводит к изменению медиаторной активности; рост синаптических термина-лий; изменение состояния синаптических структур и происходящих в них процессов, особенно касающихся ацетилхолина и глутамата.

Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), в первую очередь следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, обра­зования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. У правшей усвоение аб­страктно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образная, эмоциональная окраска — с правым. Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значе­ние имеют возраст, мотивация, состояние таких психи­ческих функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).

Как отмечалось выше, среди форм и механизмов научения заслуживает особого внимания условный реф­лекс. Термин этот впервые был введен И. П. Павловым, им, его многочисленными сотрудниками и учениками дана всесторонняя характеристика этого явления, вскры­ты нейрофизиологические механизмы. По мнению И. П. Павлова, условный рефлекс является основным механизмом психической деятельности (в его термино­логии — высшей нервной деятельности) и основным ме­тодом ее изучения. Вместе с тем необходимо заметить,

что сама фактология этого явления не была принципи­ально новой, что и обусловило существование иных терминов, указанных выше, но используемых гораздо реже, особенно в отечественной учебной и научной литературе.

Условный рефлекс — это выработанная в процессе индивидуальной жизнедеятельности нервно-рефлек­торная реакция на воздействие факторов внешней или внутренней среды с обязательным участием коры головного мозга.

Биологическая значимость условного рефлекса за­ключается в его пластичности, позволяющей вырабаты­вать не имеющие генетической предопределенности формы реагирования на факторы, имеющие временную (иногда достаточно кратковременную, иногда очень длительную) физиологическую значимость для конкрет­ного индивида. Принципиальное отличие условного реф­лекса от безусловного заключается в том, что он не является врожденным, а возникает при определенных условиях (рассматриваемых ниже) и исчезает, когда в такой форме реагирования отпадает физиологическая необходимость, т. е. представляет собой не видовую, а индивидуальную форму реагирования.

Образование условного рефлекса требует соблюде­ния следующих условий. 1. Условный рефлекс может сформироваться только на базе конкретного безуслов­ного рефлекса, имеющего достаточно высокую физио­логическую значимость. 2. Наличие относительно индиф­ферентного раздражителя, находящегося в определен­ных временных и силовых отношениях с безусловным раздражителем, имеющим по отношению к нему сиг­нальное значение, и для таких условий обозначаемого как условный раздражитель. 3. Условный раздражи­тель по началу действия должен несколько предшество­вать безусловному, но по физиологической силе быть слабее его. 4. Должно быть реализовано необходимое количество сочетаний действия условного и безуслов­ного раздражителей. 5. Организм, в частности его не­рвная система, должен находиться в состоянии достаточ-

3 Физиология

65ного уровня бодрствования, т. е. в состоянии функци­онального покоя или пассивного бодрствования. 6. В ситуации, при которой вырабатывается условный реф­лекс, должны быть исключены всякие посторонние раздражители, исходящие из окружающей или внутрен­ней среды.

При соблюдении таких условий и формируется ус­ловный рефлекс, структурно-функциональная схема которого показана на рис. 8.

На данной схеме в качестве основы выбран оборони­тельный (защитный) безусловный рефлекс — укол кисти (безусловный раздражитель) вызывает сокращение оп­ределенных мышц (эффектор), что координируется и контролируется соответствующим участком коры голов­ного мозга (корковое представительство безусловного рефлекса). Это врожденный механизм. На несколько

Iv. уровни бодрствования - student2.ru

долей секунды раньше укола действует звуковой сигнал (условный раздражитель), информация о котором дос­тигает соответствующего коркового представительства. Эта система также врожденная. При соблюдении выше­перечисленных условий происходит замыкание между этими участками коры, возникает временная связь, что и знаменует образование условного рефлекса. Это про­является в том, что звуковой сигнал (без укола) вызыва­ет отдергивание руки. В этой схеме только временная связь является вырабатываемым элементом.

Условные рефлексы принято классифицировать по ряду признаков. Наиболее часто используемые из них следующие.

A. По биологической значимости: 1) пищевые, 2) по­ловые, 3) оборонительные.

Б. По виду рецепторов, воспринимающих условный раздражитель: 1) экстероцептивные, 2) интероцептивные, 3) проприоцептивные.

B. По характеру ответной реакции: 1) двигательные, 2) сокоотделительные, 3) дыхательные, 4) сосудистые, 5) сердечные и многие, многие другие, так как услов­ный рефлекс можно выработать практически в связи с любым (осознаваемым и неосознаваемым, соматичес­ким и вегетативным) актом жизнедеятельности.

Г. По степени естественности связи условного и бе­зусловного раздражителей: 1) натуральные, например, слюноотделение на запах мяса, ведь запах — естествен­ный признак мяса, но здесь он выступает в качестве условного раздражителя, 2) искусственные, например, слюноотделение на звонок, где искусственность сигналь-ности звонка по отношению к пище достаточно очевидна. Примечательно, что натуральные условные рефлек­сы вырабатываются порой с одного сочетания в отли­чие от искусственных, когда требуется иногда не один десяток сочетаний. Существует точка зрения, что нату­ральные условные рефлексы являются переходной формой от безусловных к условным рефлексам.

Д. По качественной характеристике ответной реак­ции: 1) положительные — появление или усиление ка-

67кой-либо физиологической активности, 2) отрицатель­ные — ослабление или полное прекращение такой ак­тивности в ответ на действие условного раздражителя.

Существуют и другие признаки классификации услов­ных рефлексов: обстоятельства образования, род сиг­нала, состав сигнала, род подкрепления, отношение во времени условного раздражителя и подкрепления и некоторые другие.

Замечательным свойством условных рефлексов, име­ющим чрезвычайное значение в обеспечении приспособ­ления организма к меняющимся условиям окружающей среды, является торможение условных рефлексов. Различают безусловное (внешнее), условное (внутрен­нее) и охранительное торможение.

Безусловное (внешнее) торможение условных реф­лексов характеризуется ослаблением, замедлением или полным прекращением условнорефлекторной деятель­ности при появлении какого-то нового раздражителя, вызывающего ориентировочную реакцию. Выделяют постоянный тормоз, когда новый раздражитель настоль­ко силен, что всегда подавляет условный рефлекс, и гаснущий тормоз, когда этот тормозной эффект посте­пенно ослабевает и исчезает полностью. Сравните, как влияет на протекание пищеварительного условного реф­лекса у женщины-матери какой-либо звук средней ин­тенсивности (индифферентный по своей значимости) и крик о помощи ее ребенка.

Условное (внутреннее) торможение условных реф­лексов характеризуется необходимостью его выработ­ки. Различают следующие его виды. Угасательное — когда условный раздражитель перестают подкреплять безусловным. По способу выработки различают острое и хроническое угашение. Дифференцировочное — вы­работка способности различать очень сходные раздра­жители с реакцией только на один из них. Условный тормоз — выработка нового рефлекса, проявляющего­ся в торможении какого-то определенного, ранее сфор­мированного условного рефлекса. Торможение запаз­дывания — постепенное увеличение промежутка време-

ни между началом действия условного и безусловного раздражителей.

Охранительное (запредельное) торможение. Зани­мает промежуточное положение между условным и безусловными видами торможения. Оно проявляется тогда, когда условный раздражитель (но это свойство распространяется и на безусловные раздражители) до­стигает чрезвычайной интенсивности, что приводит не к развитию условнорефлекторного ответа, а наоборот — к ослаблению или исчезновению его. Сравните с изве­стным в психологии феноменом, описанным американ­скими исследователями Р. Иерксом и Дж. Додсоном.

Механизм условного рефлекса является универсаль­ным для очень многих представителей животного вида, но с естественными видовыми отклонениями. Условно-рефлекторную деятельность человека характеризуют следующие особенности. 1. Скорость выработки (коли­чество необходимых сочетаний) в зависимости от соци­ально-психологической значимости ситуации может су­щественно колебаться в ту или другую сторону. 2. По этой же причине хорошо выработанный условный реф­лекс может временно или необратимо исчезнуть или быть ослабленным. 3. В качестве условного раздражи­теля может выступать слово, заменяя действия какого-либо конкретного материального фактора. 4. У челове­ка несравненно гораздо более высокая способность к выработке сложных, очень сложных и чрезвычайно сложных условных рефлексов.

Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии вообще и психофи­зиологии в частности, поскольку она дает возможности для понимания психической адаптации человека к усло­виям существования, сколь бы они ни были необычны­ми, своеобразными, чрезвычайными.

В непосредственной связи с научением находится про­блема памяти. В поведенческой активности они, безус­ловно, составляют единое целое. Но вместе с тем отож­дествлять их нельзя, а в дидактическом отношении па­мять тем более требует самостоятельного рассмотрения.

VII. ПАМЯТЬ

Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации. Поскольку последний компонент нередко выступает как критерий памяти, то к рассматриваемой совокупности следует отнести и забывание, под которым понимается то ли безвозвратная утрата информации, то ли невозможность при обычных условиях ее извлечения. Существует мно­го подходов в классификации видов памяти.

В частности, принято различать социальную память, то есть способ сохранения и передачи информации через фольклор, технические средства, имея в виду литерату­ру, электронные носители памяти; генетическую па­мять, закодированную в молекулах нуклеиновых кис­лот и передаваемых от поколения к поколению, а так­же фенотипическую память, то есть индивидуальный механизм запечатления и хранения памяти на протяже­нии конкретного отрезка времени, соизмеримого с продолжительностью жизни индивида. В последующем пойдет речь только о такой, индивидуальной, феноти-пической памяти.

По модальности запечатлеваемой информации выде­ляют сенсорную, или образную; абстрактно-логичес­кую (к которой можно отнести и вербальную); двига­тельную, эмоциональную и условно-рефлекторную память. Вместе с тем при анализе запечатленной чело­веком информации достаточно отчетливо выявляются все эти компоненты, то есть реально всякая информация имеет комплексную информацию.

По степени активности психических процессов говорят о произвольной и непроизвольной, или механической (правильнее было бы сказать автоматической), памяти.

Для нас наиболее существенное значение представ­ляет временная характеристика сохранения способнос­ти к воспроизведению запечатленной информации. С этой точки зрения различают следующие виды.

Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на про­тяжении долей секунды. Кратковременная (первичная) память — позволяет удерживать воспринятую информа­цию на протяжении около 20 секунд. Долговременная {вторичная) память — простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включа­ет несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделя­ют еще оперативную память, т. е., по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней моти­вации или каких-либо внешних обстоятельств способ­ность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 секунд. Так, например, студент, не занимавшийся регулярно на протяжении семестра, за 2—3 дня до экзамена «штурмует» предмет. И он дей­ствительно за этот промежуток времени усваивает гро­мадное количество информации, которую порой даже с блеском воспроизводит на экзамене. Но после свер­шения этого события большая часть воспринятой ин­формации утрачивается, что характерно для кратковре­менной памяти.

Выделяют еще так называемую вечную, или третич­ную, память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протя­жении всей оставшейся жизни. Например, свое имя и имена ближайших родственников и т. п. И только в ситуациях патопсихологических разрушается и этот вид памяти.

Каждую из перечисленных форм памяти характери­зуют также по объему запечатлеваемой информации. И по этому показателю колебания оказываются очень

Наши рекомендации