Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»
Содержание
Предисловие | |
1. Занятие № 1. Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» | |
2. Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет» | |
3. Занятие № 3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы» | |
4. Занятие № 4. Практическая работа «Нервная система» | |
5. Занятие № 5. Лабораторная работа «Высшая нервная деятельность» | |
6. Занятие № 6. Практическая работа «Эндокринные железы» | |
7. Занятие № 7. Практическая работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение» | |
8. Занятие № 8. Лабораторная работа «Сенсорные системы (анализаторы): функции» | |
9. Занятие № 9. Практическая работа «Половая система» | |
10. Занятие № 10. Лабораторная работа «Кровь» | |
11. Занятие № 11. Практическая работа «Сердечно-сосудистая система» | |
12. Занятие №12 Практическая работа «Пищеварительная система» | |
13. Занятие № 13. Лабораторная работа «Дыхательная система» | |
14. Занятие № 14. Практическая работа «Выделительная система» | |
15. Занятие № 15. Практическая работа «Системы органов» | |
16. Занятие № 16. Практическая работа «Гигиена труда и учебной деятельности» | |
Основные понятия, используемые в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» | |
Литература |
Предисловие
Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека – это дисциплина, необходимая всем будущим педагогам, а также специалистам психолого-педагогических и дефектологических специальностей. Эта дисциплина направлена на формирование одной из главных профессиональных компетенций – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Знание анатомо-физиологических, в том числе возрастных, особенностей человеческого организма помогает педагогу и специалисту грамотно планировать учебные нагрузки, выбирать наиболее подходящие методики для обучения и коррекции психологического состояния детей, научить детей соблюдать правила гигиены труда и отдыха.
В рабочей тетради представлены дидактические материалы в виде иллюстраций, схем и таблиц для выполнения практических и лабораторных работ по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. Проработка заданий способствует формированию навыков и умений анализировать теоретический и практический материал, систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения по изученной теме. В каждом занятии приведены контрольные вопросы для проверки усвоения материала. Кроме того, после освоения каждой темы студентам предлагается заполнить тематический словарь основных понятий, приведенных в последней части пособия. Для теоретической подготовки к каждой теме рекомендуется использовать учебную литературу, список которой приведен в конце издания.
Занятие № 1. Лабораторная работа «Типы тканей и их функции»
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.
Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы; учебник [3, с. 27-40].
Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей человека.
2. Используя учебник [3, с. 27-40], заполните таблицу 1 «Типы тканей и их функции».
Таблица 1 – Типы тканей и их функции
Виды тканей | Рисунок (схема) | Особенности строения | Функции |
Эпителиальная ткань | |||
· Однослойный эпителий | |||
· Многослойный эпителий | |||
· Железистый эпителий | |||
Соединительная ткань | |||
· Костная | |||
· Хрящевая | |||
· Волокнистая | |||
· Кровь | |||
· Жировая | |||
Мышечная ткань | |||
· Гладкая | |||
· Поперечно-полосатая скелетная | |||
· Поперечно-полосатая сердечная | |||
Нервная ткань | |||
Вопросы к занятию № 1:
1. Где находится эпителиальная ткань?
2. К какой ткани относятся железы?
3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?
4. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?
5. Межклеточное вещество крови – жидкость; костной ткани – плотные костные пластины. Чем объяснить различие в свойствах межклеточного вещества у этих видов соединительной ткани?
6. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляются произвольные движения?
7. Для каких тканей характерны электрические сигналы?
8. Какие ткани участвуют в заживлении ран?
9. Какие ткани лишены кровеносных сосудов? Почему?
10. Каковы особенности строения нервной ткани? Что такое нейроглия?
Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»
Опорно-двигательный аппарат – комплекс образований, придающий форму и опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Данный аппарат состоит из пассивной части – скелета и активной части – мышечной системы.
Цель: изучить строение и функции скелета.
Оборудование: модель скелета, черепа, позвонков, костей конечностей, таблицы, атласы [1, с.12-23; 5, с.14-21], учебник [4, с. 144-151].
Задание 1. Рассмотрите модель скелета и рисунок 1 «Скелет человека» и сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте красным цветом осевой скелет и синим цветом – периферический.
Рисунок 1 – Скелет человека
Задание 2. Рассмотрите модель позвоночника и рисунок 2 «Позвоночный столб» и сделайте соответствующие подписи к нему, на рисунке «а» укажите число позвонков в каждом отделе позвоночника, на рисунке «в» подпишите название физиологических изгибов позвоночника, укажите в каком возрасте и в связи с каким видом деятельности они формируются.
Рисунок 2 – Позвоночный столб
Задание 3. Рассмотрите рисунок 3 «Скелет верхней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.
Рисунок 3 – Скелет верхней конечности
Задание 4. Рассмотрите рисунок 4 «Скелет нижней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.
Рисунок 4 – Скелет нижней конечности
Задание 5. Рассмотрите рисунок 5 «Вид черепа спереди и сбоку», подпишите соответствующие цифры. Выделите красным цветом кости лицевого отдела черепа, зеленым цветом – кости мозгового отдела черепа.
Рисунок 5 – Вид черепа спереди (а) и сбоку (б)
Задание 6. Рассмотрите рис.16 «Череп новорожденного», подпишите название родничков и некоторых частей черепа. Ответьте на вопросы: 1) Что такое родничок? 2) В каком возрасте происходит зарастание родничков? 3) В чем функциональное значение родничков?
Рисунок 6 – Череп новорожденного