Тест Гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня
1.Установите соответствие:
Показатель
1. Утомление ( А,Г,Д)
2. Переутомление( А,Б,В,Г)
Признаки
А. Снижение продуктивности труда
Б. Астено-невротические расстройства
В. Снижение сопротивляемости организма
Г. Появление чувства усталости
Д. Быстрое исчезновение признаков утомления после отдыха
2.Установите соответствие:
1. Положительные стороны организации занятий по 5 дневной учебной неделе (Д)
2. Отрицательные стороны организации занятий по 5 дневной учебной неделе (А, В)
А. Увеличение объема дневной нагрузки
Б. Уменьшение объема дневной нагрузки
В. Нарушение динамического стереотипа
Г. Упрочение динамического стереотипа
Д. Увеличение времени для отдыха, семейных и культурно-массовых мероприятий
3.Основными фазами динамики работоспособности являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. период восстановления работоспособности. | |
b. период врабатываемости; | |
c. период высокой, устойчивой работоспособности; | |
d. период снижения работоспособности; |
4.Продолжительность отдыха, необходимого для восстановления работоспособности, определяется:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. характером выполняемой работы; | |
b. степенью снижения функции; | |
c. режимом дня учреждения; | |
d. материально-техническим оснащением учреждения. |
5.Гигиенические мероприятия, направленные на профилактику переутомления, целесообразно проводить в следующей фазе динамики работоспособности:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. в начале периода снижения работоспособности (появление нестабильности показателей) – в зоне начальной компенсации падения работоспособности; | |
b. в фазе снижения работоспособности - зоне «конечного порыва». | |
c. в фазе высокой, устойчивой работоспособности; | |
d. в фазе врабатываемости; |
6.Признаками утомления детей и подростков являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. появление астено-невротических реакций; | |
b. снижение продуктивности труда; | |
c. появление чувства усталости; | |
d. вначале ослабление внутреннего торможения, а затем усиление; | |
e. ухудшение регуляции физиологических функций. | |
f. вначале усиление внутреннего торможения, а затем ослабление; |
7.Наиболее рациональными мероприятиями по восстановлению умственной работоспособности школьников являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. занятия физкультурой в спортивном зале; | |
b. пассивный отдых (чтение художественной литературы, просмотр телепередач); | |
c. активный отдых в условиях открытого воздуха; | |
d. соблюдение гигиенических рекомендаций режима труда и отдыха. |
8.Гигиеническими принципами составления расписания занятий являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. учет необходимости переключения видов деятельности; | |
b. учет трудности предмета; | |
c. расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни наивысшей работоспособности; | |
d. расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни начинающегося утомления; | |
e. учет физиологической кривой дневной и недельной работоспособности; | |
f. расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни выраженного утомления. |
9.Трудность предмета для учащихся определяется:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. подготовленностью и опытом преподавателя. | |
b. новизной предмета; | |
c. объемом и содержанием программы; | |
d. индивидуальными способностями учащихся; | |
e. местом в расписании; | |
f. возможностью наглядного преподавания; |
10.При формировании ранговой шкалы трудности предметов учитываются следующие показатели:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. новизна предмета; | |
b. объем и содержание программы; | |
c. подготовленностью и опытом преподавателя | |
d. индивидуальными способностями учащихся; | |
e. возможностью наглядного преподавания; |
11.Гигиенически полноценное расписание должно быть, в первую очередь, составлено:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. для 11-х классов. | |
b. для 3-х классов; | |
c. для 1-х классов; | |
d. для 9-х классов; | |
e. для 5-х классов; |
12.Облегченным днем недели для учащихся общеобразовательных учреждений должен быть:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. четверг или пятница; | |
b. среда или четверг; | |
c. понедельник или вторник; | |
d. вторник или среда; | |
e. пятница.или понедельник. |
13.Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация занятий для учащихся:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. 11 классов; | |
b. 1 классов; | |
c. 3классов; | |
d. 5 классов; | |
e. классов компенсирующего обучения. | |
f. 10 классов; |
14.Во вторую смену санитарными правилами запрещена организация занятий для учащихся школ с углубленным и расширенным содержанием обучения:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. 11 классов; | |
b. 1 классов; | |
c. 10 классов; | |
d. 5 классов; | |
e. 3 классов; |
15.Сдвоенные уроки санитарными правилами допускаются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. для учащихся 5-9 классов по основным предметам; | |
b. для учащихся 10-11 классов по основным предметам. | |
c. в начальных классах для уроков физкультуры целевого назначения (плавание, лыжи); | |
d. для учащихся 5-9 классов для уроков физкультуры целевого назначения (плавание, лыжи), технологии; | |
e. в начальных классах для уроков рисования, труда; |
16.Гигиенически рациональным является непрерывная продолжительность учебных занятий не более:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. 6-7 недель; | |
b. 10-12 недель; | |
c. 13-14 недель. | |
d. 2-3 недель; |
17.Максимально допустимая учебная недельная нагрузка в часах, при 5 дневной учебной неделе, должна быть:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. меньше, чем при 6 дневной неделе во всех классах; | |
b. больше, чем при 6 дневной неделе только в 10-11классах; | |
c. меньше, чем при 6 дневной неделе только в 10-11классах; | |
d. одинаковой. | |
e. больше, чем при 6 дневной неделе во всех классах; |
18.Часы факультативных занятий должны входить в объем предельно допустимой нагрузки учащихся:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. только для учащихся начальной школы; | |
b. для учащихся всех видов образовательных учреждений. | |
c. только для учащихся коррекционных школ; | |
d. только для учащихся школ с расширенным и углубленным содержанием обучения; |
19.По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
Показатель | До урока | После урока |
Число знаков | ||
Число ошибок | - |
Выберите по крайней мере один ответ:
a. отсутствие изменений; | |
b. начальное утомление; | |
c. значительное утомление | |
d. улучшение работоспособности; |
20.По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
Показатель | До урока | После урока |
Число знаков | ||
Число ошибок |
Выберите по крайней мере один ответ:
a. улучшение работоспособности; | |
b. значительное утомление. | |
c. отсутствие изменений; | |
d. начальное утомление; |
21.По данным корректурной пробы у учащегося отмечается:
Показатель | До урока | После урока |
Число знаков | ||
Число ошибок |
Выберите по крайней мере один ответ:
a. отсутствие изменений; | |
b. улучшение работоспособности; | |
c. значительное утомление. | |
d. начальное утомление; |
22.Об утомлении учащегося свидетельствуют следующие изменения в показателях теста САН:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. появление дивергенции между самочувствием и активностью; | |
b. появление дивергенции между активностью и настроением; | |
c. снижение всех показателей. | |
d. появление дивергенции между самочувствием и настроением; |
23.Основным методом изучения организации занятий является:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. исследование психоэмоционального состояния до и после занятия; | |
b. исследование умственной работоспособности до и после занятия; | |
c. исследование латентного периода зрительно-моторной реакции до и после занятия; | |
d. исследование выживаемости знаний. | |
e. хронометраж занятий; |
24.По результатам хронометража занятий можно определить:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. продолжительность занятия и его структурных частей; | |
b. плотность занятия; | |
c. число видов деятельности и момент наступления утомления. | |
d. физиологическую стоимость занятия; | |
e. норму выработки; |
25.Плотность занятия определяется как отношение:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. времени отвлечений учащегося к общему времени занятия; | |
b. времени учебной работы учащегося к общему времени занятия; | |
c. времени самостоятельной работы учащегося к общему времени занятия; | |
d. времени занятий физическими упражнениями к общему времени занятия. | |
e. времени активного внимания учащегося к общему времени занятия; |
26.Для оценки физиологической стоимости урока чтения в первом классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. многоканальную световую хронорефлексометрию; | |
b. треморометрию; | |
c. офтальмоэргометрию; | |
d. тест Люшера. | |
e. корректурную фигурную пробу; | |
f. корректурную буквенную пробу; | |
g. тест САН; |
27.Для оценки физиологической стоимости урока математики в первом классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. корректурную фигурную пробу; | |
b. тест арифметические вычисления; | |
c. тест Люшера. | |
d. корректурную буквенную пробу; | |
e. треморометрию; | |
f. тест САН; |
28.Для оценки физиологической стоимости урока ручного труда в первом классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. тест Люшера. | |
b. тест САН; | |
c. треморометрию; | |
d. корректурную буквенную пробу; | |
e. тест арифметические вычисления; | |
f. корректурную фигурную пробу; |
29.Для оценки физиологической стоимости урока физкультуры в первом классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. корректурную фигурную пробу; | |
b. функциональные пробы с нагрузкой; | |
c. динамометрию кистевую; | |
d. тест САН; | |
e. корректурную буквенную пробу; | |
f. тест Люшера. | |
g. измерение пульса, давления; |
30.Для оценки физиологической стоимости урока письма в первом классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. тест САН; | |
b. корректурную буквенную пробу; | |
c. корректурную фигурную пробу; | |
d. многоканальную световую хронорефлексометрию; | |
e. тест Люшера. | |
f. офтальмоэргометрию; | |
g. треморометрию; |
31.Для оценки физиологической стоимости урока технологии (швейное дело) в 6 классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. многоканальную световую хронорефлексометрию; | |
b. треморометрию; | |
c. тест Люшера. | |
d. корректурную буквенную пробу; | |
e. корректурную фигурную пробу; |
32.Для оценки физиологической стоимости урока технологии (слесарное дело у мальчиков) в 7 классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. кистевую динамометрию; | |
b. корректурную фигурную пробу; | |
c. тест Люшера. | |
d. многоканальную световую хронорефлексометрию; | |
e. корректурную буквенную пробу; | |
f. треморометрию; |
33.Для оценки физиологической стоимости урока информатики в 10 классе целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. офтальмоэргометрию; | |
b. тест САН. | |
c. изучение КЧСМ; | |
d. треморометрию; | |
e. корректурную фигурную пробу; | |
f. корректурную буквенную пробу; |
34.Для оценки физиологической стоимости различных форм контроля знаний у старших школьников целесообразно использовать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. офтальмоэргометрию; | |
b. измерение пульса, давления; | |
c. тест САН; | |
d. изучение содержания гормонов, их метаболитов и микроэлементов в моче; | |
e. тест Люшера. | |
f. корректурную буквенную пробу; |
35.При санитарно-эпидемиологической экспертизе новых педагогических технологий необходимо изучение:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. состояния здоровья учащихся и его динамики. | |
b. психоэмоционального состояния учащихся и его динамики; | |
c. работоспособности учащихся и ее динамики; | |
d. содержания программы обучения; | |
e. расписания; |
36.Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим критериям:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. количества видов преподавания; | |
b. плотности урока; | |
c. количества, продолжительности и чередования видов деятельности; | |
d. психологическому климату на уроке; | |
e. наличию физкультурных минуток. | |
f. применению ТСО; |
37.Основными требованиями к организации перемен являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. 5-минутные перемены между уроками, после 2-го урока перемена в 20 минут; | |
b. 10-минутные перемены между уроками, после 2 или 3-го урока перемена в 20- 30 минут; | |
c. возможность переменить вид деятельности; | |
d. подвижные игры по выбору учащегося на открытом воздухе. |
38.Правильно организованная физкультурная пауза на уроке:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. длится 4-5 минуты; | |
b. включает упражнения для мышц свода стопы. | |
c. включает упражнения для глаз; | |
d. включает упражнения для крупных позных мышц; | |
e. включает упражнения для мелких мышц кисти; | |
f. длится 1-2 минуты; |
39.Гимнастика для профилактики зрительного переутомления на уроках должна включать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. движения глаз; | |
b. моргание, зажмуривание глаз; | |
c. самомассаж глаз; | |
d. чтение мелкого и крупного шрифта. | |
e. перевод взгляда вблизь и вдаль; |
40.При построении режима дня детей необходимо учитывать:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. возраст; | |
b. биоритмологические особенности. | |
c. тип учреждения; | |
d. вместимость и благоустройство учреждения; | |
e. состояние здоровья; | |
f. пол; |
41.Основными методами изучения режима дня детей и подростков являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. самохронометраж; | |
b. тест САН; | |
c. хронометраж; | |
d. анкетный опрос; | |
e. хронорефлексометрия. |
42.Основными группами методов определения биоритмологических типов являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. поведенческие; | |
b. физиологические; | |
c. субъективные; | |
d. морфологические. |
43.Формирование биоритмологического профиля (типа) детей и подростков в основном завершается:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. к 6-7 годам; | |
b. в течение 1 года жизни; | |
c. в течение периода новорожденности; | |
d. во внутриутробном периоде; | |
e. к 17-18 годам. |
44.Сущность феномена биоритмологических проявлений в том, что:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. ритмичность функций организма обнаруживается только при минимальном уровне нагрузок; | |
b. ритмичность функций организма обнаруживается только при среднем уровне нагрузок; | |
c. ритмичность функций организма обнаруживается только при максимальном уровне нагрузок. | |
d. оптимальное состояние организма наблюдается при совпадении времени деятельности с акрофазой биоритмов |
45.Организм ребенка более подвержен десинхронозу, так как для него характерны:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. несформированность биоритмологического типа; | |
b. зависимость от временной среды взрослых; | |
c. малый опыт социализации; | |
d. гетерохронность созревания процессов регуляции функций организма; | |
e. преобладание утреннего биоритмального типа. |
46.Наиболее чувствительными к воздействию факторов внешней среды являются дети и подростки с:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. аритмичным биоритмологическим типом; | |
b. биоритмологическим типом с двумя пиками активности. | |
c. утренним биоритмологическим типом; | |
d. вечерним биоритмологическим типом; |
47.Основными мероприятиями по профилактике десинхроноза являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. совмещение деятельности с акрофазой биоритмальной активности; | |
b. сокращение продолжительности сна. | |
c. повышение двигательной активности, в основном, во внеучебное время; | |
d. увеличение продолжительности сна; | |
e. повышение двигательной активности, в том числе и в учебные часы; |
48.Основными причинами нарушений сна у детей и подростков являются:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. соматические заболевания; | |
b. неблагоприятные условия среды; | |
c. отсутствие постоянного режима дня; | |
d. личностные особенности; | |
e. перегрузка домашними заданиями; | |
f. нервно-психические заболевания и отклонения. |
49.Во время сна у детей и подростков:
Выберите по крайней мере один ответ:
a. регулируются личностные конфликты; | |
b. идут репаративные процессы в клетках головного мозга; | |
c. происходит перевод информации из оперативной памяти в долговременную. | |
d. происходит перевод информации из долговременной памяти в оперативную; |
50.Основными принципами построения режима дня являются:
Выберите по крайней мере один ответ: