Различают теплые цвета — красный, оранжевый, желтый и холодные — голубой, зеленый, синий, фиолетовый
Занятие 3.
Колористика — наука о цвете, включающая помимо традиционного цветоведения раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, в то же время учитывает цветокультурные представления общества и потому адресуется практически всем сферам его бытия. Одновременно колористика мыслится как цветовая среда или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.
Иногда мы воспринимаем предмет как цветовое пятно, а уже потом как объем. Цвет и цветовые сочетания могут быть очень активными, а могут быть и нейтральными, могут настораживать или расслаблять.
Цвет — это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.
Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две важнейшие группы: хроматические и ахроматические.
К группе ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света, или, иначе говоря, неодинаковым коэффициентом отражения.
Хроматические цвета — это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Под насыщенностью понимают степень разбавления данного цвета белым. Чем больше разбавления цвета белым, тем менее насыщенным он становится. Например, синий цвет имеет насыщенность 20 %. Это значит, что он состоит из 20 % синего и 80 % белого.
Цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета. Количественную сторону цвета определяет светлота (яркость), т. е. количество света, отражаемого данной окрашенной поверхностью. Поэтому, кроме цветового тона и насыщенности, каждая окрашенная поверхность должна характеризоваться величиной коэффициента отражения.
Наконец, третьей характеристикой считают яркость хроматического цвета, зависящую от падающего на отраженный обьект общего светового потока. Отсюда вывод: цвета можно измерять по трем основным характеристикам — цветовому тону, насыщенности и яркости. Первые две характеристики цвета (цветовой тон и насыщенность) являются его качественными параметрами, а третья (яркость) — количественным параметром.
Цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета. Количественную сторону цвета определяет светлота (яркость), т. е. количество света, отражаемого данной окрашенной поверхностью. Поэтому, кроме цветового тона и насыщенности, каждая окрашенная поверхность должна характеризоваться величиной коэффициента отражения.
Наконец, третьей характеристикой считают яркость хроматического цвета, зависящую от падающего на отраженный обьект общего светового потока. Отсюда вывод: цвета можно измерять по трем основным характеристикам — цветовому тону, насыщенности и яркости. Первые две характеристики цвета (цветовой тон и насыщенность) являются его качественными параметрами, а третья (яркость) — количественным параметром.
В помещении можно создать впечатление простора, применив светлые холодные тона. Теплыми — красными, коричневыми тонами — можно, наоборот, создать впечатление суженности пространства. Один и тот же предмет, окрашенный в светлый или просто белый цвет, всегда выглядит более легким, а в темный или черный — кажется тяжелее. Одно и то же помещение или предмет производит различное впечатление в зависимости от его окраски. Помещения, окрашенные в голубые, синие, зеленые цвета, кажутся более прохладными, чем они есть на самом деле, а окрашенные в оранжевые,— более теплыми.
Помещение, особенно с плохим освещением, окрашенное в белый цвет, кажется обычно несколько серым. С психологической точки зрения окраска общественного или производственного помещения в белый цвет утомляет и на рабочих воздействует неблагоприятно. Неблагоприятное впечатление производит также сплошная белая окраска больничных помещений. Исследования показали, что более разнообразная окраска, с правильным подбором цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного.
При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что подбор цветов должен определенным образом соответствовать специфике данного труда. Например, в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или раскаленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. Здесь целесообразно использовать тона, противоположные цвету расплавленного металла,— синие и зеленые,— для того, чтобы помещение казалось более холодным. Очень важно продумать цветовую гамму рабочего места. Представьте себе токарный станок, окрашенный в серый цвет, на фоне серой стены, причем обрабатываемая деталь тоже обычно серая. Такая «цветовая гамма» будет утомлять рабочего и приведет к снижению производительности труда.
Подход к цветовому оформлению заводского цеха, офиса, учебных классов должен быть индивидуальным. Оформление помещений, станков, машин, бытовых приборов требует логического соответствия формы и цвета. Правильно подобранная гамма окраски делает изделие привлекательным, вызывает доброе, любовное отношение к нему, тем самым облегчает работу и уход за ним.
Функция, форма и цвет любого промышленного изделия должны быть органически увязаны между собой. Цвет нельзя рассматривать вне условий эксплуатации и конкретной формы. Поэтому окраска должна проводиться с учетом конкретной формы промышленного изделия и специфики работы, общения человека с данным изделием.
В спектре солнечного луча семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все эти цвета имеют очень много оттенков. Из трех основных цветов — красного, желтого и синего — можно составить все остальные цвета. Смешивая краски этих цветов, можно получить зеленый цвет (синяя краска с желтой), оранжевый (желтая с красной), фиолетовый (красная с синей) и другие промежуточные цвета. Для наиболее полного и правильного использования красок необходимо знать основные законы цветоведения.
Цветовой круг Иттена.
Внутри треугольника мы видим 3 цвета, именуемых «основными»: желтый, красный и синий. Они считаются базовыми, поскольку их нельзя получить за счет смешения красок, зато на их основе можно создать любой другой цвет и оттенок.
От смешения соседних цветов внутри треугольника образуются еще 3 цвета: желтый и красный превращаются в оранжевый, красный и синий - в фиолетовый, а желтый с синим дают зеленый. Эти цвета называются составными.
Все остальные оттенки цветового круга получаются путем смешения близлежащих цветов. Затемняя или осветляя эти цвета, мы получаем всю цветовую палитру, которую способно объять наше воображение.
Кроме того, существуют цвета, не входящие в спектр, - так называемые ахроматические цвета. Это черный, белый и все оттенки серого, лежащие между ними. Впрочем, в природе, идеальный белый или черный практически не встречаются, они всегда имеют какой-нибуь легкий оттенок. Именно поэтому, добавляя в цветовой круг ахроматические цвета, можно значительно расширить количество оттенков и составить полную картину цветовых взаимодействий.
Как эти теоретические выкладки помогут в выборе конкретных штор и обоев? Все просто: сочетание цветов между собой и их воздействие на наше восприятие соотносится с их местоположением в цветовом круге. Так, цвета, которые разделяются тремя промежуточными, называются контрастными, например, красный и синий или салатовый и темно-оранжевый.
Контрастные цвета нужно использовать в интерьере очень осторожно. Они не подходят для заполнения равных по размерам плоскостей и крупных объемов. Синяя мебель в комнате с ярко-красными обоями – испытание, пережить которое под силу немногим. Однако, контрастные цвета хороши для подбора аксессуаров и оживления монотонных комнат. Возможно, использование контрастных сочетаний в приглушенном варианте (т.е. с добавлением ахроматических оттенков), ведь чем более разбеленными будут контрастные цвета, тем меньше они будут раздражать глаз.
Цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга называются дополнительными (их иногда путают с контрастными, что неверно). Дополнительные цвета усиливают визуальную яркость друг друга. Например, красная посуда на зеленой скатерти будет смотреться гораздо ярче, чем на синей или оранжевой. Дополнительные цвета не столь навязчивы, как контрастные, но все равно остаются броским сочетанием.
Контрастные и дополнительные цвета в интерьере, как правило, используются в качестве цветовых акцентов и аксессуаров. Мало кто решается построить интерьер целиком на сочетании ярких контрастов. Гораздо чаще в интерьерных решениях применяются монохромные цвета, представляющие собой комбинацию яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета и различающиеся только по тону. Если цвет выбран холодный (оттенки синего, зеленого, фиолетового), помещение будет создавать ощущение спокойной умиротворенности, если теплый (красный, желтый, оранжевый) – позитива и открытости для общения.
Допустим, в помещении в качестве основного цвета используется оранжевый; тогда потолок в нем можно сделать почти белым, с легким теплым оттенком, стены окрасить в более насыщенный оттенок, для обивки дивана или штор выбрать ярко-оранжевый, а аксессуары подобрать по контрасту, синие или зеленоватые. Достаточно свериться с цветовым кругом, чтобы определить, какие оттенки и как будут сочетаться, исходя из основного выбранного цвета.
Впрочем, в интерьере более популярны родственные, или гармонические, цветовые сочетания, которые образуются путем добавления двух соседних цветов к выбранному цветовому сектору.
Интерьер, построенный на одном из 12 возможных родственных сочетаний, скорее всего, будет смотреться хорошо, причем интенсивность оттенка вы можете выбрать по своему усмотрению. Это может быть сочетание осветленных оттенков на больших плоскостях стен и пола с использованием более насыщенных по тону родственных цветов при выборе деталей, или, наоборот, на фоне более темной стены можно разместить более светлые предметы мебели гармоничных оттенков.
Известный швейцарский художник и автор книги «Искусство цвета» Иоганнес Иттен писал: «Два любых цвета, как две любые музыкальные ноты, не могут образовать никакого гармоничного единства. Только присоединяя к двум первым нотам — третью, четвертую, пятую и так далее, можно ощущать некий гармоничный строй».
Этот постулат по-прежнему актуален: для истинной гармонии двух цветов недостаточно. Тем не менее, подбирая цветовую гамму для интерьера, нужно первым делом выбрать два основных оттенка, один из которых, нейтральный, будет доминировать, а другой, более яркий — дополнять. Когда главные цвета выбраны, можно добавлять акценты. Например: доминирующий цвет — фиолетовый, дополняющий — коричневый, акценты — оранжевые.
Создавать гармоничные цветовые гаммы дизайнерам всего мира вот уже много лет помогает цветовое колесо, своего рода путеводитель по наиболее удачным сочетаниям цветов. Эта «шпаргалка» иногда встречается в продаже в магазинах для творчества, но можно также распечатать ее из интернета. Согласно цветовому колесу, цветовая гармония существует между цветами…
расположенными в одном секторе (оттенками одного цвета);
расположенными напротив друг друга;
расположенными в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, который можно мысленно вращать в любом направлении
Индивидуальный подход
Не пытайтесь от и до повторить понравившийся интерьер из журнала в своей квартире: выбирая цвета для оформления каждой конкретной комнаты, необходимо исходить из ее индивидуальных особенностей.
Во-первых, многое зависит от назначения комнаты. Так, для спальни нужно выбирать спокойные прохладные цвета, способствующие расслаблению и отдыху и даже вызывающие сонливость. Такие, как нежно-голубой, светло-сиреневый или бледно-фисташковый, которые могут быть дополнены бежевыми оттенками. На кухне будут кстати яркие цвета, тонизирующие и стимулирующие активность — сочный желтый в сочетании синим, огненно-оранжевый с изумрудно-зеленым. А в ванной будет кстати освежающая бирюза.
Во-вторых, следует соотносить цвет оформления помещения с тем, на какую сторону света выходят его окна. Слегка «охладить» залитые солнцем южные комнаты и успокоить яркий для глаз свет помогут прохладные тона — голубой, зеленый. Если же окна выходят на север, немного «согреть» ее помогут красный, оранжевый и желтый.
Кстати, с помощью теплых и холодных цветов можно даже скорректировать недостатки помещения. Так, первые помогут «приблизить» стены очень большой комнаты и сделать ее более уютной, а вторые способны зрительно увеличить маленькое пространство.
Правило повторения
Повторение цветов в разных комнатах создает целостное восприятие жилья и ощущение гармонии. Это может быть особенно актуально в квартире, комнаты которой оформлены в разной стилистике. Например, цвет аксессуаров в спальне — настольных ламп, подсвечников, полочек для фото — может повторять цвет стен в гостиной, а цвет мебели в гостиной — перекликаться с текстилем в прихожей. Если вы затрудняетесь с выбором оттенка, который визуально соединит сразу несколько комнат, но при этом не перетянет все внимание на себя, обратите внимание на универсальный белый цвет. Он не только гармонично вписывается в почти в любую цветовую гамму, но и освежает, оживляет пространство.
Впрочем, есть и более радикальные решения. Например, можно покрасить пол/потолок во всех комнатах в один и тот же цвет или пустить вдоль потолка по всей квартире одинаковый кант.
Особенности освещения
Помните, что искусственное освещение способно менять восприятие цвета. Так, лампа накаливания увеличивает резкость цвета, усиливает интенсивность теплых тонов и уменьшает воздействие холодных. Люминесцентные лампы дневного цвета действуют наоборот. Зато широко распространенные сейчас энергосберегающие помогают добиться «золотой середины»: для этого нужно установить в одной люстре одинаковое количество лампочек с мягким теплом и холодным светом.
Однако иногда и знание всех этих правил не дает полного понимания того, насколько гармоничным окажется интерьер. Профессиональные дизайнеры интерьеров всегда начинают работу с эскиза. Нарисовать его под силу не каждому, а вот сделать простую аппликацию может любой. Отыщите в журналах или мебельных каталогах изображения тех цветов, которые вы хотели бы использовать интерьере, вырежьте их и приклейте на лист бумаги. Так вы сможете наиболее объективно оценить, как они смотрятся вместе.
Психологическое воздействие цвета разнообразно. Различают прямое воздействие его, способное вызвать у нас ощущение тепла или холода, чувство печали или веселья и т. п., вторичное воздействие, связанное с субъективными или объективными ассоциациями, возникающими от воздействия цвета. Вторичное воздействие цвета очень спорно и может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Однако есть группа относительно общих впечатлений, появляющихся вследствие эффективных и субъективных ассоциаций.
При теплом цветовом окружении увеличивается работоспособность, но снижается слуховая чувствительность и затрудняется перенесение высоких температур. Относительно физиологически нейтральными являются цвета середины спектра {зеленые, желто-зеленые) и светлые ахроматические (серые), занимающие промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов. Эти цвета получили наименование физиологически оптимальных цветов.
Не менее важную роль в психофизиологическом воздействии цвета имеет его насыщенность и светлота. Темные насыщенные цвета ассоциируются с тяжестью, вызывают цветовое утомление, а светлые — ощущение легкости, света, повышают работоспособность.
Воздействие отдельного цвета тем сильнее, чем больше занимаемая им поверхность, чем он ярче и насыщенней. Цвет способен иллюзорно расширять окружающее пространство, зрительно увеличивать пропорции и размеры предметов, глубину пространства и перспективу.
Эмоциональное восприятие цвета зависит от условий освещения, цветовой адаптации, цветовых контрастов и гармоний. Недостаточная освещенность снижает восприятие цветовых источников в связи с низкой светочувствительностью цветоощущающих элементов зрения. Цветоощущение может быть острым при достаточно высоком уровне освещенности (150—700 Лк).
Красный цвет — цвет пламени, костра, как бы наступает, подавляет другие цвета, он активный, возбуждающий, энергичный, активизирует человека.
Оранжевый цвет субъективно напоминает тепло, а объективно огонь или заход солнца. Тонизирующий, действует в том же направлении, что и красный, но слабее. Отсюда его психологическое воздействие: теплый, возбуждающий. В некоторых случаях оранжевый утомляет больше, чем красный.
Желтый цвет самый светлый в спектре — тонизирующий, физиологически наименее утомляющий. Оранжевый и желтый создают те же чувства, что и красный, но в меньшей степени.
Зеленый цвет — самый привычный для органа зрения — физиологически оптимальный, цвет природы. Успокаивает, повышает работоспособность.
Голубой цвет — успокаивающий, снижает напряженность.
Синий цвет — способствует заторможению функций физиологических систем человека. Он считается самым холодным из цветов. Имеет малую яркость, подчеркивает действие тепловых цветов и благодаря этому свойству часто выбирается как фон для противопоставления деталям, имеющим интенсивные тепловые окраски.
Фиолетовый цвет — соединение красного и синего цветов — производит угнетающее действие на нервную систему.
Различают теплые цвета — красный, оранжевый, желтый и холодные — голубой, зеленый, синий, фиолетовый.
Посредством зрения человек в состоянии ощущать положение, размеры, форму, движение, структуру и окраску находящихся вокруг него объектов.
В процессе цветового решения объекта мы встречаемся не с отдельными цветами, а с их комбинациями и сочетаниями. Нас интересует, как влияют одни цвета на другие при их сочетании, разном количестве, разной насыщенности и т. п.
Яркость видимого объекта определяется нами не как абсолютная величина, а как относительная, по отношению к фону. Так, например, из двух квадратов одинаково серого цвета квадрат на черном фоне кажется нам более светлым, чем квадрат на белом фоне. То же явление мы наблюдаем и с цветными объектами. Это явление называется одновременным контрастом.
В композиционном решении эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием промышленного изделия. При этом не последнюю роль играет предмет — носитель цвета, т. е. оценка эстетических качеств цвета должна происходить в его конкретной ситуации.
На человека психологически и эстетически действуют не отдельные цвета, а их сочетания. Степень такого воздействия зависит от соотношения цветов по всем их характеристикам: нюанса, контраста, активности, пассивности и т. п.
Знание данной проблемы для художника-конструктора очень важно: промышленные изделия, машины, орудия труда, стены производственного, общественного и бытового интерьера, ткани, предметы убранства создают цветовую среду, формируют душевное состояние человека и его работоспособность.
Законы цветовых гармоний относительны. В каждую историческую эпоху у того или другого народа те или иные гармонические сочетания цветов считались особенно красивыми. Например, терракотово-красный с черным — основной мотив росписи керамики Древней Греции, для туркестанской керамики типичны различные сочетания глубокого кобальтового цвета с цветом золотистой охры.
В наше время проблема улучшения внешнего вида промышленного и бытового интерьера и экстерьера, промышленных изделий, пластики машинных форм неотьемлема от проблемы их цветового решения. Цветовое решение промышленной продукции имеет исключительно важное значение не только с точки зрения повышения эстетических качеств того или иного изделия. При работе на производстве и дома — у станка, машины и с бытовыми электроприборами — важны не только умение, мастерство, навыки, интеллект работающего, но и его настроение, самочувствие. Цвет в данном случае играет огромную роль.
В помещении можно создать впечатление простора, применив светлые холодные тона. Теплыми — красными, коричневыми тонами — можно, наоборот, создать впечатление суженности пространства. Один и тот же предмет, окрашенный в светлый или просто белый цвет, всегда выглядит более легким, а в темный или черный — кажется тяжелее. Одно и то же помещение или предмет производит различное впечатление в зависимости от его окраски. Помещения, окрашенные в голубые, синие, зеленые цвета, кажутся более прохладными, чем они есть на самом деле, а окрашенные в оранжевые,— более теплыми.
Помещение, особенно с плохим освещением, окрашенное в белый цвет, кажется обычно несколько серым. С психологической точки зрения окраска общественного или производственного помещения в белый цвет утомляет и на рабочих воздействует неблагоприятно. Неблагоприятное впечатление производит также сплошная белая окраска больничных помещений. Исследования показали, что более разнообразная окраска, с правильным подбором цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного.
При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что подбор цветов должен определенным образом соответствовать специфике данного труда. Например, в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или раскаленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. Здесь целесообразно использовать тона, противоположные цвету расплавленного металла,— синие и зеленые,— для того, чтобы помещение казалось более холодным. Очень важно продумать цветовую гамму рабочего места. Представьте себе токарный станок, окрашенный в серый цвет, на фоне серой стены, причем обрабатываемая деталь тоже обычно серая. Такая «цветовая гамма» будет утомлять рабочего и приведет к снижению производительности труда.
Подход к цветовому оформлению заводского цеха, офиса, учебных классов должен быть индивидуальным. Оформление помещений, станков, машин, бытовых приборов требует логического соответствия формы и цвета. Правильно подобранная гамма окраски делает изделие привлекательным, вызывает доброе, любовное отношение к нему, тем самым облегчает работу и уход за ним.
Функция, форма и цвет любого промышленного изделия должны быть органически увязаны между собой. Цвет нельзя рассматривать вне условий эксплуатации и конкретной формы. Поэтому окраска должна проводиться с учетом конкретной формы промышленного изделия и специфики работы, общения человека с данным изделием.
В спектре солнечного луча семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все эти цвета имеют очень много оттенков. Из трех основных цветов — красного, желтого и синего — можно составить все остальные цвета. Смешивая краски этих цветов, можно получить зеленый цвет (синяя краска с желтой), оранжевый (желтая с красной), фиолетовый (красная с синей) и другие промежуточные цвета. Для наиболее полного и правильного использования красок необходимо знать основные законы цветоведения.
Тонов цветовой палитры, которую нам предлагает промышленность — будь то гуашь, акварель, масляные краски — вполне достаточно для того, чтобы получить нужные нам цвета, а из цветов — цветовую гармонию. В природе гармония цвета бесспорна. Изучая ее на примерах природных аналогов, исследуя условия, которые привели к этой гармонии, человек ищет ключ к научному решению цветовой гармонии искусственной среды.
Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными — нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.
Контраст — это резко выраженная противоположность. Цветовой и яркостный контрасты широко применяются на практике, и в первую очередь для установления четкой видимости деталей машины и органов управления ими. Часто контраст в технике обусловлен безопасностью водителей, пешеходов, рабочих.
Дорожные знаки контрастны, чтобы водитель различал их на расстоянии.
Контрасты различают: по светлоте (светлый — темный); по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета); по насыщенности; по фактуре (матовый — блестящий); по ассоциациям (выступающие — отступающие, теплые — холодные, легкие — тяжелые, угнетающие — успокаивающие и т. п.).
Нюанс — это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме.
Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для моноцветности композиции, использования принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения.
Распространенным примером построения нюансно-согласованной цветовой среды является использование сближенных цветов, цветов одной группы.