Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре

ПОЖАРНАЯ ТАКТИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Тема: Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций

Архангельск, 2015

Литература:

1. Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

2. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-2002)"

Теребнев В.В., Подгрушный А.В.Пожарная тактика – М.:- 2007 г.

4. Я.С. Повзик. Справочник РТП. Москва. 2000 г.

5. Я.С. Повзик. Пожарная тактика. Москва. Стройиздат. 1999 г.

Учебные вопросы:

1. Вопрос. Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре.

2. Вопрос. Тактика спасания людей на пожарах.

3. Вопрос. Особенности ведения АСР на различных объектах.

Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре

Исходя из определения принципов решающего направления на пожаре, если имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна - силы и средства подразделений направляются на спасание людей.

Спасание людей – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется вероятность воздействия на них опасных факторов пожара (ОФП), или защита путей спасания от проникновения на них ОФП.

Время, отпущенное на проведение спасательных работ, как правило, ограничено. И оно должно быть использовано до наступления ОФП.

Кроме общих факторов, существенное влияние на длительность спасания оказывают: приемы и способы спасания, наличие технических и иных средств спасания, конструктивно-планировочное решение здания или сооружения, подготовленность личного состава пожарных подразделений, состояние спасаемых, время суток и др.

Спасание людей на пожаре проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества на пожаре осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в порядке важности и неотложности выполнения основной задачи.

Спасание людей организуется в первоочередном порядке и проводится если:

· людям угрожают ОФП;

· люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

· имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

· предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Последовательность и способы спасания людей определяются руководителем тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.

Основными способами спасания людей и имущества являются (Рис. 1):

1.перемещение их в безопасное место, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств;

2.защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе перемещения людей в безопасное место, либо при невозможности осуществления такого перемещения с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее – АСР), и состояния пострадавших на пожаре посредством:

· организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

· вывода или выноса их из опасной зоны личным составом подразделений.

Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.

Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания.

Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре - student2.ru

Рисунок 1. Классификация спасательных работ

При спасании людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

· автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей машины;

· стационарные и ручные пожарные лестницы;

· спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасания);

· средства защиты органов дыхания;

· аварийно-спасательное оборудование и устройства;

· вертолеты.

Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.

Пожарные автомобильные лестницы и коленчатые подъемники можно классифицировать по многим параметрам, однако, наиболее характерны для пожарной тактики их максимальная длина выдвигания, подъема и они разделяются: малой длины – до 20м, средней – до 30 м, большой длины - более 30 м.

В настоящее время подразделения гарнизонов оснащены, в основном, автолестницами с высотой выдвигания до 30 м, при полном выдвигании колен которых можно достигнуть соответственно 5 и 8 этажей зданий.

В крупных городах имеются автолестницы с высотой выдвижения 45, 52, и 62 м. Эти автолестницы оборудованы лифтами грузоподъемностью до 200 кг.

Коленчатые подъемники также оборудуются люлькой с грузоподъемностью до 400 кг. Коленчатые подъемники по сравнению с автолестницами позволяют более оперативно выполнять работы на высотах, так как обладают большой маневренностью. Из люльки без особого риска можно выполнять работы на пожаре в таких местах, которые невозможно достичь на автолестницах.

Однако, обеспечить по автолестницам массовую эвакуацию из ЗПЭ невозможно, т.к. высота автолестниц ограничена и перестановка их в условиях пожара занимает много времени, а порой это сделать невозможно.

На многих пожарах для эвакуации людей из ЗПЭ успешно используется комбинированный способ применения автомобильных и ручных лестниц. Автомобильная лестница устанавливается к горящему зданию и выдвигается на максимальную высоту, затем пожарные поднимаются по ней со штурмовой лестницей и с ее помощью проникают в вышележащие этажи. При этом необходимо обеспечить надежную страховку спасаемых, для чего используют спасательные веревки и выставляют на каждом этаже, балконе пожарных.

Время спасания с помощью спасательной веревки зависит от этажа спасания: чем выше этаж, тем время спасания будет больше.

Как известно, в нормальных условиях эвакуация людей из многоэтажного здания осуществляется из лифтов, при аварийных же ситуациях, согласно нормам пожарной безопасности, лифты и другие механические средства транспортирования людей при определении расчетного времени не учитываются.

В то же время, как показала практика, а также расчеты и пожарно-тактические учения, эвакуацию людей по лестницам можно считать безопасной только для зданий, не превышающих 10-12 этажей. При массовой эвакуации из более высоких зданий на лестницах образуются людские потоки высокой плотности, что увеличивает время пребывания людей в горящем здании и делает эвакуацию небезопасной. Поэтому в аварийных условиях лестницы многоэтажных общественных зданий могут быть использованы только для частичной эвакуации. Так, в зданиях высотой 20 этажей, время движения при вынужденной эвакуации по лестнице составляет 15 – 18 мин, в 30-ти этажных – 25-30 мин. Задержка эвакуации на 2 мин. приводит к тому, что успешно могут покинуть здание только 13% людей.

Низкая надежность систем противодымной защиты может сделать пешеходную эвакуацию из высотных зданий вообще невозможной из-за воздействия опасных факторов пожара на пути эвакуации.

Таким образом, можно сделать вывод: здания повышенной этажности с массовым пребыванием людей должны иметь в качестве дополнительных средств эвакуации специальные средства спасения, характеризующиеся высокой пропускной способностью, безопасностью, малым временем эвакуации и не требующие от людей специальных знаний и навыков для их использования.

Основным элементом, обеспечивающим безопасный спуск людей с высоты в спасательных устройствах, является эластичный рукав, принцип действия которого основан на создании достаточной силы трения между стенками рукава и одеждой спускающегося внутри него человека. Скорость спуска в рукаве может регулироваться непосредственно спасаемым за счет изменения положения частей тела или спасателями, находящимися на земле (рукав можно отклонить от вертикали, закрутить или пережать руками). Спасательный рукав пригоден для спуска людей любого возраста, комплекции, физического и психического состояния. Важно отметить, что при пользовании спасательным рукавом люди не испытывают страха высоты.

В настоящее время серийно выпускается двухслойный спасательный рукав. Разрывная прочность рукава составляет 31,8 кН; установленный ресурс – не менее 500 циклов; температурный интервал применения – от -40 до +80С.

Наиболее быстро и эффективно спасательный рукав может быть использован при его стационарном размещении в здании в зоне возможного потока или скопления людей.

Использование спасательного рукава на коленчатом подъемнике позволяет существенно увеличить производительность спасательных операций.

Неоспоримым преимуществом эластичного спасательного рукава перед другими видами спасательных устройств является высокая пропускная способность – 15-36 чел/мин. Причем скорость постоянна, а спуск происходит под действием собственного веса. Спуски испытателей различного веса и телосложения показали скорость 1-3 м/с с высоты 22 м. В процессе спуска возможна остановка спускающегося в рукаве путем пережатия рукава руками, а также регулирование скорости спуска путем закручивания.

Для проведения спасательных работ используют амортизирующую воздушную подушку и спасательное полотно.

Амортизирующая воздушная подушка (Рис. 2) имеет преимущество перед спасательным полотном в том, что она требует для обслуживания только 6 человек, в то время как полотно до 40 человек. Верхняя часть его изготовлена из двух слоев полиэфирной ткани; нижняя – из полиамидной ткани, покрытой ПВХ. Между ними находится надувная часть круглой формы, состоящая из внутреннего кольца диаметром 84 см.и наружного общим диаметром 344 см. Кольца разделены внутри перемычками, идущими в радиальном направлении, на 15 камер.

Подушка выкладывается вблизи стен здания и надувается воздухом от дымососа или воздушного баллона.

В течение 50-60 сек. подушка наполняется воздухом, приобретает форму параллелепипеда и находится под избыточным давлением, площадь подушки 42-45 м2, высота 2-3м.

При падении человека на подушку под действием возникающего избыточного давления в ней автоматически открываются клапаны, через которые происходит стравливание воздуха в атмосферу, и за счет обжатия подушки плавно гасится кинетическая энергия, приобретенная телом человека в процессе его свободного падения с высоты.

После схода человека с подушки она в течение 30 – 40 сек. приводится в первоначальную готовность.

Тактико-технические данные амортизирующей подушки:

- высота спасения 25-50 м;

- время приведения в боевую готовность 60-90 сек;

- масса подушки 20-70 кг;

- скорость спасания – 1 человек/мин;

- срок службы – 20 лет.

Схема использования приведена на рис. 2 и Рис. 3.

Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре - student2.ru

Рисунок 2. Принципиальная схема спасания человека с помощью воздушного амортизирующего устройства:

1- амортизирующая подушка; 2- рукав дымососа; 3 – дымосос.

Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре - student2.ru

Рисунок 3. Спасание человека с помощью воздушного амортизирующего устройства

Испытание этих средств в пожарной охране Германии и Чехии показали, что с увеличением высоты эффективность уменьшается из-за психологического фактора (боязнь высоты). Однако, когда остается единственный шанс спасения, человек преодолевает чувство страха.

Очевидно, что чем больше на вооружении пожарной охраны набор разнообразных спасательных средств, решающих частные задачи спасания, тем эффективнее будет выполняться первостепенная задача – спасание людей на пожаре.

Основные препятствия по спасанию людей из зданий повышенной этажности:

- отсутствие подъездных площадок, наличие стилобата по периметру здания, что затрудняет, а порой делает невозможным, установку передвижных средств, предназначенных для спасания во время пожара, недостаток (или отсутствие) передвижных средств необходимых для спасания людей с 14 этажа и выше;

- длительность (20 – 30 мин) установки автолестниц коленчатых подъемников;

- отсутствие индивидуальных спасательных устройств;

- отсутствие возможности использовать лифты;

- недостаточная подготовленность личного состава пожарной охраны и организации и проведения массовых спасательных работ во время пожара;

- отсутствие нормативной базы и рекомендаций по организации спасательных работ.

Наши рекомендации