Сравните размножение голосеменных и покрытосеменных растений.
Голосеменные и покрытосеменные являются представителями двух групп семенных растений, последовательно появившиеся на Земле и распространившиеся по ней.
Покрытосеменныерастения иначе именуют Цветковыми. Они относятся к высшим растениям, у которых есть цветок, как орган полового размножения, место, где формируется завязь, а потом плод.
Цветок покрытосеменных растений – это ключевой орган генеративного или полового размножения. В нем происходит двойное оплодотворение, открытое у представителей группы С.Г.Навашиным. Суть его в том, что из мужского гаметофита, представленного пыльцевым зерном, прорастает 2 спермия. Первый оплодотворяет яйцеклетку – семязачаток, другими словами - видоизмененный женский спорангий. При этом образуется зигота, способная произвести на свет новую, получившую свой комплект генов от обоих родителей.
Второй спермий сливается с полярными тельцами. Они находятся в «свободном плаванье» в центре зародышевого мешка. После завершения процесса слияния-оплодотворения в архегонии образуется первичный эндосперм, обладающий полиплоидным набором хромосом. Большинство покрытосеменных имеют триплоидный хромосомный комплект.
Эндосперм нужен для того, чтобы обеспечивать семя питательными веществами, поступающими из материнского организма. Здесь же происходит импритинг генов, явление, при котором наследственная информация, несомая нуклеотидами ДНК, преобразуется в функциональную среду – белки и РНК. Здесь же находятся гормоны цитокинины, стимулирующие деление клеток и формирование органа зародыша.
Весь процесс происходит у покрытосеменных в полости завязи, нижней вздутой части пестика цветка. Завязь защищает семязачаток от высыхания, температурных колебаний и атак насекомых. После удачного завершения процесса оплодотворения завязь становится плодом, в середину которого надежно упрятаны семена, образованные из семязачатка.
Строение зародыша семени позволило выделить у Покрытосеменных 2 класса – Двудольных и Однодольных растений. Популярными представителями первого являются магнолии, лютики, гвоздики, капуста, жимолость, колокольчик. Во вторую группу вошли лилии, пальмы, орхидеи, аир и спаржа.
Голосеменные растения появились в палеозое, в девоне. Они считаются прародителями покрытосеменных. К этой группе относятся гинкговые, саговниковые, хвойные. Основной особенностью голосеменных является незащищенность семязачатка, а впоследствии – семян. Завязь представлена чешуйкой женской шишки, на которой посажены одна или несколько семяпочек. Из него развивается семя – зародыш, покрытый защитной семенной кожурой. Эндосперм, накапливающий питательные вещества, формируется из тела женского гаметофита до начала процесса оплодотворения. Семяпочка голосеменных не имеет никакого специального покрытия, дающего дополнительную гарантию сохранения и распространения вида. У голосеменных плод отсутствует.
3. Составьте схему цепи питания на примере местной экосистемы.
В биоценозах происходит перенос веществ и энергии, заключенной в пище, первоначально созданной преимущественно зелеными растениями путем поедания одних организмов или продуктов их жизнедеятельности другими. Такие связи между особями называют пищевыми.
Выделяют два основных типа цепей питания:
1. Пастбищная - цепи питания берут начало от продуцентов и включают последовательно звенья консументов I, II и т.д. порядков и завершаются редуцентами.
2. Детритная цепь - в ее основе отмершая биомасса.
Листовой опад → дождевые черви → скворец → бактерии.
Зеленые растения-автотрофы занимают первый трофический уровень и являются важнейшей частью сообщества, т.к. только они способны фиксировать световую энергию и использовать в питании простые неорганические вещества, все остальные организмы, входящие в состав биоценоза, прямо или косвенно зависят от снабжения веществом и энергией, запасенными зелеными растениями.
Билет № 15.
1. Объясните значение модификационной изменчивости в жизни организмов.
2. Дайте общую характеристику голосеменных растений. Каково значение голосеменных в природе, жизни человека?
3. Рассмотрите постоянный микропрепарат клеток крови человека. Объясните, в чем проявляется взаимосвязь строения и функций клеток.
4. Решите задачу по генетике на дигибридное скрещивание.