Тема 3. Функциональная структура поведенческого акта.
Системная организация условнорефлекторной деятельности. Функциональная структура поведенческого акта. Концепция функциональных систем П.К.Анохина. Аналитико-синтетическая деятельность нервной системы. Потребности и мотивации. Роль мотиваций и эмоций в формировании поведенческого акта. Мотивация и доминанта. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.
Тема 4. Физиология эмоций.
Структурное обеспечение эмоций. Формы эмоциональных состояний. Эмоция как функция потребности и информации о средствах ее удовлетворения.
Тема 5. Мышление и речь.
Физиологические основы психики. Функции лобных полей. Функциональная специализация полушарий мозга. Речь как функция мозга: центры речи, контроль за речевой деятельностью. Физиологические механизмы восприятия, внимания и мышления.
Тема 6. Физиология сна и бодрствования.
Функциональные состояния. Активное бодрствование. Роль внешних и внутренних факторов в активации коры больших полушарий. Механизмы сна и бодрствования. Сон, его фазы, значение. Электроэнцефалограмма во время быстрого и медленного сна.
Содержание лабораторных работ
№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 1. Выработка зрачкового рефлекса у человека | ||
Высшая нервная деятельность | Определить основные условия для выработки условного рефлекса. Отметить особенности выработки условного рефлекса у человека. | Записать опыт в протокол. Отметить особенности выработки условного рефлекса у человека. |
Лабораторная работа № 2. Психофизиология ВНД | ||
Высшая нервная деятельность | Определить психофизиологические особенности ВНД испытуемого по психомоторным пробам | Записать результаты в протокол. Сделать вывод о психофизиологических особенностях ВНД. |
Лабораторная работа № 3. Выявление ведущего типа памяти | ||
Высшая нервная деятельность | Определить ведущий тип памяти, запоминая определенное количество слов зрительно и на слух. | Записать результаты в протокол. Определить коэффициент памяти. Сделать вывод. |
Формы и методы обучения
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:
6.1. Технологии аудиторной работы:
Традиционные технологии:
· академические лекции;
· практические занятия.
Технологии проблемного обучения:
· интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;
· выступление с сообщением по реферату.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· лабораторные работы.
6.2. Технологии внеаудиторной работы:
Традиционные технологии:
· подготовка к занятию, собеседование по теме;
· подготовка реферата.
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Основные формы самостоятельной работы студентов,необходимые для успешного освоения программы формирования компетенций в рамках дисциплины:
- подготовка к лабораторным занятиям;
- изучение учебников и учебных пособий;
- выполнение контрольных работ;
- написание тематических докладов, рефератов;
- составление таблицы по изучаемым темам.
- оформление протоколов лабораторных работ
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
· тестирование;
· контрольная работа;
· собеседование;
· устный опрос;
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | ||||
подготовка к практическим занятиям | Выполнение лабораторных работ и оформление протоколов | подготовка реферата | Составление таблицы по изучаемым темам | Изучение учебной литературы | |||
Основные механизмы работы мозга | 12/0,3 | ||||||
Физиология памяти | 12/0,3 | ||||||
Функциональная структура поведенческого акта | 8/0,2 | ||||||
Физиология эмоций | 4/0,1 | ||||||
Мышление и речь | 120,3 | ||||||
Физиология сна | 6/0,2 |
7.2. План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
обязательная | дополнительная | |||||
Подготовка к лабораторным занятиям | Основные механизмы работы мозга Физиология памяти Функциональная структура поведенческого акта Физиология эмоций Мышление и речь Физиология сна | + | 1-4 | Тест, устный опрос, | ||
Выполнение лабораторных работ и оформление протоколов | Основные механизмы работы мозга Физиология памяти Мышление и речь | + | 2-4, 13 | отчет | ||
подготовка реферата | Основные механизмы работы мозга Физиология памяти Функциональная структура поведенческого акта Мышление и речь Физиология сна | + | оценка | |||
Составление таблицы по изучаемым темам | Функциональная структура поведенческого акта Мышление и речь | + | отчет, | |||
Изучение учебной литературы | Основные механизмы работы мозга Физиология памяти Функциональная структура поведенческого акта Физиология эмоций Мышление и речь Физиология сна | + | 2-4 5-7 10-1 12-13 14-15 | Опрос, отчет |
7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению
7.3.1. Темы рефератов:
«Боль – это благо или кара?»;
«Сон и бодрствование – две стороны одной медали. Нарушения сна»;
«Влияние эмоций на функциональное состояние организма»;
«Значение второй сигнальной системы для человека»;
«Функциональная асимметрия мозга – это хорошо или плохо?»
«Утомление. Принципы сохранения высокой работоспособности».
7.3.2. Методические рекомендации по выполнению рефератов
Для написания реферата необходимо изучить литературу по теме, использовать учебники, учебные пособия, справочники, периодические издания, ресурсы сети Интернет.
Оформление реферата необходимо осуществлять по следующим разделам:
- Введение
- Содержание изучаемой проблемы (обзор литературы)
- Заключение
- Список литературы
Титульный лист должен содержать наименование учреждения и кафедры, где оформляется работа. Посередине листа заглавными буквами пишется название работы. Затем – фамилия студента, номер курса, группы, название факультета, дата написания работы. Ниже должна быть указана фамилия преподавателя, его титулы. В самом низу листа посередине – название города и год выполнения работы.
По ходу изложения основного материала приводятся рисунки, схемы, таблицы. Рисунки могут быть выполнены вручную, или отсканированы.
Cписок используемой литературы включает весь используемый, цитируемый и упомянутый материал – журналы, статьи, рефераты, книги, монографии и диссертации. Он должен включать в себя фамилию, инициалы автора, название книги, место и год издания, издательство и др. Список излагается в алфавитном порядке.
Текст реферата оформляется:
- в формате текстового редактора WORD;
- поля: верхнее, левое, нижнее – по 2 см, правое – 1 см;
- шрифт Times New Roman;
- размер шрифта – 14 пт.;
- междустрочный интервал – одинарный;
- абзац (автоматический) – не менее 1,25 см;
- текст выровнен по ширине.
Нумерация страниц единая, номер страницы располагается вверу в середине страницы.
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. | М.: Академия, 2008. | Учебник для вузов | |
2. | Ноздрачев А.Д. и др. Начала физиологии | Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.:Лань, 2004. 1088 с. | Учебник для вузов. |
8.2. Дополнительная литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | Гайворовский И.В., Гайворовский А.И. Функциональная анатомия центральной нервной системы | Университетская библиотека онлайн | Учебник для вузов. |
Столяренко А.М.. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. | М.:Юнити-Дана, 2012.-465 с. Университетская бибилиотека онлайн | Учебник для вузов. |