Эта тишина не есть что-то отрицательное, скорее она утвердительна, - это цветение. Внутри вас расцветает цветок тишины, и через него выражается все проживаемое вами.
Здесь нужно понять еще кое-что. Такое выражение настоящего через воображение не является ни воображением будущего, ни реакцией на прошлое. Это не есть выражение чего-то пережитого вами на опыте. Это переживание самого переживания - как вы через него проходите, как оно к вам приходит. Не пережитый опыт, но живое переживание опыта. Тогда опыт и его переживание не являются двумя разными вещами. Они - одно и тоже. Тогда нет художника. Само переживание обращается живописью... ваш опыт выражает сам себя. Вы - не творец. Вы - творчество, живая энергия. Вы - не поэт, вы - поэзия. Ваш опыт не предназначен ни прошлому, ни будущему. Он не исходит ни из прошлого, ни из будущего. Момент обращается вечностью, и из него исходит все. Цветение.
У этого цветения, точно так же как и у напряжения, семь слоев. Цветение проявляется в каждом теле. Так, если оно начинается на физиологическом уровне, вы становитесь красивыми в совершенно новом смысле. Эта красота идет не от вашей формы, но от бесформенности, не от видимого, но от незримого. И если вы ощутите этот момент ненапряженности в своем теле, то познаете неведомое вам прежде благополучие, положительное благополучие.
Нам известны состояния отрицательного благополучия - отрицательного в том смысле, в каком человек, не чувствуя себя больным, говорит, что он здоров. Это здоровье есть всего лишь отрицание болезни. В нем нет ничего положительного - лишь отсутствие заболевания. Из медицинского определения здоровья следует, что, если вы не больны, значит, здоровы. Но у здоровья есть и положительное измерение. Это не просто отсутствие болезни, но наличие здоровья.
Ваше тело может быть ненапряженным только тогда, когда оно живет от момента к моменту. Если момент принятия пищи превращается в вечность, то у вас нет ни прошлого, ни будущего. Все, что остается, - это сама трапеза, процесс. Вы уже не делаете что-то внешнее, вы сами обратились деланием. Напряжения нет, вы чувствуете полное удовлетворение. Или если вы занимаетесь сексом, и это становится для вас не просто средством снять напряжение, но позитивным выражением любви, - если момент близости обретает тотальность, если вы погружаетесь в него без остатка, - то это и есть положительное благополучие вашего тела.
Если вы бежите, и бег наполнил ваше существование до краев, если вы сами становитесь приходящими к вам ощущениями (не чем-то отдельным от них, но ими), если нет ни будущего, ни цели бега, но сам бег и есть цель, - то вы знаете, что такое положительное благополучие. Тогда ваше тело не напряжено. На физиологическом уровне вы познали момент ненапряженности. Это касается всех семи тел.
Понять, что такое момент ненапряженности в первом теле, - легко, так как мы уже знаем два возможных состояния тела: положительно определенную болезнь и отрицательно определенное благополучие, или отсутствие болезни. Зная это, мы можем представить себе и третью возможность, - положительное благополучие, здоровье. Но понять, что такое ненапряженность во втором, эфирном теле, уже несколько труднее, - ведь вы ничего о нем не знаете. И все же кое-что понять можно.
Сновидения, прежде всего, связаны со вторым, эфирным телом. Так что, когда мы говорим о сновидениях, речь обычно идет именно о снах эфирного тела. Однако если ваше физическое тело живет в напряжении, то многие сны могут создаваться и в нем. К примеру, когда вы совершаете пост или просто голодны, это определенным образом влияет на ваши сны. Тогда вы видите физиологические сны. Они не имеют к эфирному телу никакого отношения.
Эфирному телу свойственны собственные моменты напряженности. Мы знаем эфирное тело лишь по снам: если оно напряжено, нам снятся кошмары. Тогда напряжение не оставляет вас даже во сне. Оно следует за вами неотступно.
Прежде всего, напряжение в эфирном теле связано с удовлетворением страстей. Всем снятся сны о любви. Сексуальность - физиологическая функция, а любовь - нет. Любовь связана лишь с эфирным телом и не имеет к физическому, никакого отношения. Но если ее нет, от этого страдает и ваше физическое тело. Потребности, которые нужно обеспечивать, есть не только у физического тела, но и у эфирного. У него есть свой голод, ему тоже нужна пища. И его пища - любовь.
Мы все лишь грезим о любви, видим о ней сны, но никогда не любим. Каждый мечтает о любви, - как это будет, кто это будет, - но всех тут постигают одни разочарования. Мы либо грезим о будущем, либо разочарованно вспоминаем о прошлом, но никогда не любим.
Есть в эфирном теле и другие факторы напряженности, но любовь легче всего понять. Если вы способны любить прямо сейчас, то напряженность в вашем втором теле сменяется ненапряженностью. Но, если ваша любовь обременена требованиями, ожиданиями, условиями, вы не можете любить прямо сейчас, ибо эти требования, ожидания и условия относятся к будущему. Настоящее неподвластно нашим определениям. Оно таково, каково оно есть. У вас могут быть определенные ожидания по поводу будущего, по поводу того, каким оно должно быть. И любовь тогда тоже "должна", она превращается во что-то, что еще только "должно быть". Вы можете любить в настоящем только в том случае, если ваша любовь лишена ожиданий и требований, если она безусловна.
И еще: если ваша любовь направлена лишь на одного человека, и ни на кого более, то это не может быть любовью в настоящем. Если ваша любовь является отношением, а не состоянием сознания, то вы не можете любить в настоящем, ибо на очень тонком уровне это тоже условие. Если я говорю, что могу любить только тебя, то в тот момент, когда тебя рядом со мной нет, я вообще не могу любить. Двадцать три часа в сутки я пребываю в состоянии нелюбви, и лишь один час, пока ты со мной, я люблю. Это невозможно! Невозможно в один момент любить, а в другой - не любить. Если я здоров, я здоров все двадцать четыре часа в сутки. Здоровье - это не отношение, это состояние бытия.
Любовь - это не взаимоотношения между двумя людьми. Это состояние сознания. Если вы любите, то ваша любовь распространяется на все - не только на людей, но и на вещи. Вы излучаете любовь даже на предметы. Даже когда вы один, когда никого нет рядом, вы все равно любите. Это как дыхание. Если я поклянусь дышать лишь тогда, когда рядом ты, то скоро мне придет конец. Дыхание не принадлежит к разряду взаимоотношений, оно не привязано ни к каким взаимоотношениям. А для эфирного тела любовь - как дыхание. Она и есть его дыхание.
Итак, вы или любите, или не любите. Разновидность же любви, изобретенная человечеством, очень опасна. Даже болезнь не приводит к такой нелепости, как эта так называемая любовь. Все человечество больно ложными представлениями о любви.
Если вы способны любить и любите - все равно кого, - то ваше второе тело исполнено чувства благополучия, положительной непринужденности. Кошмары вам не снятся. Сны превращаются в поэзию. С вашим вторым телом что-то происходит, и его аромат овевает не только вас, но и окружающих. Где бы вы ни оказались, вас сопровождает аромат любви. И, конечно, к вам приходит ответ, своего рода эхо.
Настоящая любовь не есть функция эго. Эго всегда ищет власти, поэтому, даже когда вы влюблены, ваша любовь склонна к насилию, - ибо она не настоящая, это лишь часть вашего эго. Каждый раз, когда мы любим, - это насилие, это что-то вроде войны. Отец и сын, мать и дочь, муж и жена - они не любят друг друга, они превращаются во врагов. Они постоянно борются между собой. Минуты же, когда их битва утихает, мы и называем любовью. Эго отрицательное определение. Перерыв между двумя битвами, перемирие.
Но на самом деле, между двумя войнами не может быть мира. Так называемый мир оказывается лишь подготовкой к грядущей войне. Между мужем и женой нет мира, нет любви. То перемирие, которое мы называем любовью, - это лишь подготовка к следующей битве. Мы думаем, что состояние между двумя приступами болезни можно назвать здоровьем, и думаем, что в промежутке между битвами нас ждет любовь. Это не любовь, а лишь передышка. Вы не в силах бороться все двадцать четыре часа в сутки, поэтому в какие-то моменты вы начинаете любить своего врага.
Любовь невозможна как взаимоотношение, а возможна только как состояние сознания. Если любовь приходит к вам как состояние сознания, то ваше второе, эфирное тело чувствует себя совершенно раскованно, ненапряженно. Оно расслабляется. Напряжение во втором теле может иметь и другие причины, но я говорю о любви, потому что это легче всего понять. Я говорю о любви, ибо нам кажется, будто мы знаем, что это такое.
Третье тело - астральное тело. Ему свойственна собственная напряженность. Она обусловлена не только этой жизнью, но и вашими предыдущими воплощениями. Напряженность в третьем теле становится результатом всех ваших прошлых состояний и стремлений. Тысячи и тысячи жизней с их повторяющимися стремлениями, - и все это в вашем астральном теле. А вы всегда к чему-нибудь да стремились! Не важно к чему. Стремление осаждается в третьем теле.
Астральное тело - это склад всех ваших стремлений, всех ваших желаний. И потому это самая напряженная часть вашего существа. Погружаясь в медитацию, вы тут же ощущаете астральную напряженность, ведь медитация начинается именно с третьего тела. Люди, ощутившие эту напряженность при медитации, приходили ко мне и жаловались: "С тех пор как я начал медитировать, напряженность во мне усилилась". Она не усилилась, просто вы начали ее осознавать. Теперь вы знаете то, чего не знали раньше астральную напряженность. Поскольку же она экстрагирована из стольких жизней, ее нельзя описать каким-то одним словом. О ней нельзя сказать ничего определенного. Ее можно только пережить и познать.
Страсть сама по себе, есть напряженность. Мы никогда не свободны от той или иной страсти. Некоторые люди даже страстно желают бесстрастия! Полный абсурд. В третьем, астральном теле вы можете испытывать страсть к бесстрастию. На самом деле эта страсть одна из сильнейших. Она способна создать одну из огромнейших брешей между тем, что вы есть, и тем, чем вы хотите стать.
Итак, примите свои страсти такими, какие они есть, и запомните, что во всех ваших жизнях у вас их было очень много. Вы очень многого хотели, и вот все эти желания накопились. В третьем, астральном теле нужно принять свои страсти как они есть. Не боритесь с ними, не создавайте в себе страсть избавиться от них. Просто примите. Знайте, что вы полны желаний и чувствуйте себя с ними непринужденно. И тогда в астральном теле напряженности не станет.
Если вы способны принять неисчислимое множество страстей внутри себя, избежав страсти их преодолеть, если вы способны жить в толпе желаний (представляющих все ваше прошлое) и принимать их такими, какие они есть, если это приятие будет полным, - то в определенный момент вся эта толпа исчезает. Толпы больше нет, ибо она может существовать лишь на фоне страсти - постоянного желания чего-то несуществующего. Предмет желаний никакого значения не имеет, он вообще не относится к делу. Желайте хоть бесстрастия, - это станет фоном, и тогда с вами будет вся толпа.
Примите свою страсть, и придет бесстрастие. Вы принимаете страсть такой, какая она есть, и теперь уже желать нечего - страсти нет. Вы принимаете все, как есть, даже свои страсти. И тогда они испаряются, с ними даже ничего не нужно делать. Астральное тело обретает непринужденность, переходит в состояние положительного благополучия. Лишь после этого вы можете перейти к четвертому телу.
Четвертое тело - ментальное. Как в третьем теле есть страсти, в четвертом есть мысли - противоречивые мысли. Их целая толпа, и каждая пытается утвердиться как целое, пытается овладеть вами, как если бы она была всем. Итак, в четвертом теле напряжение создают мысли. Бытие без мыслей (не сон, не потеря сознания, а безмысленное сознание) - это здоровье, благополучие четвертого тела.
Но как человек может находиться в сознании без мыслей? Каждую секунду рождается новая мысль. Каждую секунду что-то в вашем прошлом входит в конфликт с чем-то в вашем настоящем. Раньше вы были коммунистом, а теперь вы католик, у вас новая вера, но прошлое по-прежнему остается с вами. Вы можете стать католиком, но вы не можете выбросить из головы свой коммунизм, он остается внутри вас. Вы можете изменить свой образ мышления, но отвергнутые мысли остаются с вами, они ждут своего часа. Вы не можете перестать их думать. Они достигают самых глубин вашего существа, проникают в бессознательное. Они не покажутся вам на глаза (ведь вы их отвергли), но останутся с вами, и будут ждать своего часа.
И их шанс, в конце концов, выпадет. Даже в течение любых, наугад взятых, двадцати четырех часов обязательно наступит момент, когда вы снова будете коммунистом, и потом опять станете католиком. Это будет повторяться вновь и вновь, мысли так и будут сновать туда-сюда, пока вы вконец не запутаетесь. Итак, для ментального тела напряженность - это путаница, противоречивые мысли, противоречивый опыт, противоречивые ожидания - и в конечном счете, ваш разум запутается окончательно. Но если ваш запутанный разум попытается преодолеть эту путаницу, он только запутается еще больше, ибо из состояния запутанности ясности не достичь.
Вы запутались. Духовный поиск создаст лишь новое измерение этого состояния. Все, что вас сбивало с толку раньше, осталось на месте, просто добавилась еще одна путаница. Вы встретили одного гуру, второго, еще одного, и каждый из них запутывает вас все больше. Старая путаница остается на месте, но к ней добавляется еще и новая. Вы попадете в психушку! Вот что происходит в четвертом, ментальном теле. Здесь источник напряженности - путаница.
Как же можно путаницу преодолеть? Вам удастся сделать это только в том случае, если ради одной мысли вы не будете отвергать другую. Ничего не отрицайте, - ни коммунизм ради религиозности, ни Бога ради атеистической философии. Если вы примете все свои мысли, вам больше не придется делать выбор, и напряженность исчезнет. Если же вы будете выбирать и дальше, то этим свою напряженность только усилите.
Осознание не должно выбирать. Вам нужно осознавать сразу весь процесс мышления, всю эту путаницу. Когда вы осознаете ее, вы в тот же миг поймете, что все это лишь путаница. Ничего не нужно выбирать, нужно все это отвергнуть. Едва вы поймете, что это все лишь путаница, и сможете отвергнуть ее в любой момент, это уже не будет представлять для вас трудности.
Так что осознайте свой разум целиком. Не выбирайте, оставайтесь вне выбора. Не говорите "я - атеист" или "я - теист". Не говорите "я - христианин" или "я - индуист". Не выбирайте - просто осознавайте, что иногда вы христианин, иногда коммунист, иногда святой, иногда грешник. Иногда вам импонирует одна идеология, иногда другая, но все это преходящее. Осознавайте это в полной мере.
Тот момент, когда вы осознаете все процессы вашего разума, станет для вас моментом утраты тождественности. Вы больше не будете тождественны своему разуму. Вы впервые познаете себя как сознание, а не как разум. Сам разум станет для вас объектом. Как вы воспринимаете других людей, как вы воспринимаете мебель в своем доме, точно так же вы будете воспринимать и свой разум, ментальный процесс. Теперь вы стали этим осознанием, и оно нетождественно разуму.
Вся проблема четвертого, ментального тела состоит в том, что мы отождествляем себя с разумом. Если заболевает ваше тело, и кто-то говорит вам, что вы больны, это вас не обижает. Но если заболеет ваш разум и кто-то скажет: "Твой разум болен, кажется, ты сходишь с ума", - то вы обидитесь. Почему?
Когда кто-то говорит: "Похоже, твое тело приболело", - вы воспринимаете это даже как проявление симпатии. Но если кто-то заикнется о здоровье вашего разума (что у вас, должно быть, поехала крыша, что вы ведете себя слишком нервно), то вы обидитесь, ибо вы отождествляете себя с разумом глубже, чем с телом.
Вы можете воспринимать себя отдельно от тела. Вы можете сказать: "Вот моя рука". Но сказать: "Вот мой разум" гораздо сложнее. Вы думаете: "Мой разум - это я". Вы можете мне позволить прооперировать ваше тело, но не разум. Вы скажете: "Нет, это уже слишком! Я утрачу свою свободу!" Мы очень глубоко отождествляем себя с разумом - это и есть мы. Просто не знаем ничего глубже, вот и идентифицируем себя с ним.
Мы знаем нечто более глубокое, чем тело, - разум, и поэтому способны не отождествлять себя с телом. А глубже разума мы не знаем ничего. Лишь начав осознавать мысли, вы сможете узнать, что разум - это всего лишь некий процесс накопления - механизм, склад, компьютер ваших прошлых переживаний, обретенных знаний и умений. Это не вы, вы можете обойтись и без него. Можно его прооперировать, можно изменить, можно вообще выбросить.
А сейчас вообще возникают совершенно новые возможности. Недалек тот день, когда ваш разум можно будет пересадить другому человеку. Как трансплантируют сердце, так рано или поздно научатся трансплантировать и память. Человек тогда не будет умирать полностью. По меньшей мере, можно будет спасти его память, пересадив ее в ребенка. Вся его память перейдет к ребенку. Он будет делиться опытом, через который сам не прошел, но сможет сказать: "Я это познал". Все, что знал умерший, будет знать и этот ребенок, ибо ему будет отдан весь разум ушедшего из жизни человека.
Это кажется нам опасным, и, вполне возможно, мы этому случиться не позволим, ибо побоимся утратить свою идентичность. Мы - это наш разум! Но мне кажется, что в этой возможности кроется значительный потенциал. Так может родиться новое человечество. Мы способны осознавать разум потому, что разум - это не мы, это не "я". Разум - это такая же часть моего тела, как почка. Мне можно пересадить новую почку, и я при этом буду оставаться прежним человеком, точно так же я могу жить с трансплантированным разумом, и ничто во мне не изменится. Я буду тем же, кем и был, просто у меня будет добавочный разум. Разум - это механизм. Но поскольку мы себя идентифицируем с ним, возникает напряжение.
Итак, что касается четвертого тела, то тут осознание - это здоровье, а его отсутствие - болезнь. Осознание несет ненапряженность, его отсутствие - напряженность. Мы привыкли идентифицировать себя со своими мыслями, мы живем в них, и от этого между нами и нашей истинной сущностью возникает барьер.
Рядом с вами растет цветок, но вы его никогда не узнаете, ибо вы постоянно о нем думаете. Цветок умрет, а вы все будете думать о нем. Мышление натянуло пленку между вами и вашим опытом - прозрачную, да не совсем; это лишь иллюзия прозрачности.
Например, вы меня слушаете. Но вполне возможно, что на самом деле вы не слушаете. Если вы думаете о том, что я говорю, то вы уже не слушаете. Вы забегаете вперед или отстаете, - но вы не со мной. В вашей голове или повторяется прошлое, или проецируется будущее, но только не то, что я говорю.
Вполне возможно даже, что вы можете дословно повторить все сказанное, - ваш механизм все записал, он может повторить мои слова, воспроизвести их. И вот вы станете возражать: "Если я ничего не слышал, как же я теперь могу это воспроизводить?" Но ведь и магнитофон меня не слышит. Ваш разум может работать в точности как машина. Вы можете быть тут, а можете и не быть. Вы не нужны. Вы можете слушать и при этом думать о своем. Разум - ваше четвертое, ментальное тело - становится барьером. Между вами и тем, что есть, стоит преграда.
Едва коснувшись, вы отстраняетесь от опыта. Едва взглянув, вы отворачиваетесь. Я беру вас за руку - это экзистенциальный факт, - но при этом вас может рядом не быть. Вы ничего не заметили. Прикосновение не прошло мимо вас, вы ощутили его кожей, но при этом были в своих мыслях.
Итак, в четвертом теле нужно осознавать свой процесс мышления как целое. Не выбирать, не решать, не судить - просто осознавать его. Тогда вы перестаете себя с ним идентифицировать, а если вы не идентифицируете себя с процессом мышления, то вы не напряжены.
Пятое тело - духовное. Единственный источник напряженности в этом теле - незнание себя. Сколько вы себя помните, вы прекрасно понимали, что вы себя не знаете. Вы проживете жизнь, сделаете то, сделаете это, чего-то достигнете, но ощущение незнания себя, вас не оставит. Оно будет красться позади вас. Оно вас никогда не покинет, и не старайтесь забыть о нем, и не пытайтесь убежать. Вы не можете убежать от своего незнания. Вы знаете, что вы не знаете. Это недомогание пятого уровня.
Дельфийские мудрецы, написавшие на храме "Познай себя", исследовали как раз пятое тело. Они с ним работали. То же постоянно повторял и Сократ: познай себя. Он тоже исследовал пятое тело. Для пятого тела, для атма джняна, знание себя - единственное знание.
Итак, в пятом теле напряжение создается между познанием и невежеством. Но помните, я говорю о познавании и невежестве, а не о знании и невежестве. Знание можно почерпнуть из писаний, познание ниоткуда почерпнуть нельзя. Этой ошибкой, этим непониманием разницы между знанием и познанием отмечены действия очень многих людей. Познание всегда ваше. Я не могу передать вам свое познание - лишь знания. Писания сообщают вам знания, но не познание. Писания расскажут вам, что вы божественны, что вы атман, что вы "Я", - но все это не познание.
Если вы придаете этим знаниям слишком большое значение, внутри вас возникает огромная напряженность. Ваше невежество остается с вами, и к нему добавится ложная, обретенная извне информация - позаимствованное знание. Оставаясь невежественным, вы будете думать, будто что-то знаете, - это будет только усиливать напряжение. Гораздо лучше ничего не знать и хорошо понимать, что "я - человек невежественный". Напряжение в вас будет и при этом, но не такое сильное. Если вы не обманываете себя знанием, полученным от других, то вы можете искать в себе, и тогда познание возможно.
Потому что вы есть, это можно сказать с уверенностью... кем бы вы ни были, вы есть. Отрицать это нельзя. И еще, вы - кто-то знающий. Возможно, вы знаете других; возможно, вы знаете лишь иллюзии; возможно, все, что вы знаете, неверно, - но вы знаете. Итак, можно быть уверенным в двух вещах: в вашем существовании и в вашем сознании.
Но вам не хватает чего-то третьего. Сущность личности человека имеет три составляющие... существование, сознание и блаженство, - сат-чит-ананда. Нам известно, что мы - само существование, и известно, что мы - те, кто знает, то есть мы - само сознание. Недостает лишь блаженства. Но если вы поищете внутри себя, то узнаете и третье. Оно с вами. Блаженство, экстаз существования - с вами. И, познав его, вы будете знать себя полностью... свое существование, свое сознание, свое блаженство.
Вы не можете знать себя полностью, если вам неведомо блаженство, ибо человек, не знающий блаженства, бежит от себя. Вся наша жизнь есть бегство от себя. Другие помогают нам совершить этот побег. Потому-то мы и сориентированы на других. Даже обретая религиозность, человек познает Бога как другого. И он по-прежнему сориентирован на другого, он повторяет ту же ошибку. Итак, на пятом этапе человек должен обрести состояние поиска себя изнутри. Это не поиск, но состояние поиска.