Игры для ознакомления детей с комнатными растениями

Основные задания в играх с этим материалом — описать растения и найти их по описанию, запомнить названия растений.

Найдите, что опишу

Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 5—6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т. д.

Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называ­ет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. За­тем он предлагает кому-либо из ребят показать растение и назвать его.

Отгадайте, что зарастение

Дидактическая задача. Описать предмет и узнать его по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в при­нятом порядке.

Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает до­школьникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, ка­кие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или тол­стые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно-, светло-зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окра­шены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений, данного вида.

Где спрятано растение!

Первый вариант.

Дидактическая задача. Запомнить располо­жение предметов, найти изменения в их расположении.

Игровые действия. Поиски изменений в распо­ложении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование. Для первой игры нужно 4—5 ра­стений, для последующих — до 7—8.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспита­тель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось,— предлагает он.— Какие растения пе­реставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)

Второй вариант.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание. Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает организовать ее. Для этого предлагает 2—3 ре­бятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4—5 штук) ставят по кругу, на каждом из них — растение. Один ребенок стоит в середи­не и отгадывает, другой переставляет растения. (Следует обратить внимание детей, чтобы они осторожно обращались с растениями.)

Узнай растение

Дидактическая задача. Найти растение по названию.

Игровые действия. Соревнование кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного се­мейства) стоят на своих постоянных местах. Воспита­тель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по како­му признаку определили. Кто быстрее это сделает, полу­чит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы».

Примечание. Подобная игра знакома старшим дошкольни­кам: они играли в средней группе. Тогда в игру включалось 3—4 рас­тения с резко отличительными признаками. В старшей и подгото­вительной к школе группах ребенку предлагают найти растение из 8—10 и указать характерный признак, по которому определил его.

Магазин «Цветы»

Первый вариант.

Содержание знаний. Вспомнить вместе с деть­ми названия растений, их частей, отличительные призна­ки некоторых из них.

Дидактическая задача. Описать, найти и на­звать предметы по характерным признакам.

Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры. На столе расставляют комнатные расте­ния так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понра­вившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая по­следовательность: есть ли стебель и какой он (прямо­стоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.

В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.

Второй вариант.

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращива­ют для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать расте­ния по месту произрастания, описать их внешний вид.

Правила. Покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Оборудование. Магазин устраивают на несколь­ких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и поку­пателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдает покупку.

В ходе игры роли могут меняться.

Примечание. Подобно играм с комнатными растениями можно организовать игры с цветами, которые лучше проводить во время прогулок на участке детского сада. Эти игры строят с учетом двигательной активности детей и проводят как подвижные (типа «Ловишки», «Найди пару» и т.д.)

Наши рекомендации