Я часть. Работа с графическими моделями листа
Педагог предлагает выбрать графические модели, обозначающие качества листовой пластинки и способы удаления пыли (рис. 1).
Рисунок 1. Графические модели
ВОСПИТАТЕЛЬ. Сколько признаков, качеств листовой пластинки нужно знать, чтобы правильно выбрать предметы для ухода за ними?
ДЕТИ. Надо знать два признака: толщину листьев и особенность поверхности.
Дети отбирают карточки-модели, объясняют, что изображено на них.
ВОСПИТАТЕЛЬ. У нас в группе растет плющ. Какие его листья на ощупь? Как их нужно мыть?
ДЕТИ. У него гладкие, плотные листья. Их можно мыть влажной тряпочкой.
ВОСПИТАТЕЛЬ. В каком случае листья лучше протереть, а в каком случае облить?
ДЕТИ. Если растение маленькое, листьев мало и они плотные, то его лучше протереть. Если листьев много, лучше облить, быстрее получится.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Найдите карточку, которая рассказывает о количестве листьев.
Дети подбирают нужную картонку и объясняют свой выбор.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А зачем нужно мыть листья у растений?
ДЕТИ. Чтобы они были красивыми.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А еще зачем?
ДЕТИ. Чтобы растению легче дышалось.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А что еще нужно для жизни растений?
ДЕТИ. Свет, тепло, вода, воздух, почва, питание...
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какое из этих растений мы чаще поливаем? Почему?
ДЕТИ. Бальзамин любит воду. Его надо часто поливать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы правы. У него тонкие листья, тонкая кожица на них, и вода с них быстро испаряется, поэтому и поливать его надо чаще. А какое из этих растений надо реже поливать?
ДЕТИ. Если у растения плотные листья, его надо реже поливать. У аспидистры плотные листья, ее надо реже поливать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие листья у бегонии на ощупь?
ДЕТИ. У бегонии листья не такие плотные, как у аспидистры, но они плотнее, чем у бальзамина. Значит, ее надо поливать не так часто, как бальзамин, но чаще, чем аспидистру.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, бегонию надо поливать довольно часто, хотя ее листья покрыты волосками, что защищает их от быстрого испарения. А теперь поставьте рядом с растениями карточки-модели, на которых изображены лейки с разным уровнем воды, т. е. обозначьте частоту поливки.
Дети подбирают графические модели и расставляют их у растений.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А как узнать, какому из растений надо больше налить воды в лейку, а какому меньше и почему? Что еще должны мы учесть, кроме качества листьев?
ДЕТИ. Надо учитывать величину растения и величину горшка. Большому кому земли воды надо больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Сравните растения, горшки и определите, какому же растению надо больше воды, какому меньше, и объясните почему?
Дети сравнивают размеры растений, величину горшков.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Так о чем же нам могут рассказать листья?
ДЕТИ. Листья растений нам подсказывают, как правильно удалять с них пыль, как часто надо их поливать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Итак, от площади листовой пластинки, качества ее поверхности и толщины зависят скорость испарения влаги, а значит, частота полива.
ЗАНЯТИЕ 2.
Программное содержание:
Учить определять потребность растений в свете, влаге, ориентируясь на происхождение растений (их родину); показать, что из правил могут быть исключения (у фикуса листья плотные, гладкие, но это тенелюбивое растение, а не светолюбивое; у бегонии листья цветные, покрытые волосками, но она тоже тенелюбивое растение); закрепить представления о карте, названия материков, условные обозначения на карте; напомнить о значении комнатных растений в жизни человека; продолжать учить сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать; устанавливать пространственные отношения (север, юг, восток, запад; «дальше, чем...», «ближе, чем...»); развивать познавательные интересы; воспитывать коммуникативные способности.
Материал и оборудование:
Комнатные растения (столетник, кактус, бегония, герань, плющ обыкновенный, хлорофитум, фикус, бальзамин); модели-карточки (рис. 1); физическая карта мира; рисунки контуров материков с условными обозначениями растений; цветные карандаши, цветные полоски бумаги или цветные ниточки; разрезные буквы; специальные индивидуальные карточки; плакат-таблица условных обозначений комнатных растений; фланелеграф.
ХОД ЗАНЯТИЯ