Глава 1. современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в процессе формирования представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ РАСТЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Содержание знаний о растении как единице живой природы и предмете познания ребенка. Морфофункциональная приспособленность растений к среде обитания
Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики экологического образования, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно проистекает оттого, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего, потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию, и позволяет живому организму реализовать себя во всех сферах жизни.
Следующее важное понятие — морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания — по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Отсюда вытекает главная экологическая идея: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.[8]
Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений доступны восприятию дошкольника, поэтому и знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему.
Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами и с какими свойствами они окружены.
Необходимо подчеркнуть, что факторы внешней среды действуют на растение не изолированно, а во всей их совокупности. Например, питательные вещества почвы используются растением лишь при наличии оптимальной температуры, влажности и реакции почвы. Изменение одного фактора приводит к повышенной или пониженной потребности в другом факторе. Столь сложные взаимоотношения растения со средой обитания, учет всего многообразия факторов и их изменений недоступны детям дошкольного возраста. Однако их модификация и упрощение до нескольких факторов, наиболее значимых в жизни растений, вполне доступны пониманию и усвоению в старшем дошкольном возрасте.
Как и все живые организмы, растения хорошо приспособлены к среде обитания. Приспособленность проявляется в различных морфологических особенностях растений, в их физиологических процессах, которые можно наблюдать в сезонной смене их состояний. Осеннее сбрасывание листвы, например, имеет определенный биологический смысл: значительно уменьшается общая поверхность надземной части растения, а, следовательно, и опасность зимнего испарения влаги. Сбрасывая листву, растение облегчает себе перезимовку, сокращает возможные потери воды. Это одно из приспособлений, позволяющих лучше переносить суровые условия холодного времени года. Многолетние травянистые растения, которые зимуют под толстым слоем снега (т.е. в совершенно иных условиях), приобрели другие формы приспособленности: у одних выработалась холодоустойчивость, и они зимуют в зеленом виде (например, копытень, брусника); у других отмирает лишь надземная часть растения, а под землей в состоянии покоя сохраняются корневища, клубни, луковицы, которые весной дают новые молодые побеги.
Приспособленность к различным условиям жизни, проявляющаяся в морфологических особенностях, отчетливо видна на растениях разных климатических зон.
Внешний облик растительного покрова, состав растений любой территории во многом определяются особенностями местного климата — прежде всего температурой и количеством осадков в разные периоды года.
По типу отношения растений к таким факторам внешней среды, как вода, свет, температурные условия, сложились группы, которые мирятся с недостатком какого-либо фактора или, наоборот, требуют его изобилия. Та или иная особенность таких растений имеет ярко выраженные характерные признаки строения. Например, имеются растения фотофилы (светолюбивые) – жасмин комнатный, герань, бегония, фотофобы (теневыносливые) – папоротник, вьюнок, плющ, кипарис, туя, аспарагус и др.
Растения, которые приспособились к суровым условиям пустынь (обезвоженность, сильная жара, резкие температурные колебания), относятся к группе ксерофитов. Крайняя форма ксерофитов — кактусы, обитатели американских пустынь: их строение направлено на длительное сохранение и очень экономное расходование влаги — вместо листьев колючки, чрезмерно толстый стебель (основное хранилище влаги) покрыт толстой водонепроницаемой кутикулой, мощная корневая система располагается в поверхностных слоях почвы, что помогает максимально использовать каждый случай выпадения осадков. Не хуже приспособились к засушливым условиям суккулентные растения, имеющие толстые, сочные стебли и листья.
Противоположное явление представляют собой растения, привыкшие к изобилию влаги (например, папирус), — их тонкие стебли и листья легко испаряют ее и быстро реагируют на недостаток воды.
Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их развития. Все эти морфологические приспособительные особенности хорошо представлены на разнообразных комнатных растениях. Эти особенности можно наблюдать с детьми и учитывать при уходе за растениями.
Важно показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.
Растения нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Размеры растений колеблются от нескольких микрон (одноклеточные водоросли) до десятков метров (длина самого высокого мамонтового дерева – 150 м). Каждое живое существо обитает в определенных условиях, к которым оно хорошо приспособлено.
Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о растительном мире. Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что дошкольниками к семи годам накоплено много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о растениях. Это проявляется в том, что дети могут знать название растения и рассказать о его наиболее ярких признаках внешнего вида. Однако они имеют мало сведений о среде обитания данного растения, особенностях размножения, развития и ухода за ним. Для них составляет трудность провести параллель между наличием такого количества разных растений и средой их обитания. Необходимо подвести ребенка к пониманию того, что многообразие видов растений — это исторический итог эволюции, в основе которого лежит связь живого организма со средой и последовательная цепочка изменений в этих взаимоотношениях: преобразование условий жизни побуждает организм к адаптивным изменениям. Постоянные, но вечно меняющиеся взаимоотношения организма со средой неизбежно и закономерно ведут к созданию новых форм живого.
Конкретные знания детей о многообразии растительного мира могут быть обобщены посредством формирования групп, объединенных каким- либо признаком:
По жизненным формам (детям можно сказать — по внешнему виду) все растения делят на деревья, кустарники и травы.
§ Деревьями называют многолетние растения с одним одревесневшим стеблем (стволом). Далее деревья можно разделить на лиственные (береза, осина, тополь, яблоня) и хвойные (ель, сосна, лиственница).
§ Кустарниками называют многолетние растения с несколькими одревесневшими стеблями. Это калина, боярышник, бузина, смородина, крыжовник и т.д.
§ Травами называют растения без одревесневших стеблей. Их стебли обычно зеленые, мягкие, травянистые. Это клевер, колокольчик, зверобой, горох, огурец и т.д.
По принадлежности к крупным растительным сообществам – растения лесов, лугов, болот, пустынь и т.п;
По потребностям в воде растения делятся на три группы:
§ Гидрофиты – это водолюбивые растения и поливать их надо сразу после просыхания земляного покрова. Такого полива требуют большинство тропических растений с тонкими нежными листьями, а также некоторые растения с кожистыми листьями. Например: бегония, фиттония, адиантум, лимон, фикус, плющ.
§ Мезофиты – растения со средней потребностью во влаге. Это самая многочисленная группа. Полив осуществляется спустя 1-2 дня после просыхания. Так поливают растения с сильно опущенными стеблями и листьями, с толстыми корнями, а также с водоносными клубнями на корнях и луковичные. Например: пеперония, сенполия, пальмы, драцены, аспидистры, ароидные, аспарагус, хлорофитум, маранта.
§ Ксерофиты – растения, потребляющие очень небольшое количество воды. Их оставляют сухими в течение нескольких дней, месяцев. Например: алоэ, эхеверия, глоксиния, гиппеаструм, каладиум.[9]
по отношению к интенсивности света растения делятся на три группы: (Марковская М.М.)
§ светолюбивые растения, к ним относятся афеляндра, герань, кактусы, эхмея полосатая, абутилон (комнатный клен), ананас крупнохохролковый, колокольчик, каллизия изящная и др. Это растения со светло-зелеными или пестрыми листьями (исключение папоротники). Если растению не хватает света, то стебли вытягиваются, листья становятся меньше по размеру, позже они желтеют и даже могут побелеть.
§ Теневыносливые растения, такие растения могут расти и при освещении и при легком затемнении, к ним относятся аспарагусы, хлорофитумы, плющи, циссус, циртомиум серповидный, цикламен и др. На освещенных участках они быстро достигают декоративности, а в затемнении продолжительнее цветут. Это растения с темно-зелеными листьями.
§ Тенелюбивые растения, такие растения хорошо произрастают при неполном освещении. К ним относится аспидистра, традесканция, папоротники, давалия канарская, фикус крохотный, фиттония вершафельта, араукария разнолистная и др.[10]
Обозначенные способы классификации растений могут составить содержание обобщенных представлений, которые будут средством упорядочивания конкретных знаний дошкольников о многообразии растительного мира.
Формирование обобщенных представлений, о которых идет речь, имеет большое значение для умственного воспитания старших дошкольников. Важным моментом при этом является изменение оснований для построения различных обобщений с использованием одних и тех же объектов, т. е. когда одни и те же растения могут входить в различные группы. Относительность основания обобщений, возможность его изменения тесно связаны со способностью отражать предметы во всем многообразии их свойств. Переориентировка с одних признаков предметов на другие при формировании обобщенных представлений способствует развитию гибкости, подвижности детских представлений.
Таким образом, такой подход при формировании обобщенных представлений имеет методологическое значение: уже со старшего дошкольного возраста он создает возможность диалектического рассмотрения природных явлений, диалектического подхода в упорядочивании их многообразия. Объединяя растения по вышеназванным разделам, мы каждый раз выделяем новые особенности их отношения с внешней средой, новые сильные стороны приспособленности к ней. Это позволяет дошкольнику познавать природу не в раз и навсегда застывших категориях, а видеть их относительность, качественную изменчивость, единство противоречивых и различие внешне схожих явлений. С этих позиций сама идея многоаспектного анализа одних и тех же объектов при формировании обобщенных представлений о многообразии растительного мира становится воплощением диалектико-методологического подхода в ознакомлении старших дошкольников с природой.
Ребенок может забыть, как называется то или иное растение, но гораздо важнее, чтобы он получил первые представления об особенностях разнообразия растительного мира и местообитаний живых организмов; научился отличать растения друг от друга не только на картинках, но и в природе; мог объяснить некоторые особенности их внешнего вида в зависимости от среды обитания; имел элементарные представления о том, что нужно живым организмам для развития; о взаимосвязях растений и животных; проявлял к ним познавательный интерес, эмоционально-положительное, бережное отношение и желание их сохранить.
ВЫВОД
Растению как всякому живому организму свойственны определенные размеры и формы, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост и размножение. Кроме того, любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Под морфофункциональной приспособленностью понимается приспособленность строения и функционирования растения к определенным условиям окружающей его среды.
Восприятию дошкольника в первую очередь доступны внешние морфологические особенности растений: характерные черты строения, размеры, форма, окраска и прочие признаки, по которым в дальнейшем дети могут узнавать знакомые объекты и сравнивать их с новыми. Внешние проявления функционирования также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поэтому и знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным.
Учитывая особенности восприятия и мышления детей этого возраста, при формировании у дошкольника понятий о многообразии растений важно показать ребенку, как разнообразны растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.
При всем многообразии существующих форм и методов экологического воспитания дошкольника для формирования представлений о многообразии растительного мира, мы считаем, необходимым использовать наблюдение как отдельным методом, так и в системе с трудовой деятельностью и экологическим моделированием, а также дидактические экологические игры.
Наблюдая и исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети смогут описать их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики): цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном, возрасте наблюдения за живой природой и исследовательская деятельность.
В процессе ухода за растениями дети научатся их поливать рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая морфофункциональную приспособленность растений, правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей). Кроме того, это позволит сформировать у дошкольников общетрудовые умения, заложить основы культуры труда, закрепить полученные знания, воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактические и сюжетно-дидактические игры, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик, не могут не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного мира.
Мы ожидаем, что наблюдения, экологическое моделирование, труд детей по уходу за растениями, дидактические игры будут способствовать усвоению знаний о растительном мире, формированию представлений об их многообразии, выработке умений сравнивать, анализировать и обобщать. В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Констатирующий эксперимент
Эксперимент проводился на базе подготовительной группы ДОУ №2 г. Прокопьевска. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 10 человек. Возраст детей от 6, 2 до 6,7 г. Детский сад работает по программе «Детство», экологическое воспитание осуществляется на основании раздела «Ребенок открывает для себя мир природы» (авторы Н.Кондратьева и Л.М.Маневцева).
Формирование знаний о растениях у детей подготовительной группы происходит в следующем объеме и должно соответствовать следующему уровню знаний:
Первый блок знаний дополняет и расширяет представления детей о многообразии растений и раскрывает их принадлежность к миру живого на планете, выделяя их признаки и свойства. В соответствии с этим подбираются объекты познания. Это растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видоизмененные стебли, листья, корни — корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков и пр.
Содержание знаний о них — следующее:
Конкретные, представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, проявляющемся в строении, поведении, способах жизнедеятельности.
Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений в соответствующих условиях среды обитания, а также степени дифференцированности этих потребностей и способах их удовлетворения, например, растения, имеющие темно-зеленые листья, — как правило, теневыносливые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листы и стебли, покрытые плотной кожицей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива, и т.п.
Обобщенное представление о системе потребностей растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, для обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям).
Конкретное и обобщенное представление об уходе за растениями, его направленности на удовлетворение всех потребностей, основные трудовые процессы по уходу за объектами уголка природы, некоторыми растениями огорода, цветника.
Второй блок знаний расширяет и обобщает представления детей о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Он включает обобщенное представление о том, что растения могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении.
Конкретные представления о приспособлениях растений, с которыми дети знакомятся впервые (см. первый блок).
Обобщенное представление о том, что особенности приспособления обитания у растений изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления (например, изменение цвета листьев и листопад осенью).
Обобщенное представление о признаках сезона: состоянии растений, характерные явления в их жизни.
Обобщенное представление о системе приспособительных особенностей растений эколого-систематических групп к сезонным изменениям основных факторов среды (например, как они приспособились к зиме).
Третий блок знаний расширяет и уточняет представления детей о важном признаке всех живых существ — росте, развитии и размножении. Он включает обобщенное представление о том, что все растения растут, развиваются (изменяются) и размножаются.
Общее представление о признаках роста и развития живых организмов - увеличение тела, появление новых органов, частей, их функций, исчезновение старых. Последовательность наступления изменений. Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения.
Конкретные представления об основных потребностях растущего организма на некоторых стадиях роста и развития, способах их удовлетворения; о взаимоотношениях взрослого организма и «детей» у растений.
Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения растения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года — по совокупности условий: тепло, свет, пища и пр.
Четвертый блок знаний раскрывает представления о жизни живых существ в условиях экологических систем. Он включает следующие представления.
Обобщенное представление о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах — лесе, луге, водоеме, парке, огороде и др. Проявления положительных и отрицательных взаимовлияний организмов в экосистемах: одни растения создают условия, соответствующие потребностям других. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообществ: изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. (Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению света и тепла — погибнут тенелюбивые растения и т. п.).[15]
Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:
1. Название и назначение комнатных растений. Дети должны знать и оперировать 8—10 названиями комнатных растений (в каждой группе усваиваются 2—3 названия). Сюда мы относим и названия разных видов одного семейства (например, герани, бегонии, традесканции и др.).
2. Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: «как дерево», «как кустик», «как травка».
3. Части растений:
§ стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;
§ листья; определять форму — круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску — оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость); величину — использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа — гладкий, ворсистый («в волосках»), блестящий — не блестящий; плотность и толщину листьев;
§ цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.
4. Происхождение (родина) некоторых растений.
5. Приспособленность к внешним условиям жизни: свету и воде, зависимость внешнего вида от места произрастания (кактус и др.).[16]
Программой «Детство» выделяются три уровня освоения представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей среды:
Низкий уровень — Дети со знаниями этого уровня различают и называют большое число растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднение. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень — Дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные и под руководством педагога - существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Используют известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Гуманное отношение проявляют, к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаше пассивны.
Высокий уровень — Дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы. Моделируют признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь и случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня знаний детей о многообразии растений.
На данном этапе нашего исследования применялись такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование.
В процессе наблюдения за детьми мы выясняли, умеют ли они правильно ухаживать за комнатными растениями.
С детьми проводились индивидуальные и групповые беседы с целью выявления знаний ими деревьев и кустарников, садовых и лесных цветов, грибов и ягод.
Кроме того, нами было проведено анкетирование детей на знание комнатных растений.[17]
Таблица 1
Таблица 2
Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента:
Сформировать у детей обобщенные представления о многообразии растений, как результате их взаимодействия с окружающей средой используя следующие методы: наблюдение, дидактические игры, труд детей в природе, предметное моделирование.
План работы:
1. Занятия:
Занятие 1.
Цель: Продолжать учить сравнивать растения, устанавливать причинно-следственные связи в процессе ухода за растениями; закрепить умение сравнивать листья растений по длине, ширине; познакомить с новой величиной площадью; учить сравнивать листья по площади листовой пластинки, развивать логическое мышление, коммуникативные способности.
Занятие 2.
Цель: Учить определять потребность растений в свете, влаге, ориентируясь на происхождение растений (их родину), напомнить о значении комнатных растений в жизни человека; продолжать учить сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать; развивать познавательные интересы; воспитывать коммуникативные способности.
Занятие 3. Зеленая служба Айболита.
Цель:
§ Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода.
§ Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
§ Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями.
2. Работа вне занятий
1) Дидактические игры с детьми.
Цель: Научить детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество).
2) Труд по уходу за растениями
Цель: научиться определять, в чем нуждается то или иное растение, в зависимости от его строения и среды естественного обитания; усвоить основные навыки ухода за растениями.
3) Опытная деятельность
Цель: выявить зависимость между ростом растений и условиями их содержания: питания, освещенности, влаги, тепла.
3. Работа с родителями.
Цель: привлечь родителей к процессу формирования экологической культуры ребенка через формирование представлений о многообразии растений
1) Родительское собрание на тему «Роль растений в экологическом воспитании дошкольника».
2) Экологические ширмы.
3) Круглый стол по результатам исследования.
Ход формирующего эксперимента:
Для активизации интереса к растительному миру и формирования представлений о многообразии растений дошкольника был проведен ряд занятий, конспекты занятий см. Приложение 2. В ходе занятий использовались такие методы формирования знаний как наблюдения, дидактические игра, графическое моделирование.
Кроме занятий для детей, проводимых для всей группы, с экспериментальной группой из десяти человек был организован разнообразный труд по уходу за комнатными растениями, различные опыты с растениями.
В ходе трудовой деятельности воспитателем ставилась задача не только научить детей правильным действиям и операциям с предметами ухода и оборудованием, но и самостоятельно оценивать по внешнему виду и строению растения, по месту естественной среды обитания какого ухода требует то или иное растение.
В течение четырех месяцев дошкольники овладели самыми разнообразными способами поддержания растений в чистоте: не только обтирали листья влажной тряпочкой, но и обливали из мелкосетчатой лейки, опрыскивали из пульверизатора, промывали листья с помощью щеточки, чистили кисточкой.
Следующий этап дежурства отводился для освоения приема рыхления. На другой после полива день надо разрыхлить верхний слой почвы, чтобы помешать влаге испаряться из горшка. Кроме того, рыхление способствует проникновению в почву воздуха, необходимого для дыхания корней. Не зря говорят, что «рыхление — это сухой полив». Дети подкармливали растения, рыхлили почву.
Каждый раз, когда они знакомились с новым для них способом ухода, проводилось наблюдение, в ходе которого этот способ связывался с теми или другими особенностями растений. Так, установили, что растения с очень мелкими и нежными листьями (традесканции и др.) лучше опрыскивать из пульверизатора, растения с зубчатыми листьями (алоэ и агаву) промывать влажной щеточкой, опушенный лист глоксинии почистить кисточкой и т.д.
Во время дежурства дети учились определять, в чем нуждается то или иное растение и что и как следует сделать, ухаживая за ним (нужно ли поливать, рыхлить и как это узнать, как рациональнее вымыть листья и горшок с растением и многое другое).
Труд каждого ребенок оценивался не только с точки зрения отношения его к трудовым обязанностям, но и с точки зрения усвоенных ребенком навыков ухода (умений наметить и мотивировать способ своего действия, правильно выполнить принятое решение). Все время поддерживался интерес детей к уходу за комнатными растениями (вносили новые растения, проводили сравнение растений и др.).
Детям из экспериментальной группы были предложено провести следующие опыты:
1. Посев семян в увлажненную и сухую почву. Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги. Оборудование: два стаканчика с почвой (сухой и влажной). Семена фасоли, сладкого перца или других овощных культур.
2. Выращивание лука в воде с освещением и без освещения. Цель: выявить потребность растений в освещенности. Оборудование: пластиковые стаканчики с водой, две луковицы. Одну луковицу помещаем в шкаф, а другую оставляем на свету.
3. Вынести листок комнатного растения на мороз. Цель: выявить потребность комнатных растений в тепле.
4. Поместить ветку ивы (весной) в сосуд с водой. Цели: проследить за пробуждением деревьев после зимы, выявить необходимость растений в питательных веществах (в воде веточка погибает через какое-то время). Оборудование: сосуд с водой, ветка ивы.
5. Две ветки ивы поставить в банки с водой. Одну — на освещаемое солнцем окно, другую — между рамами окна. Цель: выявить потребность растений в тепле. Оборудование: два пластиковых стакана с водой, две веточки ивы.
6. Традесканцию и бегонию полить одинаковым количеством воды. Цель: выяснить, что частота полива и количество воды зависит от размера листьев. Оборудование: горшечные растения традесканции и бегонии (или другие растения), лейка.
7. Одно растение в горшке с рыхлой почвой, другое — с твердой. Полить их.Цель: выяснить необходимость рыхления почвы. Оборудование: два любых комнатных растения.
8. Два одинаковых черенка комнатных растений поместить в воду. Один поставить в шкаф, другой оставить на свету. Цель: выявить потребность растений в освещенности. Оборудование: два пластиковых стаканчика с водой, два черенка комнатных растений (следить за интенсивностью окраски листьев и за появлением корней).
9. Рассмотреть растение, обращенное листьями к окну. Повернуть его листьями в комнату. Наблюдать за растениями в течение недели. Цели: выявить потребности растений в освещенности, доказать, что растение способно двигаться. Оборудование: горшечное комнатное растение (бальзамин, колеус).
10. Поместить одно растение колеуса в темный угол, а другое — на освещаемое солнцем окно. Цель: выявить потребность растений в освещенности (по интенсивности окраски листьев растений). Оборудование: два растения колеуса.
11. Выращивание одинаковых растений в комнате и на окне, не освещаемом солнцем. Цель: выявить потребность растений в тепле. Оборудование: два любых одинаковых комнатных растения.
12. Поместить два одинаковых черенка комнатных растений в обычную воду и в воду, подкрашенную тушью. Цель: выявить необходимость растений в питательных веществах. Оборудование: два пластиковых стакана с водой, цветная тушь, два черенка комнатных растений (черенки бальзамина, семена кресс-салата — результат более наглядный).
13. Посадить одно растение в емкость с землей, а другое — в емкость с песком. Цель: выяснить, что для жизни растений необходим определенный состав почвы. Оборудование: два цветочных горшка, почва, песок, два черенка комнатных растений.
14. Смазать вазелином верхнюю сторону четырех листочков любого комнатного растения и нижнюю поверхность других четырех листочков того же растения. Цель: выяснить, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Оборудование: одно горшечное комнатное растение (лучше бальзамин), вазелин.
15. Надеть на лист растения полиэтиленовый пакет, прикрепить его к стеблю липкой лентой. Поставить растение на солнце на 2-3 часа, рассмотреть пакет изнутри. Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение. Оборудование: комнатное растение с крупными листьями, полиэтиленовый пакет.
16. Поместить горшок с политым растением в банку, закрыть ее плотно крышкой и поставить банку в светлое место. Не открывать банку в течение месяца. Цель: показать, как растение само себя обеспечивает питанием. Оборудование: стеклянная банка с широким горлышком, полиэтиленовая крышка, комнатное растение в небольшом горшочке.
В ходе проведенных экспериментов дети еще раз убедились в том, что растения являются живыми организмами, что они нуждаются в тепле, свете, питательных веществах, влаге, рыхлении почвы. Кроме того, дети узнали, что для каждого растения существуют свои оптимальные условия содержания, которые сформировались в естественной среде обитания того или иного растения.
Кроме вышеперечисленных методов, для ознакомления с комнатными растениями в формирующем эксперименте использовались дидактические игры, которые проводились с детьми всей группы (См. Приложение). Дидактические игры позволили в игровой форме научиться находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). В процессе игры детям предлагалось дать довольно полное описание растений, что позволило развивать их наблюдательность и способность к анализу.
Кроме работы в ДОУ, для формирования знаний о мно