По нормальной физиологии человека
ПРАКТИКУМ
ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Красноярск, 2012
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ТЕМА: ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕОБАЗЫ И ХРОНАКСИИ
У ЧЕЛОВЕКА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить метод электродиагностического исследования возбудимости нервов и мышц.
Задачи:
1. Оценить и сравнить пороги раздражения в различных двигательных точках у различных испытуемых.
2. Исследовать взаимосвязь между силой раздражителя и длительностью его воздействия необходимых для получения ответной реакции (доказать закон «Силы- длительности»).
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: электростимулятор (ЭСЛ), активный и индифферентный электроды, марля, физиологический раствор, вата, спирт.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие о возбудимости, возбудимых тканях.
2. Механизм возникновения и поддержания мембранного потенциала покоя.
3. Механизм потенциала действия.
4. Механизм проведения возбуждения в нервных волокнах.
5. Свойства нервных волокон, типы нервных волокон.
6. Строение синапса, классификация синапсов.
7. Механизм проведения возбуждения в синапсе.
8. Медиаторы, их классификация.
9. Законы проведения возбуждения в синапсах и нервных волокнах.
10. Блокаторы проведения возбуждения в синапсе.
11. Закон «Силы».
12. Закон “силы-длительности” (Гооверга –Вейса).
13. Закон полярного действия постояннкого тока.
14. Понятия реобаза, хронаксия, лабильность.
Для сравнительной оценки возбудимости тканей недостаточно одного сопоставления их порогов раздражения, так как при этом не учитывается фактор времени действия раздражения. Поэтому для более полной характеристики возбудимости используют условную величину, названную Лапиком (1909) хронаксией.
Хронаксия - это минимальное время, в течение которого ток, равный удвоенной реобазе, должен действовать на ткань, чтобы вызвать ее возбуждение.
Реобазойбыла названа минимальная (пороговая) необходимая для возникновения возбуждения сила тока или его минимальное напряжение.
Работа1. Оценка порогов раздражения в различных двигательных точках у различных испытуемых. Ход работы:
Индифферентный электрод, представляющий собой металлическую пластинку, с помощью жгута закрепляют на плече испытуемого, предварительно протерев кожу спиртом и подложив под электрод смоченный в физиологическом растворе бинт.
Активный электрод покрывают небольшим кусочком ваты, и увлажняют физиологическим раствором. Включают прибор ЭСЛ и подключают электроды к клеммам так, чтобы активный электрод был соединен с катодом. В процессе исследования активный электрод используется для нанесения изолированных раздражений на поверхность тела в так называемых ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТОЧКАХ, соответствующих наиболее поверхностному прохождению двигательных нервных стволов или местам вхождения в мышцу веточек иннервирующего ее двигательного нерва.
Порядок проведения работы следующий:
а) включив аппарат, при помощи первой ручки устанавливают частоту раздражений 3 герца: нижнюю ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение 10 , а верхнюю ручку установки частоты на 0,3 , при этом импульсы поступают в цепь с пациентом автоматически с частотой 3гц.
б) при помощи второй ручки устанавливают задержку 0,5 мс.
в) длительность импульсов устанавливают 100 мс; ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение 1000 , а ручку установки длительности - 0,1.
г) силу раздражителя предварительно устанавливают на 25В: ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение 10 , а ручку установки напряжения 2,5В.
Рис 1. Карта Эрба
После подготовки прибора и испытуемого поисковый электрод помещают согласно карте Эрба на точке №14. Если испытуемый ощущает пощипывание кожи или сокращение мышц – это означает, что точка найдена. Электрод быстро убирают и отмечают место положения точки. На следующем этапе определяется порог раздражения (минимальная сила раздражителя, вызывающая ответную реакцию). Для этого напряжение снижают до нуля, устанавливают поисковый электрод на точку, а потом ручкой установки вольтажа медленно наращивают напряжение, пока испытуемый не ощутит пощипывание или сокращение мышц. В этот момент наращивание напряжения прекращают, снимают поисковый электрод, записывают показания с табло. Данное значение напряжения является реобазой. Потом снова устанавливают напряжение на «0» и повторяют процедуру. Данные могут немного различаться. Берется среднее значение из 2-3 измерений в одной точке.
Внимание! Поисковый электрод нельзя долго держать в одной и той же точке, иначе происходит «аккомодация» или привыкание и порог будет расти.
Далее соответствующим образом определяют пороги раздражения в точках №11 и №9.
Заносят значения в таблицу, подсчитывают средние значения порогов возбуждения в различных точках для группы испытуемых.
Таблица 1
Пороги раздражения в различных двигательных точках (В).
№ | Ф.И.О. | Точка №14 | Точка №11 | Точка №9 |
Иванов А.С. | ||||
n.. | ||||
Средние значения±m | ||||
Коэфф. вариации. |
После расчетов делаются выводы.
Работа 2. Исследование взаимосвязи между силой раздражителя и длительностью его воздействия необходимых для получения ответной реакции ( закон «Силы- длительности»).
При работе с прибором ЭСЛ под хронаксией подразумевается время действия одиночного электрического импульса, дающее пороговую реакцию (минимальное сокращение мышцы) при силе тока вдвое большей, чем порог гальванической возбудимости ее, представляющий реобазу.
Порядок проведения хронаксиметрии при этом следующий:
а) включив аппарат, при помощи первой ручки устанавливают частоту раздражений 3 герца: ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение 10 , а ручку установки частоты на 0,3 , при этом импульсы поступают в цепь с пациентом автоматически с частотой 3гц.
б) при помощи второй ручки устанавливают задержку 0,5 мс.
в) длительность импульсов устанавливают 100 мс; ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение 1000 , а ручку установки длительности - 0,1.
г) силу раздражителя предварительно устанавливают на 25В: ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение 10 , а ручку установки напряжения 2,5В. При таком напряжении обнаруживают двигательную точку.
в) Находят реобазу, порогвую силу раздражителя (см. работу 1).
г) далее определяют порог времени при действии пороговой силы. Для этого устанавливают пороговое напряжение и ручкой длительности снижают время действия раздражителя до нуля. Установив поисковый электрод, начинают увеличивать длительность до появления у испытуемого ответной реакции. Минимальная длительность порогового раздражителя называется «полезным временем». Электрод снимают, регистрируют показания.
д) Далее сила раздражителя увеличивается, длительность устанавливается на ноль, электрод помещают на точку и снова находят минимальную длительность. С увеличением силы раздражителя время его действия уменьшается. Таким образом проводится 5-6 измерений. Регистрация данных выглядит следующим образом:
Точка №14.
Реобаза составляет 15В – полезное время 35мс.
При 16В – 20мс,
при 18 В - 10мс,
при 20В- 4мс,
при 25 В- 1мс
и т.д.
При 30В – 0,08мс (хронаксия).
Чтобы определить хронаксию, минимальную силу удваивают , в данном случае 15*2= 30 В и определяют минимальную длительность.
Далее по полученным значениям строят график зависимости силы и длительности раздражителя. Формулирут подтвержденный закон Гооверга-Вейса.
Требования к оформлению работы
- Сформулировать цели и задачи, выписать важнейшие термины.
- Зарисовать схему двигательных точек по Эрбу (рис1.)
- Заполнить таблицу и провести рассчеты.
- Зарисовать в тетрадь кривую силы времени, отметить на ней полезное время, реобазу и хронаксию.
- Сделать выводы после каждой работы.
Библиографический список
1.Практикум по физиологии / Под ред. К.М. Кулланды. М.: Медицина, 1970. С.172.
2. Экспериментальная физиология / Под ред. Б..Л. Эндрю. М.: Мир, 1974 г. С. 74.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Библиографический список
1. Экспериментальная физиология / Под. ред. Б.Л. Эндрю. М.: Мир,1974. С. 288.
2. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М., 1986. С. 81-84, 117-134.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N3
Методы оценки тонуса ВНС
ЧСС
где ДД - диастолическое давление.
Проба Мартинетта.
Вегетативное обеспечение оценивается при дозированной нагрузке.
У испытуемого подсчитывают исходный пульс (ЧСС1) и артериальное давление (А/Д1). Затем он проделывает ритмично (под счет) 20 приседаний за 30 с, вытягивая вперед руки. По окончании нагрузки подсчитывают ЧСС2 и измеряется А/Д2. Затем после 3-минутного отдыха измеряют ЧСС3 и А/Д3. ЧСС подсчитывается за 15 с. Оценка результатов:
· определяется степень учащения пульса по отношению к исходному:
ЧСС2 – ЧСС1
DЧСС = ´100%.
ЧСС1
· определяется рост максимального (систолического) давления (Адс) по отношению к исходному:
АДс2 – АДс1
DАДс = ´100%.
АДс1
· определяется изменение минимального (диастолического) давления (Адд) по отношению к исходному:
АДд2 – АДд1
DАДд = ´100%.
АДд1
При нормотонической реакции у подростков 15-17лет после пробы ЧСС учащается на 50-70%, максимальное давление увеличивается на 15-20%, минимальное снижается на 20-30%. Таким образом симпатический отдел обеспечивает оптимальное выполнение физической нагрузки. Могут наблюдаться и менее экономные способы вегетативной регуляции: гипертонический тип регулирования, когда после нагрузки возрастают максимальное и минимальное давление, либо гипотонический – при этом максимальное и миниамльное давление снижаются.
Парасимпатический отдел после нагрузки обеспечивает восстановление функций. Восстановительный период вегетативных функций оценивается следующим образом: если по истечении 3-минутного промежутка времени после нагрузки показатели пульса и артериального давления у испытуемого не восстанавливаются до исходных величин, такая реакция относится к дисрегуляторным, если восстановление происходит до исходного уровня - к нормотоническим.
Данные заносятся в таблицу:
Таблица 2
Проба Мартинетта
Показатели | ЧСС | АДс | АДд | % |
Исходные | ||||
После приседаний | ||||
Через 3 минуты |
Делается вывод о качестве вегетативного обеспечения нагрузки
Библиографический список
1.Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии. М., 1978. С. 82.
2.Летунов С. П. Методы врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами. М., 1962. С.400.
3.Физиология вегетативной нервной системы: Руководство по физиологии. / О.Г. Бакалаваджян. Л.: Наука, 1981. С.668-742.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 4
Определение остроты зрения
Остроту зрения можно оценить пользуясь различными видами таблиц для проверки остроты зрения (для детей младшего возраста таблица Орловой, буквенная таблица Головина-Сивцева, таблица О. М Новикова - от 1,0 до 2,0 единиц).
Методика проверки остроты зрения: испытуемый располагается на расстоянии 5м от таблиц, закрывает левый глаз, правым смотрит и называет знаки в каждой строке. Засчитывается тот ряд, в котором он правильно называет все знаки. Если испытуемый может назвать только знаки первого ряда, острота зрения составляет 0,1 (табл. Головина) или 1,0 (табл. Новикова), если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда - острота зрения составляет 1,0 по табл. Головина и 2,0 единицы по табл. Новикова. Таблица Новикова позволяет дифференцированно оценить остроту зрения в области выше 1.0, с точностью до 0.1, и таким образом своевременно выявить начало снижения остроты зрения у школьников. Остроту зрения проверяют для левого и правого глаза отдельно, результат записывают в следующем виде:
прав. 1,0
ОЗ =
лев. 1,2
Норма: ОЗ = 1,0 /1,0 – зрение гармоничное, нормальное
Варианты: ОЗ= 1,2/ 1,4 – зрение выше нормы, дисгармония, группа риска
ОЗ= 0,6/0,5 - зрение ниже нормы, дисгармония, миопия (близорукость).
Определение ведущего глаза
Испытуемому дается в руки экран с отверстием (2-3 см). В положении вытянутой руки он фиксирует глазами удаленный предмет, потом начинает медленно придвигать экран к глазам, продолжая через отверстие фиксировать взглядом удаленный предмет. Ведущим является тот глаз, к которому испытуемый приблизит экран с отверстием. Если отверстие экрана окажется посредине (в области переносицы), отмечается отсутствие сенсорной асимметрии. Определение ведущего глаза важно, так как снижение зрения, как правило, начинается с ведущего глаза.
Оценка функций аккомодации
Дальнейшая точка аккомодации (ДТА). На расстоянии 1,5 м устанавливают текст и медленно приближают к глазам испытуемого, отмечают то расстояние, на котором текст хорошо читается. Определяется для каждого глаза отдельно. Один глаз закрывается экраном. В норме ДТА составлет 1,0 м и более.
Ближайшая точка аккомодации (БТА). Определяется для каждого глаза отдельно. Один глаз закрывается экраном. При оценке БТА текст медленно приближают к глазам испытуемого до момента, когда текст начинает расплываться. Норма 8-12 см. С возрастом БТА отодвигается от глаза, возрастные нормы следует сопоставлять с приведенными на графике Дондерса
ДТА и БТА оценивают отдельно для правого и левого глаза. Записывают в см значения ДТА, БТА и по формуле находят область аккомодации (Обл.Ак, см)
Обл. Ак. = ДТА - БТА.
Область аккомодации указывает в каком диапазоне (в см) глаз способен настраиваться на ясное видение предметов определенной величины (в данном случае буквы текста №6).
При этом можно оценить в каком диапазоне меняется преломляющая сила хрусталика.
Для этого необходимо ДТА и БТА выразить в диоптриях. Нужно 1 м разделить на значение БТА или ДТА, выраженное в метрах. Например, если БТА = 10 см (т.е. 0,1 м), то
1,0 м : 0,1 м = 10 Дптр. Аналогично выражается в диоптриях и ДТА. Если ДТА равняется 1,0 м, в диоптриях это будет составлять 1,0 м : 1,0 м = 1 Дптр. Разница между ними определяет объем аккомодации.
Объем. Ак. = ДТА(Дптр) – БТА(Дптр).
Для приводимого примера объем аккомодации составляет: 10 Дптр – 1Дптр = 9 Дптр. Что означает, что хрусталик способен изменять свою преломляющую силу от 1 до 10
Определение поля зрения
Пространство видимое глазами при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения. Поле зрения измеряют прибором - периметром. Поле зрения изменяется в зависимости от функционального состояния зрительного анализатора, от его утомления и от гигиенических условий труда. После занятий спортом, например, показатели периметрии улучшаются.
Ход работы: Исследуемый усаживается спиной к свету, фиксирует взгляд на белом кружке в центре дуги. Один глаз закрыт. По внутренней поверхности дуги передвигается белый тест-объект (от периферии к центру) до момента узнавания его исследуемым. Отмечается цифра на шкале. Измерения проводят по 4 меридианам. Находят сумму значений градусов по всем четырем меридианам. Эта величина характеризует функциональную мобильность сетчатки (ФМС). В норме ФМС составляет 265° .Далее оценивают поля зрения для цветных тест-объектов: зеленого, красного и синего, измерения проводят только для височного меридиана. В норме средние границы поля зрения с височной стороны составляют: для зеленого цвета - 30° , для красного - 50°, для синего - 70° .
Записывают полученные при исследовании полей зрения значения, сравнивают с нормальными, и делается вывод.
Оценка темновой адаптации
Темновая адаптация оценивается при помощи прибора АДМ (адаптометр). Методика 3-минутной адаптометрии: принцип метода заключается в измерении времени адаптации к темноте после предварительного фонового засвета. Прибор АДМ представлен шаром с белой внутренней отражающей поверхностью, в шаре находятся: осветитель, система фильтров (яркость фонового засвета регулируется ручкой 1), окно для демонстрации опознаваемых фигур (ручка 5), окно для наблюдения за испытуемым (6). Пульт управления позволяет регулировать интенсивность освещения шара при темновой адаптации, изменяя плотность фильтров (ручки 2, 3, 4). Винт 8 позволяет менять демонстрируемые фигуры (контроль при помощи окна 8а). Блок питания содержит секундомер, тумблеры для переключения видов работы (7).
Последовательность работы
1. Прибор включают в сеть.
2. Фильтр 1 устанавливают в положение 1/2.
3. Фильтр 2 устанавливают в верхнем крайнем положении .
4. Фильтр 3 устанавливают таким образом, что на шкале плотности фильтров (окно 3а) выставлен "0".
5. Фильтр 4 устанавливают в положение 1.4.
6. Испытуемый плотно прижимает лицо к резиновой прокладке демонстрационного шара (предварительно его знакомят с видом фигур - крест, квадрат, круг, открыв окно 5).
7. Ручка 5 - в положении закрыто.
8. Одновременно включают секундомер и тумблер 7 в положение "шар", (дается фоновый засвет).
9. Через 2 мин одновременно переключают тумблер 7 в положение" измерение" и открывают окно 5 для демонстрации фигур.
10.При помощи винта 8 меняются фигуры через каждые 3-4 с. Отмечается время, через которое, после погашения света, испытуемый верно называет фигуру.
Библиографический список
1. Аветисов Э. С., Шаповалов С. А., Козорез Л. П. //Возрастные особенности органа зрения в норме и патологии у детей. М., 1979. Вып.5. Т.СХХ1. С.3-4.
2. Базарный В. Ф., Олада Э. Я., Уфимцева Л. П. Укрепление здоровья детей и подростков за счет интеграции процесса обучения и направленного формирования функций зрения. Красноярск, 1987. 56 с.
3. Ватченко А. А. Спазм аккомодации и близорукость. Киев: Здоров¢я, 1977. С.14-39.
4. Клюев А. М. Состояние вегетативной нервной системы у детей со спазмом аккомодации // Офтальмологич. журн. 1976. 6. С.443
5. Физиология зрения /Руководство по физиологии / Отв. ред. А.Л. Бызов. Л.: Наука, 1993. С.599.
ПРАКТИКУМ
ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Красноярск, 2012
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1