Кто виноват и что сделано уже
По данным акимата, источниками вредных выбросов в Алматы являются:
· Автотранспорт — 80 %, или 231 тыс. тонн в год,
· Объекты теплоэнергетики — 12.5 %, или 37 тыс. тонн,
· Частный жилой сектор — 5.6 %, или 11 тыс. тонн,
· Промышленные предприятия — 1.9 %, или 6 тыс. тонн.
В прошлом году только официально снесено около 11 тысяч деревьев, санитарной обрезке подверглось порядка 50 тысяч насаждений. Несмотря на то что компенсационные и плановые высадки в прошлом году составили более 80 тысяч деревьев, умалчивается, сколько растений приживается на новых местах. Не говоря уже о том, что подобные высадки проводятся не на месте сноса, сводя на нет усилия по восполнению воздуха конкретного участка кислородом. И конечно, уменьшение зелёного пояса вокруг Алматы (вырубка деревьев в национальных парках) ещё больше усугубляет проблему.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха имеет тенденцию к снижению. При этом доля выбросов от объектов энергетики только за 2016 год снизилась на 8%. Об этом в ходе отчетной встречи перед населением сообщил аким мегаполиса БауыржанБайбек, передает корреспондент Zakon.kz.
"Глобальные города сегодня придерживаются принципа баланса экономики и экологии. При росте населения Алматы в 1,5 раза количество легковых автомобилей за годы Независимости выросло в 10 раз. Более 80% выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт. В 2016 году нами значительно усилена работа по контролю норм токсичности и дымности выхлопных газов. Так, взыскано 136 млн. тенге (82% от общей суммы штрафов). Надо отметить, что 67% превышений зафиксировано у иногородних машин", - сказал аким.
Он отметил, что в городе планомерно внедряется экологически чистый транспорт, доля которого составляет 60% - 215 троллейбусов и 739 автобусов. Почти четверть автозаправок города уже реализует газовое топливо, в 2017 году планируется увеличить их количество до трети. Также уже установлено 27 зарядных станций для электромобилей .
"Приоритетной задачей города является полная газификация. Сегодня, с учетом новых территорий, более 95% города газифицировано, к 2020 году планируется достичь 100%. В 2016 году построено 58 км газопроводных сетей, что обеспечило доступом к подключению 1 450 домов", - подчеркнул Б.Байбек.
Так, благодаря внедрению новых газопроводных сетей и принятым мерам по снижению цены на подключение газа, в 2016 году газифицировано порядка 6 100 домов – 40% от текущей потребности (уровень газификации ИЖС - 93,4%).
Также мы проводили анкетирование автомобилистов в опросе участвовали автовладельцы разных авто. Вот результаты…
5.2. Итоги анкетирования для владельцев автомобилей показали, что:
1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля? 70% ответили – потребность семьи, 20% ответили – минимальная цена автомобиля,
0% ответили – престижность марки и 10% ответили – экономичность в
эксплуатации.
2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом.?
40% ответили – да, 10% ответили – нет, и 50% ответили -
в исключительных случаях.
3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью
80% ответили – да, 0% ответили – нет, и 20% ответили – не всегда
4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?
20% ответили – да, 50% ответили – нет, и 30% ответили – иногда.
5. Регулярно ли вы проводите профилактику, держите в исправности
воздушные и масляные фильтры?
80% ответили – да, 20% ответили – нет, и 10% ответили – не всегда.
6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или пруду?
10% ответили – да, часто, 60% ответили – нет, и 30% никогда.
7. Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является для вас наиболее веской?
10% ответили – вероятность быть оштрафованным ГАИ,
40% ответили – ответственность за состояние воздуха в нашем городе,
50% ответили – иные причины.
8. Известно ли вам, что автомобильный транспорт – основной источник загрязнения воздуха в городе?
80% ответили – да,
0% ответили – нет,
20% ответили – для меня этот факт не имеет значения.
9. Приходилось ли вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованности воздуха в городе?
20% ответили – часто,
20% ответили – очень редко,
30% ответили – никогда, и
30% ответили –затрудняюсь ответить.
10. Согласились бы вы поменять свой автомобиль на менее престижный,
но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
60% ответили – да,
10% ответили – нет,
30% ответили – затрудняюсь ответить.
6.Методы современного решения проблемы по очищению воздушного бассейна в мегаполисе на примере других стран.
· 1. Рекламные щиты, очищающие воздух.
Ученые из Университета техники и технологии (UTEC) в Перу занимаются разработкой и созданием рекламных щитов, которые способны бороться с загрязнением воздуха. Прототип такого рекламного щита был установлен в одной из самых загрязненных частей столицы Перу в Лиме в 2013 году. Щит работает благодаря основным термодинамическим законам, загрязненной воздух пропускается через воду, которая активно собирает в себе загрязняющие вещества (например, бактерии, пыль и т.д.), после чего очищенный воздух выпускается наружу. По утверждению создателей устройства, один рекламный щит может выполнить работу 1200 деревьев, очищая ежедневно в городских условиях 100000 м3 воздуха.
· Источников загрязнения воздуха много, но немалую роль играет транспорт, особенно в больших городах. Поэтому во многих странах появляются инициативы, направленные на поддержание более экологичных видов транспорта. Но что еще можно сделать для борьбы с загрязнением атмосферы?
Многие дизайнеры и инженеры считают, что современные технологии могут стать очень полезными для улучшения качества воздуха.
Бетон, поедающий смог
Недавно итальянский химик ЛуиджиКассар получил международное признание за изобретение инновационного цементного покрытия, которое нейтрализует загрязняющие вещества и улучшает качество воздуха, в то же время придавая городу приятный внешний вид. Кроме того что загрязнение воздуха несет опасность здоровью, оно еще и изменяет цвет зданий. Для решения проблемы ЛуиджиКассар разработал цементную смесь, содержащую специальные вещества фотокатализаторы. С помощью солнечных лучей они разлагают загрязняющие вещества на менее опасные субстанции, которые затем просто смываются с дождем. Таким образом, новое вещество очищает одновременно и бетон, и окружающую атмосферу
3. Беспилотные летательные аппараты
Столкнувшись с давлением со стороны защитников окружающей среды и собственных граждан, Китай недавно сообщил о действительно неожиданном методе борьбы с загрязнением воздуха – разбрызгивании химических веществ сбеспилотных летательных аппаратов. Китайская государственная корпорация в сфере авиационной промышленности использует беспилотники-парапланы для распространения химикатов, заставляющих загрязняющие воздух вещества падать на землю. Благодаря специальному крылу эти устройства способны перевозить в три раза больше груза (до 700 кг), чем обычные версии.
Выводы.
Мы провели исследования из которых можно заключитьследующее:Атмосфера города находится в критическом положении, но исправить ситуацию можно, но сделать это нужно в ближайшие несколько лет.
Почему? Чтобы не допустить ухудшения обстановки в городе.
Наш Акимат предпринимает действия для улучшения жизни граждан, город переводится на газовое топливо, устанавливаются зарядные станции для новых экологически-безопасных автомобилей, станции ТЭЦ планируют замена для снижения загрязнения воздуха. Планируется замена подержанных автомобилей на новые более экологические виды транспорта, такие как: Автобусы, переведенные на газовое топливо, троллейбусы и автомобили.
Список литературы:
1.Zakon.kz
2.Wikipedia.org
3.Informburo.kz
4.NatureTime.ru
5.Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу». Биология в школе 2001, №7
6.РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Временные указания по определению фоновых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе для нормирования выбросов и установления ПДВ (Л.: Гидрометеоиздат, 1981)
7.Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан за 2007 – 2013гг. // Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан. Казгидромет. – Алматы, 2007 – 2013гг.
8.Lerner, Jorge Esteban Colman, Kohajda, Tibor, Improvement of health risk factors after reduction of VOC concentrations in industrial and urban areas // Environmental Science and Pollution Research International. – 2014. – Vol. 21. – P.9676-9688.
9.Thijsse R., van Oss R.F., Lenschow P. Determination of source contributions to ambient volatile organic compound concentrations in Berlin // Journal of Air Waste Management Association. – 1999. – Vol. 49. – P.1394-1404.