Генетически детерминированные формы обучения. Сложнейшие безусловные рефлексы.
Таксисы (от греч. taxis - расположение), двигательные реакции свободно передвигающихся микроорганизмов и простейших растений, а также некоторых клеток многоклеточных организмов (зооспор, сперматозоидов, лейкоцитов) и отдельных частей клеток (ядер, пластид).
Таксисы происходят под влиянием одностороннего раздражения, вызванного действием света (фототаксис), температуры (термотаксис), влаги (гидротаксис) тока жидкости (реотаксис), электрического тока (гальванотаксис) и т.п.
Инстинкты (от лат. instinctus - побуждение )— это комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации.
Инстинктивные реакции носят врожденный характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.
Критерии инстинктивных действий:
• Наследование
• Не нуждаются в предварительном обучении
• Выполняются одинаково у всех представителей вида
• Соответствуют организации животного
• Приспособлены к среде обитания
Инстинктивное поведение, как правило, состоит из двух этапов –
1) поисковое или подготовительное
2) завершающее.
Поисковое поведение – пластичная, изменчивая часть, в составе этого поведения важную роль играет индивидуальный опыт. Завершающая фаза наиболее стабильна, генетически фиксирована.
Импринтинг (англ. imprinting) (запечатление), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов.
Такими объектами являются родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в т. ч. животные-жертвы), постоянные враги (запечатление внешности врага происходит в сочетании с предостерегающими криками родителей), а также, характерные признаки обычного места обитания (рождения).
При запечатлении фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, и возможна лишь в течение ограниченного срока - "сенсибильного" (или "критического") периода. Как правило, результат запечатления не поддаётся в дальнейшем изменению ("необратимость" результатов).
Импринтинг рассматривается как особая форма обучения, где пусковым стимулом является движущийся объект, а подкреплением — сама двигательная реакция птенца. Если птенец лишь наблюдает за стимулом и не осуществляет реакцию следования, то запечатления не происходит.
Существует гипотеза, что импринтинг является ассоциацией, где пару раздражителей составляют слабое беспокойство (внутренний стимул) и движущийся объект (внешний стимул).
Между импринтингом и условным рефлексом трудно провести четкую границу, поскольку в ранний постнатальный период наряду с импринтированием образуются многочисленные условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительные, звуковые, температурные, обонятельные и т. п.).
Импринтинг рассматривается как своеобразный натуральный условный рефлекс, где сигналом являются параметры импринтируемого объекта, а подкреплением — состояние беспокойства.
Безусловный рефлекс — относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы.
Термин «безусловный рефлекс» введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии адекватных раздражителей.
Наследственно закрепленные безусловные рефлексы могут возникать, тормозиться и видоизменяться в ответ на самые разнообразные раздражения, с которыми сталкивается индивидуум.
Таким путем ранее индифферентные раздражители приобретают качества биологически значимых сигналов. При этом образуются условные рефлексы.
Сложнейшие безусловные рефлексы (Симонов, 1986)
Витальные | Ролевые (зоосоциальные) | Саморазвития |
Пищевой | Половой | Исследовательский |
Питьевой | Родительский | Имитационный |
Оборонительный | Эмоциональный | Игровой |
Регуляция Сон-бодрствавание | Резонанса, сопереживания | Преодоления сопротивления, свободы |
Экономии сил | Территориальный | |
Иерархический |