Исторические аспекты психофизиологической проблемы
В Вавилоне, Египте, Китае, Индии главным фактором жизни признавалось кровообращение. Здесь зарождается понятие о пневме – особом, подобном разогретому воздуху тончайшем веществе, проносящемся по кровеносным сосудам, но отличии от крови - выполняющем функции носителя психических актов. В медицинских кругах пневма мыслилась как факт, а не как теория.
Представление о пневме у древних было чем-то напоминающим современные представления о паре в локомотиве: законами ее расширения и сжатия объяснялась жизнь как механическая система работы. Пневма мыслилась как носитель души в различных ее разновидностях, как органических (если пользоваться современным термином), так и психических.
Затем появляется учение о темпераментах. Различными пропорциями в смеси основных жидкостей объяснялись индивидуально-психологические различия между людьми. Люди разделялись, исходя из идеи о преобладании одной из жидкостей в общей их смеси, на несколько типов. Само слово “temperamentum” означает - соотношение частей. Китайские медики выделяли три главных типа, греческие – четыре.
Первым из ученых, развивших учение о четырех темпераментах, был Эмпедокл. Равномерностью смеси четырех элементов или преобладанием в ней одних элементов над другими, величиной, связью и подвижностью этих элементов он объяснял уровень умственных способностей и характерологические особенности личности.
С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах. В книге "О священной болезни" различаются в зависимости от "порчи" мозга желчные люди и флегматики.
· Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма) делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
· Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
· Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым— сангвиником.
· Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Поиск органов, специально предназначенных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории – "сердцецентрическая" и "мозгоцентрическая". Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону (VI век до н.э.) В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.
Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга.
Платон, разделивший душу на три части, соответственно искал для каждой из них свой орган. Идеально умственную часть (разум) он помещал в голове (руководствуясь соображением о том, что она ближе всего к небесам, где пребывает царство идей), "гневливую" (мужество) – в груди, а чувственную (вожделение) – в брюшной полости.
Аристотель, возвращается к "сердцецентрической" схеме. Мозг, по его мнению, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови. Аристотелю принадлежит понятие об "общем чувствилище", воспринятое последующей физиологией и медициной и всерьез обсуждавшееся вплоть до XIX века. Согласно Аристотелю, для актуализации чувственных образов вещей (а с этого начинается, как он полагал, сенсомоторная деятельность организма) необходимо, чтобы тело обладало двумя специальными устройствами: органами чувств и центральным органом.
Древнеримский врач Гален (II век н.э.) синтезировал достижения античной философии, биологии и медицины в детально разработанную систему. Органами души он признал мозг, сердце и печень. Каждому из органов приписывалась одна из "психических" функций соответственно разделению частей души, предложенному Платоном: печень – носитель вожделений, сердце – гнева и мужества, мозг – разума. В мозгу главная роль отводилась желудочкам, в особенности заднему. Здесь, по Галену, производится и хранится высший сорт пневмы, соответствующий разуму. Разум является существенным признаком человека, подобно тому, как локомоция (имеющая свою "душу", или пневму) типична для животных, а рост (опять-таки предполагающий особую пневму) – для растений.
Механицизм и новое объяснение отношений души и тела
Научная революция XVII века, утвердила принципиально новое объяснение живого тела. Оно было освобождено от влияния души и стало мыслиться как своего рода машина, работающая по общим законам механики.
Попытки объяснить отношение психики к "машине тела" породили три воззрения на психофизиологическую проблему, к которым в различных вариантах склонялись мыслители и последующих веков:
— психофизиологическое взаимодействие;
— психофизиологический параллелизм;
— психофизиологическое тождество.
Психофизиологический параллелизм.Суть подхода заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.
Психофизиологическая идентичность.Подход, который представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь".
Психофизиологическое взаимодействие.
Вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.