Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией.

Физиология ВНД

Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией.

Нейронауки — это термин, который объединяет методы и направления, исследующие мозг, — как он устроен и как работает.

Психология — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Место физиологии ВНД в системе наук о человеке и ее связь с психологией.

В процессе становления психологии как науки можно выделить ряд этапов:

1) Психология как наука о душе;

2) Психология как наука о сознании - появляется в связи с развитием естественных наук;

3) Психология как наука о поведении – Возникает в ХХ веке;

4) Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы организации и протекания психических процессов и состояний.

Научное развитие психологии связано в первую очередь с использованием методологии, методов и методик заимствованных из области естественных наук. В целом прослеживается отчетливая тенденция тренда психологии от Гуманитарного блока научных дисциплин к Естественным наукам.

Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией. - student2.ru Психофизиологию, физиологию ВНД и физиологию сенсорных систем объединяет предмет исследования – изучение материального субстрата психики и поведения человека – его мозга.

Некоторые акценты в формулировках предмета исследования этих единых, по сути, науках о мозге и психике человека – связаны с историческими аспектами развития и становления нейронаук.

Психофизиология – наука о нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения академик Е.Н. Соколов.

Определения физиологии ВНД:

– Классическая версия Павлова:

Низшая нервная деятельность – деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующих главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

Высшая нервная (психическая) деятельность – условнорефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных—больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т. е. поведение.

Соответственно, физиология ВНД изучает физиологию условнорефлекторной деятельности ведущих отделов головного мозга = физиологию высших (психических) форм деятельности мозга, обеспечивающих поведение.

– Современная версия определения: это наука о мозговых механизмах поведения и психики, базирующаяся на рефлекторной теории в ее современном виде, обогащенном достижениями целого ряда дисциплин XX столетия (нейронауки), академик П.В. Симонов.

Эволюция принципа рефлекса: Р.Декарт, И. Прохазка, Ч. Белл, Ф. Мажанди

Законы обучения.

Законы обучения (Торндайк):

1) Закон готовности или установки: предварительная готовность к акту (в простейшем случае, стимул-реакция) повышает удовлетворение от его выполнения.

2) Закон использования/практики: акты или ассоциации, которые используются (упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются.
Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение акта способствует научению и облегчает последующее выполнение акта («повторенье — мать ученья»).

3) Закон частоты: при прочих равных условиях, чем чаще акт повторяется, тем более быстро происходит научение этому акту. (Сходство 3 законов: использования, упражнения и частоты.)

4) Закон эффекта: связанное с актом удовольствие усиливает, а неудовольствие ослабляет связь между стимулом и реакцией.

Классическое и инструментальное обучение.

Психофизиологическая проблема.

Бихевиоральный подход.

Особенность его состоит в том, что явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно (как напр. рефлекс), как бы в их изначальном единстве, и описываются в поведенческих терминах.

Действительно, всякий поведенческий акт характеризуется единством психического и физиологического, поэтому данный подход в общем виде имеет, конечно, существенный смысл. Но в такой общей и абстрактной форме он не пригоден для решения психофизиологической проблемы. К тому же надо учитывать его разные интерпретации, способные принимать характер альтернативных концепций.

Редукционистская интерпретация: сознание сводится к поведению.

Отождествления феномена сознания с рефлексом: позиция до сих пор встречающиеся среди некоторых сторонников учения Павлова. Впервые такая позиция была сформулирована И.П.Павловым: «Нельзя ли найти такое элементарное психическое явление, которое … могло бы считаться вместе с тем и чистым физиологическим явлением, и, начав с него – изучая строго объективно условия его возникновения, - получить объективную физиологическую картину всей ВНД животных ...?».

Другие варианты этого подхода делают акцент на единстве психического и физиологического. В качестве объекта исследования полагается именно поведенческая реакция в ее обусловленности соответствующими физиологическими процессами, протекающими в головном мозгу и нервной системе в целом.

Исходя из того что рефлекс – есть единство физиологического и психического, последователи Павлова истолковывают психическую деятельность как высшую нервную деятельность. Отсюда стремление описывать психические явления в терминах ВН, т.е. рефлекторной, деятельности.

Такая позиция созвучна позициям некоторых современных психофизиологов и психологов. Так, по мнению английского исследователя механизмов памяти – Стивена Роуза («Устройство памяти», 1995) - «Розетским камнем психофизиологии является память».

П.В.Симонов считает, что «Психофизиологическая проблема возникла в период, когда деятельность мозга еще изучали две науки – физиология и психология. Создание науки о высшей нервной (психической) деятельности фактом своего рождения ознаменовало первый шаг к диалектическому «снятию» самой проблемы» («Эмоциональный мозг», 1981).

Подобное "решение" психофизиологической проблемы выдает желаемое за действительное.

По мнению Д.И.Дубровского, впечатление о "снятии" психофизиологической проблемы возникает в связи с тем, что при попытках теоретически реализовать бихевиоральный подход в "снятом" виде и берутся явления субъективной реальности.

Эти явления не выделяются в качестве особых объектов описания и исследования, соотносимых, с одной стороны, с объективно фиксируемым поведенческим актом, а с другой стороны - с определенным мозговым нейрофизиологическим процессом.

Тенденция к отрицанию психофизиологической проблемы проявилась у ряда сторонников "деятельностного подхода" в советской психологии (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др.).

В рамках «теории деятельности» (А.Н.Леонтьев) проблема «сознания и мозга» решается с т. зр. понимания Сознания как «надобщественного образования» (возникающего не в головах, а где-то между головами, по выражению Мамардашвили, людей).

Единицей анализа Сознания, является такой элемент структуры деятельности (поведения) как «действие». С этой зрения неправомочно искать «свойства предметности», «информационно-содержательные отношения» в механизмах мозга; выяснение связи мозга и психики является несущественной.

По мнению известного российского философа Д.И.Дубровского, научная деятельность которого тесно связана с психофизической и психофизиологической проблемами: «…такая методологическая («бихевиористическая») позиция представляет собой своеобразное лукавство – подмена субъективной психической реальности внешне фиксируемыми поведенческими актами».

Термоэнцефалоскопия.

Это метод измерения локального метаболизма мозга с помощью термовизора.

Данным методом измеряют локальный метаболизм мозга и кровоток по теплопродукции. Мозг излучает теплолучи в инфракрас­ном диапазоне. Водяные пары воздуха задерживают значительную часть этого излучения. Но есть два диапазона частотот ( 3—5 и 8— 14 мкм), в которых тепловые лучи распространяются в атмосфере на огромные расстояния и поэтому могут быть зарегистрированы. Инфракрасное излучение мозга улавливается на расстоянии от нескольких сантиметров до метра термовизором с автоматической системой сканирования. Сигналы попадают на точечные датчики. Каждая термокарта содержит 10—16 тысяч дис­кретных точек, образующих матрицу 128х85 или 128х128 точек. Процедура измерений в одной точке длится 2,4 мкс. В работающем мозге температура отдельных участков непрерывно меняется. По­строение термокарты дает временной срез метаболической актив­ности мозга.

Магнитоэнцефалография.

Исследовательский метод получения изображения мозга (картирования) с использованием магнитных, а не электрических полей (как при ЭЭГ).

Первые МП мозга человека были зарегистрированы Д.Коеном (Koen D.) в 1968г. Исследовался альфа-ритм и изменение активности мозга у эпилептиков.

Сначала использовались индукционные катушки с большим числом витков (до миллиона), которые реагировали только на изменения МП (на постоянное МП – нет).

Затем – магнитометры (открытие Б.Джозефсона – между двумя сверхпроводниками, разделенными диэлектриком (гелием), возникает ток вблизи МП) с датчиками в виде СКВИДов (сверхпроводниковых квантовомеханических интерференционных датчиков).

Далее – МОНы (магнитометры с оптической накачкой: диэлектрик – пары металла цезия, фотодетекторы; по колебаниям светового луча регистрируют МП). Разрешающая способность – 1мм и 1 мс (до 64 датчиков).

Сверхслабые магнитные поля мозга обнаруживаются специальным устройством, называемым магнитоэнцефалографом.

Данное устройство состоит из сотен датчиков магнитного поля, информация от которых обрабатывается цифровыми методами с помощью современных компьютеров. Сам биомагнетометр помещен в экранированную комнату для исключения влияния внешних магнитных полей.

Клиническое использование МЭГ методов в настоящее время возрастает. Магнитоэнцефалографические методы имеют потенциал для многих современных применений в изучении как нормального функционирования, так и нарушений функционирования и реорганизации сенсорных систем.

Преимущества перед ЭЭГ: бесконтактный метод, нет искажения со стороны покровных тканей и костей черепа (магнитная проницаемость воздуха и черепа равны), регистрируются только изменения активности в коре (на тангенциально – параллельно поверхности – ориентированные диполи в коре). Сигнал МЭГ слабый, и, как в ЭЭГ, требуется усреднение.

Электроэнцефалография.

В настоящее время изучение свойств биологических объектов в МП проводятся в основном физиками и, реже, медико-биологами.

Методы регистрации электрической и физиологической активности:

• Электроэнцефалография и ВП

• Электрокардиография

• Электромиография

• Электрореография

• Электроокулография

• Ретинография

• Кожно-гальваническая реакция

• Регистрация дыхания

• Термография

Электроэнцефалография – метод исследования мозга, основанный на регистрации его электрических потенциалов.

ЭЭГ представляет собой сложный колебательный электрический процесс, который является результатом:

1) временной и пространственной суммации элементарных процессов, протекающих в нейронах головного мозга;

2) действия генераторов ритмической активности (альфа, тета, гамма)

3) действия восходящих активирующих систем, (ретикулярная формация среднего, преоптические ядра переднего мозга)

4) действия подавляющих или тормозящих, сомногенных, систем (неспецифические таламические ядра, нижние отделы моста, продолговатый мозг).

Ритмы ЭЭГ взрослого человека. Под понятием "ритм" на ЭЭГ подразумевается определённый тип электрической активности, соответствующий некоторому определенному состоянию мозга и связанный с определёнными церебральными механизмами.

Сверхмедленные потенциалы коры имеют период колебаний от нескольких секунд до нескольких часов и амплитуду от сотен микровольт до десятков милливольт.

Условно их разделяют на 5 групп в соответствии с периодом колебаний: секундные – от 3 до 10 с., декасекундные – от 5 до 60 с., минутные от 2 до 9 мин), декаминутные - от10 до 20 мин) и часовые от 0,5 до 1,5 ч.

Дельта(d) – ритм состоит из высокоамплитудных (сотни микровольт) волн частотой 1—4 Гц. Возникает при естественном и наркотическом сне, а также наблюдается при регистрации ЭЭГ от участков коры, граничащих с областью, пораженной опухолью

Тета – ритм (q) имеет частоту 4—8 Гц и амплитуду от 20 до 100 мкВ (и даже более). Наиболее выражен в гиппокампе. Связан с поисковым поведением, усиливается при эмоциональном напряжении.

Альфа – ритм (a).Частота 8-13 Гц. Амплитуда до 100 мкВ. Амплитуда относительна постоянна для конкретного индивида, но может колебаться во времени. Регулярно наблюдаются спонтанные изменения амплитуды - модуляции альфа-ритма, с образованием характерных “веретен” длительностью от 2 до 8 сек. Наибольшую амплитуду α-ритм имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемнённом помещении. Блокируется или ослабляется при повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности.

Бета – ритм (b). Частота 14-40 Гц, амплитуда до 15 мкВ. Регистрируется в области передних центральных извилин. Распространяется на задние центральные и лобные извилины. На ЭЭГ отведенной от скальпа, в норме он весьма слабо выражен и в большинстве случаев имеет амплитуду 3-7 мкВ. Бета ритм связан с соматическими, сенсорными и двигательными корковыми механизмами и дает реакцию на двигательную активацию или тактильную стимуляцию. Присущ состоянию активного бодрствования.

Патологические виды активности ЭЭГ.

Тета – активность. Частота 4 – 6 Гц, амплитуда превосходит 40 мкВ, достигая при некоторых патологических состояниях 300мкВ и более.

Дельта – активность. Частота 0.5 – 3 Гц, амплитуда такая же как у тета-ритма. Тета и дельта колебания могут встречаться на ЭЭГ бодрствующего человека в небольших количествах и при амплитуде не превышающей амплитуду альфа ритма. Патологическими считаются ЭЭГ содержащие d и q, превышающие по амплитуде 40 мкВ и занимающие более 15% времени регистрации.

Эпилептиформная активность – интерпретативный термин, обозначающий определенные типы колебаний, характерные для людей, страдающих эпилепсией.

Методы анализа ЭЭГ и ВП.

Методика регистрации ЭЭГ и ВП головного мозга.

Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) проводилась в соответствии с Международной системой 10-20 монополярно в отведениях: Fp1, Fpz, Fp2, F7, F3, Fz, F4, F8, T3, C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1, Oz, O2 с референтами А1, А2.

Частота дискретизации ЭЭГ составляла 250 Гц. Регистрация ЭЭГ проводилась при включенном аппаратном запирающем фильтре (50 Гц) в частотном диапазоне от 0,16 до 30 Гц. Подэлектродное сопротивление (импеданс) для неполяризующихся хлорсеребряных (AgCl) ЭЭГ – электродов не превышало уровня 10-15 КОм.

Для контроля общего функционального состояния испытуемого и контроля артефактов параллельно с записью ЭЭГ регистрировали электрокардиограмму (ЭКГ), фотоплетизмограмму (ФПГ) и кожно-гальваническую реакцию (КГР). Для учета артефактов от движений глаз осуществлялась непрерывная запись электроокулограммы (ЭОГ).

Классификация обучения

Классификация форм обучения

Категория Основные формы
Неассоциативное, облигатное стимул-зависимое обучение Суммационная реакция (сенсибилизацияи фасилитация)
Привыкание
Генетически детерминированные формы обучения Таксисы, инстинкты.
Запечатление (импринтинг)
Подражание
Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое обучение Классический условный рефлекс
Инструментальный условный рефлекс
Когнитивное обучение Психонервная деятельность
Рассудочная деятельность
Вероятностное прогнозирование

Суммационная реакция – феномен суммации на клеточном и системном уровнях. В основе этого явления лежат процессы сенсибилизации и фасилитации. В основе этого явления лежит сенсибилизация — повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам и фасилитация — облегчение запука именно данной реакции. Ряд ученых наблюдали на простейших и низших беспозвоночных реакции, как будто бы напоминающие условные рефлексы: освоение определенного маршрута передвижения, навыки скопления в определенных местах пространства, различение съедобных продуктов от несъедобных, осуществление защитных двигательных реакций в ответ на прежний индифферентный раздражитель.

Однако при углубленном анализе стало ясно, что эти навыки обладают всеми свойствами суммационной реакции:

1) они не могут сохраняться длительное время и обречены на исчезновение;

2) вызывающие их раздражители не обладают специализированным сигнальным значением;

3) после исчезновения они самостоятельно не восстанавливаются;

4) их исчезновение есть процесс разрушения, а не временного торможения.

Возникнув у одноклеточных организмов, суммационная реакция, основанная на свойствах протоплазмы к сенсибилизации и фасилитации ответных реакций, может быть рассмотрена в качестве одной из форм индивидуального приспособления у примитивных живых существ. Однако в преобразованном, а иногда тщательно замаскированном виде суммациоиная реакция у высших животных выступает как важнейший элемент более сложных форм индивидуального обучения. Клеточные механизмы суммации участвуют к процессах обучения и памяти у высших животных.

Привыкание (габитуация) – простейшая форма научения. Затухание ориентрировочного рефлекса на повторяющийся, утративший новизну стимул.

Сенситизация – усиление ответов на прежде нейтральные раздражители.

Сенситизация и привыкание возникают у всех животных от простейших до человека включительно, и эти эффекты необходимо учитывать в длительных экспериментах с предъявлением разнообразного стимульного материала (в том числе в лингвистических экспериментах на людях).

Простейшие формы неассоциативного обучения – представляют собой изменения возбудимости (реактивности):

Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией. - student2.ru Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией. - student2.ru Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией. - student2.ru Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией. - student2.ru Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией. - student2.ru

Подражание (имитационное научение)

Научение путем подражания заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных.

В данном случае, мы имеем дело с научением на основе общения. Имитационное научение, как и всякое научение вообще, можно подразделить на облигатное и факультативное. При облигатном имитационном научении результат научения вполне укладывается в рамки видового стереотипа.

Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного стимулирования.

Сюда относятся, например, случаи имитирования обезьянами действий человека, особенно при их содержании в домашней обстановке. Производимые ими при этом действия с предметами быта или инструментами, конечно, выходят за рамки видового поведения.

Поскольку здесь имеет место научение новым приемам манипулирования – в данном случае, ожно говорить о невидотипичном имитационном манипулировании.

Формы ассоциативного обучения:

— Классический условный рефлекс

— Инструментальный условный рефлекс (обучение по типу проб и ошибок)

— Ассоциации между стимулами, возникающие без подкрепления

Когнитивное обучение

Современные представления о мышлении животных складывались на протяжении всего XX столетия и во многом отражают использованные авторами исследований методические подходы.

У высокоорганизованных животных (приматов, дельфинов, врановых птиц) мышление не ограничивается способностью к решению отдельных задач, но представляет собой системную функцию мозга, которая проявляется при решении разнообразных тестов в эксперименте и в самых разных ситуациях в естественной среде обитания.

Мышление, или рассудочная деятельность (по Крушинскому), — это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта».

«Способность к обобщению и абстрагированию — это умение животного в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений».

Орудийная деятельность у животных с наиболее высоким уровнем развития высшей нервной деятельности.

В. Кёлер (1925), впервые исследовавший проблему мышления животных в эксперименте, пришел к выводу, что человекообразные обезьяны обладают интеллектом, который позволяет им решать некоторые проблемные ситуации не методом проб и ошибок, а за счет особого механизма — «инсайта» («проникновения» или «озарения»), т.е. за счет понимания связей между стимулами и событиями.

В основе инсайта лежит, по мнению В. Кёлера, тенденция воспринимать всю ситуацию в целом и благодаря этому принимать адекватное решение, а не только автоматически реагировать отдельными реакциями на отдельные стимулы.

Н. Н. Ладыгина-Котс (1963) писала, что «обезьяны имеют элементарное конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракции (in concrete) и обобщению. И эти черты приближают их психику к человеческой».

При этом она подчеркивала, что «...их интеллект качественно, принципиально отличен от понятийного мышления человека, имеющего язык, оперирование словами как сигналами сигналов, системой кодов, в то время как звуки обезьян, хотя и чрезвычайно многообразны, но выражают лишь их эмоциональное состояние и не имеют направленного характера. Обезьяны, как и все другие животные, обладают лишь первой сигнальной системой действительности».

Сенсибилизация

Фасилитация

.

Сенсибилизация (повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам, от лат. sensibilis - чувствительный) приобретение организмом специфической повышенной чувствительности к чужеродным веществам – аллергенам.

В психофизиологии – повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же время на другие органы чувств (к примеру - увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей).

Фасилитация – процесс возрастания реакции нейрона при повторном воздействии какого-либо стимула, на поведенческом уровне – фасилитация обеспечивает облегчение запуска именно данной реакции.

Нарушения памяти

Данные наблюдений в клинике локальных поражений головного мозга – в пользу выделения «эпизодической П» и «П на общую информацию».

Данные клиники свидетельствуют также о том, что в П вовлечены очень многие структуры мозга: поражения префронтальной коры - приводят к конфабуляциям (смешениям), нарушениям оперативной П;

миндалины – к нарушениям П на эмоциональные события (особенно, связанные со страхом), обучения с одной попытки;

затылочные и височные области коры – нарушению П на зрительные события (например, прозопагнозия- неузнавание хорошо знакомых лиц ).

При поражении гиппокампа и других областей медиальной части височной доли (а также медиодорсального таламуса) нарушается декларативная память. Возникает как антероградная амнезия (нарушение запоминанию нового материала), так и некоторая ретроградная амнезия (вплоть до нескольких лет, предшествующих операции или травме).

Память на более отдаленные события сохраняется в норме. Интеллект в норме или даже выше нормы.

Процедурная память у этих больных не нарушена и не отличается от таковой у здоровых людей.

Изучение больных с амнезией, а также открытие длительной потенциации (удобной экспериментальной модели памяти) в гиппокампе привело к ошибочной точке зрения, что гиппокамп и является местом хранения памяти.

На самом деле, видимо, гиппокамп необходим для кодирования и консолидации декларативной памяти, а также, возможно, ее воспроизведения, однако сама по себе долговременная память хранится преимущественно не в гиппокампе.

«Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В адресации памятных следов в определенные участки коры - важную роль играют медиальные отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и гиппокамп …

Эти образования имеют обширные связи как между собой, так и с проекционными (теми, куда приходят сигналы от органов чувств) и ассоциативными отделами коры. При запоминании они направляют сигнал в ассоциативную кору для длительного удержания в памяти, а при необходимости вспомнить - указывают адрес, где хранится связанная с поступившим сигналом информация. Пример: долговременная память соответствует книгохранилищу в библиотеке, а гиппокампальный комплекс можно сравнить с каталогом, который показывает, где хранится нужная книга.» А.М.Иваницкий

В исследованиях с функциональным картированием мозга показано, что в обучении и памяти участвуют многие чувствительные и двигательные поля коры больших полушарий .

Один из механизмов запоминания тех образов и двигательных навыков, которые затем воспроизводятся бессознательно - это расширение соответствующих представительств в коре.

В одном из исследований было показано, что корковое представительство пальцев левой руки у скрипачей обширнее, чем в контрольной группе; другими словами, размеры соматосенсорного коркового представительства той или иной части тела человека зависят от сложности выполняемой ею функции и меняются исходя из текущих потребностей и опыта.

В коре головного мозга существуют довольно четко отграниченные области, в которых хранятся понятия об атрибутах объектов (например, слова, обозначающие цвета, животных, предметы, действия).

Эти области располагаются вблизи зон коры, ответственных за восприятие данных атрибутов, и вместе составляют сложную распределенную систему. Такие "внутренние образы", видимо, влияют на процесс идентификации самих объектов.

Декларативная память хранится во всех специализированных ассоциативных областях коры больших полушарий.

Процедурная память также широко распространена по всей коре больших полушарий, и связана преимущественно с сенсорными и моторными областями коры, а также с мозжечком.

Согласно данным томографических исследований на людях, при воспоминании изображений или звуков активируются те же самые области коры, что и при их восприятии соответствующих стимулов.

Определения и феноменология эмоций.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций.

«Эмоция – физиологическое отклонение от гомеостаза, которое субъективно переживается в форме сильных чувств (любви – ненависти, желания, страха) и обнаруживается в нервно-мышечных, сердечно-сосудистых, гормональных и других телесных изменениях, подготавливающих организм к внешним действиям, которые могут быть совершены или не совершены».

Эмоция – то сложный психический феномен, в котором можно выделить следующие аспекты:

– Центральные мозговые и нейрохимические механизмы эмоций,

– Субъективно переживаемое или осознаваемое чувство (состояние) - феноменология

– Висцеральные процессы, сопровождающие эмоции

– Выразительные характеристики эмоций:

– Мимика, интонация, жесты, позы.

Выделяют:

– Эмоциональные состояния человека: эмоции, чувства, аффекты.

– Эмоциональные черты личности: особенности темперамента и характера.

Собственно эмоции делятся на два класса:

– врожденные (или фундаментальные, базисные); Различные авторы по – разному составляют список базисных эмоций, но есть ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей относят к базисным эмоциям – счастье, гнев, страх, отвращение, удивление, печаль). Перечень этих эмоций несколько различается от автора к автору, но если от лингвистического метода составления списка базисных эмоций перейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в виде геометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорят об одной и той же структуре эмоций.

– приобретенные в индивидуальном, социальном или культурном опыте;

Характеристики эмоций:

1) Эмоциональная оппонентность – полярность между некоторыми парами эмоций (радость и печаль, гнев и страх, часто рассматриваются как противоположности). Другие возможные полярные эмоции – удивление и отвращение, стыд и презрение» (К.Изард, 1980).

2) Интенсивность эмоций – градиентная связь между отдельными эмоциями. Например, градиент звуковой стимуляции, вызывающий интерес, страх и ужас у ребенка, упорядочен по величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса», наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» – наибольшая.

Функции эмоций:

1) отражательная (оценочная); выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции отхватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются. Это позволяет определить полезность или вредность действующих на человека факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.

2) побуждающая; в естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.

3) подкрепляющая; известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

4) переключательная; особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, Эмоция отражает конфликт между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений и от личностных установок человека.

5) коммуникативная; мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации – являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Гипоталамус

Раздражение одних зон ГТ у кошек вызывает агрессивное поведение с внешними признаками ярости, а раздражение других зон – оборонительное поведение с проявлением страха.

При разрушении связей ГТ с корой и базальными ганглиями поведение кошки становилось крайне агрессивным, но ненаправленным на конкретный объект («ложная ярость»). «Ложная ярость» исчезала после перерезки эфферентных связей ГТ с нижележащими структурами ствола мозга, овтечающими за внешние проявления ярости. ГТ частвует в регуляци внешних проявлений эмоционального поведения путем управления соматическими (мышцы лица и конечностей) и вегеатативными реакциями (железы и мышцы внутренних органов).

В гипоталамусе есть центры удовольствия и неудовольствия, стимуляция которых может служить отрицательным или положительным подкреплением в выработке инструментальных рефлексов.

Физиология ВНД

Связь физиологии ФНД с нейронаукой и психологией.

Нейронауки — это термин, который объединяет методы и направления, исследующие мозг, — как он устроен и как работает.

Психология — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Наши рекомендации