Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
ЦЕЛЬ: ознакомиться с методом Г.Гельмгольца определения скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
ОСНАЩЕНИЕ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, электростимулятор, электробезопасный стимулирующий электрод (с катодом и анодом), электроды для регистрации ЭМГ, электродная паста, вата, линейка для измерения расстояния между участками стимуляции.
ХОД РАБОТЫ (см. пособие для практических занятий):
Безопасный стимулирующий электрод приложите в области двигательной точки локтевого нерва на запястье, нанесите раздражение. На графиках отметьте латентный период - от момента раздражения до начала сокращения. Приложите стимулирующий электрод к двигательной точке срединного нерва в области локтевой ямки, нанесите раздражение. Определите латентный период второго сокращения. Линейкой измерьте расстояние между двумя точками стимуляции.
Скорость проведения возбуждения:
V = S / t ,
S – расстояние между точками стимуляции, м; t – разница латентных периодов, с.
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)
Е практическое занятие по теме ЦНС.
Общая физиология ЦНС.
Ответьте на вопросы
1. Нервный центр – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите особенности распространения возбуждения в нервных центрах?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Перечислите функции глиальных клеток в нервной системе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Какова основная роль процесса торможения в ЦНС?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что характерно для первичного торможения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что характерно для вторичного торможения?____________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что характерно для постсинаптического торможения_____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Что характерно для пресинаптического торможения?______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой вид торможения в ЦНС наиболее избирателен? ____________________________
10. Какой процесс развивается на постсинаптической мембране в нервных окончаниях клеток Реншоу?_______________________________________________________________
10. Чем характерен современный этап развития рефлекторной теории?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Функциональная система – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что является главным системообразующим фактором функциональной системы по концепции П.К.Анохина?
_____________________________________________________________________________
13. Какова функциональная роль акцептора результата действия в любой функциональной системе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа на комплексе BIOPAC.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
Дайте определение:
Рефлекс – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время реакции – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Научение – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средняя (арифметическая) – отношение суммы всех значений к их количеству.
Xср. = ∑Xi ∕ n
Размах вариации – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака.
Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признаков ряда от их средней (σ2).
σ2 = ∑(Xi-Xср.)2 ∕ (n-1)
Стандартное (среднее квадратическое) отклонение – квадратный корень от дисперсии (σ).
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
1. Пронаблюдать влияние научения и физиологических процессов на время реакции.
2. Сравнить время реакции в двух случаях: сигналы производятся с постоянными интервалами и с псевдослучайными интервалами.
3. Вычислить статистические показатели: среднюю, дисперсию, стандартное отклонение.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, кнопка-переключатель дистанционная SS10L, наушники OUT1.
ХОД РАБОТЫ: Смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата:
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сравнение величин времени реакции по мере научения (по ходу эксперимента)
Имя студента | Данные опыта 1 с псевдослучайной схемой (Сегмент 1) | Данные опыта 1 с постоянной схемой (Сегмент 3) | ||||
Стимул 1 | Стимул 5 | Стимул 10 | Стимул 1 | Стимул 5 | Стимул 10 | |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
Средние: |
Групповые значения
Данные группы Средние для студентов | Опыты с псевдослучайной схемой | Опыты с постоянной схемой | ||
Первый | Второй | Первый | Второй | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
средние группы: |
Ответьте на вопросы:
1.Как изменилось среднее время реакции между первым и десятым стимулами:
Для Сегмента 1: Для Сегмента 2:
_____________________________________________________________________________
2. В каком Сегменте наблюдалось большее изменение средней величины времени реакции?
_____________________________________________________________________________
3. Определите минимальное время реакции (когда оно становится постоянным):
_____________________________________________________________________________
4. Какие физиологические процессы происходят между подачей стимула и ответом (нажатием кнопки-переключателя)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. При какой схеме подачи сигналов средняя для группы оказалась ниже?
____________________________________________________________________________