Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.

ЦЕЛЬ: ознакомиться с методом Г.Гельмгольца определения скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.

ОСНАЩЕНИЕ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, электростимулятор, электробезопасный стимулирующий электрод (с катодом и анодом), электроды для регистрации ЭМГ, электродная паста, вата, линейка для измерения расстояния между участками стимуляции.

ХОД РАБОТЫ (см. пособие для практических занятий):

Безопасный стимулирующий электрод приложите в области двигательной точки локтевого нерва на запястье, нанесите раздражение. На графиках отметьте латентный период - от момента раздражения до начала сокращения. Приложите стимулирующий электрод к двигательной точке срединного нерва в области локтевой ямки, нанесите раздражение. Определите латентный период второго сокращения. Линейкой измерьте расстояние между двумя точками стимуляции.

Скорость проведения возбуждения:

V = S / t ,

S – расстояние между точками стимуляции, м; t – разница латентных периодов, с.

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)

Е практическое занятие по теме ЦНС.

Общая физиология ЦНС.

Ответьте на вопросы

1. Нервный центр – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите особенности распространения возбуждения в нервных центрах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Перечислите функции глиальных клеток в нервной системе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Какова основная роль процесса торможения в ЦНС?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что характерно для первичного торможения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что характерно для вторичного торможения?____________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Что характерно для постсинаптического торможения_____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Что характерно для пресинаптического торможения?______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какой вид торможения в ЦНС наиболее избирателен? ____________________________

10. Какой процесс развивается на постсинаптической мембране в нервных окончаниях клеток Реншоу?_______________________________________________________________

10. Чем характерен современный этап развития рефлекторной теории?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Функциональная система – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Что является главным системообразующим фактором функциональной системы по концепции П.К.Анохина?

_____________________________________________________________________________

13. Какова функциональная роль акцептора результата действия в любой функциональной системе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа на комплексе BIOPAC.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

Дайте определение:

Рефлекс – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время реакции – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Научение – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средняя (арифметическая) – отношение суммы всех значений к их количеству.

Xср. = ∑Xi ∕ n

Размах вариации – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака.

Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признаков ряда от их средней (σ2).

σ2 = ∑(Xi-Xср.)2 ∕ (n-1)

Стандартное (среднее квадратическое) отклонение – квадратный корень от дисперсии (σ).

ЦЕЛИ РАБОТЫ:

1. Пронаблюдать влияние научения и физиологических процессов на время реакции.

2. Сравнить время реакции в двух случаях: сигналы производятся с постоянными интервалами и с псевдослучайными интервалами.

3. Вычислить статистические показатели: среднюю, дисперсию, стандартное отклонение.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, кнопка-переключатель дистанционная SS10L, наушники OUT1.

ХОД РАБОТЫ: Смотри пособие для практических занятий.

ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата:

Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Средняя        

Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Средняя        

Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Средняя        

Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Средняя        

Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Средняя        

Сравнение величин времени реакции по мере научения (по ходу эксперимента)

Имя студента Данные опыта 1 с псевдослучайной схемой (Сегмент 1)   Данные опыта 1 с постоянной схемой (Сегмент 3)
Стимул 1 Стимул 5 Стимул 10 Стимул 1 Стимул 5 Стимул 10
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
Средние:            

Групповые значения

Данные группы Средние для студентов Опыты с псевдослучайной схемой Опыты с постоянной схемой  
Первый Второй Первый Второй
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
средние группы:        

Ответьте на вопросы:

1.Как изменилось среднее время реакции между первым и десятым стимулами:

Для Сегмента 1: Для Сегмента 2:

_____________________________________________________________________________

2. В каком Сегменте наблюдалось большее изменение средней величины времени реакции?

_____________________________________________________________________________

3. Определите минимальное время реакции (когда оно становится постоянным):

_____________________________________________________________________________

4. Какие физиологические процессы происходят между подачей стимула и ответом (нажатием кнопки-переключателя)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. При какой схеме подачи сигналов средняя для группы оказалась ниже?

____________________________________________________________________________

Наши рекомендации