Для практических занятий по нормальной физиологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
ЕКАТЕРИНБУРГ 2011
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии УГМА.
Рекомендовано к изданию Центральным Методическим Советом УГМА
Уральская государственная медицинская академия (УГМА)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вводное занятие…………………………………………………………………………….4
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ………………………………………………5
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)…….…….………....19
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ………….……..……………….……………..36
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД)…….……………….44
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ…………………………….……………………………………..52
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ…………………………………………………..65
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА……………………...84
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ…………………….……………………….………..100
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое организм?
_____________________________________________________________________________
2.Гомеостаз-это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как называется специфическая деятельность системы или органа?
4. Для чего необходима регуляция физиологических функций?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сравните нервный и гуморальный механизмы регуляции.
Нервный механизм регуляции | Гуморальный механизм регуляции |
6. Что такое физиологические системы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое функциональная система (по П.К.Анохину)?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какова основная причина формирования функциональных систем?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ.
ЗАКОНЫ РАЗДРАЖЕНИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ.
Выполните задания по теме занятия:
1. Назовите функции белков клеточных мембран?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Из каких функциональных частей состоит ионоселективный канал?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие вещества могут избирательно блокировать?
- калиевые ионоселективные каналы _____________________________________________
- натриевые ионоселективные каналы _____________________________________________
- кальциевые ионоселективные каналы ____________________________________________
4. Что такое возбудимость?
5. Какие факторы обусловливают формирование и поддержание потенциала покоя?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Нарисуйте и подпишите фазы потенциала действия.
7.Чему равны амплитуда и длительность потенциала действия в разных клетках?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Что характерно для местного, а что для распространяющегося возбуждения? Сравните.
Местный (локальный) ответ | Потенциал действия |
9. В каком соотношении находятся сила и время раздражения?
10. В чём причина аккомодации возбудимых тканей при малой крутизне нарастания раздражающего стимула?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие изменения наблюдаются под катодом и анодом в моменты замыкания и
размыкания электрической цепи?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Сформулируйте закон «всё или ничего». Какая ткань подчиняется этому закону?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Какие показатели характеризуют проводимость и лабильность возбудимых тканей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические работы.
Приготовление нервно-мышечного препарата (НМП) и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
ЦЕЛЬ: ознакомиться с методикой приготовления НМП и икроножной мышцы лягушки.
Подпишите рисунки.
Подпишите этапы приготовления нервно-мышечного препарата и изолированной мышцы.
а –
б –
в –
г –
д –
е –
ж –
з –
и –
Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СКЕЛЕТНЫХ И ГЛАДКИХ МЫШЦ.
1. Перечислите свойства скелетных и гладких мышц:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте классификацию скелетных мышечных волокон:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие белки в скелетных и в гладких мышцах принимают участие в активации и
реализации сокращения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. С каким периодом одиночного мышечного сокращения скелетной мышцы совпадает
потенциал действия?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите режимы сокращений мышц?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические работы.
Работы на комплексе BIOPAC.
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ
Дайте определения:
Электромиография (ЭМГ) -
Двигательная единица (ДЕ) –
Динамометрия–
Утомление –
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ 1
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
1) Зарегистрировать скелетно-мышечный тонус, отражённый в базовом уровне электрической активности, при покоящемся состоянии мышцы.
2) Зарегистрировать максимальную силу сжатия для правой и левой рук.
3) Зарегистрировать и пронаблюдать пополнение ДЕ с увеличением мощности сокращения скелетной мышцы.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, набор электродов для ЭМГ, электродный гель и липкие фиксаторы, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи.
ХОД РАБОТЫ: смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Сведения о пациенте: Имя Возраст
Рост - Вес - Пол: Мужской / Женский
Доминирующая рука: Правая/Левая
Измерения ЭМГ
№ Кластера | Предплечье 1 (Доминирующее) | Предплечье 2 | ||||||
Min [3 min] | Max [3 max] | P-P [3 p-p] | Mean [40 mean] | Min [3 min] | Max [3 max] | P-P [3 p-p] | Mean [40 mean] | |
Измерения Тонуса
№ Кластера | Предплечье 1 (Доминирующее) | Предплечье 2 | ||
P-P [3 p-p] | Mean [40 mean] | P-P [3 p-p] | Mean [40 mean] | |
Ответьте на ВОПРОСЫ
1. Используя средние значения (mean), подсчитайте процентное возрастание ЭМГ активности, зарегистрированной между самым слабым и самым сильным сжатиями на доминирующем предплечье (сегмент Forearm 1).
Вычисления: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сравните средние значения для правого и левого предплечий для кластера максимального сжатия. Одинаковые они или разные?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое из них демонстрирует большую силу сжатия?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие факторы влияют на наблюдаемую разницу в силах сжатия?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ II
ЦЕЛИ:
1) Зарегистрировать максимальную силу сжатия для правой и левой рук.
2) Зарегистрировать ЭМГ во время утомления скелетной мышцы.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, набор электродов для ЭМГ, электродный гель и липкие фиксаторы, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, динамометр.
ХОД РАБОТЫ: смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Сведения об испытуемом: Имя Возраст
Рост - Вес - Пол: Мужской / Женский
Доминирующая рука: Правая/Левая
№ пика | сила (кг) | Предплечье 1 (доминирующее) | ||
Сила на пике [CH 1] mean, (кг) | Необраб. ЭМГ [CH= 3] p-p (мВ) | Интегр. ЭМГ [CH 40] mean (мВ) | ||
№ пика | сила (кг) | Предплечье 2 | ||
Сила на пике [CH 1] mean, (кг) | Необраб. ЭМГ [CH= 3] p-p, (мВ) | Интегр. ЭМГ [CH 40] mean, (мВ) | ||
Утомление
Данные сегмента 2
Предплечье 1 (Доминирующее) | Предплечье 2 | ||
Макс. сила сжатия СН 1 величина | Время утомления От точки макс. сжатия до сжатия с силой 50 % от макс. СН 40 дельта Т | Макс. сила сжатия СН 1 величина | Время утомления От точки макс. сжатия до сжатия с силой 50 % от макс. СН 40 дельта Т |
Ответьте на вопросы
1. Различаются ли сила правой и левой рук?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Остаётся ли неизменным число двигательных единиц, задействованных при сжатии предмета в руке?
_____________________________________________________________________________
3.Какими физиологическими процессами объясняется уменьшение силы при утомлении?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ.
1. Перечислите свойства сердечной мышцы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите элементы проводящей системы сердца и их роль. Отметьте на рисунке.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Нарисуйте потенциал действия рабочего кардиомиоцита левого желудочка, отметьте его фазы.
4. Что характерно для потенциалов действия кардиомиоцитов? Чем отличается потенциалы действия в предсердиях и желудочках?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие причины обуславливают фазу плато потенциалов действия в сердце?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каково функциональное значение рефрактерности клеток миокарда?
_____________________________________________________________________________
7. Какие ионы обеспечивают электромеханическое сопряжение в миокарде?
_____________________________________________________________________________
Практические работы.
Лигатуры Станниуса.
ЦЕЛЬ: исследовать градиент автоматии различных отделов сердца лягушки.
а) – 1-я лигатура; б) – 2-я лигатура; в) – 3-я лигатура. Части сердца, сокращающиеся после наложения лигатур, затемнены. |
Заполните таблицу:
Число сокращений в одну минуту | |||
Венозный синус | Предсердия | Желудочек | |
фон | |||
после 1-й лигатуры | |||
после 2-й лигатуры |
Практические работы.
Ответьте на вопрос
Почему повторная стимуляция нерва (после раствора кобальта) не вызывает сокращения мышцы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая физиология ЦНС.
Ответьте на вопросы
1. Нервный центр – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите особенности распространения возбуждения в нервных центрах?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Перечислите функции глиальных клеток в нервной системе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Какова основная роль процесса торможения в ЦНС?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что характерно для первичного торможения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что характерно для вторичного торможения?____________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что характерно для постсинаптического торможения_____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Что характерно для пресинаптического торможения?______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой вид торможения в ЦНС наиболее избирателен? ____________________________
10. Какой процесс развивается на постсинаптической мембране в нервных окончаниях клеток Реншоу?_______________________________________________________________
10. Чем характерен современный этап развития рефлекторной теории?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Функциональная система – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что является главным системообразующим фактором функциональной системы по концепции П.К.Анохина?
_____________________________________________________________________________
13. Какова функциональная роль акцептора результата действия в любой функциональной системе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
Дайте определение:
Рефлекс – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Время реакции – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Научение – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средняя (арифметическая) – отношение суммы всех значений к их количеству.
Xср. = ∑Xi ∕ n
Размах вариации – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака.
Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признаков ряда от их средней (σ2).
σ2 = ∑(Xi-Xср.)2 ∕ (n-1)
Стандартное (среднее квадратическое) отклонение – квадратный корень от дисперсии (σ).
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
1. Пронаблюдать влияние научения и физиологических процессов на время реакции.
2. Сравнить время реакции в двух случаях: сигналы производятся с постоянными интервалами и с псевдослучайными интервалами.
3. Вычислить статистические показатели: среднюю, дисперсию, стандартное отклонение.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, кнопка-переключатель дистанционная SS10L, наушники OUT1.
ХОД РАБОТЫ: Смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата:
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
Средняя |
Сравнение величин времени реакции по мере научения (по ходу эксперимента)
Имя студента | Данные опыта 1 с псевдослучайной схемой (Сегмент 1) | Данные опыта 1 с постоянной схемой (Сегмент 3) | ||||
Стимул 1 | Стимул 5 | Стимул 10 | Стимул 1 | Стимул 5 | Стимул 10 | |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
Средние: |
Групповые значения
Данные группы Средние для студентов | Опыты с псевдослучайной схемой | Опыты с постоянной схемой | ||
Первый | Второй | Первый | Второй | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
средние группы: |
Ответьте на вопросы:
1.Как изменилось среднее время реакции между первым и десятым стимулами:
Для Сегмента 1: Для Сегмента 2:
_____________________________________________________________________________
2. В каком Сегменте наблюдалось большее изменение средней величины времени реакции?
_____________________________________________________________________________
3. Определите минимальное время реакции (когда оно становится постоянным):
_____________________________________________________________________________
4. Какие физиологические процессы происходят между подачей стимула и ответом (нажатием кнопки-переключателя)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. При какой схеме подачи сигналов средняя для группы оказалась ниже?
____________________________________________________________________________
Частная физиология ЦНС.
Ответьте на вопросы
1.Какие функции регулируют нервные центры спинного мозга?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какова роль альфа - и гамма-мотонейронов, тела которых расположены в передних рогах
серого вещества спинного мозга?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Центры каких рефлексов находятся в продолговатом мозге?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На каком уровне ЦНС находятся центры позно-тонических рефлексов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие рефлексы осуществляются на уровне среднего мозга?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие рецепторные образования принимают участие в выпрямительных (установочных)
рефлексах среднего мозга?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какова роль красных ядер среднего мозга?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какова роль чёрной субстанции среднего мозга?_________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Какова роль передних и задних бугров четверохолмия среднего мозга?______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Какова роль ядра глазодвигательного нерва в среднем мозге?______________________
_____________________________________________________________________________
8. Какова роль таламуса промежуточного мозга?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие функции осуществляются при участии гипоталамуса?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Каковы функции подкорковых ядер стриопаллидарной системы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие образования относятся к лимбической системе?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Перечислите основные функции лимбической системы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические работы.
Работы на комплексе BIOPAC.
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ
Заполните таблицу
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ 1
ЦЕЛИ:
1) Зарегистрировать ЭЭГ бодрствующего человека в состоянии покоя с открытыми и закрытыми глазами.
2) Распознать и исследовать α, β, δ , θ компоненты ЭЭГ.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, 3 электрода, электродный гель, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, шапочка для прижимания электродов к голове, кушетка.
ХОД РАБОТЫ: (смотри пособие для практических занятий)
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Измерения амплитуд ЭЭГ
Стандартное отклонение [stddev]
Ритм | Глаза закрыты | Глаза открыты | Глаза закрыты |
Альфа | |||
Бета | |||
Дельта | |||
Тета |
Частота (Герц) ритмов
Ритм | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 | Средняя |
Альфа | ||||
Бета | ||||
Дельта | ||||
Тета |
Ответьте на вопросы:
1. Происходит ли десинхронизацияальфа-ритма, когда глаза открыты?
_____________________________________________________________________________
2. Становится ли бета-ритм более ярко выраженным при открытых глазах?
_____________________________________________________________________________
3. Почему значения бета амплитуд не отражают действительного количества умственной активности, происходящей при открытых глазах?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Происходит ли возрастание дельта- и тета- активности, когда глаза открыты?
_____________________________________________________________________________
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ 2
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
1) Зарегистрировать ЭЭГ бодрствующего человека в состоянии покоя при следующих условиях:
а) расслаблен, с закрытыми глазами; б) при устном счёте с закрытыми глазами; в) после гипервентиляции с закрытыми глазами; г) расслаблен, с открытыми глазами.
2) Исследовать разницу в уровнях активности альфа-ритма во время устного счёта и
гипервентиляции по сравнению с состоянием расслабления с закрытыми глазами.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, 3 электрода, электродный гель, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, шапочка для прижимания электродов к голове, кушетка.
ХОД РАБОТЫ: (смотри пособие для практических занятий)
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Сегмент | Состояние | Необработанная ЭЭГ (Stddev) | Альфа (Stddev) | Альфа СКВ (Mean) |
Глаза закрыты (контроль) | ||||
Глаза закрыты, счет | ||||
Глаза закрыты, после гипервентиляции | ||||
Глаза открыты |
Заполняя следующую таблицу, отметьте, в каком случае экспериментальное значение было больше (+), меньше (-), или такое же (=) как Контрольное.
Сегмент | Эксперимен-тальное условие | Эксперимен-тальная средняя | Контроль-ная средняя | Разница (Эксп.- Контр.) | Итоги (+,-,=) |
Устный счёт | |||||
После гипер-вентиляции | |||||
Глаза открыты |
Ответьте на вопросы:
1.Какова частота альфа-ритма по данным сегмента 1?
_____________________________________________________________________________
2.Когда общая амплитуда ЭЭГ была наивысшей?
_____________________________________________________________________________
3.Когда были наивысшими уровни альфа-волн?
_____________________________________________________________________________
4.Как влияет на ЭЭГ уровень сосредоточенности?
_____________________________________________________________________________
5. При каких условиях наблюдалась наиболее слабая альфа-активность?
_____________________________________________________________________________
6. Для какого функционального состояния человека характерен бета-ритм
электроэнцефалограммы?
_____________________________________________________________________________
Пробы Ортнера и Геринга.
Рефлекс Ортнера - урежение пульса при наклоне головы назад в положении стоя.
Ф.И.О. | ЧСС стоя | ЧСС после наклона головы | Изменение ЧСС |
Вывод:
_____________________________________________________________________________