Учебно-методические материалы (УММ)
Цикл ДС.02.
Специальность 012000 – ФИЗИОЛОГИЯ
Код ОКСО: 020205
Специализация 012001 – физиология человека и животных
Принята на заседании кафедры физиологии человека и животных
(протокол № 15 от 18 мая 2009 г.)
Заведующий кафедрой
(Плещинский И.Н.)
Утверждена учебно-методической комиссией
биолого-почвенного факультета КГУ
(протокол №от 25 сентября 2009)
Председатель комиссии
(Тимофеева О.А.)
Рабочая программа специальной дисциплины
«Физиология центральной нервной системы»
Предназначена для студентов 3 курса,
по специальности – 012001 – физиология человека и животных
АВТОР: к.б.н., доцент Балтина Т.В.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:
Курс «Физиология центральной нервной системы» является базовой дисциплиной в изучении физиологических основ регуляции функций организма. Изучение курса имеет целью снабдить студентов знаниями нервных механизмов, обеспечивающих адаптацию функций к меняющимся условиям окружающей среды, поведенческое взаимодействие организма с окружающей средой и лежащих в основе психической деятельности.
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины
В результате изучения курса студенты должны:
· знать особенности функционирования центральной нервной системы на уровне нейрона, нейронных цепей и головного мозга в целом;
· знать общие принципы функционирования соматической и висцеральной нервных систем и закономерности их работы;
· знать системы регуляции целенаправленных действий и управления движением.
· уметь анализировать литературу по физиологии центральной нервной системы, использовать знания дисциплины при оценке поведения и психических феноменов в конкретных физиологических исследованиях.
1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).
Форма обучения - очная
Количество семестров - один
Форма контроля: экзамен
N п/п | Виды учебных занятий | Количество часов |
5 семестр | ||
1. | Всего часов по дисциплине | |
2. | Самостоятельная работа | |
3. | Аудиторных занятий | |
в том числе лекций | ||
семинарских (или лабораторно-практических ) |
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
N п/п | Название темы и ее содержание | Количество часов | |
Лекции | Семинар | ||
1. | Предмет и задачи физиологии нервной системы. Методы исследования нервной системы. История развития представлений о мозге и его функциях. | ||
2. | Общая физиология нервной клетки. | ||
3. | Медиаторы ЦНС. Холинэргические синапсы. Адренэргические синапсы. Общая характеристика медиаторов. Аденилат-циклаза. Глицин и ГАМК – тормозные медиаторы. Нейропептиды. Агонисты и антагонисты синаптической передачи. Газообразные посредники. | ||
4. | Взаимодействия синапсов. Синаптическая суммация: пространственная и временная. Возбудительные нейронные цепи. Реверберация и консолидация. Облегчение в нервной системе. Эффект ПТП. Научение. Основные виды гипотетических моди-фицирующихся синапсов. Фасилитация. Габитуация. | ||
5. | Торможение в ЦНС. Пре- и постсинаптическое торможение. | ||
6. | Нервная регуляция позы и движений. Категории двигательных актов. Рефлекс. Произвольные и непроизвольные движения. Локализация и функции двигательных центров. Иерархия и партнерство. | ||
7. | Спинальные двигательные системы. Понятие двигательной единицы. Быстрые и медленные двигательные единицы, функциональная характеристика. Рецепторы двигательных систем: мышечные веретена и сухожильные органы. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация. Α и γ – мотонейроны. Функции мышечных веретен и сухожильных органов. | ||
8. | Спинальные двигательные рефлексы. Рефлекс растяжения (миотатический рефлекс). Роль рефлекса растяжения в регуляции длины мышцы. Т – рефлекс. Н-рефлекс. Реципрокное торможение. Пресинаптическое торможение. Полисинаптические рефлексы. Сгибательный и перекрестный разгибательный рефлексы. Спинальная локомоция. Спинальный шок. | ||
9. | Двигательные функции ствола мозга: роль в регуляции позы и мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность. Статические и статокинетические рефлексы. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы. Поддержание вертикальной позы во время движения. Автоматические движения: «генераторы шагания» и жевание. | ||
10. | Мозжечок. Функции мозжечка. Нейронная организация коры мозжечка. Пластичность функций мозжечка. Двигательная адаптация и двигательной научение. Соматотопическая организация мозжечка. Функции мозжечка. Последствия разрушения структур мозжечка. | ||
11. | Базальные ганглии. Роль базальных ганглиев в двигательной системе. Болезнь Паркинсона. Патофизиология базальных ганглиев. Двигательная зона коры больших полушарий. Соматопическая организация коры. Эфферентные связи двигательной коры. Пирамидный тракт. Восстановление функций после повреждения двигательной системы. | ||
12. | Центральная регуляция вегетативных функций. Гипоталамус как высший центр регуляции вегетативных функций. | ||
13. | Развитие нервной системы в филогенезе. Развитие нервной системы в онтогенезе. Принципы организации нервной системы. | ||
Итого | |||
Контроль самостоятельной работы студентов | |||
1. | Общая физиология нервной клетки | ||
2. | Центральная регуляция вегетативных функций | ||
3. | Филогенез нервной системы | ||
4. | Онтогенез нервной системы |
Основная литература
1. Физиология человека. /Под ред.Р.Шмидта. в 3-х т.М.: Мир,1996, 2005
2. Бикмуллина Р.Х., Плещинский И.Н. Центральная нервная система и основы управления движениями/Учебное пособие. Казань. 2006.
3. Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы: учеб.пособие. - Изд. 3-е, доп. и перераб. Феникс, 2006
Дополнительная:
1. Ноздрачев А.Д. Начала физиологии, СПб:Изд-во “Лань”. 1088 с., 2001
2. Физиология центральной нервной системы. 2-е изд., стер. Смирнов В.М., Academia 2004
3. Николс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. Москва:Изд-во научной и учебной лит-ры, 2003, 672 с.
4. Алатырев В.И., Звездочкина Н.В., Зефиров Л.Н. Постишемические изменения в спинном мозге. КГУ, 1981.
5. Зефиров А.Л., Алатырев В.И. Управление движением. КГУ, 1979.
6. Зефиров Л.Н., Алатырев В.И. Защитное напряжение мышц брюшной стенки .КГУ, 1971.
7. Персон Р.С. Спинальные механизмы управления мышечным сокращением. М., Наука, 1985.
8. Физиология человека. т.1/Под ред. Р.Шмидта.М., Мир,1985
9. Г.Шеперд. Нейробиология.т.1-2. М.: Мир. 1987
10. Блум Ф., Лайзерсон А.,Хорстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.,1988.
11. Еуреш Я.,Бурешова О.,Хьюстон Дж. Основные методы и эксперименты для изучения мозга и поведения. М.,1991.
12. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев, 1977.
Приложение 1
Контрольные вопросы к экзамену
По курсу «Физиология центральной нервной системы»
1. Предмет и задачи физиологии нервной системы.
2. Методы исследования нервной системы. История развития представлений о мозге и его функциях.
3. Общая физиология нервной клетки. Межклеточная передача возбуждения. Пресинаптические процессы: экзо- и эндоцитоз.
4. Постсинаптические процессы. ВПСП. ТПСП. Метабо- и ионотропное воздействие.
5. Медиаторы ЦНС.
6. Холинэргические синапсы.
7. Адренэргические синапсы.
8. Общая характеристика медиаторов.
9. Аденилат-циклаза.
10. Глицин и ГАМК – тормозные медиаторы.
11. Нейропептиды.
12. Агонисты и антагонисты синаптической передачи.
13. Газообразные посредники.
14. Синаптическая суммация: пространственная и временная. Возбудительные нейронные цепи. Реверберация и консолидация. Облегчение в нервной системе.
15. Эффект ПТП.
16. Научение.Основные виды гипотетических моди-фицирующихся синапсов. Фасилитация. Габитуация.
17. Торможение в ЦНС. Пре- и постсинаптическое торможение.
18. Нервная регуляция позы и движений. Категории двигательных актов.
19. Рефлекс.
20. Произвольные и непроизвольные движения.
21. Локализация и функции двигательных центров. Иерархия и партнерство.
22. Спинальные двигательные системы. Понятие двигательной единицы. Быстрые и медленные двигательные единицы, функциональная характеристика.
23. Рецепторы двигательных систем: мышечные веретена и сухожильные органы. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация. Α и γ – мотонейроны. Функции мышечных веретен и сухожильных органов.
24. Спинальные двигательные рефлексы. Рефлекс растяжения (миотатический рефлекс). Роль рефлекса растяжения в регуляции длины мышцы.
25. Т – рефлекс.
26. Н-рефлекс.
27. Реципрокное торможение. Пресинаптическое торможение.
28. Полисинаптические рефлексы. Сгибательный и перекрестный разгибательный рефлексы.
29. Спинальная локомоция.
30. Спинальный шок.
31. Двигательные функции ствола мозга: роль в регуляции позы и мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.
32. Статические и статокинетические рефлексы. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы.
33. Поддержание вертикальной позы во время движения.
34. Автоматические движения: «генераторы шагания» и жевание.
35. Мозжечок. Функции мозжечка. Нейронная организация коры мозжечка. Пластичность функций мозжечка.
36. Двигательная адаптация и двигательной научение.
37. Соматотопическая организация мозжечка.
38. Функции мозжечка. Последствия разрушения структур мозжечка.
39. Базальные ганглии. Роль базальных ганглиев в двигательной системе.
40. Болезнь Паркинсона. Патофизиология базальных ганглиев.
41. Гипоталамус
42. Ретикулярная формация, ее функции.
43. Регуляция вегетативных функций. Общие принципы.
44. Дыхательный центр.
45. Сердечно-сосудистый центр.
46. Регуляция питьевого и пищевого поведения.
47. Терморегуляция.
48. Двигательная зона коры больших полушарий. Соматопическая организация. Представления о модели тела.
49. Эфферентные связи двигательной коры. Пирамидный тракт.
50. Восстановление функций после повреждения двигательной системы.
51. Развитие нервной системы в филогенезе.
52. Развитие нервной системы в онтогенезе.
53. Принципы организации нервной системы.
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«Физиология центральной нервной системы»
Цикл ДС - дисциплины специализации
Цикл ДС.02.
Специальность 012000 – ФИЗИОЛОГИЯ
Код ОКСО: 020205
Специализация 012001 – физиология человека и животных
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПОТОЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
КУРСА: «ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС»
Номер лекции (темы) | Содержание лекций и поточных консультаций | Номер недели |
Лекция 1. (тема1) | Предмет и задачи физиологии нервной системы. Методы исследования нервной системы. История развития представлений о мозге и его функциях. | |
Лекция 2. (тема2) | Общая физиология нервной клетки. Межклеточная передача возбуждения. Роль мембраны нервной клетки. Передача возбуждения с нервной клетки на нервную клетку. Пресинаптические процессы: экзо- и эндоцитоз. Роль кальция. Постсинаптические процессы. ВПСП. ТПСП. Метабо- и ионотропное воздействие. | |
Лекция 3. (тема3) | Медиаторы ЦНС. Холинэргические синапсы. Ацетилхолин. Холинэстераза. Периферические и центральные эффекты. Адренэргические синапсы. Общая характеристика медиаторов. МАО. Аденилат-циклаза. Периферические и центральные эффекты. Адренергическая система и функциональные состояния. | |
Лекция 4. (тема3) | Глицин и ГАМК – тормозные медиаторы. Периферические и центральные эффекты. Нейропептиды. Агонисты и антагонисты синаптической передачи. Периферические и центральные эффекты. Газообразные посредники. Периферические и центральные эффекты. | |
Лекция5. (тема4) | Взаимодействия синапсов. Синаптическая суммация: пространственная и временная. Суммация ВПСП и ТПСП. Возбудительные нейронные цепи. Реверберация и консолидация. Теории активной памяти. Облегчение в нервной системе. Эффект ПТП. Научение. Основные виды гипотетических моди-фицирующихся синапсов. Фасилитация. Габитуация. Доминанта. | |
Лекция6. (тема5) | Торможение в ЦНС.Пре- и постсинаптическое торможение. Тормозные нейронные цепи. Возвратное торможение, реципрокное торможение, латеральное торможение. | |
Лекция7. (тема6) | Нервная регуляция позы и движений. Категории двигательных актов. Рефлекс. Понятие рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга вегетативного и соматического рефлексов. Обратная связь. Понятие рефлекторного кольца. Произвольные и непроизвольные движения. | |
Лекция8. (тема6) | Локализация и функции двигательных центров. Иерархия и партнерство. Этапы подготовки и исполнения движений. | |
Лекция 9. (тема7) | Спинальные двигательные системы. Понятие двигательной единицы. Быстрые и медленные двигательные единицы, функциональная характеристика. Рецепторы двигательных систем: мышечные веретена и сухожильные органы. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация. Α и γ – мотонейроны. Функции мышечных веретен и сухожильных органов. | |
Лекция10. (тема7) | Спинальные двигательные рефлексы. Моносинаптические рефлексы. Рефлекс растяжения (миотатический рефлекс). Роль рефлекса растяжения в регуляции длины мышцы. Тонус мышц. Лабораторные аналоги моносинаптических рефлексов. Т – рефлекс. Н-рефлекс. Реципрокное торможение. Пресинаптическое торможение. | |
Лекция11. (тема7) | Полисинаптические рефлексы. Сгибательный и перекрестный разгибательный рефлексы. Спинальная локомоция. Центр шагательного рефлекса. Ритмогенератор. Спинальный шок. Возбудительная, тормозная и стадия стабилизации. Роль двигательной коры в формировании тормозной фазы. Восстановление двигательных функций. | |
Лекция 12. (тема8) | Двигательные функции ствола мозга: роль в регуляции позы и мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность. Статические и статокинетические рефлексы. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы. Поддержание вертикальной позы во время движения. | |
Лекция 13. (тема8) | Автоматические движения: «генераторы шагания» и жевание. Движения глаз. Ретикулярная формация и ее функции. | |
Лекция 14. (тема9) | Мозжечок. Функции мозжечка. Нейронная организация коры мозжечка. Роль тормозных медиаторов в организации функций мозжечка. Пластичность функций мозжечка. Двигательная адаптация и двигательной научение. Соматотопическая организация мозжечка. Функции мозжечка. Последствия разрушения структур мозжечка. Атония, акоррексия, астения, дисметрия, асинергии. | |
Лекция 15. (тема10) | Базальные ганглии. Роль базальных ганглиев в двигательной системе. Гипо- и геперфункция базальных ганглиев. Болезнь Паркинсона. Хорея Гентингтона. Организация связей базальных ганглиев с двигательной корой. | |
Лекция 16. (тема10) | Двигательная зона коры больших полушарий. Соматопическая организация коры. Эфферентные связи двигательной коры. Пирамидный тракт. Восстановление функций после повреждения двигательной системы. | |
Лекция 17. (тема 11) | Центральная регуляция вегетативных функций. Симпатическая и парасимпатическая системы. Гипоталамус как высший центр регуляции вегетативных функций. Регуляция гомеостаза. Основные принципы. | |
Лекция 18. (тема12) | Развитие нервной системы в филогенезе. Узловая и трубчатая нервная системы. Сходства и различия в строении и функциях. Развитие нервной системы в онтогенезе у млекопитающих. Роль средовых факторов. |
3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (семинаров) И ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО КУРСУ
«ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС»
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинар 1. Медиаторы в ЦНС.
1. Холинэргические синапсы.
2. Адренэргические синапсы. Общая характеристика медиаторов. Аденилат-циклаза.
3. Глицин и ГАМК – тормозные медиаторы.
4. Нейропептиды.
5. Агонисты и антагонисты синаптической передачи.
6. Газообразные посредники.
Семинар 3. Торможение в ЦНС
1. Пресинаптическое торможение.
2. Постсинаптическое торможение.
3. Тормозные нейронные цепи. Возвратное торможение.
4. Реципрокное торможение
5. Латеральное торможение.
Семинар 4. Нервная регуляция позы и движений.
1. Категории двигательных актов.
2. Рефлекс. Понятие рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга вегетативного и соматического рефлексов.
3. Обратная связь. Понятие рефлекторного кольца.
4. Произвольные и непроизвольные движения.
5. Управление движениями. Иерархия.
Семинар 5. Спинальные двигательные системы.
1. Понятие двигательной единицы. Быстрые и медленные двигательные единицы, функциональная характеристика.
2. Рецепторы двигательных систем: мышечные веретена и сухожильные органы. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация.
3. Α и γ – мотонейроны.
4. Функции мышечных веретен и сухожильных органов.
Семинар 8. Мозжечок.
1. Функции мозжечка.
2. Нейронная организация коры мозжечка. Пластичность функций мозжечка.
3. Двигательная адаптация и двигательной научение. Соматотопическая организация мозжечка.
4. Последствия разрушения структур мозжечка.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Адренергическая система мозга. Функции.
2. Мозжечок, его функции и роль в двигательной системе мозга. Значение мозжечка в поддержании тонуса мышц и позы. Роль в выполнении медленных и быстрых целенаправленных движений. Симптомы повреждения отделов мозжечка.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Холинэргическая система мозга. Функции.
2. Двигательная функция ствола мога. Позные и тонические рефлексы. Децеребрационная регидность.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Нейропептиды. Характеристика. Функции.
2. Двигательная функция ствола мозга. Стато-кинетические рефлексы. Шейные и вестибулярные рефлексы.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_____________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Пресинаптическое торможение.
2. Вегетативная нервная система. Анатомическое устройство. Пре- и постганглионарные нейроны. Их медиаторы, рецепторы. Передача возбуждения в ганглии и на периферии вегетативных нервов.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Восприятие. Система обработки информации в ЦНС.
2. Эффекты возбуждения симпатических и парасимпатических нервов. Общие механизмы торможения или возбуждения клеток-мишеней. Эффекты вегетативных нервов на все иннервируемые ими внутренние органы.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Синапсы, строение, виды (химические, электрические). Вобуждение постсинаптической мембраны.
2. Первичная и вторичная двигательная кора. Строение, пирамидные нейроны, пирамидные пути. Соматотопическая организация двигательной коры
________________________200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Постсинаптические потенциалы - возбуждающие и тормозные. Критический уровень деполяризации. Возникновение потенциала действия в постсинаптическом нейроне.
2. Система контроля движений, участие всех двигательных отделов мозга. Идея движения, программа движения.
_____________________200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
______________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Аминокислоты как медиаторы. Характеристика. Функции.
2. Базальные ганглии - полосатое тело, бледный шар, хвостатое ядро, черная субстанция, субталамическое ядро), их функции в контроле движений. Признаки поражения базальных ганглиев.
______________________200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_____________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Суммация постсинаптических потенциалов (пространственная и временная) в мембране нейрона, возникновение потенциалов действия в аксонном холмике.
2. Мозжечок, его функции и роль в двигательной системе мозга. Значение мозжечка в поддержании тонуса мышц и позы. Роль в выполнении медленных и быстрых целенаправленных движений. Симптомы повреждения отделов мозжечка.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
__________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Постсинаптическое торможение, его механизмы.
2. Функции ретикулярной формации ствола мозга. Нисходящие влияния на активность мотонейронов спинного мозга. Восходящие влияния на кору мозга.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Реципрокное торможение, возвратное торможение. Особености нейронных сетей. Конвергенция и дивергенция. Общий конечный путь. Пространственное облегчение и окклюзия (торможение).
2. Альфа- и гамма-мотонейроны передних рогов спинного мозга. Иннервация мышечных волокон и мышечных веретен.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12.
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Строение рефлекторной дуги. Моно- и полисинаптические рефлексы. Двигательные и вегетативные рефлексы.
2. Двигательные рефлексы спинного мозга (кожные и сухожильные)- примеры. Проводниковая функция спинного мозга.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Гипоталамус. Функции.
2. Статические и статокинетические рефлексы. Контроль тонуса мышц сгибателей (красные ядра) и разгибателей (ядра Дейтерса). Децеребрационная ригидность.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Нервная регуляция дыхательной системы.
2. Альфа- и гамма-мотонейроны передних рогов спинного мозга. Иннервация мышечных волокон и мышечных веретен.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Нервная регуляция сердечно-сосудистой системы.
2. Мозжечок, его функции и роль в двигательной системе мозга. Значение мозжечка в поддержании тонуса мышц и позы. Роль в выполнении медленных и быстрых целенаправленных движений. Симптомы повреждения отделов мозжечка.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Холинэргическая система мозга. Функции.
2. Двигательная функция ствола мога. Позные и тонические рефлексы. Децеребрационная регидность.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_____________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Нервная регуляция пищеварительной системы.
2. Двигательная функция ствола мозга. Стато-кинетические рефлексы. Шейные и вестибулярные рефлексы.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
_____________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Пресинаптическое торможение.
2. Нервная регуляция обмена веществ. Поддержание гомеостаза.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
___________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Эффекты возбуждения симпатических и парасимпатических нервов. Общие механизмы торможения или возбуждения клеток-мишеней. Эффекты вегетативных нервов на все иннервируемые ими внутренние органы.
2. Двигательные рефлексы спинного мозга (кожные и сухожильные)- примеры. Проводниковая функция спинного мозга.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
____________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Ульянова-Ленина
КАФЕДРА физиологии человека и животных
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20
По курсу «Физиология ЦНС»
1. Таламус. Общая характеристика. Функции.
2. Двигательная функция среднего мозга . Ориентировочные рефлексы. Контроль движений глаз.
200_/200_ учебный год Заведующий кафедрой _____________
ГЛОССАРИЙ
γ-Аминомасляная кислота (ГАМК, GABA) — аминокислота, важнейший тормозной нейромедиатор центральной нервной системы человека и млекопитающих. Аминомасляная кислота является биогенным веществом. Содержится в ЦНС и принимает участие в нейромедиаторных и метаболических процессах в мозге.
Абазия -греч.A - не + Basis – шаг. Абазия - неспособность ходить, связанная с расстройствами равновесия тела или с нарушениями моторно-двигательных функций нижних конечностей.
Аденилатциклаза(АЦ, англ. AC, adenylate cyclase, adenylyl cyclase КФ 4.6.1.1) — катализирует превращение АТР в 3',5'-cAMP (циклическую форму AMP) с образованием пирофосфата.В процессе передачи сигнала аденилатциклаза может быть активирована связанными с плазматической мембраной рецепторами, связанными с G-белками (GPCR), которые передают гормональные и иные стимулы в клетку. Активация аденилатциклазы приводит к образованию сАМР, действующего как вторичный посредник. сАМР взаимодействует с протеинкиназой А, ионными каналами, связанными с циклическими нуклеотидами, и регулирует их функции.
Адреналин (эпинефрин) (L-1(3,4-Диоксифенил)-2-метиламиноэтанол) — основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор. По химическому строению является катехоламином. Адреналин содержится в разных органах и тканях, в значительных количествах образуется в хромаффинной ткани, особенно в мозговом веществе надпочечников. Действие адреналина связано с влиянием на α- и β-адренорецепторы и во многом совпадает с эффектами возбуждения симпатических нервных волокон. Адреналин участвует в реализации реакций типа «бей или беги», его секреция резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях.
Адренорецепторы — рецепторы к адренэргическим веществам.
Акинезия- отсутствие активных движений. Акинезия развивается при поражении ретикулярной формации и черной субстанции.
Альфа-1 Адренорецепторы — локализуются в артериолах, стимуляция приводит к спазму артериол, повышению давления, снижению сосудистой проницаемости и уменьшению эксудативного воспаления.
Альфа-2 Адренорецепторы — локализуются в гипоталамо-гипофизарной зоне, являются «петлёй обратной отрицательной связи» для адренэргической системы, их стимуляция ведёт к снижению артериального давления.
Апраксия - нарушение целенаправленного действия при сохранении составляющих его элементарных движений. При апраксии сохраняется сила, точность и координация движений. Апраксия возникает при очаговых поражениях, аномалиях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.
Астазия - неспособность стоять. Обычно астазия сочетается с абазией. Астазия наступает в результате повреждения лобных долей, лобно-мосто-мозжечковых связей, а также при психогенных заболеваниях.
Атаксия - нарушение движений, проявляющееся расстройством их изоморфии, координации. При этом сила мышц остается неизменной, однако движения становятся неточными, неловкими, несоразмерными, неэффективными. Часто движения не достигают цели, могут страдать письмо, речь и ходьба. Атаксия вызывается либо нарушением реципроктной иннервации, либо прекращением проприоцептивной сигнализации по тому или иному восходящему афферентному пути. В зависимости от локализации поражения различают сенситивную, мозжечковую, вестибулярную и корковую атаксии.
Атония- утрата нормального тонуса (напряжения) мышц скелета и внутренних органов при истощении, нервных и других заболеваниях.
Атропи́н (лат. Atropinum) — антихолинергическое (М - холиноблокатор) средство. Химически представляет собой тропиновый эфир d, l-троповой кислоты.
Афферентация(лат. Afferentis — приносящий) — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от раздражителей внешних (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими среды, а также от состояния — активности или пассивности — индивида.
Афферентное звено рефлекса - звено рефлекторной дуги, включающее рецептор и афферентное волокно.
Ацетилхолинявля