Факторы, влияющие на развитие утомления
Время, в течение которого человек продолжает работать при развивающемся утомлении, как уже говорилось, называется периодом компенсированного утомления. На длительность периода компенсированного утомления влияют, как показано М.Н. Ильиной (1976), возраст, мотивация, уровень тренированности, психофизиологические особенности личности. У младших школьников период компенсированного утомления выражен слабо. При появлении жалоб на усталость они вскоре прекращают работу. Этот факт необходимо учитывать при дозировании нагрузок для младших школьников. С возрастом способность работать без снижения интенсивности на фоне усталости увеличивается. У старших школьников и студентов длительность периода компенсированного утомления становится больше, чем длительность работы до появления усталости (рис. 4.4), особенно при наличии соревновательного мотива.
Соревновательный мотив удлиняет период компенсированного утомления (терпеливости) в большей мере, чем период работы. Следовательно, соревновательный мотив помимо общего влияния, связанного с нарастанием уровня эмоционального возбуждения, особенно усиливает проявление волевых качеств, в частности упорства (терпеливости). Особенно отчетливо это проявилось в исследовании, посвященном влиянию соревновательного мотива на выносливость школьников различного возраста: чем старше школьники, тем длиннее период работы при компенсированном утомлении при наличии соревновательного мотива.
Меры борьбы с утомлением.
Имеется несколько способов борьбы с утомлением. Еще В.О. Бугославский (1891) и И.М. Сеченов (1903) показали, что снизить утомление можно путем раздражения рецепторов: цветовых, световых, звуковых, вкусовых, обонятельных, термических и др.
Активный отдых как способ срочного уменьшения утомления.
Эффект активного отдыха был установлен Сеченовым в 1903 г. в следующем эксперименте. Работая на эргографе правой рукой, он достигал полного утомления. Перед повторением работы в одном случае он отдыхал, в другом во время паузы работал на эргографе левой рукой. После этого работа правой рукой оказывалась большей, чем после пассивного отдыха. Данный эффект Сеченов объяснил тем, что работавшие ранее и пришедшие в тормозное состояние нервные центры «заряжаются» при возбуждении других, симметричных центров.
Средства, используемые для активного отдыха, различны. Могут использоваться не только симметричные группы мышц, для активного отдыха мышц рук можно применить работу ног. В качестве активного отдыха могут использоваться статические напряжения, упражнения на расслабление.
Рис. 5.4. Изменение с возрастом компонентов выносливости при соревновательном мотиве (по М. Н. Ильиной)
У активного отдыха имеются и сторонники, и противники. Дело действительно не так просто, как это представляют в некоторых популярных брошюрах. Активный отдых в ряде случаев может и не дать ожидаемого положительного эффекта. Так, немецкий физиолог Е. Мюллер пытался заполнить паузы при тяжелой работе обеих рук работой ног на велоэргометре. Эффект активного отдыха не получился: утомление увеличилось.
Некоторые ученые считают, что активный отдых может представлять дополнительный стресс, т. е. ситуацию напряжения в нейроэндокринной системе, поэтому не даст полного восстановления.
Конечно, и отрицать значение активного отдыха, и считать его эффективным в любой ситуации неправомерно. Активный отдых повышает работоспособность только в определенных условиях. Должна учитываться интенсивность работы, выбираемой в качестве активного отдыха: тяжелая работа, примененная как активный отдых, не улучшает работоспособность. Активный отдых наиболее эффективен не при слабых (малые нагрузки, применяемые в качестве активного отдыха, дают даже отрицательный эффект) и не при слишком интенсивных, а при определенных, оптимальных нагрузках. Наибольший эффект достигается при включении в активный отдых мышц-антагонистов. Если, например, основная нагрузка падала на сгибатели рук, то выгоднее подключать к активному отдыху разгибатели рук.
Играет роль характер работы, вызвавшей утомление. При утомлении, вызванном монотонной работой, эффект активного отдыха меньше, чем после интенсивной работы. При быстро развивающемся утомлении эффект активного отдыха тоже небольшой.
Эффект активного отдыха зависит от степени утомления. Положительный эффект активного отдыха выражен сильнее на фоне большого утомления, чем слабого.
Правда, понятие о степени утомления относительно. По некоторым данным, при очень большом утомлении эффективнее пассивный отдых. Очевидно, наибольшее влияние активного отдыха наблюдается при средней степени утомления.
Важно учитывать, что чем большее утомление развивается у человека, тем меньшую нагрузку надо ему давать в качестве активного отдыха.
Имеет значение степень тренированности. Чем больше тренирован человек к утомляющей работе, тем более положительное действие оказывает активный отдых.