Роль переживаний субъектов в диагностике их состояний.
О психических состояниях человека в повседневной жизни, как правило, судят по сопутствующим им переживаниям усталости, скуки, страха, воодушевления и т. п. Эти переживания, несмотря на их субъективный характер, являются важными объективными диагностическими признаками, позволяющими отличать одно состояние от другого. И хотя состояние, по Левитову, нельзя сводить к переживаниям, исключить их из характеристики состояний тоже нельзя. Вообще, с моей точки зрения, переживания занимают ведущее место в диагностике состояний. Именно переживание чего-либо (скуки, страха, отвращения и т. д.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии.
Исключение переживаний из сферы научного исследования может привести к тому, что эти переживания, имеющие большое значение в жизни, могут быть интепретированы чисто субъективно, с идеалистических позиций (Левитов, 1963).
Однако вопрос о включении переживаний и ощущений в комплекс характеристик психофизиологических состояний для многих исследователей еще не решен. Как ни странно, но более решительную позицию занимают физиологи, а не психологи. Нагляднее всего противоречивость мнений о достоверности переживании и ощущении человека при развитии у него определенных состояний видна на примере ощущения усталости. Одни обращают внимание на то, что между показателями работоспособности и ощущением усталости могут быть расхождения (Кабанов, 1962; Borg, 1961) и что мы не имеем никакого права рассматривать усталость как объективно существующее проявление утомления (Леман, 1967). Другие (Гильбух, 1968; Шабунин, 1968; Mertens de Wilmars, 1965) отмечают, что ощущение усталости достаточно точно отражает тяжесть работы и между ним и объективными данными (частотой сердечных сокращений, частотой и глубиной дыхания, суммарной биоэлектрической активностью мышц) отмечается высокое соответствие.
Между тем еще в 1928 г. один из столпов отечественной физиологии академик Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъективными» проявлениями утомления и до тех пор не верить человеку, что он устал, пока он не даст доказательств в виде отрицательной плетизмограммы или в виде изменения дыхания и кровообращения. Так называемые «субъективные» показатели, подчеркивал он, столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать.
В ряде моих с сотрудниками исследований достоверность субъективных показателей (ощущений и переживаний) при развитии различных состояний (монотонии, пресыщения, утомления, страха) была доказана во многих исследованиях (Высотская и др., 1974; Ильина, 1974; Мызан. 1975; Скрябин, 1972, 1974; Фетискин, 1972, 1974; Фидаров, Болдин, 1975).
Однако для того, чтобы субъективные показатели стали надежным диагностическим признаком возникшего психофизиологического состояния, субъектам необходим некоторый опыт в их анализе. Например, М.Н.Ильиной удалось добиться отчета об усталости у младших школьников лишь после ряда пробных попыток, а Г.И. Мызан показал, что совпадение ощущения усталости с объективными показателями утомления чаще наблюдается в группе спортсменов, чем в группе студентов, не занимающихся спортом.
Кроме того, в ряде случаев возможно совмещение двух состояний и одно переживание может маскироваться другим, более сильным (например, воодушевление после победы маскирует ощущение усталости).
Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях в организме, о том, что происходит в различных физиологических системах, на разных мозговых уровнях управления поведением и деятельностью человека. Наряду с переживаниями в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом — ослабляется. Эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, т. е. увеличением или уменьшением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, газообмена и т. д. Изменяется и поведение человека, причем одному и тому же переживанию могут сопутствовать разные формы поведения. Однако все эти изменения происходят не хаотично, не независимо друг от друга, а развиваются по определенному сценарию, направленному на получение полезного для организма результата, т. е. сохранения его нормального, в пределах возможного, функционирования. В этом и проявляется системный характер психических состояний, которые включают в себя реагирование разных уровней: психического (переживание, изменение протекания психических процессов), физиологического (гуморальная регуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы) и поведенческого (психомоторное реагирование).
Качественное своеобразие изменений на этих уровнях создает специфическую качественную характеристику определенного состояния. Например, при состоянии монотонии скука (переживание) сопровождается снижением частоты сердечных сокращений (вегетатика) и подсознательным увеличением темпа работы (психомотрика). При утомлении же усталость сопровождается увеличением частоты сердечных сокращений и снижением темпа работы.
Таким образом, распознать то или иное психическое состояние можно лишь учитывая целый ряд показателей, отражающих направленность изменений в различных физиологических и психологических системах при том или ином состоянии. Речь, следовательно, идет о том, что каждому состоянию соответствует определенная качественная модель этих изменений.
При диагностике состояний человека на производстве важно учитывать то, в каком состоянии пришел человек на работу. Иначе можно получить парадоксальные результаты.
Основным фактором утомления и переутомления является сама трудовая деятельность. Однако утомление, возникающее на производстве, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые сами по себе также вызывают утомление. Это могут быть, например... чрезмерное увлечение спортом и т. д.
...Нам при изучении динамики утомления и дееспособности дважды пришлось столкнуться с парадоксальными кривыми, свидетельствующими вначале о резком проявлении утомления, постепенно выравнивающемся в течение половины — двух третей рабочего времени. Первый раз (в 1933 г.) это были многосемейные работницы цеха малых прессов Горьковского автомобильного завода, пешком приходившие издалека на работу после утомительной домашней работы и отдыхавшие на нетяжелой сидячей работе. Второй раз (в 1946 г.) это были летчики, утомленные городским транспортом и железной дорогой и отдыхавшие в полете (Платонов, 1970).
Сложность диагностики состояний состоит в том, что в реальности часто наблюдается накладывание одного состояния на другое (например, воодушевления, эйфории на состояние утомления, при этом первое состояние маскирует, по крайней мере, субъективно, второе состояние).