Методология диагностики состояний.
В большинстве случаев методологическим положением, указывающим, как надо диагностировать состояние человека, является следующее: «Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объединения полученных показателей в общую интегральную оценку» (Марищук, 1974). Несмотря на правомерность такого подхода, очевидна его неэкономность. Например, В.Л. Марищук приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния.
Идея комплексного подхода к изучению состояний не нова. Еще в 1929г. А.П. Нечаев, проанализировав более 30 различных методик диагностики утомления, пришел к выводу, что ни одна из них при однократном применении не позволяет, не только судить о величине утомления, но вообще сделать вывод о его наличии. «Неужели психология, — писал он, — никогда не будет владеть методом, при помощи которого можно было бы регистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый момент времени?!»... Пытаясь найти такой метод, он приходит к выводу о необходимости в любой момент одновременно регистрировать ряд характеристик сенсорной и моторной готовности человека и оценивать соотношение между ними. Несмотря на некоторую наивность в определении содержания этой комплексной характеристики, разработанные в исследованиях А.П. Нечаева положения с особым интересом читаются в наши дни. При этом важно заметить, что объединяемые им характеристики являются количественной оценкой соотношения между разными элементами единой психофизиологической системы, обеспечивающей выполнение деятельности (Леонова, Медведев, 1981).
В одной из публикаций для оценки функционального состояния человека (хорошее оно или плохое) пошли следующим путем: оценивали сдвиг по каждому изученному показателю либо как положительный, либо как отрицательный. Например, если время зрительно-моторной реакции укоротилось, то это положительный симптом, а если частота сердечных сокращений возросла, то это отрицательный симптом. Подсчитав количество положительных и отрицательных сдвигов, выводили интегральную оценку функционального состояния человека. Если больше было положительных сдвигов, то состояние расценивалось как хорошее, а если больше было отрицательных сдвигов, то расценивалось как плохое. Некорректность подобного подхода очевидна. Например, при состоянии монотонии время простой зрительно-моторной реакции может укорачиваться, а мышечная сила и темп работы — возрастать. Но кто будет утверждать, что это состояние хорошее?
Очевидно, что необходимость комплексной характеристики состояний, подчеркиваемая авторами во всех определениях состояний, требует и комплексного подхода к их изучению (Илюхина, Данько, 1986; Леонова, Медведев, 1981; Марищук, 1974, и др.). Однако это не должно приводить к слепому стихийному выбору изучаемых параметров, что в большинстве случаев имеет место: берутся те функциональные показатели, которые обеспечены имеющейся под рукой аппаратурой, или исходя из чистого субъективизма исследователя. Однако комплексного подхода к анализу и диагностике состояний человека недостаточно. Нужен системный подход, о котором я писал в 1978 г. и который позже стал постулироваться и другими исследователями (например, Вяткин, Дорфман, 1987).
Для анализа физиологических реакций используются десятки и сотни различных показателей и методик. Конечно, все методики невозможно применить в конкретном случае. Решая этот вопрос, необходимо исходить из двух основных положений.
Первое заключается в том, чтобы выбранный показатель отражал наиболее полно функциональное состояние исследуемой системы, т. е. чтобы он был адекватен той работе, которую должна выполнять эта система. Этот метод не должен быть слишком грубым, способным уловить изменения лишь тогда, когда они будут слишком явно выражены, в противном случае мы рискуем просмотреть, не уловить начальных проявлений состояния, не сможем проследить за его динамикой. В то же время избранный метод не должен быть слишком чувствительным, чтобы не принять небольшие функциональные колебания за явления состояния. Второе основное положение связано с тем, что любая система весьма многогранна в проявлении своей деятельности, своих свойствах. При развитии состояния различные свойства системы изменяются по-разному... Определить наиболее важную сторону деятельности системы не так просто. Исходя из общих положений теории утомления, утомление, прежде всего, связано с изменениями состояния центральной нервной системы. Казалось бы, можно в любом случае исследовать только динамику основных нервных процессов в центральной нервной системе, изучить взаимоотношение возбуждения и торможения в коре и надсегментарных отделах мозга. Однако это не так. Дело в том, что в центральной нервной системе характер такого взаимоотношения чрезвычайно сложен и определяется наличной функциональной мозаикой. Мы можем при одном и том же состоянии утомления получить различные, противоположные по своему значению данные в зависимости от того, как мы исследуем центральную нервную систему.
Как же выбрать эту систему и ту сторону ее работы, которую необходимо положить в основу изучения процесса утомления? Для этого необходимо, прежде всего, исходить из психофизиологического анализа того вида деятельности, который мы изучаем (Зараковский и др., 1974).
Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим качество реакции важнейших уровней (блоков) организма и личности.
Во-первых, при диагностике разных состояний необходимо взять показатели, отражающие все выделенные нами уровни реагирования (психический, физиологический, поведенческий).
Во-вторых, набор этих показателей должен быть ограничен необходимым минимумом. Как показал собственный опыт изучения состояний, можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они адекватно и наиболее отчетливо отражают происходящие на том, или ином уровне изменения в субсистеме. В этом случае использование многих показателей, показывающих одни и те же изменения на том или ином уровне, будет означать лишь ненужное дублирование ими друг друга.
Поясню на конкретном примере. При изучении состояния монотонии усиление парасимпатических влияний (вегетативный уровень реагирования) было выявлено с помощью трех показателей: частоте сердечных сокращений, артериальном давлении, энергообмене. Следовательно, любой из этих показателей, включенный в диагностический комплекс, покажет усиление парасимпатического влияния. Вопрос будет только в том, какой из них удобнее использовать (в данном случае, конечно, частоту сердечных сокращений). Точно так же увеличение возбуждения в двигательной системе (соматический и поведенческий уровни реагирования) было выявлено по показателям мышечной силы, времени простой сенсомоторной реакции и темпу рабочих движений. Следовательно, феномен усиления моторной активности можно выявить только по одному из этих показателей. Брать другие показатели этих уровней для диагностики состояния монотонии нет необходимости.
Сходные результаты получили и другие исследователи (Береговой с соавт., 1974), которые, используя для диагностики состояний сначала семь показателей, пришли к выводу, что надежный диагноз можно поставить, используя и четыре показателя.
Таким образом, очевидно, что структурный, системный подход к диагностике психофизиологических состояний позволяет выбирать оптимальное количество методик и показателей, необходимых для диагностики.
Важно учитывать степень значимости (эмоциогенность) выполняемой деятельности. Так, Н.А. Розе-Грищенко и Л.А. Головей (1981) было выявлено, что в ситуации экзамена среди многих психомоторных показателей набольшим изменениям подвергаются статический тремор и сила рук, а при психологическом тестировании, тоже вызывающем эмоциональное напряжение, наиболее динамичными являются спонтанная мышечная активность и динамический тремор.
Центральной проблемой является выбор из большого числа имеющихся наиболее надежных и удобных для практического использования методик. Последнее требование в принципе может быть удовлетворено в отношении любой методики за счет усовершенствования процедуры тестирования, способов регистрации и обработки данных на основе применения современных технических средств (использование ЭВМ на линии эксперимента, разработка портативных установок, применение адекватных математических моделей и средств статистического анализа). Надежность же отбираемых методических средств определяется чувствительностью используемых показателей и их адекватностью конкретным задачам исследования.
Если говорить о пригодности того или иного показателя динамики функциональных состояний, то на первый план выдвигается проблема информативности применяемых критериев. Используемый показатель должен наиболее полно отражать функциональное состояние исследуемой системы, т. е. быть адекватен той работе, которую выполняет последняя. Кроме того, необходимо, чтобы выбираемый показатель обладал определенной степенью устойчивости, реагируя не на любое колебание параметра, а фиксируя изменение состояния. В то же время нельзя допустить использования слишком грубых показателей, способных уловить только ярко выраженные изменения (Леонова, Медведев, 1981).
Наконец, не следует полагать, что раз имеется какой-либо фактор, могущий вызвать то или иное состояние, то состояние, соответствующее этому воздействию, уже имеется у человека. Так, часто при ограничении двигательной активности полагают, что у школьников имеется состояние гиподинамии, хотя это неочевидно: развитие этого состояния требует определенного времени нахождения в режиме сниженной двигательной активности. Нужно также учитывать, что одна и та же по характеру работа может вызвать разные состояния. Например, монотонная работа может приводить к состоянию монотонии, пресыщения и утомления.