ТЕМА: «Адаптация и физическая работоспособность и её динамика в различные периоды мышечной работы»

Домашнее задание:

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. До какого пульса сохраняется прямая зависимость между частотой сердечных со­кращений и мощностью выполняемой работы?

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как часто определяют общую физическую работоспособность у спортсменов в го­дичном тренировочном цикле?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как изменяется общая физическая работоспособность при снижении кислородной емкости крови?

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие основные физиологические системы определяют величину PWC170 ?

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какая закономерность лежит в основе определения PWC170 ?

_____________________________________________________________

6. Каков механизм стартовой реакции боевой готовности?

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какой физиологический механизм лежит в основе предстартовых состояний?

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. За счет чего можно корректировать неблагоприятные стартовые реакции (предстар­товую лихорадку и предстартовую апатию)?

________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каково значение предстартовых состояний?

________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Каков временной интервал между окончанием разминки и началом соревнователь­ной деятельности в зависимости от ее интенсивности?

_______________________________________________________________

Решите ситуационные задачи:

Ситуация 1: У спортсмена перед стартом отмечается резкое учащение ЧСС, значительное повышение АД, высокие значения ЛВ и ЧД.
Вопрос: Какой вид предстартовых состояний наблюдается у спортсмена?
1. предстартовая лихорадка
2. апатия
3. боевая готовность
4. релаксация
Ответ:
Вопрос: Каков физиологический механизм лежит в основе этого предстартового состояния?
1. условно-рефлекторный механизм
2. безусловно-рефлекторный механизм
3. все ответы верны
4. гуморальный механизм
Ответ:
Вопрос: Может ли спортсмен наиболее полно реализовать свой двигательный потенциал, находясь в этом предстартовом состоянии?
1. нет, не может
2. может
3. может, но редко
4. все зависит от уровня тренированности спортсмена
Ответ:
Вопрос: Какое основное средство коррекции неблагоприятных предстартовых состояний?
1. предстартовая разминка
2. аутогенная тренировка
3. медитация
4. медико-биологические средства
Ответ:
Ситуация 2: У спортсмена отмечается относительно поверхностное дыхание, повышенное потребление О2 и увеличенное выделение СО2 с выдыхаемым воздухом, большой вентиляционный эквивалент О2, высокая ЧСС, повышенное содержание СО2 в крови и альвеолярном воздухе, сниженное ph крови, значительное потоотделение.
Вопрос: О каком физиологическом состоянии идет речь?
1. мертвая точка
2. врабатывание
3. предстартовое состояние
4. устойчивое состояние
Ответ:
Вопрос: При работе, какой мощности возникает это состояние?
1. максимальной
2. субмаксимальной
3. большой
4. умеренной
Ответ:
Вопрос: Какой «стиль» начала выполнения соревновательного упражнения повышает вероятность появления этого состояния?
1. интенсивное начало работы
2. мало интенсивное начало работы
3. среднее по интенсивности
4. все ответы верны
Ответ:
Вопрос: У кого чаще возникает это состояние?
1. у нетренированных
2. у тренированных
3. нет зависимости от уровня тренированности
4. все утверждения верны
Ответ:


Подготовиться к теоретическому опросу по теме:

1. Адаптация к физическим нагрузкам.

2. Теории развития адаптации. Стадии развития адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.

3. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация.

4. Физическая работоспособность и факторы её определяющие.

5. Методы определения физической работоспособности.

6. Роль различных факторов в обеспечении работоспособности в различных видах спортивной деятельности на разных этапах многолетней тренировки.

7. Предстартовые состояния, их значение, проявления и физиологические механизмы. Формы проявления предстартового состояния и способы их регуляции.

8. Физиологическая характеристика врабатывания.

9. Физиологическая характеристика «истинного» и «кажущегося» устойчивого состояния.

Рекомендуемая литература:

1. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1990. - 191 с. : ил.

2. Горбанёва,Е. П. Основы общей и спортивной физиологии. Компенсация нарушенных функций: учебное пособие / Е. П. Горбанёва; И. В. Суслина. - Волгоград: ФГОУВПО "ВГАФК", 2009. - 159 с. - Библиогр.: с. 157-159.

3. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин ; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.

4. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.

5. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.

6. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.

7. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г.-Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.

8. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.

9. Шамардин, А. И. Дифференцированный контроль физической работоспособности спортсменов на разных этапах подготовки : учебное пособие / А. И. Шамардин ; И. Н. Солопов, Е. Э. Червякова. - Волгоград : ВГАФК, 2000. - 84 с.

Наши рекомендации